Рабочая программа по информатике 9 класс к учебнику Н.В. Макаровой
календарно-тематическое планирование (информатика и икт, 9 класс) на тему

Булатова  Марина Андреевна

Рабочая программа 9 класс (базовый уровень) к учебнику Макаровой Н.В. включает пояснительную записку и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inf_i_ikt_9_klass.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основе следующих нормативных документов:

- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2008.

-Примерная программа по информатике и ИКТ. Макарова Н.В. – СПб.: Питер, 2007.

Настоящая программа рассчитана на изучение  информатики в 9 классе, общее количество часов: 68 часов (2 часа в неделю).

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника  ИНФОРМАТИКА И ИКТ под редакцией профессора Н.В.Макаровой, 8-9 класс.

Содержание данной программы согласовано с содержанием примерной программы основного курса информатики для средней школы, рекомендованной министерством образования и науки РФ.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

 На  уроках информатики в соответствии с программой предполагается теоретическая и практическая часть за компьютером в соответствии с нормами СанПин.

Изучение информатики  в основной  школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

В результате изучения информатики и ИКТ в 9-ом классе  ученик должен…

знать/понимать:

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (модемом, мультимедийным проектором); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


II. Содержание обучения в основной школе (68 часов)

Раздел 1. Информационные процессы

Тема 1.1. Обработка информации (8 часов)

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

         

        Тема 1.2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (3 часа)

Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

        Тема 1.3. Информационные процессы в обществе (1,5 часа)

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Раздел 2. Информационные технологии.

Тема 2.1. Основные устройства ИКТ (0,5 часа)

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Тема 2.2. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (3,5 часа)

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (микроскопов, видеокамер, магнитофонов).

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

Запись таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов

Тема 2.3. Создание и обработка информационных объектов. Базы данных (5 часов)

         Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Тема 2.4. Создание и обработка информационных объектов. Звуки и видеоизображения (1,5 часа)

Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Тема 2.5. Поиск информации (4 часа)

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Тема 2.6. Проектирование и моделирование (13.5 часов)

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Тема 2.7. Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

 (14 часов)

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Тема 2. 8. Организация информационной среды (13,5 часов)

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.


III. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол

час

Обязательный минимум содержания

Д/з

Дата

план

Дата факт

1

Инструктаж по ТБ,

Представление о системе объектов

1

Записи

в тетради

03.09

2

Место моделирования в деятельности человека.

1

У. п.11.1, стр.129-134

08.09

3

Основные этапы моделирования

1

Моделирование.

Записи в тетради

10.09

5

Постановка задачи. Разработка модели П/р № 1 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

1

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика.

У. п.11.2, 11.3 стр. 134-142

П.стр.66-70

15.09

6,7

Разработка модели.

Компьютерный эксперимент.

П/р № 2 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

2

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение.

У. п.11.4, стр. 142-152

П.стр.71-79

17.09

22.09

7

Практическая работа

 № 3 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

1

Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: геометрические преобразования фрагментов и компонентов

П.стр.71-79

24.09

8

Анализ результатов моделирования.

П/р № 4 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

1

Композиция и монтаж.

У. п. 11.5 стр. 142-152

П.стр.79-80

29.09

9

Обобщающий урок по теме: «Основные этапы моделирования»

П/р № 5 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

1

Использование простых анимационных графических объектов.

У. п. 11 стр. 129-152

П.стр.79-80

01.10

10

П/р № 6 «Движение ученика от дома до школы» (в среде графического редактора).

1

Планы, карты

П.стр.79-80

06.10

11

Практическая работа

 № 7 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»

1

Планы, карты

П. раздел 2стр.65-80

8.10

12

Моделирование в среде текстового процессора

П/р № 8  по теме: «Моделирование в среде текстового процессора»

1

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста

П. стр 84-88

13.10

13

Моделирование в среде текстового процессора

П/р № 9 «Классификация животных или птиц» (в среде текстового процессора)

1

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста

П. стр 89-96

15.10

14

Основы классификации объектов. П/р № 10  по теме: «Моделирование в среде текстового процессора»

1

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста

У. стр.102-108

20.10

15

Классификация компьютерных документов Практическая работа № 11 «Редактирование текстового документа».

1

Создание и обработка комплексных информационных объектов в веб-страницы с использованием шаблонов.

У. стр.111-116

П. стр97-104

22.10

16

Виды классификации моделей. П/работа № 12 «Форматирование текстового документа».

1

Моделирование.

У.116-119

П. стр. 105-110

27.10

17

Классификация моделей по способу представления. П/р№ 13 по теме: «Моделирование в среде текстового процессора»

1

Моделирование.

У.119                                               -126 П. стр.111-114

05.11

18

Инструменты моделирования. Практическая работа  № 14  по теме: «Моделирование в среде текстового процессора»

1

Простейшие управляемые компьютерные модели.

У. стр. 126-129

П. стр. 115-117

10.11

19

Решение тестовых заданий по теме: Информационная картина мира"

1

Простейшие управляемые компьютерные модели.

12.11

20

Контрольная работа № 1 «Информационная картина мира».

1

Простейшие управляемые компьютерные модели.

17.11

21

Понятие программы. Подходы к созданию программы.

1

Представление о программировании.

  У.стр.197-202                                                                                                                                                                    

19.11

22

Классификация программного обеспечения

1

Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: стоимость информационных продуктов, услуг связи.

У.стр. 203-210

24.11

23

Решение тестовых заданий по теме: «Программное обеспечение информационных технологий»

1

Программное обеспечение.

26.11

24

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.

1

Алгоритм, свойства алгоритмов.

У.стр.155-160

01.12

25

Формы представления алгоритма. Линейный алгоритм

1

Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

У.стр.161-171

03.12

26

Разветвляющийся алгоритм

1

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения

У.стр.-172-177

08.12

27

Циклический алгоритм

1

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения

У.стр.178-185

10.12

28

Вспомогательный алгоритм

1

Алгоритмические конструкции.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

У.стр.186-188

15.12

29

Стадии создания алгоритма

1

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

У.стр. 189-195

17.12

30

Решение физических задач с помощью составления алгоритма

1

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

У. 189-195

22.12

31

Контрольная работа № 2 по теме: "Алгоритмы"

1

24.12

32

Общая характеристика прикладной среды

1

Программное обеспечение.

29.12

33

Прикладная среда табличного процессора Ехсel

1

Таблица как средство моделирования.

П. стр.125-142

12.01

34

Создание и редактирование табличного документа.

П/р № 15 "Моделирование в электронных таблицах»

1

Таблица как средство моделирования.

Ввод данных в готовую таблицу.

П. стр.143-145

14.01

35

Практическая работа № 16 "Моделирование в электронных таблицах»

1

Таблица как средство моделирования.

Ввод данных в готовую таблицу.

П. стр.145-149

19.01

36

Практическая работа № 17 "Моделирование в электронных таблицах»

1

Таблица как средство моделирования.

Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных

П. стр.149-156

21.01

37

Практическая работа

№ 18 "Моделирование в электронных таблицах»

1

Создание таблиц.

П. стр.149-156

26.01

38

Форматирование табличных документов П/р№19 "Моделирование в электронных таблицах»

1

Создание таблиц.

П. стр.149-156

28.01

39

Использование функций и логических формул. П/р№20 "Моделирование в электронных таблицах»

1

Ввод математических формул и вычисление по ним.

П. стр.157-160

02.02

40

Практическая работа

№ 21 "Моделирование в электронных таблицах»

1

Ввод математических формул и вычисление по ним.

П. стр.161-163

04.02

41

Практическая работа

№ 22 "Моделирование в электронных таблицах»

1

Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

П. стр.164-166

09.02

42

Практическая работа

№ 23 "Моделирование в электронных таблицах»

1

Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

П.стр.167-168

11.02

43

Практическая работа

№ 24 "Моделирование в электронных таблицах»

1

Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

П.стр.169-171

16.02

44

Практическая работа

№ 25 "Моделирование в электронных таблицах»

1

Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

П.стр.169-171

18.02

45

Контрольная работа № 3 по теме: "Прикладная среда табличного процессора Ехсel"

1

Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

23.02

46

Представление данных в виде диаграмм

Практическая работа

№ 26 "Создание диаграммы"

1

Переход к графическому представлению данных.

Диаграммы.

П. стр.167-171

25.02

47

Практическая работа

№ 27 "Создание таблицы успеваемости  и отобразить данные в виде диаграммы"

1

Создание таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

П. стр.167-171

02.03

48

Назначение базы данных

Практическая работа № 28 "Информационные модели в базах данных»

1

Базы данных.

П.стр.172-186

04.03

49

Создание структуры и заполнения базы данных

Практическая работа № 29 "Информационные модели в базах данных»

1

Создание записей в базе данных.

П.стр.187-192

09.03

50

Система управления базой данных Ассеss

Практическая работа

№ 30 "Информационные модели в базах данных"

1

Создание записей в базе данных.

П.стр.193-195

11.03

51

Практическая работа

№ 31 "Информационные модели в базах данных»

1

Создание записей в базе данных.

П. стр.196-197

16.03

52

Практическая работа

№ 32 "Информационные модели в базах данных»

1

Создание записей в базе данных. Поиск данных в готовой базе.

П. стр.196-197

18.03

       53

Информационные ресурсы общества.

1

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Записи в тетради.

23.03

54

Практическая работа № 33 «Поиск информации в сети Интернет по известным адресам»

1

Компьютерные энциклопедии и справочники.

Информация в компьютерных сетях.

Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей  и ссылок на них

Тема 22.1 с. 333-335

6.04

55

Практическая работа

№ 34 " Поиск информации в сети Интернет по ключевым словам "

1

Компьютерные  каталоги.

Формулирование запросов.

Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них

Тема 22.1 с. 333-335

8.04

56

Некомпьютерные источники информации.

1

Некомпьютерные источники информации.

Некомпьютерные каталоги.

Записи в тетради.

13.04

57

Поисковые машины.

1

Поисковые машины.

Записи в тетради.

15.04

58

Контрольная работа № 4 по теме: "Поиск информации»

1

20.04

59

Информационная этика.

1

Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Записи в тетради.

22.04

60

Электронная почта.

1

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщений.

Записи в тетради.

27.04

61

Интернет-общение.

1

Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Записи в тетради.

29.04

62

Звук. Практическая работа № 35 “Запись звука”

1

Запись звука с использованием различных устройств (видеокамер, магнитофонов).

Записи в тетради.

4.05

63

Звук. Практическая работа № 36 “Музыкальная клавиатура”

1

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

Записи в тетради.

6.05

64

Создание презентаций Power Point с помощью шаблонов. Практическая работа № 37 “Создание презентаций”

1

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде презентации с использованием шаблонов

Записи в тетради.

11.05

65

Включение в презентацию записанного звука. Практическая работа № 38 “Создание презентаций”

1

Создание и обработка презентации. Запись звука с использованием различных устройств.

Записи в втетради.

13.05

66,

67

Презентация Power Point.

Практические работа № 39, 40 “Создание презентаций”

2

Создание и обработка презентации.

Создать през-ю «Носители информации»

18.05

20.05

68

Контрольная работа № 5 по теме: «Организация информационной среды».

1

25.05

IV. Ресурсное обеспечение

  1. Основная литература:

  1. Программа по информатике и ИКТ. 5-11 классы. Н.В.Макарова. ПИТЕР, 2007. -40с
  2. Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 416 с.
  3. Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.
  4. Поурочные разработки по информатике. А.Х.Шелепаева. 8-9 класс. М.-«ВАКО»- 2005, 288с.
  5. Информатика. Лабораторный практикум. I часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-80с.
  6. Информатика. Лабораторный практикум. . II часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-64с.
  7. Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Практикум.  Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 215с.
  8. Образовательные ресурсы сети Интернет. каталог М, 2006

2) Оборудование:

      1. Аппаратные средства: компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок устройства, обеспечивающий подключение к сети; устройства вывода и ввода и устройство манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
     2. Программные средства: операционная система; файловый менеджер; антивирусная программа; система программирования; текстовые редакторы; электронная таблица; система управления базой данных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа для 10 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Кузовлева для 10 класса...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...