Применение информационно-коммуникационных технологий при изучении темы «Имя существительное»
статья

Печенкина Виктория Игоревна

Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

В этом направлении идёт и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий; усиление внимания развивающей функции обучения; реализация принципа гуманизации и гуманитаризации образования.

Учитывая требования современного образования, будущему учителю необходимо научиться ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений и не тратить время на открытие уже известного.

Анализ литературных источников показал, что в настоящее время достаточно полно разработаны теоретические основы информатизации образования. Педагогический опыт подтверждает наличие условий для внедрения этих инноваций, то есть оснащение учебных кабинетов дидактической техникой.

Противоречие заключается в том, что имея теоретическое и материально - техническое оснащение УВП, учитель не готов его использовать в виду содержательно - организационной неподготовленности.

В связи с этим встает проблема разработки содержательно - организационной модели использования информационных технологий в учебно - воспитательном процессе школы.

Применение ИКТ на уроках русского языка.

 С использованием интерактивной доски можно проводить различные виды диктантов и разборов, ставшие для учеников уже привычными.

1. Зрительный диктант и самодиктант - предполагают зрительное восприятие текста учащимися, частичный орфографический и пунктуационный анализ, последующее воспроизведение по памяти и самостоятельную проверку. Материал для подобных диктантов удобно разместить на слайде, комментирование орфограмм и пунктограмм уместно провести с помощью интерактивной доски. После закрытия слайда учащиеся воспроизводят текст, а затем сверяют его с тем вариантом текста, над которым была произведена работа.

2. Графический диктант - учащиеся создают словосочетания, предложения по заданным схемам. Схемы заранее готовятся учителем на слайде или пишутся маркером непосредственно на интерактивной доске. Для выделения существенных фрагментов можно использовать разноцветные маркеры, что гораздо удобнее, чем привычная школьная доска и мел.

3. Творческий диктант - это вид упражнений, при выполнении которых учащиеся по указанию учителя вносят изменения в диктуемый текст при его записи. На интерактивную доску выносится задание к диктанту или непосредственно сам текст, требующий творческой доработки. Во втором случае после выполнения задания учащиеся могут самостоятельно внести получившиеся у них изменения в текст на интерактивной доске, а учитель тем самым проверит выполненную работу.

4. Свободный диктант - вид диктанта, близкий к изложению, «диктовка мыслей, а не слов» (В.А.Флеров). Это такое письменное упражнение, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики свободно воспроизводят прочитанное. Запомнить содержание свободного диктанта помогает картина - особенно в работе над описанием и рассуждением. Картина в данном случае может демонстрироваться на интерактивной доске, отдельные её фрагменты в процессе работы могут быть увеличены, опорные слова диктанта можно записать маркером на доске. При данном виде работы целесообразно обратиться к искусствоведческим текстам, которые в силу своей специфики несут информацию о картине (истории её создания, содержании, средствах выражения замысла художника).

5. Использование схем и таблиц.

6. При помощи интерактивной доски удобно проводить различные виды разборов: морфемный, словообразовательный, синтаксический. Для более хорошего зрительного запоминания графические символы морфем и членов предложения можно выделять разными цветами.

Преподавание с помощью ИКТ имеет следующие преимущества:

· Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

· Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование урока.

· После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

· Уроки, созданные с применением ИКТ, можно использовать много раз, что экономит время учителя.

Итоги использования компьютерных технологий:

l повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

l осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

l расширение объёма предъявляемой учебной информации;

l обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

l улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

l повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

l включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

l повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования,

l активизация творческого потенциала ученика и учителя,

l включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества,

l самореализация и саморазвитие личности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"

Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с  программой 2100 с использованием информационных технологий.  Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...

Доклад на тему: «Применение информационно-коммуникационных технологий на индивидуальных занятиях по ФПСР и РРС в СКОУ I вида (с презентацией)».

Cоздание и применение электронных мультимедийных презентаций, оснащённость компьютерным оборудованием помогают поддерживать у школьников устойчивый интерес к приобретению знаний....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Применение поисково-исследовательских технологий при изучении темы «Углерод»

Данная стаья раскрывает применение поисково-исследовательских технологий при изучении темы "Углерод" (9класс)...

Методическая разработка урока с применением информационно-коммуникационных технологий по теме «Exploring the world» для 7-х классов.

Цель урока: совершенствование коммуникативных навыков и умений, формирование умений по предмету ИТК применительно к получению дополнительной информации по теме урока....