ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА СПОРТА
статья (7 класс)

Аннотация. В данной статье представлен сравнительного анализа проявления волевых качеств у юных спортсменов в зависимости от вида спорта. В статье обосновывается предположение, что спортивная деятельность выступает благоприятной средой для развития волевых качеств у юных спортсменов. В частности обосновывая, что каждый вид спорта предъявляет свои требования к личностным особенностям спортсменов.

Ключевые слова: юные спортсмены, волевые качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadezhda.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА СПОРТА

Барашкова Надежда Григорьевна

ГБОУ РС (Я) «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат им. Д.П. Коркина», Россия

Республика Саха (Якутия), Россия

Аннотация. В данной статье представлен сравнительного анализа проявления волевых качеств у юных спортсменов в зависимости от вида спорта. В статье обосновывается предположение, что спортивная деятельность выступает благоприятной средой для развития волевых качеств у юных спортсменов. В частности обосновывая, что каждый вид спорта предъявляет свои требования к личностным особенностям спортсменов.

Ключевые слова: юные спортсмены, волевые качества.

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF VOLITIONAL QUALITIES IN YOUNG ATHLETES DEPENDING ON THE TYPE OF SPORT

Barashkova Nadezhda Grigorievna

D.P. Korkin Churapcha Republican Secondary Sport Boarding School of Olympic

Reserve, the Republic of Sakha (Yakutia), Russia

Annotation. This article presents an analysis of scientific and pedagogical literature on the problem of studying the physical development of children of middle preschool age. The author presents in the article the selection of a series of games and exercises using non-traditional equipment aimed at the physical development of children of middle preschool age.

Key words: young athletes, strong-willed qualities.

Актуальность.

Тренировочный процесс предусматривает воспитание моральных и волевых качеств, а также психологическую подготовку. Юный спортсмен должен обладать сильным характером и твердой волей, вести здоровый образ жизни. В процессе воспитания волевых качеств основную роль играет преодоление постепенно возрастающих трудностей в тренировочных занятиях и соревнованиях. Это заставляет проявлять настойчивость, упорство, целеустремленность, волю к победе, создает уверенность в своих силах.

Волевая подготовка является одним из важнейших моментов в занятиях спортом и физической культурой. Особое значение в процессе занятий спортом и ФК, нужно уделять развитию волевых качеств ученика и спортсмена, так как любые спортивные достижения это, в первую очередь, результат усилия воли. Волевые качества проявляются в строгом соблюдении режима, в регулярном выполнении утренней зарядки, аккуратном посещении занятий, самостоятельном выполнении заданий тренера, в преодолении трудностей, возникающих на тренировках и соревнованиях.

Таким образом, соревновательная деятельность, предъявляя высокие требования к психической сфере спортсмена, подчеркивая общепринятый в настоящее время факт, что психическая готовность спортсмена является одним из важных компонентов надежности спортсмена в спортивной деятельности, где волевые качества выступают структурной составляющей.

Целью исследования выступила проведение сравнительного анализа проявления волевых качеств у юных спортсменов в зависимости от вида спорта.

В соответствии с проблемой, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:

1. Теоретический анализ по проблеме исследование.

2. Изучить проявление волевых качеств у юных шашистов и вольников.

3. Проанализировать выраженность волевых качеств у юных спортсменов в зависимости от вида спорта.

4. Разработать практические рекомендации на основании проведенного исследования.

Методы и организация исследования.

- анализ научной психолого-педагогической литературы;

- психодиагностический метод – тестирование:

- методы мат.статистики.

Тестирование. Для исследования волевых качеств студентов нами была отобрана методика самооценки волевых качеств Н.Е. Стамбуловой. Тест опросника состоит из 100 вопросов, диагностирующий уровень развития волевых качеств у студентов состоит из 5 блоков, в каждом блоке содержится по 20 вопросов. Данная методика выявляет следующие волевые качества: целеустремленность; смелость решительность; настойчивость и упорство; инициативность и самостоятельность; самообладание и выдержка.

Исследование было проведено на базе ЧРССОШИОР им. Д.П. Коркина Республики Саха (Якутия). Всего в данном исследовании приняли участие 20 учащихся занимающихся спортом ЧРССОШИОР им. Д.П. Коркина. Из них в выборку №1 вошли 10 учащихся, занимающихся шашками, и в выборку №2 10 учащихся, занимающихся вольной борьбой.

Результаты исследования и их обсуждение.

С целью обоснования разработанной нами гипотезы мы провели сравнительный анализ выраженности волевых качеств у обоих выборок учащихся ЧРССОШИОР им. Д.П. Коркина.

Для данного сравнения нами был использован критерий Фишера.

на основании сравнительного анализа показателей волевых качеств учащихся старшего звена ЧРССОШИОР им. Д.П. Коркина, занимающихся шашками и вольной борьбой мы можем сформировать следующие заключения, подтверждающие нашу разработанную гипотезу:

- занятие таким видом спорта как шашки благоприятно влияет на такое волевое качество как «Настойчивость и упорство» формируя у них способность побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни, принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;

- занятие таким видом спорта как вольная борьба благоприятно влияет на такое волевое качество как «Самообладание и выдержка» формируя у них способность мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями, воля к победе; способность умения справляться различного рода препятствия на пути к желаемому результату;

- не повлиял вид спорта, в нашем случае, на развитие таких волевых качеств как «Целеустремленность», «Смелость и решительность» и «Инициативность и самостоятельность»; у обоих выборок наблюдается его одинаковое развитие. Что говорит об общем влиянии спортивной деятельности.

Из чего следует, что определенный вид спорта может по-разному влиять на развитие тех или иных развитие волевых качеств юного спортсмена

Выводы.

Полученные эмпирические результаты позволяют акцентировать внимание субъектов и объектов спортивной деятельности на роли занятий спортом в формировании личности человека. В частности, благоприятной среды для развития волевых качеств у подрастающего поколения. А также на основании проведенной опытно-экспериментальной работы мы разработали методические рекомендации по формированию волевой сферы у подрастающего поколения, что может быть интересным для субъектов спортивной деятельности и для педагогов и инструкторов физического воспитания

Список использованной литературы

1. Горбунов Ю. Я. Сравнительная характеристика проявления волевой активности в различных видах легкой атлетики // Теория и практика физической культуры. 2011. № 3. С.33 – 35.

2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.

3. Оконешникова А. П. Спортивная психология: учебник / ФГОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта; факультет психологии ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова» - М.: Советский спорт, 2010. – с. 306.

4. Попова, М.В. Психологическое сопровождение развития личности учащихся в образовательно-воспитательном пространстве спортивной школы интернат / М.В. Попова // Здоровое поколение как цель непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта: материалы региональной научно-практической конференции, 28 июня 2006 г. / отв. ред. В.К. Звездин, - Чурапча: ГУП Нерюнгринская типография, - 250 с. - С. 179-186.

5. Попова, М.В. Аналитический обзор психологического сопровождения формирования состояния готовности к поединку единоборцев-юниоров // Развитие спорта высших достижений и физкультурного образования в регионах РФ: история, традиции, инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под отв.  ред. Р.И. Платонова. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. - 420 с. С.278-285.

6. Попова М.В. Психологическое сопровождение при формировании готовности к поединку у единоборцев-юниоров / М.В. Попова // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №10. - С.75-78

7. Попова М.В. Психологическое сопровождение при формировании состояния готовности к поединку у единоборцев-юниоров в рамках научно-исследовательской лаборатории высшего учебного заведения / М.В. Попова // Инновационные подходы в подготовке спортсменов по олимпийским видам спорта: вольная борьба, пулевая стрельба, бокс: материалы всероссийской научно-практической конференции, 11 апреля 2012 г., г. Якутск / отв. ред. Р.И. Платонова. – М.: Советский спорт, 2012. – 80 с. - С. 63-66.

8. Попова М.В. Опыт психологической подготовки команды волейболисток к ответственным соревнованиям / М.В. Попова // Актуальные вопросы развития физической культуры и массового спорта на современном этапе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Посвященной 90-летию Н.Н. Тарского, 11 июля 2014 г., с. Намцы, Республики Саха (Якутия). - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 370 с.

7. Попова М.В. Особенности локализации субъективного контроля спортсменов высокого класса. September 24-25, 2019, in Kazan. - Atlantis Press, Part of series «Advances in Economics, Business and Management Research», 2020, Volume 114. Scopus.

8. Попова, М.В. Уровень спортивной квалификации и нравственная направленность личности / М.В. Попова, Е.К. Веселова, Е.Ю. Коржова, Т.А. Макарова // Теория и практика физической культуры. – 2020, №2. С. 69-71

9. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

11. Сопов В.Ф. Психологическая регуляция при подготовке и преодолении экстремальных ситуаций сверхдальних переходов и пробегов // Спортивный психолог. – № 1. – 2004. – С. 27 – 34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в формировании и развитии волевых качеств ребенка"

Формирование качеств необходимых  школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий учреждения и семьи.Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста на...

Волевые качества и самоконтроль спортсменов гребли на байдарке.

Региональная научно-практическая конференция «Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям»Волевые качества и самоконтроль спортсменов гребли на байдарке.(Психологические...

методы воспитания морально-волевых качеств у юного спортсмена.

В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют такие, как целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость. Поскольку эти качества, как...

Особенности социального и эмоционального интеллекта у спортсменов индивидуальных и групповых видов спорта.

Выступление по теме "Особенности социального и эмоционального интеллекта у спортсменов индивидуальных и групповых видов спорта"...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ

Данное исследование посвящено вопросам волевой подготовки в спортивной борьбе, на основе общетеоретических вопросов воспитания воли в спортивной деятельности, исследованы особенности важнейших волевых...

1О СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ НАВЫКОВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

1О СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ НАВЫКОВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _Некоторые дети являются естественными лидерами, тогда как другие- естественными последовател...

Власова В. В. Развитие координационных способностей у юных спортсменов, занимающиеся фехтованием.

Власова В. В. Развитие координационных способностей у юных спортсменов, занимающиеся фехтованием....