Технология обучения дошкольников эементарному музицированию Тютюнниковой Т.Э.
методическая разработка

Пошкус Елена Борисовна

Технология обучения дошкольников элементарному музицированию Тютюнниковой Т.Э.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

Технология обучения дошкольников элементарному музицированию  

Т.Э. Тютюнниковой

                                      Подготовила:

              Музыкальный   руководитель

Пошкус Елена Борисовна

г. о. Красногорск

Элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования так же длинна, как и само бытие музыки в человеке – его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицирования. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения – с миром и с самим собой. Идеальным способом проявления творческого начала каждого ребенка стало элементарное музицирование – система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором К. Орфом и адаптированная, как технология Т.Э. Тютюнниковой.

Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста первоначальных навыков элементарного музицирования, удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью слова, ритма и музыки.

Задачи:

  • развивать эмоциональность детей, как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;
  • воспитывать интерес и любовь к музицированию;
  • развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию;
  • формировать качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Данная технология реализуется в образовательной деятельности детей, на детских праздниках, развлечениях. В процессе обучения детей игре на ДМИ можно выделить 3 этапа

  1. Прослушивание музыкальных произведений, обсуждение, какие инструменты будут звучать. Распределение инструментов для исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей и их способностей.
  2. Разучивание каждой партии отдельно и по подгруппам, запоминание ритмического рисунка.
  3. Освоение детьми техники игры на своих инструментах, исполнение своей партии, объединение в оркестр.

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- игровой:

- практический.                                     

    Формы организации:

- индивидуальная;

- подгрупповая;   

- групповая.

 Двумя основными принципами технологии являются: импровизационно-творческая деятельность и игра. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.

Основные виды детской деятельности, применяемые в технологии - пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и самодельных шумовых инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

Шумовые оркестры являются лишь одной из множества возможных форм активного музицирования с инструментами. Это игра в оркестр, где есть место для фантазии, возможны разные варианты, замены и обмены ролями.

Технология требует широкого использования детских музыкальных инструментов: металлофонов, шумовых (треугольники, бубенцы, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, деревянные коробочки, клавесы, маракасы) Обязательным также является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека.

Музицирование в технологии представлено как взаимосвязанная работа по трем направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.

  1. Учебное музицирование –  это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе работы над формированием у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.
  2. Творческое музицирование – разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по- своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Этот раздел является самым важным. Он обращен к тем, кто готов осознать необходимость творчества как фактор величайшей важности для дальнейшего развития детей. Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать в различных движениях и т.д. Процессу варьирования конца нет, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес.
  3. Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической и детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационное формы в законченные пьесы, в совершенствование навыков ансамблевого музицирования.

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений. Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.

Рассмотрим, какие инструменты используются в технологии.

«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому звучащие жесты это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Игры типа «Послушай себя», «Украсим мелодию, стихотворение» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Здесь объединяются разнообразные комбинации звучащих жестов, кластерное исполнение фонем (З, Ж, Х, Ф, С, Ч, Ш, У, О и т.д.) исполнение которых должно быть разнорегистровым, разнодинамическим, и разновременным.

Используемые варианты звуковых моделей:

*легкие и тихие (не синхронные) удары в раскрытую ладонь одним пальцем, двумя, всеми пальцами с постепенным усилением и уменьшением силы звука (дождь, усиливающийся от порыва ветра);

*быстро потереть ладони (шелест листвы и травы);

*трение внешней стороны рук (шуршание камыша);

*несильные удары по груди (далекие раскаты грома);

*шлепки по коленям (хлопанье крыльев птиц);

*постукивание кулачками по полу (бег табуна лошадей);

*постукивание подушечками пальцев (бег сказочных существ).

Творческие задания для шумового оркестра: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки, (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

В современной музыкальной педагогике исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! А сколько радости и изумления доставляет детям открывать для себя необыкновенные звуки, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой ключей, от бурления воды через соломенную трубочку, если подуть в большую пластиковую бутылку. Для подобных игр мной создан дидактический стол «Лаборатория звука», позволяющий детям экспериментировать со звуками, сравнивать их, пробовать создавать простейшие музыкальные инструменты. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы:

  • Почему все звучит?
  • Откуда берется голос?
  • Где живет эхо?
  • Как сделать звук громче, тише?

Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, помогает выработать волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах

Значение элементарного музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.

Опыт музицирования, пусть даже небольшой и элементарный, часто становится решающим фактором в «пленении» человека музыкой. Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми) Предложить им подумать, какие инструменты могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление. Выбрать самостоятельно инструмент, а может быть и смастерить его. С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.

Данная технология основывается на лучших традициях отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Работы таких известных авторов, как Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Л. Баренбойм, Э. Жак-Далькроз, Ш. Судзуки. Особенно широко был рассмотрен данный подход в музыкальном воспитании и обучении детей немецким педагогом Карлом Орфом. Он собрал очень много практического материала для детского музицирования под названием «Шульверк». Педагог, кандидат искусствоведния Т.Э. Тютюнникова явилась транслятором многообразного педагогического опыта музыкального воспитания и обучения детей в России, накопленного человечеством. Т.Э. Тютюнникова отмечала, что «дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Методологическим основанием орф-технологии явилась деятельностный метод, который предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание).



Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

Мониторинг развития детей по технологии

 элементарного музицирования.

                                      Подготовила:

              Музыкальный   руководитель

Пошкус Елена Борисовна

г. о. Красногорск

Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучание различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (чѐтче воспроизводят ритм).

     Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

     Одним из критериев результативности опыта является оценка музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, т. е. диагностика.

     Диагностика по критериям и   показывает, что музицирование развивает музыкальные способности детей, а именно разные виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического.

     У дошкольников активизируется музыкальная память и творческое воображение, формируется эмоциональный отклик на классическую музыку, развиваются импровизационные навыки.

     Музицирование также способствует формированию волевых качеств, собранности, сосредоточенности, упорству в достижении цели.

     Старшие дошкольники научились подбирать инструменты для фантазийного озвучивания стихов; сочинять несложные мелодии; приобрели навыки ансамблевого музицирования.

     Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики в развитии музыкально-творческих способностей оптимальна.

     Критериями к оценке результатов являются сформированные знания, умения и навыки, полученные в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности, в ходе режимных моментов, а также степень овладения программным материалом.

     Мониторинг музыкальных способностей элементарного музицирования проводился 2 раза в год, индивидуально и на музыкальных занятиях.

     Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

     Диагностика проводится в течение нескольких занятий, на программном материале методом наблюдения за детьми.  Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально, а также предусматривается выполнение специально подобранных заданий.

     В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.

Ф.И. ребенка

Критерии

Кол-во баллов

Уровень развития

Чувство ритма

Знание названия инструментов, владение навыками игры на них, получает удовольствие от игры на детских музыкальных инструментах

Владеет навыками ансамблевого музицирования, имеет навыки концертного выступления

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Сравнительный мониторинг усвоения детьми технологии

Уровень развития

2018-2019 уч.г.

2019-2020 уч.г.

2020-2021 уч.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Сформирован

18%

26%

22%

32%

24%

36%

На стадии формирования

31%

41%

33%

41%

35%

44%

Не сформирован

51%

33%

45%

27%

41%

20%

Чувство ритма

Уровень развития

2018-2019 уч.г.

2019-2020 уч.г.

2020-2021 уч.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Сформирован

21%

29%

24%

33%

27%

38%

На стадии формирования

32%

38%

33%

39%

35%

41%

Не сформирован

47%

33%

43%

28%

38%

21%

Навыки игры на детских музыкальных инструментах

Уровень развития

2018-2019 уч.г.

2019-2020 уч.г.

2020-2021 уч.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Сформирован

13%

19%

18%

27%

20%

31%

На стадии формирования

25%

41%

29%

36%

31%

43%

Не сформирован

62%

40%

53%

37%

49%

36%

Навыки ансамблевого музицирования

Уровень развития

2018-2019 уч.г.

2019-2020 уч.г.

2020-2021 уч.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Сформирован

21%

34%

25%

37%

25%

39%

На стадии формирования

37%

41%

39%

45%

41%

47%

Не сформирован

42%

25%

36%

18%

34%

14%

Оценка результатов

     Дети, занимаясь музицированием, получали ощущение радости и с нетерпением ждали новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей – это не только правильность выполненных заданий, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование. Необходимо много работать, чтобы добиться положительных результатов.

     У детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на музыку. Развита эмоционально-чувственная сфера, расширен словарный запас. Развиваются умения художественного восприятия музыки и отражения его результатов в деятельности. Развивается творческое воображение, проявляются творческие способности

     Подводя итоги работы по развитию навыков элементарного музицирования с дошкольниками, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

- дети знают названия музыкальных инструментов, особенностей строения; выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении;

- могут точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии, движение в соответствии с музыкой;

- знают жанры музыки; правильно интонируют мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него;

- легко, красиво выполняют движения под музыку без указания взрослого; импровизируют на ДМИ под музыку;

- знакомы с графической нотацией.



Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

Календарно-тематическое планирование материала по элементарному музицированию

(младшая группа)

                                                                                                      Подготовила:

              Музыкальный   руководитель

   Пошкус Елена Борисовна

г. о. Красногорск

Месяц

Звучащие жесты

Речевое музицирование

Инструменты

Песни

Движение и активное слушание

Импровизация

Сентябрь

Игра с одновременным проговариванием (хлоп-хлоп, топ-топ и т.д.)

Игра «Тихие и громкие ладошки»

Ритмичное проговаривание коротких фольклорных потешек, закличек «Зайчик», «Котик», «Петушок», сопровождая их равномерными хлопками, шлепками, использование 1-2 инструментов

Маленькие колокольчики, маракасы из «киндеров». Изучение тембров, что как звучит. Прием -  свободное потряхивание.

Игра в оркестре: двухчастная полька. Методический прием: играем и молчим.

Хороводная игра «Петушок» с аккомпанементом ксилофона (играет взрослый).

Игра «Кто как кричит» В. Иванникова, звукоподражание голосам животных.

Игровой танец-команда «Шагом и бегом», «Полька» А. Жилинского с инструментами – бегаем и звеним, присаживаемся и молчим.

Свободная манипуляция с инструментами – «сыграй, как ты хочешь».

Октябрь

Прием: на последнюю долю изменить «инструмент»: шлеп-шлеп…ХЛОП!

Речевая игра «Прыг, скок, по ладошке»

Песня «Два утенка» Е. Попляновой – исполнять со звучащими жестами.

Речевая игра «Зайчик» с театрализацией и последующим озвучиванием на инструментах.

Речевая звукоподражательная игра «Капля раз, капля два…»

Звукоподражательные артикуляционные игры «Ветер», «Дождик», «Гром» с последующим озвучиванием на инструментах.

«Разговоры» - дождика и ветра, лягушки и рыбки.

Бубенцы, маракасы. Знакомство с приемом метричное встряхивание, постукивание. Листочки бумаги и бумажные султанчики (для озвучивания).

Рус.нар. потешка «Заинька» - пение со звучащими жестами и звукоподражательной речевой игрой «прыг-скок».

Песня «У кого какая песня» А. Жилинскаса – звукоподражание голосам животных и явлениям природы.

Песня «Два утенка» Е. Попляновой – интонационная подражательная игра «весело-грустно».

Пьеса «Дождик» А. Александрова – дети под музыку кончиками пальцев касаются различных частей тела.

Индивидуальное подражание голосам животных. Диалоги (двух утят, котенка и курочки).

Ноябрь

Ритмическая игра «Тюшки-тютюшки»

Игра-приветствие «Мое имя» (простое и ласковое). Ребенок говорит свое имя, а все остальные говорят его имя ласково.

Речевая ритмическая игра «Тук-тку, деревянный это звук» (использование движений и палочек). Метод. прием: прямое подражание.

Речевая игра «Скачут, скачут две лошадки» - ритмичное звукоподражание с переносом его на деревянные инструменты (коробочка, тон-блок, палочки).

Деревянные палочки, ложки, рубель, бубенцы.

Игра в шумовом оркестре «Ах вы сени» (ложки и рубель).

Песня «Лошадка» А. Агафонникова

Игровая песня «У меня есть пони»

Игра на различение тембра, темпа, динамики: «Ходим, бегаем, замираем» (ксилофон, бубен).

Театрализация песни «А у меня есть пони» - игра в парах  в лошадку.

«Ах вы сени» - ходить врассыпную и ритмично стучать ложками, затем, подняв их, кружиться на месте.

«Лошадка» (цокот копыт и ржание), «Простая песенка» - свободная импровизация голосом.

Декабрь

Введение третьего жеста в конце ритмической последовательности: «хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, ТОП» и т.д.

Озвучивание модели «Снег, снег» сл. И. Токмаковой.

Звукоподражательная игра «Зимняя буря» (тихий свист, глиссандирование голосом)

Треугольник, маракасы, бубенцы.

Исполнение «Финская полька» с диалогической игрой во второй части: тутти и соло (бубенцы и бубен)

Песня-команда со звукоподражательной игрой «Метелица», «Снег-снег», муз. М. Ройтерштейна.

«Глаза закрой и открой» - песня-команда на различение мажора и минора (педагог поет, дети выполняют команды)

«Деревья в зимнем лесу» - зимняя буря и сильный мороз.

Игра «Метелица» в кругу.

Импровизации в игре «Четыре импровизации», импровизированный аккомпанемент к песне «Метелица» (вой ветра, солнышко, снег).

Январь

«Тюшки-тютюшки» - акцент на чередование двух жестов (хлопушки и шлепушки, шлепушки-топотушки и т.д.)

Речевая игра с движением «Ты, мороз».

Речевая игра «Волшебные барабаны», «Вороны», сл. А. Барто.

Бубен, барабаны различных размеров, треугольник, маракасы, бубенцы. Исполнение в шумовой оркестре на маленьких бубнах бел. нар. мел.  «Бульба» с использование двух различных приемов игры: метрических ударах и звона.

«Веселые инструменты» (маракас, барабан, бубен), «Загадки», звукоподражание в пении.

Игра-команда «Ку-чи-чи», «Про кошку», англ. нар. мелодия – парная театрализованная игра на взаимодействие.

«Мыши водят хоровод» - игра-ловишка с пением.

Импровизированное движение под музыку и без нее: «Мышки», «Мышиный марш» с бумажками.

Свободные импровизации на барабане.

Февраль

Ритмическая игра «Молоточки» М. Андреевой (сначала кулачками, затем с деревянными палочками) – для ритмических последовательностей выбираются стихотворные фразы, типа «динь-дон, динь-дон, в огороде ходит слон»

«Саночки» - озвучивание команд текста (гром, стук, звон)

Деревянные палочки, бубенцы, маракасы, бубны.

Игра в оркестре «Полька» М. Глинки (на акцент играют бубны)

«Много разных звуков» - придумывание различных звуков, которые можно извлечь, сидя на стуле. Игровая песня «Фокус-покус»

«Танец деревянных палочек» - свободная импровизация движений, «Игра с палочками» - упражнение на развитие чувства ритма и реакции, обогащение двигательного «словаря».

Свободные диалоги инструментов: бубен и маракас, барабан и треугольник и т.д.

Март

Декламация закличек про солнышко, весну, птиц с различными вариантами звучащих жестов.

Речевое звукоподражание птичьим голосом, звуку капели, ручейка. Речевые пьесы «Воробушки». «Солнышко»

Свистульки, дудочки разных размеров (окарины, свирели), ложки и другие русские народные инструменты. Знакомство с дудочками. Звукоизвлечение – произвольная манипуляция пальцами (птичьи трели). Ксилофон, металлофон.

Исполнение русской народной танцевальной мелодии на ложках, трещотках, бубенцах (2-3 вариации)

Трихордные заклички «Солнышко», «Весна», «Птички».

Хороводы, «змейки», «улитки» с пением веснянок (поет педагог). Импровизированное движение под музыку «Воробей», «Птички» и т.д.

«Ручейки» - ксилофон, металлофон – озвучивание движения с голубыми ленточками. «Капель» - металлофон, треугольник.

Апрель

«Pata-pata», афр. Нар. мелодия – ритмическая игра по различным частям тела по показу педагога.

Звукоподражание: жуки, комары, пчелы. Игра «Хор насекомых». Речевая пьеса «Жук», сл. М. Видовой – диалогическая игра на импровизацию голосом.

А. Жилинский «Полька» - двухчастная форма (маракасы, колокольчики)

«Ладушки», рус. нар. игра с пением. «Простая песенка»

«Вновь солнышко смеется», англ. Нар. песня команда (прыгай и замри)

Импровизированное движение «Насекомые» со звукоподражанием (вступление и заключение). Импровизация «жужжания» на ксилофоне, металлофоне (тремоло_.

Май

Повторение и закрепление материала: речевых игр и упражнений

Звукоподражание голосом кузнечика, лягушки. «Кузнечик» - речевая пьеса с движением и инструментами.

Весь комлект.

«Кукушка»

Шуточная хороводная игра «Жил-был кот». Импровизированное движение «Кузнечик», «Лягушки» на музыку С. Слонимского с речевым звукоподражанием (вступление и заключение)

«Кузнечик», «Лягушка» - импровизация на ксилофоне.

Средняя группа

Месяц

Звучащие жесты

Речевое музицирование

Инструменты

Песни

Движение и активное слушание

Импровизации

Сентябрь

Повторение «Тюшки-тютюшки», ритмической игры «Молоточки» (кулачки и деревянные палочки). Специальное подчеркивание акцента (сильной доли) в звучащих жестах (ШЛЕП-хлоп, ТОП-хлоп)

«Таря-Маря» работа над эмоциональностью декламации исполнение с инструментами. Речевые диалоги» «Разговоры» - барабана и треугольника, воды и травы (с речевым звукоподражанием)

Ксилофон, маракасы, бубенцы.

Исполнение «Финская полька» - повтор (диалогическая игра), «Янка» - игра по очереди, полька М. Глинки – подчеркивание акцента.

Игра с пением и инструментами «Колокольцы-бубенцы». Хороводная игровая песня «Синички», муз.Д. Кабалевского. «Наш котенок», муз. Г. Читчян. «У кого какая песня» - повтор.

«Рондо с палочками» С. Слонимского, «Семь прыжков» - повтор

«Два утенка» Е. Попляновой – импровизированное движение (мышечное ощущение настроений «весело-грустно»). Импровизированная театрализация в парах.

Октябрь

Продолжение работы над выделением акцента, тактирование в размере две четверти со слоговой поддержкой (ШЛЕП-хлоп, ТОП-хлоп). Проговаривание цепочек двухсложных имен с таким аккомпанементом (Ма-ша, Ко-ля, Ди-ма, Та-ня). Песенка –приветствие: каждый называет свое имя (просто и ласково) цепочкой без пауз. Игра «Прыг-скок» тактирование в звучащих жестах.

«Мелкий дождик моросит» - звукоподражание на инструментах. «Прыг-скок» - со звучащими жестами, затем с инструментами. «Разговоры» - перенос ритма на выбранные инструменты, исполнение с речевой поддержкой.

Парная речевая игра «Плакса», сл. А, Бродского.

Коробочки деревянные, разноцветные коробочки из под йогуртов.

«Вализер» - шуточный оркестр под фонограмму (щелчки по коробочке из под йогуртов и вращение ее на пальцах)

Звукоподражание дождику на разных инструментах, а также используя предметы быта (по ковру, щелчком по коробочке от йогурта).

«Дождик» Е. Попляновой – диалогичное исполнение с движением и звукоподражанием. «Семейка огурцов» - песня с пальчиковой игрой. «Глаза закрой, глаза открой» - повтор.

М. Пархаладзе «Осенний дождичек» - игра «дождика» по телу кончиками пальцев. «Осенний калейдоскоп» - танец листочков. Танец-игра «Вализер»

Дождики на инструментах (сильный, слабый, затухающий – работа с динамикой и темпом). «Две тучи», сл. В, Белозерова – озвучивание на инструментах.

Ноябрь

Игра сильной доли и паузы после него (разведение рук в стороны) с проговариванием – «хлоп-пауза», «шлеп-пауза». Исполнение данных последовательностей под звучащую музыку (польки, марша). «Туки-туки», - пение со звучащими жестами, муз. К. Ковалинка.

«На стене часы висели» (1 выриант с движениям рку и с деревянными палочками). «Выши мышки» - игра с движением и озвучиванием текста.

Два различных треугольника – звукоподражание на инструментах тиканью различных часов, звону будильника. Знакомство с «хрустальным оркестром» (столик с фужерами).

Исполнение «Анданте» Й. Гайдна («Часы»)

Исполнение знакомых произведений (полька «Янка»), чередуя по частям игру на маракасах и сильной доли на бубнах.

«Осень», В. Иванникова. «Часы», муз. А. Бирнова.

Понятие «пауза в движении» - «Легким шагом». «Согревалка» - игра на обострение слухового внимания и реакции на паузу.

Тиканье часов, бой часов, сольные импровизации в «хрустальном оркестре».

Декабрь

Песня-команда «Хлопай-топай», муз. С. Перкио с проговариванием тематических цепочек из слов на проигрыш (лимон-апельсин, банан-мандарин)

Новогодний салат «Тутти-фрутти-рондо» (импровизированное соединение названий фруктов в ритмические цепочки). Речевая пьеса с озвучиванием «Хрустальный колокольчик», сл.В. Данько.

Стеклянные предметы, «хрустальный оркестр», треугольник, колокольчики различных размеров.

«Чайная полька», латыш. Нар. мел. – шуточный оркестр из чайной посуды (игра пульса, тремоло  и свободная импровизация)

«Зимушка хрустальная», муз. К. Мяскова.

Пальчиковая игра «Чайничек с крышечкой» (фольк. текст). «Звездная полька», австр. Нар. мелодия – детский вариант.

Игра в «чайном оркестре». Свободные импровизации к музыке «Танец феи Драже» (запись) на инструментах и стеклянных предметах (по 2-3 человека).

Январь

«Хлопай-топай» - использовать «зимние цепочки» слов.

Игра – разминка для голоса «Зимние забавы» (зимний ветер, блеск, снега, фигурное катание, лыжи, залезание на горку, на санках с горки и т.д.)

Треугольник, металлофон, бубенцы, «хрустальный оркестр».

Исполнение «Новогодняя полька» А. Александрова.

«В мороз», муз. В. Красева. «Сапожки для кошки», муз. Л. Коган.

Ходьба, бег, поскоки под барабан с замиранием на паузу. Игра-приветствие «Вот мое имя» в кругу – импровизация поз. Танец «Поклоны»

М. Сорокин «Метель»-импровизированное движение с серебрянным дождиком.

«Снежная сказка», импровизированное озвучивание на инструментах пьесы «Метель» М. Сорокина.

Февраль

Начальная стадия работы над ритмом по типу «эхо» в коротких мотивах с речевой поддержкой («зайка»-«зайка», «петушок»-«петушок»)

Речевая ритмическая игра на воображение «Нет, не палочки». «Сапожник», фр. Нар. песня – игра с палочками – ритмические цепочки в игре по типу «эхо».

Деревянные палочки, бубенцы, деревянные коробочки.

Исполнение «Немецкая песенка» П. Чайковского – знакомство с трехдольной пульсацией (подчеркивание сильной доли и последующее ее наложение на метрический пульс – игра базовой партитуры)

«Сапожник», нем. нар. песня – движение в хороводе, с подчеркиванием сильной доли притопом в трехдольном размере (поет педагог, дети подпевают, где могут). «Слова на ладошке» Е. Попляновой – ритмические имитации «эхо».

«Эне-бене», речевая игра в кругу с палочками (упражнение  на координацию и внимание). «Танец сапожников» - театрализованная игра с музыкой.

Сольные импровизации ритмов на палочках «туки-туки»

Март

«Скок-скок», рус.нар. потешка – разучивание с аккомпанементом из трех звучащих жестов остинато. Аккомпанемент к звучащей музыке и пению.

«Молоточки» - игра ритмов по типу эхо с заменой слов на ритмические слоги (ТА-ти-ти). «Скок-скок», - речевой канон (каноном выступает педагог). «Чик-чирик», сл. А. Усачева – декламация с дудочками.

Русские народные инструменты.

Исполнение: шуточные вариации на тему «Пойду ль, выйду ль я» (использовать не только инструменты, но и горшки, стиральные доски, ведра и т.д.)

«Весна», муз. Г. Фрида. «Блины», рус. нар –пение  с инструментами. «Шаловливые сосульки» - пение с инструментами. (пальчиковые тарелочки)

«Игра со шляпами» - игра на взаимодействие. «Ладушки», парная игра (повтор)

Импровизационное музицирование на инструментах под фонограмму рус. нар. мелодии (по 2-4 человека). Импровизированное сопровождение на инструментах песни С. Соснина «Солнечная капель» (поет педагог, дети проговаривают рипев) «Капельки» А. Майкопара – свобоная импровизация на выбранных инструментах.

Апрель

Более сложные последовательности в координации как аккомпанемент к звучащей музыке.

«Весенние голоса» - фонопедическая игра. «Весна», сл. Г. Сапгира – озвучивание на инструментах с последующей инсценировкой. «Петушок» - рус.нар. потешка – речевой канон.

Закрепление игры в шумовом оркестре базовой партитуры (сильная доля на фоне пульса и по отдельности), использование двух и трехдольную музыку.

Исполнение «Марш» Е. Марченко (базовая партитура).

«Ай, качи», муз. М. Ройтерштейна – пение с движением. «Светит солнышко», муз. А. Лифшица.

Игра-приветствие на музыку «Индо эу», порт. нар. мел. – умение быстро найти пару и выполнить хлопки.

Диалоги на шумовых: колокольчик и барабан, рубель и треугольник, два разных барабана.

Май

Повторение материала: одновременные имитации и по типу «эхо», сильная доля, пульс, пауза, восьмые длительности.

«Зарядка», сл. В. Данько – озвучивание.

Игра на маракасах, бубенцах через такт, через два такта (пауза в партии инструмента) – «Марш» М. Прокофьева, «Бульба». То же с инструментами в движении (замирать в разных позах).

Хороводная игра со звучащими жестами «Божья коровка» - пение с движениями двумя кружочками по очереди (подготовка к канону).

«Бал ароматов весны» - импровизация с надушенными газовыми платками («Фея Сирени»)

Диалоги на шумовых инструментах.

Старшая группа

Месяц

Звучащие жесты

Речевое музицирование

Игра в оркестре и ансамбле

Элементы музыкальных знаний

Песни

Движение и активное слушание

Импровизации

Сентябрь

Повторение материала прошлого года (имитация эхо), «Молоточки», «Хлопай-топай»

«Ора-ора» - двухголосная речевая пьеса с эффектом «эхо». Повторение речевых канонов «Скок-скок», «Петушок».

«Камаринская» П. Чайковского. Игра на ксилофонах и металлофонах песенок-ритмов на одном звуке.

-

Песенки-ритмы на одном звуке в разных регистрах (фольклорные тексты). Считалка «Два барана». «Эхо», муз. Э Попляновой.

«Марш марионеток», муз. А. Майкапара. Игра «Ку-чи-чи» - движения придумывают и задают дети.

«Деревянные разговоры», «Деревянные танцы».. «В тишине, в лесной глуши», сл. В, Суслова – озвучивание инструментами.

Октябрь

Ритмические разминки «эхо». Речевая поддержка ритма: использование ритмических слогов после слов, затем вместо слов (ТА, ти-ти, па, ТУ-_У). Импровизация в звучащих жестах в песенке приветствии (раскрась свое имя по своему). «Раз, два, три, ну-ка, повтори» - игра «эхо».

«Хохотальная разминка», «На стене часы висели» - двухголосный вариант. «Трехголосное тиканье» - четверти, восьмые и половинные.

М. Вольфензон «Маленькие часики». Упражнение для ксилофона (металлофона) «Совершенно непонятно» - освоение понятий вверх-вниз».

Знакомство с названиями нот по порядку (использование «немой клавиатуры» разноцветных трубок разной длины по типу флейты пана для моделирования поступенного движения. «Осенняя гамма» - музыкальное упражнение для изучения нот. Игра «Живая гамма».

«Лифт», «Кошка ехала в такси» - песенка-гамма, пение с одновременной игрой на немой клавиатуре. «Избушка», рус. Нар. Потешка. «Дождик», муз. Н. Френкель.

Импровизация движения – игра «Барабан-колдун». Парная игра «Часики».

Импровизационное движение "Шестерен«и" (соло и в парах). «Маленькие часики» (фонограмма) – свободное сопровождение на шумовых.

Ноябрь

Ритмические разминки «эхо». Ритмические слоги, аккомпанемент звучащих жестов со слоговой поддержкой к звучащей музыке. Импровизация звучащих жестов в песенке-приветствии.

«Энэ-бэнэ» с палочками – вариант с движением по кругу и со звучащими жестами. «Энэ-бэнэ» - речевая пьеса на остинатном речевом аккомпанементе (трок-трок).

В. Селиванов «Шуточка». Упражнение для ксилофона «Осинка» (игра октавы)

Видимый канон (движение); аккомпанемент. Знакомство с октавой. Игра на ксилофоне аккомпанемента до-до к песенкам из двух звуков (предварительное моделирование на теле). Игра на ксилофоне песенок «Лифт» и «Кошка ехала в такси». «Три мальчугана», фр. нар. Песня (октава)

«Петушок» - пение каноном с движениями. «Чепуха», рус. нар. потешка – разучивание со звучащими жестами. "Два кота». «Сонная гамма», сл. В. Волиной.

«Контрасты» - импровизационное движение в двух образах. Игра-приветствие на музыку К. Делиба «Пиццикато».

«Разговор осенних листьев» сл. В. Берестова, «Две тучки», сл. В. Белозерова.

Декабрь

Ритмические разминки под музыку «Эхо» С. Сломивица. Ритмические слоги.

«Вышла кошка за кота» - диалогическая парная игра. «Разговоры» - «Птички, кошки и собаки» (озвучивание и инструментальное исполнение, без речевой поддержки).

«Вальс-шутка» Д. Шостаковича. При разучивании можно соединить с декламацией стихов «Хрустальный колокольчик», сл. В. Данько (повтор из средней группы).

Звуки соль-ми как основа песенок и аккомпанемент к речевой пьесе «На стене часы висели». Моделирование рисунка  мелодии: исполнение интонации терции по груди, затем по коленям (подготовка к игре на ксилофоне).

«Два кота», «П затем пение с игрой на металлофонах«Песенка обо всем» - моделирование рисунка интонации на теле, затем пение с игрой на металлофонах. «Пляшут зайцы», муз. Н. Френкель – пение. «Снежная гамма», сл. Э. Фарджен.

Игра-приветствие «Индо эу» - повтор, работа над точностью слышания смены частей формы. Jiffy-mixer, амер. Танец. «Вальс-шутка» Д. Шостаковича (сказка про два колокольчика) – театрализация в парах под музыку.

«Снежинки пуховые», сл. А. Липецкого – импровизация аккомпаанемента и движений. «Веселые старичок», сл. Д. Хармаса – озвучивание. «Разговоры» - темы и персонажей придумывают дети.

Январь

Трехдольная пульсация в звучащих жестах. Ритмические разминки в двухдольном размере, импровизации «эхо», ведущий – ребенок.

Речевая игра «Имена» для ознакомления с трехдольной пульсацией. «Прыг-скок, полный поворот» - ритмическая двигательная игра с полным циклом работы над ритмом (до его освобождения от слова и переноса на инструменты как музыкального ритма).

Трехдольная пульсация в работе с инструментами. Исполнение А. Майкапар «Вальс».

Трезвучие (три звука) – моделирование на теле, затем игра на немой клавиатуре по «светофору». «Веселые мышата» - пение – пение с игрой на немой клавиатуре.

«Сапожник», нем. Нар. Песня – повтор с тактированием трехдольного размера, исполнение в шумовом оркестре. «Жил-был у бабушки серенький козлик» - пение со звучащими жестами и танцем.

Трехдольная пульсация как телесно-мышечное ощущение – импровизированное и фиксированное (пульс, сильная доля). «Мексиканский вальс» - игра приветствие и танец со шляпами.

«Всяк играет и поет» - рондо для импровизаций на шумовых инструментах в заданной структуре (на фоне аккомпанемента педагога). «Кукольный вальс» - импровизация танца. «Артистка», муз.Д. Кабалевского – вокальные импровизации на интонации малой терции.

Февраль

«Всяк играет и поет» - рондо в звучащих жестах (дети импровизируют эпизоды на фоне общего рефрена). Трехдольная пульсация в различных вариантах звучащих жестах как аккомпанемент к музыке.

«Три пингвина», сл. А. Милиа – озвучивание тремя любыми звуками, затем звуками трезвучия.

«Аннушка», чеш. нар. танец – исполнение базовой партитуры и украшающих ритмов.

Трезвучие, поступенное движение. «Сапожник», польск. нар. песня.

«Снегопад», муз. А. Березняк – пение с игрой на немой клавиатуре. «Пляшут зайцы», муз. Н. Френкель – пение с игрой на немых клавиатурах, а затем на ксилофоне.

Эвритмическая композиция «Подводное царство» на музыку К. Сен-Санса «Аквариум» и стихи Т. Коти – импровизация движений по тексту под музыку. Освоение перестроений в пространстве – «Шотландский марш».

«Аквариум», сл. Г. Видовой – озвучивание в стеклянном оркестре.

Март

«Всяк играет и поет» - импровизация детей. Ритмическая разминка в трехдольном размере.

«Сорок мышей» - речевая пьеса с игрой «Ловишки». «Шаловливые сосульки» - полная композиция с импровизациями.

«Веселые мыши», сл. В. Друза – освоение звукоряда, импровизация.

Исполнение «Итальянская полька» С. Рахманинова.

Знание «вверху-внизу» на ксилофоне. «Санки», дет. песня.

«Жили-были», муз. М. Ройтерштейна – сопровождение жестами, «У кота-воркота», рус. нар. мелодия, «Фасоль», муз. Н. Френкель – пение с игрой на немой клавиатуре.

Спонтанная театрализация сказки «Волшебные башмачки» (коты и мыши). «Поклоны» - повтор. «Зигунер-полька», нем. нар. мелодия, игровой танец.

«Ручей», сл. И. Токмаковой – озвучивание на инструментах. «Солнышко» - движение под импровизируемую детьми музыку.

Апрель

Ритмическая разминка «эхо» в чередовании двухдольных и трехдольных последовательностей.

Артикуляционно-голосовая разминка «Звездное небо» (лунная дорожка, голоса звездочек, дуэты и трио звездочек, звездный дождик, хор планет – кластер).

Д. Шостакович «Шарманка».

-

«Луноход», муз. А. Перцовской – пение с игрой на ксилофоне. «Звездный вальс» А. Филиппенко – пение  с импровизированным аккомпанементом и движением. «Светлячок», рус. нар. закличка – пение каноном с движениями.

«Звездочет», сл. А. Усачева – игра приветствие. «Звездная полька» повтор и разучивание основного варианта.

«Утренние звуки», сл. Э. Фарджен – озвучивание инструментами. «Звездный дождик» - импровизации на металлофоне. «Музыкальный калейдоскоп-1» - спонтанная двигательная импровизация.

Май

Ритмическая разминка «эхо» в чередовании двухдольных и трехдольных последовательностей.

Повтор двухголосных речевых пьес, речевых канонов.

Э. Григ «Норвежский танец» - облегченный вариант – исполнения с фортепиано и под фонограмму.

-

«Тень моя спляши со мной», эстон. нар. мелодия – игровая песня-танец. «Голоса птиц», нар. песня.

«Тень и тишина» - парная игра и импровизированное сопровождение жестами. «Норвежский танец» Э. Грига – игровой вариант.

«Под дождем мы поем», муз. С. Слонимского – импровизация аккомпанемента. Повтор импровизаций на любимые сюжеты и тексты.

Подготовительная группа

Месяц

Звучащие жесты

Речевое музицирование

Игра в оркестре и ансамбле

Элементы музыкальных знаний

Песни

Движение и активное слушание

Импровизации

Сентябрь

Ритмическая разминка «Шведский стол»

Артикуляционно-голосовая игра «Голоса Вселенной» (повтор того, что было в старшей группе плюс хор планет – кластер, парад планет – унисон, позывные из космос).

«Осеннее настроение», муз. П. Васильева. «Лето» - упражнение для ксилофонов на квинте.

Унисон, аккомпанемент на квинте (до-соль) к песенкам «Два кота», «У кота-воркота», «Святлячок», «Энэ-бэнэ-гамма».

Канон «Святлячок» с движением. Песенки-ритмы на одном звуке в разных регистрах в сопоставлении с пением их кластером (унисон и «не унисон»). «Лунный кораблик», сл. П. Синявского – пение с аккомпанементом на квинте.

«Сумерки», муз. Ф. Рыбицкого – слушание с закрытыми глазами и импровизации руками. Импровизации движения по типу «эхо» в парах. «Зигунер полька», нем. нар. мелодия, игровой танец – повтор.

«Разговоры святлячка и звезды» - импровизации на металлофоне. «Лунные феи». «Звезды» - озвучивание стихов. «Позывные из космоса» - импровизация ритмических остинато.

Октябрь

Ритмическая разминка – «Рондо с импровизациями». «Бульонная считалка» - декламация со звучащими жестами.

«Осеннее настроение» - ритмодекламация на муз. П. Васильева. «Смотрите, смотрите, падает лист» - речевая пьеса с движением и аккомпанементом инструментов.

«Вальс петушков» И. Стриборгга.

Мажор-минор, аккомпанемент на квинте (разные варианты).

«Листопад», муз. Ройтерштейна. «Два зеленых огонька», сл. Р. Сефа – песенка о гамме. «В октябре», муз. Н. Френкель.

«На мосту Авиньон» - фр. ар. игровая песня с импровизированным движением.

«И шелест к шороху спешит», сл. Э. Мошковской – озвучивание со спонтанной театрализацией.

Ноябрь

Ритмические разминки: импровизировать в вопросно-ответной форме (ответить не как эхо, а по-другому). Визуальное моделирование «записи» четвертных, восьмых и пауз пальцами во время ритмических разминок – «пальцевые ритмы».

Шуточная игра-разминка «Кто взял ключи от буфета?», «Осенним утром», сл. Г. Ходырева – речевая пьеса с инструментами.

«Водяная сабелька» - пьеса для ксилофона (аккомпанемент на квинте, мелодия из двух звуков). Исполнение в оркестре: Ж. Рамо «Тамбурин»

«Веселый минор» - повтор польки С, Рахманинова. Игра «Угадай-ка» с двусторонними карточками «мажор-минор».Соединение «пальцевых ритмов» с ритмослогами «ТА-ти-ти», па», исполнение с проговариванием вслух.

«Зима», муз. Н. Френкель (минор), «Ходит дрема», муз. К, Орфа – пение под аккомпанемент ансамбля 1-2 инструментов (квинта плюс шумовые).

«La Rotta», фр.  В парах танец – импровизированное движение (скрипка и гобой).

«Осенние капли на оконном стекле» - импровизации без текста. Инсценировка сказки «Теремок» с импровизацией музыки и вокализацией речи.

Декабрь

Импровизации в вопросно-ответной форме. Ритмические разминки: импровизировать в вопросно-ответной форме (ответить не как эхо, а по-другому). Визуальное моделирование «записи» четвертных, восьмых и пауз пальцами во время ритмических разминок – «пальцевые ритмы». Ритмические разминки с использованием синкопы.

«Снегопад», сл. Э. Фарджен – импровизация на ксилофоне в пентатонике с одновременным чтением стихов. «Дядюшка Егор» - двухголостная речевая игра.

«Фея Сереба», муз. П. Чайковского.

Соединение пальцевых ритмов с ритмослогами «ТА-ти-ти, па» исполнение с проговариванием про себя. Моделирование звуковысотности на пальцах (подготовка к чтению нот) – песенка «Десять птичек», сл. И. Токмаковой.

«Снежная сказка», муз. В. Лемит – импровизация шумового аккомпанемента и движений, театрализация (песню поет педагог, дети подпевают). «Снега-жемчуга», муз. М. Пархаладзе.

«Фея Серебра» импровизация танца с серебряным дождем, затем слушание, сидя на стульях, с импровизацией руками. «Данкирк», нем. нар. танец.

«Ледяные узоры», «Деревянные узоры» - импровизации без текста. «Снегопад», сл. Э. Фарджен – импровизации на инструментах дуэтом, трио.

Январь

Дети во время своего ответа в игре «эхо» называют длительности ритмослогами (отгадывают их). Ритмические разминки с использованием синкопы.

«Зимнее рондо» - речевая пьеса с инструментами. «Снег так искрится зимой и блестит» - декламация стихов в трехдольном в трехдольном метре с танцевальной импровизацией. Последующая импровизация сопровождения к стихам на инструментах.

Э. Григ «Танец Анитры» - оркестр под фонограмму. (Предварительное активное слушание музыки – спонтанный импровизированный отклик в движении).

Чтение ритмов по карточкам (четверти, восьмые и паузы) с проговариванием ритмослогов вслух.

«Уж ты зимушка-зима», рус. нар. песня, сидя в кругу, без аккомпанемента. «Путаница» (трехдольный метр), нем. нар. мелодия, сл. В, Викторова – пение в пентатонике с ансамблевым акомпанементом (1-2 партии для ксилофона, плюс шумовые).

«Ритмическое кино» - игра на отображение короткого ритмического рисунка, исполняемого педагогом остинато на барабане, в различных вариантах импровизированного движения (с проговариванием ритмослогами). «Perastous», гре. Нар. танец (игра с палочками на ориентацию в пространстве и взаимодействие.

«Зимний балет» М. Байнихатис – сочинение композиций в группах по 3-4 человека. «Замороженная тишина» - импровизация без текста.

Февраль

Дети во время своего ответа в игре «эхо» называют длительности ритмослогами (отгадывают их). Ритмические разминки с использованием шестнадцатых длительностей (моделирование записи на пальцах). «Ама-лама» - песенка – зарядка.

«Роко-кроко» - диалогическая речевая игра.

«Пиццикато», муз. К. Делиба – оркестр с импровизированным танцем.

Чтение ритмов по карточкам (четверти, восьмые и пауза) с проговариванием ритмослогов вслух.

«Зимний вечер», муз. М. Ройтерштейна – пение без аккомпанемента. «Мышки-моряки», сл. Д. Хармса – упражнение с пением в пентатонике с аккомпанементом ксилофона.

«Здравствуй, дружочек», игра-приветствие. Игра «Ритмическое кино» - отображение короткого ритмического рисунка, исполняемого педагогом остинато на барабане, в различных вариантах импровизированного движения (с проговариванием ритмослогами). «Танец ткачей», фр. нар. танец.

Инсценировка сказки «Колобок» с импровизацией музыки и песен.

Март

Ритмическая разминка с включением шестнадцатых длительностей и синкопы. Песня Е. Попляновой «Колючие слова».

«Птицы прилетают», сл. К. Даяна. «Ветер», сл. М. Пляцковского (канон, двухголосие).

В. Моцарт «Турецкое рондо»

Чтение ритмов по карточкам, игра остинатных ритмов по карточкам (партии инструмента).

«Ворона», болгар. Нар. игровая песня. «Солнышко-колоколнышко», рус. нар. хороводная песня.

В. Моцарт «Турецкое рондо, аранжировка в стиле «рок» - слушание и импровизация ритмического аккомпанемента. "Пятка-носок", анг». Нар. танец в игровом варианте.

«Утята», фр. Нар. песня в обработке Е. Попляновой – создание шумового аккомпонемента к вступлению.

Апрель

Ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей и синкопы. «В огороде поспевают» - песенка – зарядка.

«Весенняя телеграмма», сл. В. Степанова – ритмическая игра «Эхо». «Барабанчик-шарабанчик», сл. В, Степанова – речевая игра в трехдольном размере.

И. Штраус, полька «Трик-трак».

Чтение по карточкам шестнадцатых длительностей в сочетании с четвертными и восьмыми.

«Фунга алафья», австрийская нар. песня (синкопа) – пение с шумовым аккомпанементом и движением. «Веселые барабаны», амер. детская песня – исполнение с трехголостной шумовой партитурой (пульс, сильная доля, ритмическое остинато).

«Perastous», греч. нар. танец – разучивание облегченного варианта. И. Штраус полька «Трик-трак», аранжировка в стиле «рок» - импровизация ритмического аккомпанемента.

«Африканская музыка» импровизации на барабанах и движение.

Май

Сочинение рондо с сольными эпизодами с использованием известных ритмов.

Сочинение речевых пьес для сказки «Два королевства».

Повторение любимых ансамблевых пьес.

Подготовка к чтению нот в игре «Бусы» на фланелеграфе

Повторение материала года, исполнение с новыми аккомпанементами.

«Французский вальс» - танец приветствие с импровизациями. «Пятка-носок» - повторение.

Инсценировка сказки «Два королевства» с импровизацией музыки.



Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

Консультация для воспитателей

«Мир музыкальных инструментов дошкольника»

                                      Подготовила:

              Музыкальный   руководитель

Пошкус Елена Борисовна

г. о. Красногорск

    

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, учится понимать и любить музыку. Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной – единственной версии. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить урок в увлекательную музыкально – эстетическую игру». (К. Орф)

     Благоприятному музыкальному развитию малышей способствует организация музыкальной среды в группе: наличие музыкальных игрушек, негромко звучащих музыкальных инструментов (бубен, барабан, колокольчик, погремушки), музыкально-дидактических пособий и игр.

Бубен

     Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей . Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.

Погремушки

     Музыкальный инструмент с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.

Маракасы

     Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.

Треугольник

     Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм, согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке, ударяет по различным частям треугольника (для получения звука различной степени громкости характера) специальной стальной палочкой без рукоятки. Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который может заглушаться прикосновением свободной руки.

Формы работы с шумовыми инструментами:

     Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам. Подобрав фонограмму любой детской песенки, можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт» используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты, треугольник и другие.

     Импровизация звуковых картин на заданную тему

     Звуковая иллюстрация стихов

     Сказки-шумелки

     Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах.

     Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любые родители без специальной методической или музыкальной подготовки. Для малышей 2-4 лет можно использовать более простой вариант для музицирования – сказочки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз есть возможность что-либо изобразить шумом.

     Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра малыша с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.

     Выбирая текст сказки, необходимо учитывать, насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

     Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

     Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

     Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах требует поэтапной работы:

1 - слушание, запоминание мелодии;

2 - пропевание мелодии (попевки);

3 - прохлопывание ритмического рисунка попевки;

4 - разучивание мелодии (попевки).

5 - исполнение попевки индивидуально на каждом инструменте;

6 - исполнение попевки в оркестре;

 7- исполнение разученных произведений на детских праздниках, совершенствование навыков коллективной игры

    

     Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.

     Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

 



Предварительный просмотр:


   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

Консультация для родителей

«Музыкальные шумелки»

                                      Подготовила:

              Музыкальный   руководитель

   Пошкус Елена Борисовна

г. о. Красногорск

 

    

 Первое знакомство детей с музыкальными инструментами зачастую происходит в детском саду. Гармоничное развитие ребёнка благополучно, если свои знания и умения они могут проявить и закрепить дома, а родители могут им в этом помочь. Музыкальные игры помогают освоению различных свойств музыкального звука: силы, тембра, длительности звучания, закрепить названия инструментов и способы игры на них.  Во время совместной игры ребенку важно почувствовать, что взрослому приятно с ним общаться, нравится то, что и как он делает. Я вам предлагаю несколько игр, песенок, сказок – шумелок, которые вы могли бы использовать для совместного проведения досуга с ребёнком

     Вот несколько советов по организации слушания музыки дома. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, музыкальном спектакле. Если ребёнок что- то не понимает, подскажите ему краткими замечаниями по ходу слушания.

     На первых порах не следует слушать большие произведения, ведь произвольное внимание у дошкольников кратковременно и очень неустойчиво. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (для одного или нескольких инструментов) из детских циклов композиторов - классиков. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становиться менее интересной. Приобретите диск с записью «Детского альбома» П. И. Чайковского. Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребёнка. Здесь и «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая грёза», «Мама», «Зимнее утро» и много других музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. С. С. Прокофьев сочинил альбом «Детская музыка», Роберт Шуман - «Альбом для юношества», у композитора А. Гречанинова есть тоже «Детский альбом». Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделив для слушания определённое время, чтобы встреча с прекрасным не была наспех. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов. Это поможет не только расширить знания о музыке, но и позволит яснее мыслить, глубже чувствовать.

     Вашими незаменимыми помощниками в музыкальном развитии ребёнка должны стать детские музыкальные инструменты. В продаже их сейчас большой выбор. Это и барабанчики разного размера, бубны, колокольчики, металлофон, различные дудочки. Для самых маленьких музыкантов подойдут погремушки с разным звучанием, музыкальные молоточки, игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, книжки-песенки и т. д.)

  Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребёнком из подручных материалов. Ёмкости (жестяные, пластмассовые баночки, бутылочки из- под йогуртов, маленькие картонные коробочки) наполнить крупой, мелкими камешками, бусинками, мелкими пуговицами от старых рубашек и т. д. От разного наполнения звук будет разным, только необходимо предоставлять больше возможности самому ребёнку экспериментировать с разными предметами. Кроме функции сопровождения при пении, совместного музицирования взрослых и детей, детские музыкальные инструменты помогут вам в развитии чувства ритма у вашего малыша.

  Предложите ему выполнить элементарные упражнения: простучать на любом имеющемся у вас инструменте своё имя или имя папы, мамы, брата, сестры; ритм слов, например, «ма-ма», «па-па, па-поч-ка», «пал-ка, па-лоч-ка » и т. д.; ритм знакомых попевок: «Сорока- сорока, где была? Далёко!» и т. д.

     Еще одной ступенью в развитии вашего ребёнка, как творческой личности, станет организация домашнего театра. Эта старая, еще дореволюционная традиция дворянских семей получила одобрение современных педагогов- дошкольников и с успехом применяется в детских учреждениях. В продаже при желании можно найти разные виды театров: пальчиковые куклы из различных материалов, куклы - бибабо, театры картинок, игрушек и другие. Вы можете организовать домашнее представление с помощью любого из них или используя имеющиеся в доме игрушки. В качестве сценария возьмите любую, хорошо знакомую ребёнку, сказку.

  Для музыкального сопровождения включите записи, пойте вместе с ребёнком, подыгрывая себе на инструментах, с помощью их же создавайте разные шумовые и звуковые эффекты. Такое совместное творчество не только поспособствует развитию вашего ребёнка, но и создаст дружескую атмосферу во взаимоотношениях взрослых и детей, что немаловажно для укрепления семьи.

   Итак, сделаем несколько выводов: для создания музыкальной среды дома можно использовать следующее:

-слушание в записи детской музыки композиторов- классиков, детских музыкальных спектаклей, вокальной музыки, детских песен.

-пение взрослыми для детей и совместное исполнение песен.

-приобретение различных озвученных игрушек, игрушек с фиксированной мелодией, детских музыкальных инструментов, а также иллюстраций поющих, танцующих людей, героев сказок, играющих на музыкальных инструментах и иллюстрации самих инструментов.

-совместное музицирование и организация домашних их представлений и концертов.



Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

Открытое занятие,

образовательная область

 «Художественно – эстетическое развитие»

раздел «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Тема:

«Волшебный оркестр»

(возраст детей: старшая группа 5 – 6 лет)

                                      Подготовила:

              Музыкальный   руководитель

   Пошкус Елена Борисовна

г. о. Красногорск

 

 Цель: закрепить знания о музыкальных инструментах.

   Задачи:

Формировать:

-представления о детских музыкальных инструментах;

- представления о способах правильного звукоизвлечения

развивать:

- музыкально-сенсорные способности (звуко-высотный, тембровый, динамический        компоненты слуха и чувство ритма);

- умения называть детские музыкальные инструменты, определяя их по внешнему виду и тембру звучания (бубен, треугольник, металлофон, ксилофон), пользоваться ими;

воспитывать:

- потребность в общении с музыкой;

- взаимоподдержку между сверстниками;

Оборудование: Конфетное дерево, конфеты, музыкальные инструменты, мешочки с песком, ширма настольная.

 

                                                       Ход занятия:

Дети заходят в зал. Становятся в рассыпную на ковре.

М.Р. Здравствуйте ребята! А вы знаете, что значит «Здравствуйте»?

                                                  Ответы детей.

Это слово произошло от слова здравие-здоровье. Таким образом, мы желаем друг другу быть здоровыми. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Давайте, чтобы мы были с вами здоровыми, сделаем не большую зарядку. При помощи этой песенки мы поздороваемся друг с другом.

Музыкальное приветствие «Ты шагай»

Воспитатель Ребята сегодня к нам в детский сад пришло письмо от феи Музыки, давайте почитаем?

    Воспитатель достаёт конверт и читает письмо.

 Здравствуйте дорогие ребята! У меня произошла беда! Злая колдунья Скрипунья заколдовала все музыкальные инструменты. И теперь я не могу играть и дарить людям радость. Помогите мне, пожалуйста, найти все мои инструменты и расколдовать их.

М.Р. Ну что ребята, мы поможем фее Музыки вернуть музыкальные инструменты?

                                              Ответы детей.

Тогда отправляемся в путь, а отправимся мы при помощи наших волшебных мешочков.

                                       Дети садятся на ковре в круг.

Коммуникативная игра с мешочками

Дети сидят на ковре кругом. Под первую часть музыки прохлопывают ритм, а на вторую часть передают по кругу мешочки с песком.

Воспитатель открывает ширму, за которой спрятано волшебное дерево

М.Р. Ребята смотрите, мы оказались возле волшебного конфетного дерева. Я уверена, оно нам поможет. Смотрите, здесь на нем что-то написано, давайте почитаем.

                                       М.Р. читает подсказку на дереве:

«Конфетки не простые

С заданием они

Заданья игровые

Вы выполнить должны

Награда будет славной:

Оркестр соберется,

И песней звонкой плавной

По свету разольется»

 

М.Р. Ой, а кто мне скажет, что такое оркестр? (Ответы детей) Правильно это когда много инструментов играет вместе. Ребята мы должны постараться и выполнить все задания? Ну что ж, тогда красную конфету я беру, в ней задание найду.

                                 М.Р. читает 1-ое задание на красной конфетке.

«Инструменты разные на свете есть

Сейчас их все не перечесть!

Отгадайте-ка друзья,

Какие в загадках у меня.

1). Он похож на погремушку,
Только это не игрушка! (Маракас)

Попевка «Маракас»

Дети поют попевку «Маракас», а один ребенок исполняет на маракасе ритм.

2). В самый сказочный момент вступит этот инструмент:

Тихо нежно зазвенит, а потом умолкнет вмиг.

Знает каждый дошколенок – инструмент тот …(Треугольник)

Попевка «Треугольник»

Дети поют попевку «Треугольник», а ребенок исполняет на треугольнике ритм.

3). Звук хранится непростой 

В дырках палочки пустой. 

Кто на дырочки нажмет 

И подует, тот поймет. (Дудочка)

4). Три струны играет звонко

Инструмент тот «треуголка»

Поскорее узнавай-ка,

Что же это? (Балалайка)

5). Со мной в поход легко идти

Со мною весело в пути

И я крикун, и я буян

Я звонкий круглый …(Барабан)

М. р.: А про эти инструменты мы песню знаем и сейчас ее споем.

Песня «Сыграем и споем»

Дети поют и имитируют голосом звучание инструментов.

М.Р. Что ж, ребята, смотрите, сколько мы разных инструментов расколдовали давайте посмотрим, что же нам волшебное дерево еще приготовило?

Оранжевую конфету я беру, не знаю, что я там найду.

                                 М.р. берет оранжевую конфету и читает задание:

«Колокольчик серебристый,

Поиграй ты с ним, дружок,

А что б было интересней,

С маракасом встань в кружок.»

Коммуникативная танец-игра «Дили-динь»

Дети стоят в кругу. В руках у одного ребенка колокольчик, а у другого маракас. На первую фразу дети играют на колокольчиках, на вторую фразу играют на маракасах. 3-ю и 4-ую фразы повторят. 5-ая и 6-ая дети с маракасами меняются местами. 

М.Р. Ребята, посмотрите, осталась одна конфета на волшебном дереве. Желтую конфету беру. Интересно, что я там найду.

                             М.р. снимает желтую конфету и читает задание:

«Ты по звуку угадай инструмент озорной

Смело имя называй

Да удиви своей игрой»

Музыкально-дидактическая игра «Что звучит?»

 

Воспитатель за ширмой проигрывает ритм на различных инструментах. Как только дети угадали звучащий инструмент м. р. предлагает показать, как на нем играть.

 

Ребята, посмотрите, мы все инструменты расколдовали. И я предлагаю вам сыграть оркестром озорную польку, и подарить всем хорошее настроение.

Оркестр «Озорная полька» Н. Вересокин

М.Р. Молодцы, ребята, вы сегодня постарались и выполнили все задания: расколдовали все музыкальные инструменты. За это фея Музыки награждает вас званием «настоящий музыкант», и дарит ключик, но не простой! Этот ключ открывает страну, где живет фея Музыки. Когда вы захотите с ней встретиться просто достаньте этот ключик.

 

Детям под музыку вручается большой скрипичный ключ. И они уходят в группу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников Правилам дорожного движения»

Данные методические рекомендации предназначены для работы по профилактике правил дорожного движения педагогов дополнительного образования. Методические рекомендации  показывают, как с помощью игр...

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях : музицирование на свирели ( компьютерная презентация)

Презентация по теме " Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях с использованием свирели"...

Технологии здоровьесбережения в МАДОУ ДС №29 "Ёлочка". Тема: "Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии "Здоровый дошкольник" Ю.Ф. Змановского"

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причи...

Консультация "Актуальность использования современных технологий в обучении дошкольников мер личной безопасности в сфере антитеррористической деятельности

В работе с дошкольниками, одной из главных задач воспитателя, является обучение правилам дорожного движения, пожарной безопасности и антитеррористической безопастности. Также важно привить навыки прав...