Рабочая программа по информатике 8 класс к учебнику Н.В. Макаровой
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) на тему

Булатова  Марина Андреевна

Рабочая программа 8 класс (базовый уровень) к учебнику Макаровой Н.В. включает пояснительную записку и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inf_i_ikt_8_klass.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основе следующих нормативных документов:

- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -2-е изд., стереотип. -М.:Дрофа,2008.

-Примерная программа по информатике и ИКТ. Макарова Н.В. – СПб.: Питер, 2007.

Настоящая программа рассчитана на изучение  информатики в 8 классе, общее количество часов: 34 часа  (1 час в неделю).

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника  ИНФОРМАТИКА И ИКТ под редакцией профессора Н.В.Макаровой, 8-9 класс.

Содержание данной программы согласовано с содержанием примерной программы основного курса информатики для средней школы, рекомендованной министерством образования и науки РФ.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

 На  уроках информатики в соответствии с программой предполагается теоретическая и практическая часть за компьютером в соответствии с нормами СанПин.

Изучение информатики  в основной  школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

В результате изучения информатики и ИКТ в 8-ом классе ученик должен…

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


II. Содержание обучения в основной школе (34 часа)

Раздел 1. Информационные процессы

Тема 1.1. Представление информации  (4 часа)

Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.

   Тема 1.2. Передача информации (1 час)

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

     

        Тема 1.3. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (1 час)

Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.

        Тема 1.4. Информационные процессы в обществе (1 час)

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность.

Раздел 2. Информационные технологии.

Тема 2.1. Основные устройства ИКТ (7 часов)

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов.

Тема 2.2. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории) (2 часа)

Запись изображений с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и сканеров)

Запись текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи).  

Тема 2.3. Создание и обработка информационных объектов. Тексты (12,5 часов)

       Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Тема 2.4. Создание и обработка информационных объектов. Рисунки и фотографии

(3,5 часа)

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Тема 2.5. Проектирование и моделирование (1,5 часа)

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

Тема 2.6. Организация информационной среды (0,5 часа)

 Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста.


III. Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания

Д/З

Дата проведения

по плану

фактич

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

1

Техника безопасности в кабинете.

Информация и информационные объекты.

1

Информация, информационные объекты различных видов.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного.


Тема 1.

2

Основные информационные процессы.

1

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Тема 3.1, 3.2.

3

Количество информации

1

Дискретная форма представления информации.

Единицы измерения информации.

Тема 2.3.стр.26-27 - контрольные вопросы

4

Единицы измерения количества информации

1

Единицы измерения информации.

Управление, обратная связь.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Тема 3.3., 3.4.

Стр.39-контрольные вопросы

5

Основные компоненты  компьютера и их функции.

1

Основные компоненты компьютера и их функции.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов


Тема 19 тема 20.1

6

Программные принципы работы компьютера.

Практическая работа №1

Соединение блоков и устройств компьютера.

1

Программный принцип работы компьютера.

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, Простейшие операции по управлению, использование различных носителей информации, расходных материалов.


Тема 14.1.

7

Файловая система. Практическая работа № 2 «Планирование собственного информационного пространства»

1

Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.


Тема 14.2, 14.3

8

Контрольная работа по № 1 по теме: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

1


Обработка графической информации

9

Растровая и векторная графика.

1

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора.

Н.В.Ма-карова

Практи-кум

Стр. 65-73

10

Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

1

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора.

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика

Н.В.Ма-карова

Практи-кум

Стр. 65-73

11

Практическая работа №10

Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора.

1

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, использование готовых графических объектов.

Геометрические и стилевые преобразования.

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.


Н.В.Ма-карова

Практи-кум

Стр. 73-80

12

Практическая работа №11

Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора.

1

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, использование готовых графических объектов.

Геометрические и стилевые преобразования.

Использование примитивов и шаблонов.

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.


Н.В.Ма-карова

Практи-кум

Стр. 73-80

13

Контрольная работа № 2 по теме: «Обработка графической информации»

1


Обработка текстовой информации

14

Создание и простейшее редактирование документов в текстовом процессоре.

Практическая работа № 3

"Знакомство с приемами квалифицированного письма"

1

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

Планирование работы над текстом.

Н.В.Ма-карова

Практикум

Стр. 83-96

15

Приемы редактирования.

1

Работа с фрагментами текста.

Н.В.Ма-карова

Практикум

Стр. 97-105

16

Практическая работа №4

"Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного базовых средств редакторов"

1

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

Печать текста.

Тема 15.1, 15.2.

Н.В.Ма-карова

Практикум

Стр. 105-112

17

Настройка параметров элементов текста: страницы, абзаца.

1

Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления.

Н.В.Ма-карова

Практи-кум

Стр83-90

Учебниктема 15.4

18

Формулы и графические объекты.

 Практическая работа №5

"Форматирование текстовых документов. Вставка в документ формул"

1

Включение в текст изображений.

Выделение изменений.


Н.В.Ма-карова

Практи-кум

Стр83-90

Учебник, тема 15.5

19

Приемы форматирования в текстовых документах.

Практическая работа №6

Создание и форматирование списков

1

Включение в текст списков.

Выделение изменений.


Н.В.Макарова

Практикум

Стр. 117-124

20

Таблица в текстовом документе.

Практическая работа №7

"Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными".

1

Включение в текст таблиц.

Н.В.Ма-карова

Практи-кум

Стр. 113-116

21

Графический объект в текстовом документе

1

Включение в текст изображений,  диаграмм.

Н.В.Макарова

Практикум

Стр. 65-73

22

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов

1

Включение в текст списков, таблиц, диаграмм, формул.

Н.В.Ма-карова

Практикум

Стр. 117-125

23

Документы различного назначения

1

Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста.

Н.В.Ма-карова

Практи-кум

Стр. 105-113

24

Практическая работа № 8

Создание гипертекстового документа

1

Планирование работы над текстом.

Ссылки, заголовки, оглавления.

Н.В.Ма-карова

Практи-кум

Стр. 223-234

25

Компьютерные словари.

Перевод текста с использование системы машинного перевода

1

Проверка правописания, словари.

Н.В.Ма-карова

Практи-кум

Стр. 84-97

26

Контрольная работа № 3

 работа по теме: «Обработка текстовой информации»

1

Н.В.Ма-карова

Практи-кум

Стр. 84-97

ЭВМ. Информационные ресурсы

27

История развития вычислительной техники.

Поколения ЭВМ.

1

§ 24.1, 24.2

28

Классификация компьютеров по функциональным возможностям.

1

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов.

Тема 25

29

Архивирование и разархивирование.

1

Архивирование и разархивирование.

Записи в тетради

30

Информационные ресурсы общества.

1

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

§ 4.2

31

Личная информация, информационная безопасность.

1

Личная информация, информационная безопасность.

§ 4.2

32

Защита информации от компьютерных вирусов.

1

Защита информации от компьютерных вирусов.

Записи в тетради

33

Связь информатики с другими науками.

1

Связь информатики с другими науками.

Записи в тетради

34

Контрольная работа № 4 по теме «ЭВМ. Информационные ресурсы».

1


IV. Ресурсное обеспечение

  1. Основная литература:

  1. Программа по информатике и ИКТ. 5-11 классы. Н.В.Макарова. ПИТЕР, 2007. -40с
  2. Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 416 с.
  3. Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.
  4. Поурочные разработки по информатике. А.Х.Шелепаева. 8-9 класс. М.-«ВАКО»- 2005, 288с.
  5. Информатика. Лабораторный практикум. I часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-80с.
  6. Информатика. Лабораторный практикум. . II часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-64с.
  7. Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Практикум.  Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 384с.
  8. Образовательные ресурсы сети Интернет. Каталог  М, 2006

2) Оборудование:

      1. Аппаратные средства: компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок устройства, обеспечивающий подключение к сети; устройства вывода и ввода и устройство манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
     2. Программные средства: операционная система; файловый менеджер; антивирусная программа; система программирования; текстовые редакторы; электронная таблица; система управления базой данных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа для 10 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Кузовлева для 10 класса...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...