Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка».
материал

Фролова Светлана Геннадиевна

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_volshebnaya_kistochka.docx251.62 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области

Рекомендовано  к работе                                                    Утверждаю.

протокол педсовета №1                                                      Приказ от 27.08.2020 № 44-од/20

   от  27.08.2020                                                                      директор МКОУ «Васильевская ООШ»                                                                                                

                                                                                                _________ М.В. Носенкова

                                                                                               

                                                                                               

 

Дополнительная   образовательная общеразвивающая программа

 «Волшебная кисточка»

(Нетрадиционные техники рисования)

Направленность: художественная

для учащихся 7 - 12 лет

продолжительность программы 1 год

Автор-составитель: учитель

Фролова Светлана Геннадиевна

   с. Васильевское

2020г.


Пояснительная записка

    Рабочая программа кружка  «Волшебная кисточка» разработана в соответствии со следующими документами:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с последующими изменениями; (Приказ Министерства Образования и Науки РФ №373 от 06.10.2009г

    Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «об утверждении СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с последующими изменениями;

   Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования;

   Программа кружка «Волшебная кисточка» является программой художественной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной и средней школы основам изобразительного искусства.

Направленность программы – художественная.

   Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

     Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с младшими и средними школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у школьников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

   Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

   Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

   Отличительная особенность программы «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что дополнительная общеобразовательная программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса, позволяет научиться видеть прекрасное в окружающем, ценить наследие народного творчества.

Адресат программы:  

Программа рассчитана для детей сельской местности младшего и среднего школьного возраста, проявляющих творческие способности, а также детей, находящихся в сложной жизненной ситуации

Срок освоения программы:  Продолжительность обучения 1 год.

Форма обучения – очная.

Объем программы:

Годовая нагрузка   35 часа.

Режим занятий:

Учебная программа предусматривает проведение занятий 1раз в неделю по 1 академическому часу

Формы проведения занятий:

   Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.        

   В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует  возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него  получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки  и самооценки ребёнка.

  • экскурсии;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • игры;
  • коллективные поисково – творческие проекты;
  • выставка работ.

Формы подведения итогов работы:

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: 
– в классе, 
– в школе.

Основные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- принцип интегративности (синтез искусств).
  Педагогическая целесообразность заключается в том, что все занятия направлены на развитие детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Цель программы:

формирование у детей младшего и среднего школьного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

  • познакомить с различными  техниками и способами рисования;
  • учить работать с различными материалами (гуашь, акварель, тушь, уголь);
  • стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения;
  •  побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

Развивающие:

  • развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне;
  • развивать воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
  • развивать творческие способности и экспериментирование;
  • развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • обогащать словарь ребёнка;
  • развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
  • развивать у детей адекватную собственную самооценку своей деятельности и одноклассников.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность при работе с различными материалами (гуашь, акварель, тушь, уголь);
  • воспитывать чувство прекрасного.

Планируемые результаты освоения программы:

   Дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала.

Требования к планируемым результатам освоения программы:

Предметные.

Ученики  научатся:

- использовать для создания изображений различные материалы, в т.ч. нетрадиционные;

- создавать простые композиции на заданную тему;

- реализовывать в изображении собственную задумку;

- отражать в изображении свои чувства и эмоции.

Личностные.                                                                                                                    Личностные универсальные учебные действия

У учащихся  сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- способность к оценке своей работы;

- чувство прекрасного и эстетические чувства

Метапредметные:

     Ученики научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  

  её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно оценивать свою работу;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов  

  кружка

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных  

  признаков;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования

Формы контроля:

Игры, конкурсы, викторины, беседа,  выставка, наблюдение, опрос, собеседование, презентация проектов.

Виды   контроля и формы аттестации:

1. Входной контроль  (анкетирование)

2. Промежуточная аттестация (практическое задание, выставка, творческое задание)

3. Итоговая аттестация (выставка, творческое задание)

Используемые педагогические технологии:

   Использование педагогических технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ.

Личностно – ориентированное обучение. Это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения. Цель личностно – ориентированного обучения состоит  в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Коллективно – творческая  деятельность. Комплексная  педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого учащегося в отдельности.

Игровая технология.  Эта технология позволяет учащимся во время учебного процесса  наиболее раскрыться, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке. Для успешного развития творческих способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Целью  игровых технологий является снижение утомляемости учащихся на занятии. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций; радость творчества, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои таланты.

Здоровьесберегающие технологии. Использование данной технологии позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи  материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании

с использованием нетрадиционных техник


Низкий 
• интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
• эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
• ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
• узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
• основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
• ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
• знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
• не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний 
• у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
• он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
• знает способы изображения некоторых предметов и явлений
• правильно пользуется материалами и инструментами
• владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
• проявляет интерес к освоению новых техник
• проявляет самостоятельность
Высокий
• ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
• быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
• владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
• передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
• обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
• умеет создать яркий нарядный узор
• может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
• может объективно оценивать свою и чужую работу.

Условия реализации

Оборудование: Учебный кабинет, индивидуальные столы, мольберты, образцы выполненных работ.

Материалы: акварельные и гуашевые краски, тушь, пастельные мелки, нитки, стеариновая свеча, пластилин, цветные и простой карандаши, губка, поролон, бумажные салфетки, бумага для акварели, черчения, для ручного труда.

Учебный план:

Название раздела, темы.

Часы

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

0,5

0,5

Беседа

2

Тёплые и холодные цвета.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка

Наблюдение

3

Штриховка и тонирование.

2

0,5

1,5

Беседа, выставка

Наблюдение

4

Рисование карандашами.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка

Наблюдение

5

Рисование мелками.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка

Наблюдение

6

Рисование свечой + акварель.

3

0,5

2,5

Беседа, выставка

Наблюдение

7

Рисование + аппликация.

3

0,5

2,5

Беседа, выставка

Наблюдение

8

Пластилинография.

2

0,5

1,5

Беседа, выставка

Наблюдение

9

Декоративное рисование.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка

Наблюдение

10

Рисование губкой.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка Наблюдение

11

Рисование по мокрой бумаге.

3

0,5

2,5

Беседа, выставка Наблюдение

12

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролон.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка Наблюдение

13

Промежуточная аттестация

1

1

Творческая работа

14

Ниткография.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка Наблюдение

15

Печать поролоном.

2

0,5

1,5

Беседа, выставка Наблюдение

16

Аппликация из резаных ниток.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка Наблюдение

17

Мраморные краски.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка Наблюдение

18

Городецкая роспись.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка Наблюдение

19

Каракулеграфия.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка Наблюдение

20

Граттаж.

2

0,5

1,5

Беседа, выставка Наблюдение

21

Рисование красками.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка Наблюдение

22

Аппликация из салфеток.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка Наблюдение

23

Рисование мыльной пеной.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка Наблюдение

24

Рисование ватными палочками.

1

0,5

0,5

Беседа, выставка Наблюдение

25

Итоговая  аттестация.

1

0,5

0,5

Тестирование. Творческое задание.

Итого:

35

12

23

Содержание учебного плана:

Введение. Инструктаж по ТБ. (1ч.)

 Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с инструментами и материалами.

Форма контроля: беседа, Входная диагностика.

Тёплые и холодные цвета. (1ч.)

Теория. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.

Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.

Практика. Рисование на тему «Две подруги: Зима и Весна».

Форма контроля: собеседование, наблюдение, выставка.

Штриховка и тонирование. (2ч.)

 Теория. Штриховка и тонирование как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практика. Рисование на тему «Осенние листья».  Выполняем работу в цвете не раскрашивая, а придумывая разные виды штриховки.

Форма контроля: собеседование, наблюдение, выставка.

Рисование карандашами. (1ч.)

Теория. Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практика.  Рисование на тему «Расцвели цветы».  

Форма контроля: собеседование, наблюдение, выставка.

Рисование мелками. (1ч.)

Теория. Знакомство с техникой работы восковыми мелками. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой).

Практика. Рисование на тему «Собачка».

 Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка.

Рисование свечой + акварель. (3ч.)

Теория. Показать презентацию с морозными узорами. Рассказать детям, как они образуются. Обратить внимание на красоту и необычность узоров. Рисунок прорисовать свечой, сверху покрыть голубой акварелью.

Рассмотреть форму снежинок, обратить внимание детей на симметричность, красоту снежинок. Учить детей видеть прекрасное  в обычных предметах. Рассмотреть прозрачную вазу. Постараться передать прозрачность, лёгкость вазы с помощью обведения контура свечой и прорисовывания узоров внутри вазы. Рассмотреть иллюстрацию звёздного неба. Обратить внимание на размеры и количество звёзд. Прорисовать свечой звёзды, планеты, кометы, покрыть сверху чёрной или фиолетовой акварелью.

Практика. Рисование на тему «Ваза для цветов», «Узоры на окнах», «Снежинки», «Звёздное небо».

Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка.

Рисование + аппликация. (3ч.)

Теория. Выполняется эскиз простым карандашом, затем рисунок  переносится на цветную бумагу, все элементы вырезаются и наклеиваются на подготовленный фон, выполненный на картоне. 

Использование различных художественных техник и материалов в аппликации Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.

Практика. Рисование на тему «Волшебное дерево», «На что похоже?»

Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка.

Пластилинография. (2ч.)

Теория. Знакомство с новым приёмом рисования - пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности. Введение понятия «натюрморт». Учить  лепить способом налепа на белом фоне, закрепить способ раскатывания столбика и расплющивание, добиваться аккуратности в работе.

Практика. Рисование на тему «Натюрморт». 

Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка.

Декоративное рисование. (1ч.)

Теория. Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм. Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Практика. Рисование на тему «Сказочная птица».

Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка.

Рисование губкой. (1ч.)

Теория. Освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать фон для изображаемого объекта.

Практика. Рисование на тему «Зимняя сказка».

Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка.

Рисование по мокрой бумаге. (3ч.)

Теория. Рассмотреть рисунок ели, направление иголок.  Объяснить порядок выполнения работы. При работе с мокрой бумагой очень важно «поймать» нужный момент. Если бумага будет слишком сырой, рисунок расплывётся. В то же время, если бумага пересохнет, не получится эффекта «пушистости». Дорисовывание деталей по сухому.

Практика. Рисование на тему «Ветка ели», «Новогодняя ёлка», «Закат на море».

Форма контроля: собеседование, наблюдение, выставка.

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролон. (1ч.)

Теория. Учить передавать образ животного в рисунке, используя технику «тычка», оттиск скомканной бумагой, поролон. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. 

Практика. Рисование на тему «Я люблю пушистое, я люблю колючее», «Животное, которое я сам себе придумал».

Форма контроля: беседа, наблюдение, выставка.

Промежуточная аттестация (1 ч)

Практика Рисунок по собственной задумке с использованием изученных приемов.

Форма контроля: творческая работа

Ниткография. (1ч.)

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - Ниткография.  Со сказочными героями попадем в сказку о ниточке, узнаем, что вокруг живут разные линии и затем полученные знания применим в практической части занятия.

Практика. Рисование на тему «Загадки».

Форма контроля: беседа, собеседование, наблюдение, выставка.

Печать поролоном. (2ч.)

Теория. Освоить новый способ изображения — рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать фон для изображаемого объекта.

Практика. Рисование на тему «Белые медведи на льдине».

Форма контроля: беседа, собеседование, наблюдение, выставка.

Аппликация из резаных ниток. (1ч.)

Теория. Знакомство с техникой рисования резаные нитки. Рисовать можно какими угодно нитками. Подбор цветового нитяного решения. Нитки могут дать достаточно богатую гамму натурального цвета.

Практика. Рисование на тему «Барашек».

Форма контроля: беседа, собеседование, наблюдение, выставка.

Мраморные краски. (1ч.)

Теория. Познакомить с новой техникой рисования и новым видом краски – мраморные.  Показать детям, что при смешивании крема с красками рисунок получается «мраморным». Развивать фантазию, интерес к рисованию.

Практика. Рисование на тему «Волшебный цветок».

Форма контроля: беседа, собеседование, наблюдение, выставка.

Городецкая роспись. (1ч.)

Теория. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практика. Рисование на тему «Узор и орнамент.  Роспись посуды». 

Форма контроля: беседа, собеседование, наблюдение, выставка.

Каракулеграфия. (1ч.)

Теория. Познакомить с нетрадиционной художественной техникой каракулеграфией. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Учить дополнять изображение подходящими деталями. Развивать воображение

Практика. Рисование на тему «Фантазёры».

Форма контроля: беседа, собеседование, наблюдение, выставка.

Граттаж. (2ч.)

Теория. Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой «граттаж». Энциклопедические сведения. Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Практика. Рисование на тему «Космос», «Лесной натюрморт».

Форма контроля: беседа, собеседование, наблюдение, выставка.

Рисование красками. (1ч.)

Теория. Знакомство с новым приёмом рисования.  Введение понятия «композиция». Рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов.

Практика. Рисование на тему «А на улице весна». 

Форма контроля: беседа, собеседование, наблюдение, выставка.

Аппликация из салфеток. (1ч.)

Теория. Знакомство с новым приёмом рисования. Учить  детей наклеивать готовые округлые формы, составляя из них изображения знакомых предметов, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости листа бумаги. 

Практика. Рисование на тему «Пасхальное яйцо».

Форма контроля: беседа, собеседование, наблюдение, выставка.

Рисование мыльной пеной. (1ч.)

Теория. Познакомить учащихся с новым способом рисования мыльной пеной, пузырями. Учить дорисовывать детали полученные в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами Развивать воображение, фантазию, творческие способности; поощрять детское творчество, инициативу.

Практика. Рисование на тему «Салют».

Форма контроля: беседа, собеседование, наблюдение, выставка.

Рисование ватными палочками. (1ч.)

Теория. Формировать умения рисовать ватными палочками. Учить дополнять рисунок необходимыми деталями. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Практика. Рисование на тему «Черёмуха».

Форма контроля: беседа, собеседование, наблюдение, выставка.

Итоговая  аттестация. (1ч.)

Теория. Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний.

 Практика. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.

 Форма контроля: итоговая аттестация

Календарно – учебный график:

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

месяц

Форма

контроля

1

Введение. Инструктаж по ТБ. (Палитра)

1

беседа

сентябрь

беседа

2

«Две подруги: Зима и Весна». (Тёплые и холодные цвета)

1

Беседа. Индивидуальная работа.

сентябрь

Наблюдение, беседа

3-4

«Осенние листья». (Штриховка и тонирование)

2

Беседа. Коллективная работа.

сентябрь

Наблюдение, беседа

5

«Расцвели цветы». (Рисование карандашами)

1

Индивидуальная работа.

сентябрь

Наблюдение, беседа

6

«Собачка».  (Рисование мелками)

1

Индивидуальная работа.

октябрь

Наблюдение, беседа

7

«Ваза для цветов». (Рисование свечой + акварель)

1

Индивидуальная работа.

октябрь

Наблюдение, беседа

8-9

«Волшебное дерево». (Рисование + аппликация)

2

Беседа.

Работа в парах

октябрь

Наблюдение, беседа

10-11

«Натюрморт».  (Пластилинография)

2

Индивидуальная работа.

ноябрь

Наблюдение, беседа

12

«Сказочная птица». (Декоративное рисование)

1

Индивидуальная работа.

ноябрь

Наблюдение, беседа

13

«Зимняя сказка». (Рисование губкой)

1

Работа в паре.

декабрь

Наблюдение, беседа

14

«Узоры на окнах». «Снежинки». (Рисование свечой)

1

Индивидуальная работа.

декабрь

Наблюдение, беседа

15

«Ветка ели».  (Рисование по мокрой бумаге)

1

Индивидуальная работа.

декабрь

Наблюдение, беседа

16

«Новогодняя ёлка».  (Рисование по мокрой бумаге)

1

Работа в паре.

Выставка работ.

декабрь

Наблюдение, беседа

17

«Я люблю пушистое, я люблю колючее». (Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролон)

1

Индивидуальная работа.

январь

Наблюдение, беседа

18

Промежуточная аттестация «Животное, которое я сам себе придумал».

1

Индивидуальная работа.

январь

Творческая работа

19

«Звёздное небо». (Рисование свечой + акварель)

1

Индивидуальная работа.

январь

Наблюдение, беседа

20

«Загадки». (Ниткография)

1

Конкурс.

февраль

Наблюдение, беседа

21-22

«Белые медведи на льдине». (Печать поролоном), (снег, лёд, пингвины и полярная ночь)

2

Работа в парах.

февраль

Наблюдение, беседа

23

«Барашек». (Аппликация из резаных ниток) 

1

Индивидуальная работа.

февраль

выставка

24

«Волшебный цветок». (Мраморные краски)

1

Индивидуальная работа.

март

Наблюдение, беседа

25

«Узор и орнамент.  Роспись посуды».  (Городецкая роспись)

1

Индивидуальная работа.

март

Наблюдение, беседа

26

«На что похоже?» (Аппликация с дорисовыванием) (многоугольники, круги)

1

Работа в парах.

март

Наблюдение, беседа

27

«Фантазёры». (Каракулеграфия), (дорисуй недостающие детали).

1

Индивидуальная работа.

апрель

Наблюдение, беседа

28

«Космос». (Граттаж)

1

Индивидуальная работа.

апрель

Наблюдение, беседа

29

«А на улице весна».  (Рисование красками) (весенний пейзаж)

1

Индивидуальная работа.

апрель

Наблюдение, беседа

30

«Лесной натюрморт». (грибы и ягоды) (Граттаж)

1

Индивидуальная работа.

апрель

Наблюдение, беседа

31

«Пасхальное яйцо». (Аппликация из салфеток)

1

Работа в парах.

май

Наблюдение, беседа

32

«Салют». (Рисование мыльной пеной)

1

Индивидуальная работа.

май

Наблюдение, беседа

33

«Черёмуха». (Рисование ватными палочками)

1

Индивидуальная работа.

май

Наблюдение, беседа

34

«Закат на море». (Рисование по мокрой бумаге).

1

Индивидуальная работа.

май

Наблюдение, беседа

35

Итоговая  аттестация. Выставка работ.

1

Индивидуальная работа.

май

Наблюдение. Выставка

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1. Вводное занятие

Ознакомить учащихся с режимом работы творческого объединения. Провести инструктаж по технике безопасности и охране труда. Анкетирование.  Познакомить с видами нетрадиционного рисования

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой

Формы учебных занятий: беседа

Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно – творческая деятельность, личностно–ориентированное обучение, здоровьесбере гающие технологии

2. Тёплые и холодные цвета.

Познакомить детей с теплыми и холодными цветами и способами их получения.

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой

Формы учебных занятий: собеседование, наглядность, практическая работа.

Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно- творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбе- регающие технологии 

3. Штриховка и тонирование.

Знакомство детей с видами и приемами штриховки и тонирования.

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой

Формы учебных занятий:  собеседование, практическая работа

Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбе- регающие технологии

4. Рисование карандашами.

Знакомство детей с приемами рисования карандашами.

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой

Формы учебных занятий:  собеседование, практическая работа

Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбе- регающие технологии

5. Рисование свечой + акварель.

Знакомство детей с приемами рисования свечой + акварелью.

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой

Формы учебных занятий:  собеседование, практическая работа

Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии

        

6. Пластилинография.

Знакомство детей с приемами пластилинографии.

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой

Формы учебных занятий:  собеседование, практическая работа

 Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии

7. Промежуточная аттестация.

Проверить уровень овладения учебным материалом

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный

Формы учебных занятий:  творческая работа

Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективная творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии

8. Рисование по мокрой бумаге.

Знакомство детей с приемами рисования по мокрой бумаге

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой

Формы учебных занятий:  собеседование, практическая работа

Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективная творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии

9. Ниткография.

Знакомство детей с приемами ниткографии

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой

Формы учебных занятий:  практическая работа

 Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии

10. Печать поролоном.

Знакомство детей с приемами печатания поролоном

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой

Формы учебных занятий:  собеседование, практическая работа

Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии

11. Рисование ватными палочками.

Знакомство детей с приемами рисования ватными палочками

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой

Формы учебных занятий: практическая работа

Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективно-творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии

12. Итоговая аттестация.

Методы: Словесный, наглядный, игровой

Формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой

Формы учебных занятий:  собеседование, выставка

Педагогические технологии: технология игровой деятельности, коллективная творческая деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровьесбере- гающие технологии.

Контрольно- измерительные материалы….

Изобразительное искусство

Тест

Выберите из предложенных вариантов правильные ответы.

1.Чем можно рисовать?

а) карандаши         б) фломастеры             в) кисти и краски  

2. Краски - это

а) гуашь         б) акварель             в) клей-карандаш  

3. Художники создают

а) картины         б) скульптуры             в) сажают деревья  

4. Повторяющийся узор - это

а) орнамент        б) витраж             в) бабочка  

5. Части дома - это

а) крыша         б) окно            в) двери        г) калитка   

6. Пластилиновая живопись – это произведения из

а) красок       б) бумаги          в) пластилина  

7. Что нужно для аппликации из бумаги

а) нитки и ткани       б) гвозди и бруски  

в) цветная бумага и клей 

8. Решите художественные задачи. Какой цвет получится при смешении?

а) красный + желтый = ___________________

б) красный + синий = ____________________

в) синий + желтый = _____________________

9. Художественные инструменты - это

а) палитра         б) пластилин             в) кисти  

10. Разноцветные кусочки бумаги наклеивают на бумагу. Это называется

а) аппликация         б) гуашь             в) калейдоскоп  

11. Три основных цвета - это

а) красный, синий, желтый         б) коричневый, оранжевый, зелёный    

         

12. Если в синий цвет добавить белый, краска станет

а) светлее        б) темнее    

13. Белая краска делает другие цвета

а) легкими         б) нежными            в) тёмными  

14. Главная тема в искусстве - это

а)  здания       б) человек            в) цветы  

15. Холодными цветами можно нарисовать

а) воду, снег       б) огонь, солнце  

16. Картина, на которых изображается человек, называется

а) пейзаж        б) выставка             в) портрет 

17. С помощью какой краски можно сделать цвет тихим?

а) красной        б) фиолетовой             в) серой 

18. В какое время года можно встретить больше всего теплых цветов

а) зимой    б) летом 

Критерии оценки

18-17 правильных ответов – оценка «высокий уровень», 16-14 правильных ответов – оценка «средний уровень», 13-11 и меньше правильных ответов – «низкий уровень».

Изобразительное искусство

Тест

Выберите из предложенных вариантов правильные ответы.

1.Как называются картинки в книге?

а) украшения         б) иллюстрации             в) пейзажи  

2. Повторяющийся узор – это

а) картина         б) орнамент             в) калейдоскоп  

3. Памятники архитектуры – это

а) картины         б) скульптуры             в) здания  

4. Что, кроме зданий, создаёт неповторимый облик города?

а) ограды        б) витрины             в) фонари         г) парки и скверы  

5. Что создаёт художник в театре?

а) костюмы       б) декорации          в) руководит постановкой спектакля  

6. Для чего нужны афиши в театре и цирке?

а) рекламировать товары      б) приглашают на зрелище      

в) просто для красоты  

7. Как называются места, где мы можем увидеть произведения искусства?

а) завод       б) выставка             в) музей 

8. Картины, на которых изображается природа, здания, город, деревня называются

а) пейзаж        б) выставка             в) архитектура 

9. Сколько цветов можно выделить в радуге?

а) 5       б) 12             в) 7 

10. Какие цвета называются теплыми?

а) красный, оранжевый, желтый    б) голубой, синий, фиолетовый 

Критерии оценки

10-9 правильных ответов – оценка «высокий уровень», 8-7 правильных ответов – оценка «средний уровень», 6-5 и меньше правильных ответов – «низкий уровень».

Тесты по оценке качества знаний по ИЗО

Цель: мониторинг и оценка качества учебных достижений обучающихся по изобразительному искусству.
Задачи:
-установить уровень индивидуальных учебных достижений обучающихся;
-учить работать с тестами, на установление соответствия и правильной последовательности;
-формировать культуру работы с тестовым материалом.

Программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник рисования разработана с учетом логики учебного процесса начального и среднего образования, межпредметных связей, формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся. В программе отобраны самые интересные нетрадиционные техники рисования с различными материалами. Они привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы с использованием нетрадиционных техник получаются яркими, красочными и интересными.


Тесты по изобразительному искусству к программе «Волшебная кисточка».

1. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Небольшая тонкая и лёгкая пластинка четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски в процессе работы – это …
Варианты ответа:
-стек;
-паспарту;
-палитра;
-ватман;
-панно.

2. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Подставка (обычно треножная), на которой помещается холст на подрамнике или доска для работы художника – это …
Варианты ответа:
- муштабель;
- мольберт;
- станок;
- стек

- мольберт.

3. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Мягкие цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими – это …
Варианты ответа:
- гуашь;
- сангина;
- темпера;
- пастель;
- акварель.

Основы живописи.

4. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Расположи в правильной последовательности.
Вопрос. Порядок цветов в цветовом спектре:
Варианты ответа:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_d67e617442789447c309b0406023f539.jpg.jpg



5. Инструкция. Обведи кружком буквы, соответствующие правильному варианту ответа.
Вопрос. Три основных цвета в живописи – это:
Варианты ответа:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_d795635f0ec2bb9218da56433098dc09.jpg.jpg



6. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы.
Вопрос. При смешивании следующих цветов получится:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_3fbaadb0b9e1eecf5807dfe0ce96ae82.jpg.jpg


Варианты ответа:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_96cf0147326a1acbeae3519f20bf1b3b.jpg.jpg


7. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Холодный цвет – это:
Варианты ответа:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_a8bce003fdc96835424b4ceb778b0847.jpg.jpg


8. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Тёплая цветовая гамма – это:
Варианты ответа:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_49fd352bf05d3aa89866d8dffdd06257.jpg.jpg


Нетрадиционные техники рисования.
9. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе – это…
Варианты ответа:
-графика;
-линогравюра;
-монотипия;
-ксилография;
-гравюра.

10. Инструкция. Закончи предложение.
Вопрос. Графический рисунок, выполненный с помощью острого предмета на специально загрунтованной поверхности, методом процарапывания это …
Варианты ответа:
-набрызг;
-монотипия;
-тычкование;
-граттаж;
-графика.

11. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи ниток выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. граттаж;
B. ниткография;
C. монотипия;
D. тычкование;
E. графика.

12. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи зубной щётки выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. ниткография;
B. рисование тычком;
C. батик;
D. напыление;
E. графика.

13. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи ватных палочек выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. рисование мыльными пузырями;
B. рисование тычком;
C. рисование углём;
D. рисование солью;
E. рисование фактурами.

14. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. При помощи растений выполняют графический рисунок в технике:
Варианты ответа:
A. ниткография;
B. рисование тычком;
C. фитографика;
D. батик;
E. графика.

15. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Расположи в правильной последовательности.
Вопрос. Технология выполнения графического рисунка при помощи техники «фитографика»:
Варианты ответов:
A. выложите композицию из листьев на альбомный лист;
B. расстелить газету на рабочем столе;
C. набрать краску на зубную щётку:
D. взять ножницы;
E. подсушить рисунок;
F. лёгкими движениями зубной щетки о край ножниц напылить краску на рисунок;
G. положить альбомный лист на газету;
H. убрать листья с альбомного листа;
I. убрать рабочее место;
J. графический рисунок готов!

16. Инструкция. В графе ответов проставь соответствующие буквы. Соотнеси название нетрадиционных способов рисования с изображением на картинке.
Вопрос. Виды нетрадиционных техник рисования:
Варианты ответа:

1. ниткография;
2. рисование тычком;
3. рисование осенними листьями
4. печать осенними листьями;
5. графика

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_fbf20bd366354af6caea1ed25d64b8ec.jpg.jpg


Виды графики.

17. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Линия, штрих, тон, пятно – основные средства художественной выразительности:
Варианты ответа:
A. живописи;
B. скульптуры;
C. графики;
D. архитектуры;
E. дизайна.

18. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Вид книжной графики, её основа.
Варианты ответа:
A. форзац;
B. иллюстрация;
C. переплёт;
D. суперобложка;
E. титульный лист.

Основы рисунка.

19. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. На блестящей поверхности отражается источник света и образует самое яркое место на предмете.
Варианты ответа:
A. свет;
B. рефлекс;
C. полутень;
D. блик;
E. собственная тень.

20. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее её замысел и основные композиционные средства.
Варианты ответа:
A. этюд;
B. эскиз;
C. набросок;
D. зарисовка;
E. рисунок.

21. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. Условная исходная единица измерения в пластических искусствах, принятая для выражения кратных отношений размеров целого и составляющих его частей.
Варианты ответа:
A. модуль;
B. подмодуль;
C. пропорция;
D. часть;
E. узел.

22. Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос. За основу построения рисунка фигуры взрослого человека взят модуль:
Варианты ответа:
A. длина голени;
B. высота головы;
C. высота предплечья;
D. длина кисти;
E. длина стопы.

Основы композиции.

23. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Асимметричные предметы – это:
Варианты ответа:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_08a3be27075ba22baa6cb6ad492ac96d.jpg.jpg



24. Инструкция: Обведи кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.
Вопрос: Динамика – это:
Варианты ответа:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_6e33affddb0b4bec87e5c60a024493f2.jpg.jpg


Практическое задание.
25. Инструкция. Выполни графический рисунок.
Вопрос. Композицию, составленную из точек, линий и геометрических фигур преврати в образную композицию, сохраняя данные композиционные соотношения фигур.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12464_87cfd263beb55ec010e2ef41bc915f1b.jpg.jpg

Литература:

  1. Алексеева С.С.О цвете и красках. М.: Искусство,1962.-54с
  2. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 2000
  3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
  4. Дитмар К.В.  Хочу узнать и нарисовать мир. «Просвещение» Москва 2000
  5. Емельянова Т.«Большая книга рисования» Астрель. Полиграфиздат.

Москва 2010г.

  1. Емельянова Т. Рисуем животных: от бабочки до динозавра . – М.: Астрель, 2011г. – 31 с.
  2. Есафьева Г.П. «Учимся рисовать» Ярославль. Академия развития 2006г.
  3. Зеленина Е.Л.Играем, познаем, рисуем. -М.: Просвещение,1992.-96с.  
  4. Каменева Е.О.Твоя палитра. -М.:Просвещение,1977.-79с.
  5. Каменева Е.О.   Какого цвета радуга. Детская литература. Обнинск. 2007г.
  6. Конышева М.Н.«Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - 2000г  
  7. Кузин В.С., Кубышкина   Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. «Дрофа» 2007г.
  8. Крупицкая, И. Н. Нетрадиционные технологии на занятиях по изобразительной деятельности – Мозырь, 2001г.
  9. Соловьёва О. Необыкновенное рисование. М.: «Мозаика-синтез», 2012 г;
  10. Суслова О.А. Сказочная радуга (сказки про сказки).- Екатеринбург: «Каменный пояс», 1994. – 40с.
  11.   Стрелкина В.Л. «Нетрадиционная техника изобразительная деятельности в школе» - 2007г. Флористика

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.edu54.ru/node/114729;
  2. http://wiki.saripkro.ru/index.php/;
  3. http://www.psylist.net;
  4. http://www.inteltoys.ru

Приложения.

Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе внеурочной деятельности кружка «Волшебная кисточка»:


- Восковые мелки + акварель, свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. 
- Рисование пальчиками, ладошкой - ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит узоры и отпечатки на бумагу. 
- Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и салфетками, картофелем)
-Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов , затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать.
-Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
-Рисование по сырому – лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох наносится рисунок. 
-Кляксография - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 -Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
-Выдувание - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку ). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
-Рисование солью - предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. 
-Пуантилизм - рисунок создается при помощи отдельных точек разного цвета.

Перечень используемого рабочего материала:
- цветной картон;
- салфетки;
- восковые мелки;
- краски, гуашь, кисти;
- альбомы для рисования;

- свечи;
- карандаши цветные;
- трубочки для коктейлей;
- ватные палочки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная петелька" для детей 9-13 лет на 4 года обучения

Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, тем, что исходный материал – пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь.  Вязаная с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный английский"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный английский" разработана для учащихся от 8 до 11 лет, изучающих английский язык с нуля. Программа направлена на формиро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная флейта"

Данная программа предназначена для начинающих музыкантов-детей старшего дошкольного возраста, делающих свои первые шаги в музыке с помощью древнего инструмента, который называется блок-флейта....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок»

Развитие личности ребенка, ее духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований через освоение различных видов декоративно – прикладного творчества....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный клубочек"

АННОТАЦИЯк рабочей программеДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Волшебный клубочек»Возраст, на который рассчитана программа – 10-13 летКоличество часов: всег...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Техника низания

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Техника низания...