Урок "Окно в компьютерный мир" для 5 класса к учебнику Н. В. Макаровой
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Разработка открытого урока по информатике в 5 классе по УМК Н. В. Макаровой по теме "Окно в компьютерный мир". Полная разработка содержит презентацию (можно использовать для интерактивной доски), а также нарезанные фрагменты мультфильма "Паровозик из Ромашкова". Имеет объем 65 Мбайт, поэтому на данном сайте не размещается. При необходимости обращайтесь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_informatike_i_ikt_v_5_klasse.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по информатике и ИКТ в 5 классе

Тема: Окно в компьютерный мир

Цели урока:

Образовательные:

  • Знать: понятие компьютерного окна и его элементов, технологию управления компьютерным окном, элементы рабочего стола, основные устройства компьютера
  • Уметь: управлять компьютерным окном, пользоваться Главным меню, запускать программы Блокнот и Калькулятор
  • Применять полученные знания и умения в практической деятельности

Развивающие: 

  • совершенствовать общеучебные навыки: навыки самостоятельной работы; навыки работы с учебником,
  • развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
  • воспитание дисциплинированности;

Оборудование урока: 

  • Учебник «Информатика» 5 класс под ред. Н.В. Макаровой
  • Презентация, видеоролики
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска
  • Раздаточный дидактический материал для работы учащихся.
  • Персональные компьютеры

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока – урок - путешествие.

Время:  45 минут.

План урока:

1)         Организационный момент – 3 мин. (01, 02)

2) Повторение изученного ранее материала – 9 мин. (03)

3) Изучение нового материала  - 11 мин

4) Первичное закрепление изученного материала – 3 мин (04)

5) Физминутка (05) -

6) Практическая работа по закреплению материала и выработке умений и навыков  - 14 мин (06)

7)  Проверка усвоения изученного материала (2 мин)

8) Итоги урока. Домашнее задание  – 3 мин.

I. Организационный момент урока (3 мин)

1. Приветствие учащихся

2. Постановка целей и задач урока

Вокзал

Учитель: Здравствуйте. Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня оказались на вокзале? Правильно, мы отправляемся в путешествие. В путешествие по удивительной стране WINDOWS на поиски еще неизвестных вам объектов. Вы должны найти ранее незнакомый вам объект, познакомиться с его свойствами и научиться им управлять. Наш путь по стране WINDOWS будет проходить на веселом и любознательном паровозике из Ромашкова. Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия.

  1. Вокзал (01, 02)
  2. Остановка Повторяево (03)
  3. Остановка Открытий (04)
  4. Остановка Спортивная (05)
  5. Остановка Самоделкино (06)
  6. Остановка Ромашково (конечная)

Каждый из вас получает «Карту путешествия», на которой будете проставлять свои баллы, полученные за задания, выполненные во время путешествия.

Занимайте свои места в виртуальном паровозике, поехали, к новым открытиям!

II. Повторение пройденного материала. Опрос (9 мин.)

Остановка Повторяево

Учитель: Ребята, чтобы найти и открыть еще не известный вам объект, нужно вспомнить уже знакомые объекты.

  1. Рабочий стол и его элементы

Работа с карточками (Сопоставляют элементы Рабочего стола и их названия)

Далее 1 ученик у доски показывает, остальные дополняют.

  1. Устройства компьютера

Фронтальная работа по разгадыванию кроссворда.

Учитель: Ребята, составьте слово из букв, находящихся в закрашенных клетках. Какое слово у нас получилось? А имеет ли это слово отношение к компьютеру, к системной среде WINDOWS? Да. Окно – один из главных объектов интерфейса ОС WINDOWS. Ведь WINDOWS по-английски – это ОКНА!

IV. Изучение нового материала (11 мин.)

Остановка Открытий

Учитель: Итак, мы вспомнили некоторые объекты ОС WINDOWS и открыли еще один объект -  «ОКНО».

Как же выглядит этот новый для нас объект? Какими свойствами он обладает, как можно им управлять?

  1. Компьютерное окно и его элементы. Читают по учебнику п. 1.6.  

Учитель: Что такое компьютерное окно? Назовите основные элементы компьютерного окна.

  1. Управление компьютерным окном. Показать на ИД.

V. Первичное закрепление изученного материала (3 мин)

По картинке на ИД 1 ученик показывает и называет основные элементы компьютерного окна. Остальные дополняют.

Остановка Спортивная

Выполняем упражнения под музыку

Мы руками поведем – Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре –

Вот мы к берегу приплыли,

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять –

Вправо, влево, вправо, влево.

Не забудем и присесть –

Раз, два, три, четыре,

На счет пять – за парты сесть.

VI. Практическая работа (14 мин.)

Остановка Самоделкино

  1. Ученики выполняют работу на компьютерах в обучающей программе «Самоучитель Windows». Раздел: Windows – это окна, подраздел Введение в окноведение.

Получают оценки за тест, сообщают учителю.

2. Работа с карточками (вставляют в текст пропущенные слова).

VII. Проверка усвоения изученного материала (2 мин.)

Остановка Ромашково (конечная)

– По слайду на ИД проверяем усвоение изученного материала: вставляют пропущенные слова.

VIII. Подведение итогов урока (выставление оценок) (2 мин.)

Учитель: – Ребята, какой новый для вас объект WINDOWS мы открыли в результате нашего путешествия? (ОКНО). Ребята, я думаю, что вы не просто познакомились с новым объектом, а открыли для себя еще одно окно в компьютерный мир.

–Ребята, а как бы вы назвали тему сегодняшнего урока? «Окно в компьютерный мир»

А сейчас мы подведем итог нашего урока. На уроке все ученики работали хорошо, активно и получили следующие оценки. (Комментируются оценки, выставляемые за урок).

IX. Задание на дом (1 мин.)

§ 1.6. стр. 18-19.

Учитель: Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smiley – улыбаться). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое–то чувство или настроение.

Оцените себя, используя смайлики.

: – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.

: – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.

: – ( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.

Учитель: Вот и закончилось сегодня наше маленькое путешествие в удивительную страну под названием «WINDOWS». Спасибо за работу! До новых открытий!


Впиши общепринятые названия

1. Ограниченная рамкой область экрана – это _________________________

________________________________________________________________

2. Элемент окна, на котором расположены кнопки СВЕРНУТЬ, РАЗВЕРНУТЬ, ЗАКРЫТЬ – это ____________________________________

___________________________________________________________________________

3. Область компьютерного окна, где размещаются объекты и выполняются действия над ними  - это ___________________________________________

4. Элементы управления, позволяющие просмотреть содержимое окна, не помещающееся в заданных границах – это ___________________________ ________________________________________________________________


Соедините стрелками элементы Рабочего стола с их названием

Остановки

Оценка

Вокзал

Остановка Повторяево 

Остановка Открытий

Остановка Спортивная

Остановка Самоделкино

Остановка Ромашково (конечная)

Итоговая оценка

Компьютерное окно и его элементы

     Заголовок окна                      Свернуть   Развернуть    Закрыть

 

   Строка меню

                                                             Полосы прокрутки

                                                                      Ползунок

    Границы

    окна

                                                              Стрелки прокрутки


Сценарий урока

Этап

Говорю

Доска

Ученики

1

9.23

Здравствуйте. Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня оказались на вокзале? Правильно, мы отправляемся в путешествие. В путешествие по удивительной стране WINDOWS на поиски еще неизвестных вам объектов. Вы должны найти ранее незнакомый вам объект, познакомиться с его свойствами и научиться им управлять. Наш путь по стране WINDOWS будет проходить на веселом и любознательном паровозике из Ромашкова. Давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия.

……………………………………

Каждый из вас получает «Карту путешествия», на которой будете проставлять свои баллы, полученные за задания, выполненные во время путешествия.

Занимайте свои места в виртуальном паровозике, поехали, к новым открытиям!

Ребята, чтобы найти и открыть еще не известный вам объект, нужно вспомнить уже знакомые объекты.

Слайд Вокзал

Фильм 01 (приглушить)

Показать маршрут

Фильм 02 (приглушить)

Переход на слайд Повторяево

Слушают, отвечают на вопросы

2

9.32

Повторим элементы Рабочего стола.

Возьмите карточку с рисунком Рабочего стола. Соедините стрелками элементы рабочего стола с их названием.

А теперь 1 ученик покажет элементы рабочего стола на экране, остальные дополняют.

А теперь решим кроссворд «Устройства компьютера»

Возьмите карточку с кроссвордом. Разгадывать будем коллективно.

Ребята, составьте слово из букв, находящихся в закрашенных клетках. Какое слово у нас получилось? А имеет ли это слово отношение к компьютеру, к системной среде WINDOWS? Да. Окно – один из главных объектов интерфейса ОС WINDOWS. Ведь WINDOWS по-английски – это ОКНА!

Итак, мы вспомнили некоторые объекты ОС WINDOWS и открыли еще один объект -  «ОКНО».

Как же выглядит этот новый для нас объект? Какими свойствами он обладает, как можно им управлять? Это мы узнаем из учебника.

Откройте учебник на стр. 18, параграф 1.6

Слайд Повторяево

Переход на Рабочий стол

Переход на Кроссворд

Фильм 03

Переход на слайд Открытий

Работают по карточкам

Работают у доски

разгадывают кроссворд

Отвечают на вопросы

3

9.46

Читаем вслух.

Ответьте на вопрос: что такое Компьютерное окно?

Назовите элементы компьютерного окна.

Ребята, а как можно управлять компьютерным окном?

А теперь 1 ученик пусть покажет элементы компьютерного окна

Мы хорошо потрудились, теперь можно немного отдохнуть.

Физминутка

Мы руками поведем – Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре –

Вот мы к берегу приплыли,

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять –

Вправо, влево, вправо, влево.

Не забудем и присесть –

Раз, два, три, четыре,

На счет пять – за парты сесть.

Слайд остановка Открытий

Переход на Компьютерное окно

Фильм 04

Переход на слайд Самоделкино

Читают учебник

Отвечают на вопросы,

работают у доски

выполняют упражнения

4

10.00

А теперь выполним практическую работу, вы должны закрепить элементы компьютерного окна и научиться управлять им.

Работаем в программе Самоучитель Windows.  Выполните задания и тест. Оценки поставьте в карту путешествия.

Также выполните задания на карточках: дополните предложения.

……………………………………….

Ребята, завершаем практическую работу, садимся за парты, сдаем карты путешествия

Слайд Самоделкино

Фильм 05

Проверить карточки с Рабочим столом, выставить оценки в карты путешествия

Фильм 06

Переход на слайд Ромашково

Переходят к компьютерам

Выполняют практическую работу

Возвращаются на места

5

10.02

Давайте проверим работу по карточкам

Ребята, какой новый для вас объект WINDOWS мы открыли в результате нашего путешествия? (ОКНО). Ребята, я думаю, что вы не просто познакомились с новым объектом, а открыли для себя еще одно окно в компьютерный мир.

–Ребята, а как бы вы назвали тему сегодняшнего урока? «Окно в компьютерный мир»

Слайд Ромашково

Зачитывают предложения

Отвечают на вопросы

6

10.05

А сейчас мы подведем итог нашего урока. Карты путешествия. 

На уроке все ученики работали хорошо, активно и получили следующие оценки.

Запишем домашнее задание

Вот и закончилось наше маленькое путешествие в удивительную страну под названием «WINDOWS». Спасибо за работу! До новых открытий!

Переход на домашнее задание

Переход на Заключительный слайд

Записывают дом. задание


Кроссворд

по теме «Устройство персонального компьютера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Окно в компьютерный мир" для 5 класса к учебнику Н. В. Макаровой

Презентация к открытому уроку по информатике в 5 классе по УМК Н. В. Макаровой по теме "Окно в компьютерный мир". Полная разработка содержит разработку урока с подробным сценарием, а также нарезанные ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа с...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа с...

Рабочая программа по информатике 8 класс к учебнику Н.В. Макаровой

Рабочая программа 8 класс (базовый уровень) к учебнику Макаровой Н.В. включает пояснительную записку и тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике 9 класс к учебнику Н.В. Макаровой

Рабочая программа 9 класс (базовый уровень) к учебнику Макаровой Н.В. включает пояснительную записку и тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике 10 класс к учебнику Н.В. Макаровой

Рабочая программа 10 класс к учебнику Макаровой Н.В. включает пояснительную записку и тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике 11 класс к учебнику Н.В. Макаровой

Рабочая программа11 класс к учебнику Макаровой Н.В. включает пояснительную записку и тематическое планирование...