Внеурочное занятие по программе "Основы функциональной грамотности"
план-конспект занятия (9 класс)

Чеснокова Елена Ивановна

Разработка внеурочного занятия по формированию функциональной грамотности, включающая задания на читательскую и математическую грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Школа № 15 имени Героя Советского Союза

Викторова Константина Николаевича»

Разработка внеклассного мероприятия

по формированию функциональной грамотности

«Почему кассовый чек нельзя сдавать в макулатуру?»

Авторы:

Антонова М.А., учитель информатики

Чеснокова Е.И., учитель русского языка и литературы

2023 год


Сценарий мероприятия

Общие сведения

Тип мероприятия (урок, внеурочное занятие, классный час и т.п.)

Внеурочное занятие

Учебный предмет (при необходимости)

Основы функциональной грамотности

Класс (возраст детей)

9 класс (15 лет)

Мероприятие

Тема (название) мероприятия

«Почему кассовый чек нельзя сдавать  в макулатуру?»

Цель мероприятия

Формирование функциональной грамотности через решение различных типов задач на основе смешанного текста

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Метапредметные и предметные результаты:  

  • оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания;
  • интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации;

Личностные результаты:

  • оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
  • формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному.

Краткий план (последовательность этапов, действий)

Время (мин)

Этапы мероприятия (указать, на каком этапе предлагаются задания по ФГ; когда применяется выбранный прием; форму рефлексии учащихся)

Что делает учитель?

Что делают учащиеся?

6

Мотивационный этап

Демонстрирует познавательный фильм про переработку макулатуры:

https://www.youtube.com/watch?v=7WTqB9c9_RY

Учитель задает проблемный вопрос «Почему кассовый чек нельзя сдавать  в макулатуру?»

Смотрят фильм про переработку макулатуры.

Выдвигают гипотезы.

25

Продуктивная деятельность

Учитель предлагает ознакомиться с текстом и выполнить 3 задания по формированию функциональной грамотности. Организует деятельность учащихся, оценивание ответов.

Выполняют задания, выполняют оценку в соответствии с критериями, вносят баллы в таблицу продвижения.

4

Подведение итогов

Учитель просит учащихся посчитать итоговое количество баллов за 3 задания и озвучивает характеристику уровней сформированности функциональной грамотности.

Результат складывается из баллов, выставленных за критерии к трем заданиям (максимальный балл 8).

Высокий уровень функциональной грамотности – 7-8 баллов

Средний уровень функциональной грамотности – 5-6 баллов

Низкий уровень функциональной грамотности – < 5 баллов

Подсчитывают итоговое количество баллов, делают выводы.

5

Рефлексия

Учитель предлагает ребятам составить синквейн на тему, затронутую на занятии.

Составляют синквейн в группах и озвучивают результат

Текст

Почему кассовый чек нельзя переработать?

Автор Вадим Хромов

         Печать кассового чека занимает считанные секунды. Для покупателя и продавца он является документом, подтверждающим факт приобретения товара или заказа услуги. Для многих может оказаться сюрпризом, что эта небольшая бумажка не подлежит переработке.

Какую макулатуру можно сдавать?

          В зависимости от того, насколько сложной является процедура переработки макулатуры, ее делят на два вида. Бумагу, которая легко перерабатывается, можно сдавать в любой пункт приема. Ее сразу отправляют на целлюлозное производство. Макулатуру из второй группы принимают не все пункты вторсырья.

         Легко перерабатываемая макулатура:

  • неукрепленный полиэтиленом гофрированный картон;
  • писчая бумага;
  • полиграфические продукты (плакаты, листовки, брошюры и прочее);
  • материалы из учебных заведений, офисов (тетради, старые учебники, книги и т. п.);
  • конверты;
  • картон (за исключением черного, коричневого) и канцелярская бумага;
  • глянцевые либо бумажные издания.

Виды макулатуры

Виды макулатуры

Способ проверки картона прост – достаточно надорвать край изделия. Если сделать это оказалось легко, такой картон считается неукрепленным и относится к категории макулатуры легкой переработки.

К сложно перерабатываемой макулатуре относятся:

  • бумага для оберток (при условии, что там отсутствуют дополнительные укрепления из пленки, декор); салфетки, бумажные полотенца;
  • измельченная бумага (принимают редко из-за опасности повредить оборудование во время обработки).

На макулатуру нельзя сдавать следующие изделия:

  • бумагу с ламинированным покрытием;
  • влагостойкий картон (упаковки из-под сока, стаканчики и т. п.);
  • термобумагу (фотобумага и кассовые чеки);
  • продуктовые упаковки;
  • обои.

                 Макулатуру необходимо подготовить, чтобы она соответствовала требованиям. Бумага не должна содержать скрепки, пластик, декор и т. д. Также не принимается слишком грязное, влажное сырье. Рекомендуется сортировать макулатуру по группам.

                              Почему кассовые чеки нельзя переработать?

               Чеки печатают на специальной термобумажной ленте. В пункты приема и на сами перерабатывающие предприятия их не принимают, так как в бумаге содержится мало целлюлозы, а большая часть – это полимерный слой. Чековая лента используется не только в кассовых аппаратах, но и в различных терминалах, автоматических весах. Похожую бумагу также изготавливают для факсов.

         По сути, кассовый аппарат не выполняет процедуру печати на ленте. Он точечно нагревает полимерный слой, который становится темным. В этом заключается принцип работы термопринтера. Кассовая лента вредна, так как содержит в себе бисфенол А. Это вещество способно проникать через поры кожи и наносить вред организму.

При 10-часовом рабочем дне кассир получает около 71 мкг бисфенола А, что в 42 раза меньше безопасного допустимого количества

При 10-часовом рабочем дне кассир получает около 71 мкг бисфенола А, что в 42 раза меньше безопасного допустимого количества

                      Бисфенол  А служит отвердителем продуктов на основе пластмасс. Согласно исследованиям, если подержать кассовый чек в руках на протяжении 5 секунд, то через кожу проникает 1 мкг вещества. Этот показатель удваивается, если прикасаться к бумаге влажными руками.

                       Если сдавать кассовые чеки на переработку, то бисфенолом А будет загрязнено все остальное сырье. Как же поступают с ними? Правильнее всего сортировать чеки отдельно от остального мусора, после чего сжигать самостоятельно либо сдавать в компанию, специализирующуюся на утилизации отходов. Второй вариант – выбрасывать в качестве мусора, который нельзя переработать.

                        Вадим Хромов -  эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала: «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации). Источник https://kipmu.ru/pochemu-kassovyj-chek-nelzya-pererabotat/

Задания на формирование ФГ

Задание №1

Формулировка задания

Основываясь на информации из прочитанного текста и инфографики, определите, какие утверждения являются

фактами, а какие только мнением автора или других

людей.

Отметьте «Факт» или «Мнение» для каждого

утверждения.

Факт

Мнение

Старые фотографии сдавать на макулатуру нельзя

Бумага для факсов содержит бисфенол А

Чтобы снизить количество проникаемого бисфенола А, кассиру лучше работать в перчатках

В России заводы по переработке макулатуры работают не на полную мощность

Вадим Хромов – авторитетный учёный

Чтобы снизить вред от бисфенола А, надо перейти на электронные чеки

Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т.п.)

Работа в парах.  Ответ записывают в распечатанных карточках.

Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание

Читательская грамотность

Навыки, которые формирует задание (в соответствии с таблицей, на странице конкурса)

  • Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
  • Определять наличие/отсутствие информации
  • Различать факт и мнение
  • Делать выводы на основе сравнения данных
  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы

Максимальный балл: 3

Балл

Содержание критерия

3

Выбраны ответы в соответствии с шаблоном:

Факт

Мнение

Старые фотографии сдавать на макулатуру нельзя

+

Бумага для факсов содержит бисфенол А

+

Чтобы снизить количество проникаемого бисфенола А, кассиру лучше работать в перчатках

+

В России заводы по переработке макулатуры работают не на полную мощность

+

Вадим Хромов – авторитетный учёный

+

Чтобы снизить вред от бисфенола А, надо перейти на электронные чеки

+

2

Допущено 1-2 ошибки

1

Допущено 3-4 ошибки

0

Допущено 5-6 ошибок, или ответ отсутствует

Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики – самопроверка, ученики – взаимопроверка)?

Как фиксируются и предъявляются результаты?

Учитель выводит на экран слайд с правильными ответами и критериями оценивания. Ученики осуществляют взаимопроверку. Количество баллов заносится в таблицу продвижения учащегося (баллы за задание №1), которая раздается в начале занятия.

ФИ уч-ся:

№ задания

Баллы

1

2

3

итого

Задание №2

Формулировка задания

Ваня, прочитав данную статью, задумался о безопасности продавцов, покупателей, природы и решил выпустить листовку, содержащую советы по минимизации вреда человеку и окружающей среде от Бисфенола  А.

Помогите Ване: основываясь на данных статьи и своём жизненном опыте, предложите не менее 3-х советов по минимизации вреда человеку и окружающей среде от Бисфенола  А (советы должны быть выполнимы и актуальны). Оформите советы в виде листовки.

Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т.п.)

Задание выполняется письменно на листах А4. Учащиеся делятся на группы по 6 человек.

Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание

Читательская

Навыки, которые формирует задание (в соответствии с таблицей)

  • Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента.
  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы

Максимальный балл: 3

Балл

Содержание критерия

3

Предложено не менее 3 советов, актуальных и выполнимых.

Примеры советов:

  • Кассир, при работе с чеками надень перчатки!
  • Откажитесь от бумажных чеков в пользу электронных!
  • Сортируйте макулатуру! Чеки выбрасывайте отдельно!
  • Сдай 60 кг макулатуры – сохрани дерево!

2

Предложено 2 совета, актуальных и выполнимых

1

Предложен 1 совет, актуальный и выполнимый

0

Ответ отсутствует или предложенные советы неактуальные и невыполнимые

Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики – самопроверка, ученики – взаимопроверка)?

Как фиксируются и предъявляются результаты?

Оценивает учитель. Количество баллов заносится в таблицу продвижения учащегося (баллы за задание №2), которая раздается в начале занятия.

ФИ уч-ся:

№ задания

Баллы

1

2

3

итого

Задание №3

Формулировка задания

Ученическая тетрадь из 12 листов весит 30 грамм. Используя информацию из инфографики, определите, какое количество тетрадей нужно было собрать в макулатуру в СССР, чтобы получить сборник произведений зарубежных авторов, состоящий из 6 книг? В тетради запишите решение и ответ.

Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т.п.)

Задание выполняется индивидуально, письменно в тетрадях.

Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание

Читательская, математическая

Навыки, которые формирует задание (в соответствии с таблицей)

  • определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.);
  • использовать информацию из текста для решения практической задачи;
  • переводить единицы измерения из более крупных в более мелкие и наоборот;
  • вычислять пропорции и отношения, пропорциональное увеличение/уменьшение

Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы

Максимальный балл: 2

Балл

Содержание критерия

2

Приведено решение и дан правильный ответ

Решение:

«В СССР, сдав 20 кг макулатуры, можно было получить редкую интересную книгу отечественного или зарубежного автора»

Составим пропорцию: 1 книга – 20 кг

6 книг – Х кг; Х = 120 кг = 120000 г;

120000 г : 30 г = 4000 тетрадей.

Ответ: 4000 тетрадей

1

Приведено неполное решение и дан правильный ответ

0

Решение отсутствует или дан неправильный ответ

Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики – самопроверка, ученики – взаимопроверка)?

Как фиксируются и предъявляются результаты?

Самопроверка. Учитель выводит на экран решение  и критерии оценивания. Количество баллов заносится в таблицу продвижения учащегося (баллы за задание №3), которая раздается в начале занятия.

ФИ уч-ся:

№ задания

Баллы

1

2

3

итого

Подведение итогов

Описание результата и уровней

Учитель просит учащихся посчитать итоговое количество баллов за 3 задания и озвучивает характеристику уровней сформированности функциональной грамотности.

Результат складывается из баллов, выставленных за критерии к трем заданиям (максимальный балл 8).

Высокий уровень функциональной грамотности – 7-8 баллов

Средний уровень функциональной грамотности – 5-6 баллов

Низкий уровень функциональной грамотности – < 5 баллов

Рефлексия

Вопросы рефлексии, направленные на отслеживание эмоционального состояния учащихся, уровень усвоения материала ИЛИ отношение к содержанию мероприятия, ИЛИ динамику формирования определенных навыков

Составьте синквейн на тему, затронутую в тексте. Вы можете отразить в синквейне своё отношение к теме и содержанию текста, выделить наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и кратко сформулировать.

Формула синквейна:

  • На первой строке записывается одно слово – существительное – тема синквейна.
  • На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
  • Пятая строка включает слово-обобщение, выражающее личное отношение автора синквейна к теме

Пример синквейна:

Макулатура

Использованная, старая

Собрать, отсортировать, сдать

60 кг макулатуры бережет 1 дерево

Природа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на развитие функциональной грамотности (креативного мышления) на уроке информатики "Векторная графика"

Данное задание имеет творческий характер. Ученикам предстоит проявить креативные навыки при составлении законченного изображения в векторном виде. При выполнении задания ученики получат навыки построе...

Внеурочное занятие по курсу Финансовой грамотности по теме: " Выбор страховой компании"

Вашему вниманию предоставляется конспект внеурочного занятия.Цель занятия: Сформировать представление о финансовом инструменте – страхование. Класс разбит на пары. Учащиеся проводят ми...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...

Занятия на развитие функциональной грамотности

Материал для применения на уроках заданий на функциональную грамотность...

Методическая разработка внеурочного занятия по Основам финансовой грамотности

Основы финансовой грамотностиМетодическая разработка внеурочного занятия «День рождения Машеньки»...

Программа внеурочной деятельности «Формирование навыков функциональной грамотности» для 11 класса

В настоящее время система школьного образования в стране переживает переломный момент, обусловленный глубокими содержательными и структурными изменениями в обществе, а также в самой базовой парадигме ...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...