Методическая разработка внеклассного мероприятия «Вежливость – закон для всех»
методическая разработка (5 класс)

Рудакова Ирина Константиновна

Цель – ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей школьников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_etiketa._metod._razrabotka.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Вежливость – закон для всех».

Методическая разработка к внеклассному мероприятию для учащихся 5-6 классов.

Цель – ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей школьников.

Задачи:

  • познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
  • формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • развивать устойчивую положительную самооценку школьников.

Ход беседы:

        Ежедневно мы встречаемся со множеством людей – на улице, в школе, в театре, на спортивной площадке и т.д. Очень важно, чтобы ни один из них не пожалел о мимолетном общении с вами, не вынес из него чувства обиды. Для культурного человека вежливость всюду, где бы он ни находился, - не пустая условность, а внутренняя необходимость, норма поведения. Заблуждаются те, кто думает, что вежливость обязательна только в кругу знакомых, среди людей, мнением которых они дорожат, а в остальных случаях можно прекрасно обойтись и без обременительной и бесполезной условности.  

  «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» - это широко известные слова Сервантеса никогда не устаревают.

        «Будьте добры», «пожалуйста», «разрешите», «простите» - эти слова, как и множество других, помогают людям выразить свое расположение, искреннее доброжелательство, уважение. Причем эти слова не изнашиваются от частого употребления, никогда и никому не могут надоесть или перестать нравиться.

         Больше того, они часто служат добрыми помощниками в наших отношениях с окружающими, позволяют быстрее и с меньшими усилиями разрешить любой вопрос.

         Вежливость – это не перчатки, которые надеваются только в торжественных случаях, а все остальное время хранятся в шкафу. Она должна стать тем, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя естественно в любой ситуации.

         Искренность, отсутствие какой-либо корысти, уважение ко всем без исключения людям – вот чем руководствуется культурный человек в общении с окружающими. Вежливость напоказ – это то же самое, что лакировка на неочищенной поверхности: и то и другое крайне непрочно и недолговечно.

         Никогда не отвечай бранью на брань. Но это не значит, что надо равнодушно взирать на то, как подвыпивший молодчик терроризирует пассажиров автобуса. В таком случае вмешательство необходимо, и чем раньше оно произойдет, тем лучше. Только тогда, когда хамство будет пресекаться в зародыше и встречать решительный отпор окружающих, можно искоренить его.

         Неоправданно отождествлять культурный уровень человека с его образованием. Наличие диплома далеко не всегда свидетельствует об умении вести себя в обществе. Более того, хамство выглядит особенно неприглядно, если оно основано на кичливости университетским значком и мнимом превосходстве над окружающими. Ни высшее образование, ни ученая степень не дают права пренебрежительно относиться к людям. Истинный культурный уровень человека лучше всего проявляется именно во взаимоотношениях с людьми.

Правила поведения.

В магазине.

         Прежде чем войти в магазин, нужно пропустить выходящих из него. Если за тобой кто-то следует, придержи дверь. Брать собаку в продовольственный магазин категорически запрещается.

  Каждый покупатель, невзирая на пол, возраст или общественное положение, должен соблюдать очередь. Только в исключительных случаях можно просить разрешения стоящих впереди пройти без очереди. Желательно пропускать без очереди тех, кто с ребенком на руках. Не проталкивайся между стоящими в очереди.

  Продавца, который разговаривает с другим покупателем или что-то подсчитывает, не беспокоят вопросами. Покупатель должен подождать до тех пор, пока продавец не освободится.

На выставке, в музее.

         Посетитель выставки и музея оставляет обычно в гардеробе вместе с верхней одеждой зонт, портфель, сумку, пакеты.

  При посещении музеев и выставок нужно считаться с тем, что человек в состоянии сохранить свое внимание только в течение двух-трех часов, поэтому в больших музеях целесообразно составлять план осмотра. Бессмысленно и бесполезно быстро пробегать по залам музея. Нужно выбрать для осмотра либо определенные произведения, либо творчество одного художника, либо какой-нибудь отдел.

  В выставочный зал входят тихо, не беспокоя других. Для осмотра произведений не становятся перед другим посетителем или чересчур близко к нему. Держать себя нужно так, чтобы своим присутствием не беспокоить окружающих: не говорить громко, не смеяться, не кашлять, не сморкаться и т.д.

  Запрещается трогать экспонаты. Если ты ходишь по музею в сопровождении экскурсовода, то его объяснения нужно слушать молча даже в том случае, если они тебе неинтересны. Невежливо разговаривать с соседом или делать свои замечания. Если у тебя есть вопросы, их нужно задавать во время паузы.

В кино, на лекции, в театре.

         В кино и на лекцию обычно ходят в уличной одежде (дневной). Само собой разумеется, что юноши снимают, как и во всех помещениях, головной убор. Но и девушка должна это сделать, если у нее головной убор, мешающий сидящим сзади. В театр или на концерт приходят заранее, зная, что потребуется время, чтобы сдать верхнюю одежду в гардероб, привести себя в порядок и найти места.

  В гардеробе юноша помогает девушке снять пальто и сдает его в гардероб, оставляя у себя номер. Юноша входит в театральный, концертный и кинозал первым. Выходит же первой девушка. Если входят две пары, первым идет юноша, затем две девушки и за ними второй юноша. В таком же порядке и садятся: девушки посередине, юноши  - по краям.

  Если ты знаешь, что твои места в середине ряда, нужно сесть заранее, не ожидая последнего звонка, чтобы не тревожить других зрителей. Если же приходится беспокоить сидящих, перед ними извиняются. Потревоженный не делает недовольного лица и не ждет, пока у него попросят разрешения пройти, а сам встает заранее, заметив идущих по узкому проходу. Вежливых людей, которые встали, чтобы тебя пропустить, нужно поблагодарить.

  Проходить нужно лицом к сидящим. Юноша идет первым. Он помогает сесть своей спутнице, опуская сидение кресла, и садится лишь после этого. Юноша обычно сидит по левую руку девушки, но если его место окажется удобней, например, если оттуда лучше видна сцена, то внимательный юноша уступит его спутнице. Вставая и садясь, избегают шума. Сиденье кресла опускают бесшумно. Вставая, его придерживают рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Занимать оба подлокотника – бесцеремонно, так как и сосед хочет опереться. Не стоит опираться на спинку переднего кресла или упирать в нее ноги.

  Программу и бинокль каждый приобретает сам, а не одалживает у соседа. Театральный бинокль предназначен для того, чтобы следить за сценой, а не разглядывать находящихся в зале. Сидя на балконе, не «декорируют» барьер балкона биноклями, сумочками или другими предметами, их держат на коленях.

  На чужое место не садятся, так как это может создать много неприятностей, в особенности, если владельцы этих мест опаздывают.

  Если ты по какой-то причине опаздываешь, то входи в зал тихо, встань возле двери или сядь бесшумно на ближайшее свободное кресло (в театре обычно опоздавших отправляют на балкон).

  Когда начнется программа, нужно прекратить всякие разговоры. Прерванный разговор продолжают в антракте. Во время спектакля или киносеанса не беседуют и не комментируют его, а слушают и смотрят. Даже в том случае, если программа не интересна, вежливость вынуждает человека сидеть молча. Зал, конечно, можно в  перерыв покинуть. Во время выступлений стараются не заниматься ничем, что может причинить беспокойство соседям: не щелкают замком сумочки, не шуршат фантиками и т.д. Не приходится говорить о хорошем тоне, если ты станешь барабанить пальцами, отбивать такт ногой или даже подпевать, будь твое пение даже правильным.

  Человек, у которого сильный кашель или насморк, должен подумать о здоровье и спокойствии других.

  Бестактно реагировать вслух на актерские ошибки. Неприлично сопровождать аплодисменты топотом. Искренние аплодисменты – лучшая благодарность. Но аплодисментами не прерывают исполняемые музыкальные произведения. Поэтому во время концерта, например, в филармонии, аплодировать можно лишь после окончания исполнения всего произведения.

  Занавес закрывается. Дождись, пока опустится занавес, а не беги в гардероб за пальто.

Использованная литература:

Составитель Карзов С.В., «Энциклопедия для маленьких джентльменов», ТОО «Диамант»,  АОЗТ «Золотой век», 1997, 608 с.

                                                                                                       Составила:

                                                                                                          воспитатель

И.К. Рудакова

Санкт-Петербург, 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

законы для всех

дополнительный материал для уроков английского языка по теме " Можно ли нарушать закон?" с глоссарием , текстами на тему , разнообразными упражнениями на проверку понимания прочитанного и заданиями на...

Внеклассное мероприятие - "Вежливость в России и Британии".

Цели и задачи урока:1) Воспитательная: Расширять кругозор учащихся- воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, умение вести себя за столом- формирование предст...

Методические указания для практических работ, для всех студентов 1 курса

Методические указания для практических работ разработаны для всех студентов 1 курса...

электронный учебник "Правила дорожного движения - один закон для всех!"

Учебник «Правила дорожного движения – один закон для всех!» разработан для изучения правил дорожного движения среди 5 классов, объём изучаемой темы рассчитан на 3 часа....

Презентация к внеклассному мероприятию "Вежливость - залог успеха"

Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся. Задачи: познакомить детей с понятием «вежливость», показать необходимость употребления в речи “вежливых” сло...

Разработка внеклассного мероприятия "Вежливость - это сила, слабость или необходимость"

Разработка внеклассного мероприятия содержит материалы для урока на тему вежливости, целью является повторение и усовершенствование знаний учащихся о вежливости, формирование привычки употреблять вежл...