Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Традиционные и новые формы проведения учебных занятий "
методическая разработка

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Традиционные и новые формы проведения учебных занятий "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные и новые формы проведения учебных занятий.

Семинар – форма групповых занятий, состоящая в обсуждении подготовленных сообщений и

докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, развивает навыки

самостоятельной работы и публичных выступлений.

Дискуссия – всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной

проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического

суждения и отстаивания своей точки зрения.

Конференция – собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения

и решения каких-либо вопросов; развивает умение представлять результаты своей деятельности на

всеобще обсуждение.

Экспедиция – поездка группы в назначенное место со специальным заданием; решает

комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения

профильного результата вне аудиторных условий.

Учебная игра – занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания, отдыха

и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях

развивающейся ситуации.

К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

- занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;

- занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью,

изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и т.д.;

- занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация;

- занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и т.п.;

- занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие,

ученый совет, заседание парламента и др.

- занятия, построенные по сценарию известных телепередач «Что? Где? Когда?»,

«Поле чудес» и т.д. и т.п.

Подробно охарактеризуем некоторые из них, ставшие наиболее популярными.

Презентация предмета, явления, события, факта – описание, раскрытие их роли,

социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама – сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев, ситуация

выбора, от которой зависит ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в

структуре общественных отношений.

Защита проекта – способность проецировать изменения действительности во имя улучшения

жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения

жизненных проблем.

Философский стол – коллективная работа по отысканию социального значения и

личностного смысла явления жизни: «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.

Чаепитие - создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимоотношения,

раскрепощает.

Крепкий орешек – решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный

разговор на основе добрых взаимоотношений.

День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять

людям радость.

Конверт вопросов – свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Выпускной ринг – отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на

будущее, подкрепляется дружбой, общением; формируется умение взаимодействие с людьми.

Организационно-деятельностная игра включает в себя шесть этапов:

 погружение (осмысление проблемы),

 негатив,

 позитив,

 предложение путей решения проблем, разработка проектов;

 экспертная оценка,

 подведение итогов игры.

Занятие-бенефис - отчет о самостоятельных исследованиях, хороший способ стимулирования

творческой деятельности. Задание дается обычно двум ученикам. На бенефисе ребенок

находиться в центре внимания, а то, что одинаковое задание дается двум учащимся,

пробуждает дух соревнования. В оценке и рецензировании работ своих товарищей участвует

вся группа.

Зачет или система зачетов. Эта форма работы позволяет более свободно, творчески строить

изучение нового материала, вопросы к зачету даются заранее. Таким образом, каждых ученик

получает возможность работать в свойственном ему темпе, обдумывать все тонкости учебного

материала, делать необходимые сравнения, обобщения, провести работу по классификации,

систематизации изучаемых понятий.

Целенаправленная подготовка к зачету начинается за несколько занятий, так чтобы на каждом из

них возможно было повторить 1-2 вопроса. На них обычно отвечают хорошо подготовленные

ребята. На итоговом занятии учащиеся проверяют друг друга, выполняют письменные задания по

карточкам, либо отвечают устно.

Экскурсия. Одной из наиболее интересных для учащихся форм выступает экскурсия.

Экскурсия - форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место

расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для

непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс с реальной жизнью и

помогает учащимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и явлениями

в их естественном окружении.

Экскурсии бывают разные. В зависимости от дидактической цели выделяют вводные

экскурсии, проводимые перед непосредственным изучением нового материала; текущие и

итоговые, которые проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала. По

предметному содержанию экскурсии можно разделить на естественно-научные, историколитературные, краеведческие, производственные и др.

Экскурсии обычно планируются на весь учебный год.

При проведении экскурсии выделяют три этапа:

а) предварительную подготовку к экскурсии;

б) выезд учащихся к изучаемому объекту и проведение запланированного объема учебной

работы по теме занятия (сбор природного материала, рисунки, чертежи и т.д.);

в) работа с собранным материалом и подведение итогов экскурсии.

Конечно же, успех любой экскурсии зависит в первую очередь от тщательности подготовки

педагога. При подготовке к экскурсии педагог проводит тщательное изучение объекта экскурсии,

места ее проведения. В подготовку к экскурсии в первую очередь входит определение ее цели и

задач. После этого педагог выбирает содержание; передаваемого материала и виды деятельности,

которой учащиеся будут заниматься при подготовке, во время и после окончания экскурсии.

Педагог выбирает методики показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения

учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр.

Для достижения наибольшей эффективности восприятия учащимися учебного материала на

экскурсии их необходимо к этому подготовить. Это достигается четкой постановкой целей,

которые должны быть достигнуты в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного

материала, формулированием общих и индивидуальных заданий. В подготовку входит и обучение

учащихся способам сбора материала: приемам ведения записей, зарисовок, основам

фотографирования, звукозаписи рассказов экскурсовода и т.д. Перед выходом на экскурсию

проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок и сроки их

выполнения, время, отводимое на экскурсию и собираемые материалы. До экскурсии педагог

распределяет творческие задания для учащихся: написать сочинения, подготовить доклады,

составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить

раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Особое внимание в ходе

этой беседы уделяется правилам поведения и основам техники безопасности.

Экскурсия может длиться от 40-45 мин до 2-2,5 ч. В этот промежуток не входит время,

затрачиваемое учащимися на дорогу. Обычно время экскурсии определяется характером предмета

экскурсии, содержанием и сложностью материала и, конечно, возрастом учащихся.

Закончиться экскурсия может итоговой беседой. Однако на последующих после экскурсии

уроках педагог должен возвращаться к ней, использовать полученные в ходе ее материалы и

знания учащихся, а если возможно, то провести повторение и обобщение изученного на экскурсии

материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»

Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...