«Взаимодействие классного руководителя и родителей по развитию у обучающихся творческой активности и самостоятельности»
статья

Аешина Наталья Юрьевна

     Творчество - это деятельность, порождающая нечто   новое, никогда ранее не существовавшее.
       «Творчество,- пишет психолог В.В.Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».
    Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.
 На развитие  способностей к творчеству оказывает во многом среда, окружающая ребёнка,  ноглавными   помощниками в развитии творческой активности являются родители!   Развивать творческую активность детей возможно только при совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_doklad_na_mo_kl_ruk_aeshina.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на

МО классных руководителей

Аешина Н.Ю.

от 24.03.2023 г.

«Взаимодействие классного руководителя и родителей по развитию у обучающихся творческой активности и самостоятельности»

 «Все знают, что это невозможно.

Но вот приходит невежда,

которому это неизвестно —

он-то и делает        открытие»

Альберт  Эйнштейн

Однажды маленький  мальчик пришел в  большую  школу.

И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его.

«Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком».

А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы".

Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: «Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать».

«Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…»

А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу.

И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы".

А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать".

А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".

И тогда маленький мальчик нарисовал …

красный цветок с зеленым стебельком.

Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства? Мы стремимся развивать в учениках творческое мышление, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности?

        Притча называется о том, как легко загубить творческие способности. Поучительный рассказ наглядно показывает, как взрослые, будь это учитель или родитель, влияют, на то какими будут наши дети.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности.  К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
     
Творчество - это деятельность, порождающая нечто   новое, никогда ранее не существовавшее.
       «Творчество,- пишет психолог В.В.Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».
    
Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.
 На развитие  способностей к творчеству оказывает во многом среда, окружающая ребёнка,  но
главными   помощниками в развитии творческой активности являются родители!   Развивать творческую активность детей возможно только при совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка.

В правильном взаимодействии классного руководителя и родителейможно раскрыть у обучающихся способности, таланты, возможности, а также творческую активность и  самостоятельность.Дети, родители, педагоги - члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы. Результат решения, которых зависит от характера их взаимодействия.

Работа с родителями – это одна и самых важных составляющих работы классного руководителя. Взаимодействие учителя и родителейосуществляется ради общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.

Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе. Исследованиями доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие трудности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой.

Чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

В основе этого союза — единство стремленийдля достижения намеченных результатов.

Работая с родителями важно достичь обоюдного понимания.

Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником.                                              Учитель

                                                        Родители                                         Ученики

И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура. Без взаимодействия  семьи и школы жизнь ребенка становится беднее.

Школа дает ребенку научные знания, раскрывает творческий потенциал и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Значит: и родители нужны школе и школа нужна семье. Классный руководитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.

Во взаимодействии с родителями обязательно нужно  создавать определенный климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребенку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с родителями.

Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились такие формы, как классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, посещения семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, презентации, выставки работ учащихся. Например, в конце года в музее проходит выставка творческих работ учащихся, которые посещают кружки дополнительного образования и внеурочной деятельности, на которых они смогут увидеть работы своих детей. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися, организация чаепития, оформления класса на Новогодний вечер.

На последнем родительском собрании в 4 четверти этого учебного года 2022-2023 г., будет предложение, что подарки, которые готовят родители на Новый год, на 8 марта, на 23 февраля и День именинников будут проходить в торжественной обстановке.(А не так, что вручили классному руководителю и он должен от лица родителей поздравлять детей). Классный руководитель в свою очередь совместно с детьми готовит свои поздравления на праздники, которые указаны выше. Таким образом, во взаимодействии родителя и классного учителя, дети увидят иное отношение к самому процессу поздравления. Такими небольшими. Казалось примерами идет формирование отношения детей к самому празднику и включения детей в сам творческий процесс.

Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники. Один важный момент, который находится на стадии разработки и согласовании с администрацией школы(в планах на конец 4 четверти или на новый учебный год, 6 класс).

Провести открытые уроки по своим предметам, возможно, кто – то из учителей предметников согласится провести уроки, где смогут присутствовать родители на занятиях у детей. На таких открытых уроках дети могут показать себя, а родители в свою очередь смогут увидеть детей, как они проявляют себя. После таких занятий родители смогут увидеть возможности своего ребенка, способности или наоборот будет над чем задуматься и над чем поработать.  Очень важно после такого урока выслушать родителей, узнать их  мнение.

Главные задачи современной школы:

        раскрытие способностей каждого ученика и воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

        

Принцип формирования творческих способностей учеников реализуется через все направления воспитательной работы: здоровье, семью, культуру, природу, труд и др.

        Процесс воспитания детей будет результативным только тогда, когда каждое внеклассное мероприятие будет проводиться необычно и нестандартно. Важный принцип воспитательной работы - в каждом мероприятии должно быть место для участия каждого ребенка.

        Содержание коллективных дел должно быть достаточно увлекательно, чтобы затрагивать интересы, чувства ребят, их душу, способствовать развитию, будить творческое начало.

        При планировании учитывается разнообразие форм классных творческих дел с целью развития творческих способностей, которые успешно реализуются в следующих направлениях внеурочной деятельности:

  • художественно-эстетическое
  • духовно – нравственное
  • обще-интеллектуальное
  •  общекультурное
  • спортивно – оздоровительное

 Какие же пути и методы существуют для достижения данной цели?

 Назову некоторые из них.

1.Участие в конкурсах.

Участвуя в конкурсах, дети могут выбрать поле деятельности в соответствии со своими интересами.

2. Подготовка и проведение праздников.

3. Заочные и очные экскурсии (библиотеки, музеи).

Экскурсия как форма внеклассной работы позволяет понять на сколько мир бывает разнообразным и интересным. Каждый может проявлять себя по разному, в зависимости от своих творческих способностях.

4.Создание творческих  работ: коллажей, плакатов, кроссвордов, декораций, рисунков, поделок.

5. В проведении классных дел активно проявляют инициативу родители. Это влияет на положительный творческий результат проводимых мероприятий.

6. Участие в олимпиадах даёт возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности; развить интерес к учебе и уверенность в своих силах; привлечь внимание детей к русскому языку и математике; создать для одаренных детей атмосферу радости и праздника.

7.Участие в спортивных состязаниях формирует удовлетворение  актуальных потребностей детей, позволяет укреплять у них уверенность, коллективизм, чувство собственного достоинства.

        Совместное решение творческих задач позволит сформировать дружный, сплоченный, увлеченный коллектив. Мы постоянно находимся в творческом поиске. Учащихся моего класса отличает любознательность, стремление к самостоятельности, способность к творчеству.

        Развитие творческой личности тесно связано с обучением в системе дополнительного образования. Дети занимаются в музыкальном кружке, обучаются танцам, увлечённо посещают занятия в «Точке роста», спортивные секции, участвуют в районных, региональных, школьных соревнованиях.

        Итак, процесс воспитания учащихся должен быть процессом творческим, помощниками выступают, как родители, так и учителя, в том числе и классный руководитель. И об эффективности  работы классного руководителя можно судить только по качественным и количественным показателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

Взаимодействие классного руководителя с родителями

В данной работе мною рассматриваются стили семейного воспитания,  дисгармония взаимоотношений родителей и ребенка в семье, способы  организации   работы классного руководителя с ро...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (презентация)

Данная презентация может быть использована на заседании методического объединения классных руководителей, посвященному вопросу "Работа с родителями"...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

План взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся

План взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся...

План взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся

План взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся...