«Дети войны – особая категория людей!»
статья

Аешина Наталья Юрьевна

Методическая разработка воспитательного мероприятия

Гражданское и патриотическое воспитание

1.1 Тематическое направление: гражданское и патриотическое воспитание

1.2 Тема воспитательного мероприятия  и обоснование ее выбора (актуальность)

Тема: «Дети войны – особая категория людей!»

Актуальность:

В связи с последними событиями в мире, когда наша страна вновь столкнулось с таким явлением как фашизм,  актуальность защиты Родины, тема патриотизма являются главными и определяющими. Мир стоит на грани новой мировой войны, опасность ее возникновения растет. Сегодня многообразие информационных источников откладывают отпечаток  на историческую память населения, делая её противоречивой и неправдивой. Необходимо научить современных детей самостоятельно анализировать ситуацию, занимать активную позицию и отстаивать её для сохранения мира.

С каждым годом мы наблюдаем, как современные дети забывают о подвигах наших героев, перестают ценить то, что имеем. Постоянно мы сталкиваемся с тем, что современное поколение не желает читать. Они полностью перешли на электронные ресурсы и слепо верят тому, что пишут и снимают западные СМИ. Нередко бывают случаи, когда нашу историю переписывают и искажают. Именно поэтому, сегодня нам необходимо по-новому подойти к патриотическому воспитанию. Любовь к Родине не должна быть слепой. Чувство патриотизма и гордости за свою страну не исключает знания и анализа ошибок прошлого. Вернуть уважение к прошлому – значит вернуть самоуважение нынешнему поколению. Причем уважать прошлое не значит безоговорочно его одобрять, а значит иметь достоверные знания о нем и стремиться дать им свою оценку.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный этап

IV Всероссийского дистанционного конкурса

Среди классных руководителей на лучшие методические разработки

Воспитательных мероприятий в Камчатском крае

Методическая разработка воспитательного мероприятия

Гражданское и патриотическое воспитание

Тема методической разработки:

«Дети войны – особая категория людей!»

Выполнила:

Аешина Наталья Юрьевна

Учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Оссорская СШ»

п. Оссора – 2023 г.

Пояснительная записка.

1.1 Тематическое направление: гражданское и патриотическое воспитание

1.2 Тема воспитательного мероприятия  и обоснование ее выбора (актуальность)

Тема: «Дети войны – особая категория людей!»

Актуальность:

В связи с последними событиями в мире, когда наша страна вновь столкнулось с таким явлением как фашизм,  актуальность защиты Родины, тема патриотизма являются главными и определяющими. Мир стоит на грани новой мировой войны, опасность ее возникновения растет. Сегодня многообразие информационных источников откладывают отпечаток  на историческую память населения, делая её противоречивой и неправдивой. Необходимо научить современных детей самостоятельно анализировать ситуацию, занимать активную позицию и отстаивать её для сохранения мира.

С каждым годом мы наблюдаем, как современные дети забывают о подвигах наших героев, перестают ценить то, что имеем. Постоянно мы сталкиваемся с тем, что современное поколение не желает читать. Они полностью перешли на электронные ресурсы и слепо верят тому, что пишут и снимают западные СМИ. Нередко бывают случаи, когда нашу историю переписывают и искажают. Именно поэтому, сегодня нам необходимо по-новому подойти к патриотическому воспитанию. Любовь к Родине не должна быть слепой. Чувство патриотизма и гордости за свою страну не исключает знания и анализа ошибок прошлого. Вернуть уважение к прошлому – значит вернуть самоуважение нынешнему поколению. Причем уважать прошлое не значит безоговорочно его одобрять, а значит иметь достоверные знания о нем и стремиться дать им свою оценку.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 6-9 классов (12-16 лет)

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Данное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, формирует у учащихся личностные качества, уважение к старшему поколению, гражданской позиции, развитию общего кругозора. Воспитательная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в учащихся чувство уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных.

Данная методическая разработка может быть использована при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий патриотической направленности.

  1. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель: изучить на конкретных примерах, как дети во время Великой Отечественной войны на равнее со взрослыми «приближали, как могли» победу. Познакомить обучающихся с героическими поступками своих сверстников в годы войны.

Задачи:

  • познакомить учащихся с героическими и трагическими страницами истории Отечества, в период Великой Отечественной Войны;
  • расширить знания обучающихся о мужестве и героизме подростков;
  • формировать такие качества личности, как патриотизм, мужество, гражданственность, гуманизм, гордость за Отечество на примерах героических поступков пионеров – героев в Великой Отечественной войне;

Результаты:

воспитать уважительное отношение к ветеранам ВОВ, общей памяти героям павшим за Родину; пробудить интерес к историческим событиям; формировать мотивацию к овладению гражданина-патриота России.

1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.

Форма проведения - можно проводить данное мероприятие, как тематическую беседу или внеклассное мероприятие.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов: технология критического мышления, групповая технология, традиционная технология (классно-урочная система), словесный метод, наглядный метод, исследовательский метод.

1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.): 

 интерактивная доска; компьютер; презентация»; плакат: «Мы помним, мы гордимся!»; фотографии детей военных лет. Для достижения результативности мероприятия использованы различные средства: аудиозаписи, видеозаписи, фотографии детей военных лет, иллюстрации памятников «Дети войны», наглядный материал.

1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: классный руководитель может использовать данное мероприятие непосредственно для подготовки ко Дню Победы, а также для формирования патриотического и гражданского воспитания у детей. Изучение фактов о «Юных героях войны» можно приурочить и к другим знаменательным датам: Дню Героев Отечества, к Дню защитников Отечества. Можно организовать проведение во время недели Истории в школе.

2. Описание подготовки воспитательного мероприятия: Ребятам были определены темы (имена героев), необходимые для проведения мероприятия. Были подготовлены: плакат: «Мы помним, мы гордимся!»; стол, компьютер, проектор; фотографии; презентация. 

2.1 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий): 

Ход мероприятия

Видео ряд - https://yandex.ru/video/preview/18272998332065781841 (просмотр видеофрагмента).

На экране эпиграф:

«Мы должны помнить маленьких героев этой страшной войны. У нас нет права забыть тех мальчишек и девчонок, которые не жалели себя во имя Победы»

Ученик 1:

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…

Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра немецкие войска перешли государственную границу  Союза Советских Социалистических Республик и атаковали наши города и сёла. Началась война. К 1 декабря 1941 года фашисты захватили Литву, Латвию, Белоруссию, Молдавию, Эстонию, значительную часть РСФСР, Украины, продвинулись вглубь на 850- 1200 км. Были оставлены города: Минск, Киев, Харьков, Смоленск, Одесса, Днепропетровск. Оказался в блокаде Ленинград. На захваченных врагом территориях находились миллионы советских граждан. Сотни тысячи мирных людей погибли или были угнаны в рабство в Германию.

Эта война была особенной… она называлась Великой Отечественной.

Как вы думаете почему? (Ответы учащихся)

Да, совершенно верно. Потому, что все от мала до велика, поднялись на защиту Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – были удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко упоминали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы и города нашей Великой Родины – России называли их именами. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады.

Ученик 2:

Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них  Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портновабыли удостоены за героизм звания Героя Советского Союза. В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 1014 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии.

Звучит мелодия из произведений немецкого композитора Р.Вагнера «Шелест леса».

 На сцене стоит группа ребят.

На фоне музыки дети читают стихи о детях героях:

(Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/stikhi-o-detyakh-geroyakh.html)

  1. Герой Советского Союза - юный пионер Валя Котик
    Погиб в бою – как Герой. 

У карателей – автоматы  и заправлена форма старательно.
Это звери – а не солдаты,  но без страха пошёл на карателей.
Валя Котик их выследил смело: и фашистский Главарь был убит.
За геройство, за правое дело -  Вале  Памятник бронзой горит!

  1. Герой Советского Союза - юный пионер  Марат Казей.
    Погиб в бою, разрывом гранаты взорвав себя и немцев.
    Там, где фашисты ползли по России, буйствуя и зверея,
    Каждый их шаг был замечен, записан в память Марата Казея.
    Точные сведенья в лес доносил,  вражьи посты огибая…
    Вечною Славою смерть победил,  честно в бою погибая!
  2. Герой Советского Союза - юный пионер Лёня Голиков.
    Геройски погиб в бою.
    Бил захватчиков Лёня  не мало,  и однажды настиг Генерала:
    Долго по лесу враг уходил...  только Лёня его – победил!
    А в портфеле того генерала  вся фашистская тайна лежала.
    Ценных сведений в  толстом портфеле партизанам хватило… На деле -
    Партизаны прошли  там,  где нужно,  взяли пленных и много оружья.   
  3. Герой  Советского Союза - юная пионерка  Зина Портнова.
    Замучена в Гестапо.
    На допросе орал на девчонку лютый враг,   положив пистолет.
    Бил её, но немного в сторонку отошёл,  был удобный момент:
    Зина, корчась от боли, схватила  пистолет и убила врага,
    Всех обоймой одной уложила… нет, не выдав своих никогда!
  4. Кавалер Ордена Красного  Знамени - юный пионер  Володя Дубинин
    - Погиб с партизанами в катакомбах,  заминированных фашистами.
    У предателей было оружье,  они всех выдавали врагу…
    Лишь Володя прошёл там, где нужно, сосчитал все стволы на бегу,
    Вывел наших из окруженья,  показал, где продукты лежат…
    Даже в самых суровых сраженьях  вёл себя, как отважный солдат!
  5. Кавалер Ордена Отечественной Войны – юная пионерка Галя Комлева.
    - Замучена  в Гестапо. Пала смертью храбрых!
    От села к селу – дорога дальняя…  всё считать, листовки разносить –
    Ей с врагами проще было, маленькой, говорить и «за нос их водить»:
    Мол, несу продукты своей бабушке,  вот иду дорогой до села,
    А сама патроны, бомбы, рацию –  партизанам в лес глухой несла.
    Пусть враги схватили и терзали… ничего от  Гали не узнали!
  6. Кавалер Орденов Ленина, Красного Знамени и  Отечественной войны - юный пионер Вася Коробко. Погиб в бою.
    Намывал полы до блеска в Главном штабе он немецком,
    И свой самый главный подвиг совершил он не по-детски:
    По секрету полицаям рассказал… «про партизан»,
    Немцам также – «уши парил»: - Партизаны  там-то…там.
    Фрицы были очень рады,  вышли ночью на засаду,
    Васин слушая рассказ,  думали, что в этот раз
     Партизанам всем «Капут!»
    А в засаде… полицаи в немцев радостно стреляли,
     думая, что наших бьют!
    Так друг дружку перебили…
    Партизаны – рады были!

Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Ученик 1: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Сообщения учащихся о пионерах-героях.

Ученик 3: Валя Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений.

Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию.

На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 4: Марат Казей

Несмотря на то, что его семья была в немилости у правительства, Марат все равно оставался патриотом. В начале войны Марат с мамой Анной прятали у себя партизан. Даже, когда начались аресты местного населения с целью найти тех, кто укрывает партизан, его семья не выдавала своих немцам. 

Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны.

В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку…
Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.

Ученик 5: Лёна Голиков

Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде.

Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 6: Зина Портнова

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали.

Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников.

Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 7: Володя Дубинин

Родился будущий партизан в Керчи 29 августа 1927 года. Мальчик с детства был крайне храбрым и упертым, а потому с первых дней боевых действий против рейха хотел защищать Родину. Именно благодаря своей настойчивости он попал в партизанский отряд. Владимир Дубинин активно действовал против врага на территории Крыма. 13-летний партизан, который успел стать глазами партизанского отряда.

Командир группы юных разведчиков пионер В.  Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. Володя имел хитрость водить врагов за нос – он «помогал» нацистам найти партизан, но на самом деле заводил их в засаду. Парнишка с успехом выполнял все задания партизанского отряда.

Уже после освобождения Керчи 4 января 1942 г. Володя вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. За свои заслуги герой-пионер получил посмертно награду орден «Красного Знамени».

Учитель: 9 мая 1945 года война закончилась. Огромные потери понесла в ней наша Родина – и сегодня еще не известно точное число погибших. Советские воины – и выдающиеся полководцы, и рядовые солдаты, и дети-герои, - все они отстаивали землю своих отцов, своё Отечество.

Поэтому мы должны помнить их — и больших, взрослых, и маленьких героев этой страшной войны. У нас нет права забыть то, что пережили наши прадеды! У нас нет права забыть тех мальчишек и девчонок, которые не жалели себя во имя победы!

Ученик 2:

За боевые заслуги - в схватке смертельной с врагами  -
Многие  пионеры  награждены Орденами!
Во имя Отчизны,   сомненья поправ, чтоб злого врага победить,
Вы отдали жизни, так и не узнав, как всё-таки здорово жить!
Мы  будем вас помнить  и в сердце хранить Героев своих имена.
Вы – жили, сражались, смогли победить, чтоб вами гордилась Страна!

Учитель: Вот и подходит к концу наше мероприятие. Я хочу, чтобы каждый из вас задал себе вопрос: «А с мог бы поступить так?»

Пусть в этот день все дети во всех уголках земли, вспоминая о бессмертных порывах юных борцов, еще сильнее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре.

Демонстрация видеоролика «Дети войны». (https://yandex.ru/video/preview/4242490423633596965)

Ученик 1:

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания

Учитель: Ребята, вы все очень хорошо поработали сегодня. Спасибо вам за активность и проявленный интерес к теме патриотизма. Любите Россию, чтите прошлое, будьте патриотами нашей русской земли! До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»

Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....

Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями.

Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями. Тема: «Красавица - зима» Цель: Приобщение здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными...

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

Статья "Индивидуальный профориентационный маршрут особых категорий учащихся"

В статье рассматриваются подходы к построению индивидуальных профориентационных маршрутов обучающихся....

Статья "Имплантируемые дети как особая категория обучающихся"

В данной статье рассматриваются кохлеарноимплантированные обучающиеся как особая группа учащихся, отличная от слышащих учащихся и учащихся с нарушением слуха....