Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7 класса (17 часов)
рабочая программа (7 класс)

Коробейникова  Татьяна Васильевна

Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму. Содействие развитию цивилизованного предпринимательства, формирование общественном мнении позитивного отношения к предпринимательской деятельности; содействие формированию нового поколения молодых людей, понимающих предпринимательство и бизнес не как способ личной наживы, а как общественно востребованную самореализацию, и способных взять на себя ответственность за претворение этой цели в жизнь. Человек предприимчивый осознает свои желания и возможности, действует в соответствии с ними и достигает результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_predprinimatelstvo.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа

 

 

                           

«УТВЕРЖДАЮ»

директора РСОШ

___________ Юферева АА

№ _____________________

от «____»_________ 2023г

 

 

Рабочая программа

  внеурочной деятельности

«Основы предпринимательской деятельности»

для учащихся 7  класса

(17 часов)


Учитель:  Коробейникова

Татьяна Васильевна


2022 – 2023 учебный год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму. Содействие развитию цивилизованного предпринимательства, формирование общественном мнении позитивного отношения к предпринимательской деятельности; содействие формированию нового поколения молодых людей, понимающих предпринимательство и бизнес не как способ личной наживы, а как общественно востребованную самореализацию, и способных взять на себя ответственность за претворение этой цели в жизнь. Человек предприимчивый осознает свои желания и возможности, действует в соответствии с ними и достигает результата.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Цель программы: - формирование у школьников первоначальных знаний по основам предпринимательства и умения применять имеющиеся знания из различных областей при организации малого бизнеса.

При этом решаются следующие  задачи:

  • формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики;
  • развивать экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно-экономических явлений, умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;
  • вооружить некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и самооценки;
  • формировать уверенность в собственных силах и возможности по осуществлению несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда;
  • воспитать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономичность, умение оперативно решать поставленные задачи.

Программа включает пояснительную записку, тематический план, список литературы и непосредственно программу.

Сроки реализации программы – пол год.

Объем часов, отпущенных на занятия - 18 часов   при 1 часе в неделю.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсии на предприятия, встречи с действующими предпринимателями.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностные результаты универсальные учебные действия

У учащегося  будут сформированы:

Учащийся  получит возможность для формирования:

- приобретение знаний о предпринимательстве, как важной сфере человеческой деятельности;

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать цели своих действий;

- планировать действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявлять познавательную и творческую инициативы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметными результатами изучения курса «Основы предпринимательской деятельности» являются:

Учащийся научится:

- понимание основных принципов предпринимательской деятельности: представление о роли предпринимательства в обществе;

- развитие предпринимательской инициативы школьников, их потенциальных возможностей и способностей в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирования предпринимательской деятельности и составления бизнес-плана;

- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

Учащийся получит возможность научиться:

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

III. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема № 1. Предпринимательство: природа, цели, задачи  

История предпринимательства. Экономический выбор. Предпринимательство как вид деятельности. Роль предпринимателя в экономике.

Проектирование изделия

Разработка  технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».

Разработка  технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».

Тема №2. Правовые основы предпринимательства  

Закон о предпринимательстве.  Собственность, формы собственности. Договор как основа предпринимательской деятельности.  

Тема №3. Маркетинговое исследование  

Понятие «маркетинг». Спрос и предложение. Назначение маркетингового исследования. План маркетингового исследования.

Тема №4. Ценообразование  

Себестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты. Цена и себестоимость. Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен.

Тема №5. Доход, прибыль, рентабельность предприятия  

Финансовая деятельность предприятия.  Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность». Прибыль как источник расширения производства.

Тема №6. Менеджмент  

Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Организационная структура предприятия. Этика деловой активности.

 

Тематическое планирование: «Основы предпринимательства»

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

Предприниматель в рыночной экономике.

1

Практическая работа:  «Первоначальная оценка идей с помощью сетки принятия решений».

1

Презентация идеи

1

Разработка  технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».

1

Разработка  технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».

1

 Правовые основы предпринимательства

1

Понятие «маркетинг».

1

План маркетингового исследования.

1

Проведение маркетингового исследования.

1

Себестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты.

1

Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен.

1

Финансовая деятельность предприятия

1

Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность».

1

Прибыль как источник расширения производства.

1

Понятие о менеджменте, его целях и задачах

1

Организационная структура предприятия.

1

Этика деловой активности

1

Резерв. Подведение итогов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"

Рабочая программа внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности. Метапредметный проект "Увлекательная математика каждому", 7класс (ФГОС).

Программа позволит увлекательно и с удовольствием изучать серьезные научные вещи.Темы , предложенные в программе, позволят не только развить кругозор учащихся, но и найти предметы для исследования. Чт...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5&ndash...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс

   Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности»     составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...