Роль педагога-наставника в процессе подготовки молодых специалистов к конкурсам профессионального мастерства
материал

Эсаулова Ольга Валерьевна

 Как создать необходимую образовательную среду, мотивировать на участие в

конкурсах профессионального мастерства, как готовить, на что обратить фокус внимания, а что можно оставить на периферии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Привлечение в сферу образования талантливой и профессиональной молодежи, повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, улучшение качества образования являются очень важными задачами на сегодняшний день. Администрация нашей школы довольно успешно справляется с этими задачами, о чем свидетельствуют следующие факты. Так, если рассматривать период с  2016 по 2022 год, 12 наших выпускников вернулись в родную школу в роли педагогов.

2016 г – учитель немецкого и английского языков, учитель начальных классов

2017 г – учитель физики и учитель начальных классов

2019 г – учитель ИЗО

2020 г – учитель русского языка и литературы, учитель химии, учитель начальных классов

2021 г – педагог-психолог, учитель начальных классов

2022 г – два учителя начальных классов

В таблице на слайде наглядно показано, что коллектив нашей школы практически ежегодно обновляется, на смену пенсионерам приходят молодые кадры, и этому, на мой взгляд, способствуют несколько факторов:

  1. Благоприятный климат в коллективе, дружелюбная атмосфера, взаимоподдержка
  2. Соблюдение традиций, таких как ежегодное проведение Дня дублера, во время которого старшеклассники имеют возможность попробовать себя в роли учителя. Практика по привлечению старшеклассников к организации работы в ЛОЛ в роли вожатых, мы считаем, тоже имеет большое значение. Так же, как и поддержка студентов педагогических вузов во время прохождения педагогической практики в нашей школе.
  3. Институт наставничества для скорейшей адаптации в школе под руководством опытных коллег

Сегодня я буду говорить о роли педагога-наставника в процессе подготовки молодых специалистов к конкурсам профессионального мастерства.  

Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял в них участие. В 2016 году мне удалось пройти все этапы конкурса Учитель года и войти в тройку победителей. Затем у меня была возможность посмотреть на весь этот процесс с точки зрения члена жюри в конкурсах «Педагогический дебют» и «Учитель года». Тот, кто однажды стал участником конкурсного движения, понимает, что конкурс – это современный тренд образования. Быть от него в стороне, это как быть в стороне от гаджетов и интернета, идти пешком на дальние расстояния, когда есть транспорт, готовить на костре, когда есть микроволновая печь или плита. Это новшество, и как любое другое, встречает некоторое сопротивление. Не все и не сразу начинают пользоваться новинками, но позитивный опыт «попробовавших» мотивирует других. Так я стала членом команды наставников клуба молодых педагогов нашей школы.

Как создать необходимую образовательную среду, мотивировать на участие в

конкурсах профессионального мастерства, как готовить, на что обратить фокус внимания, а что можно оставить на периферии – это вопросы, которыми занимаются педагоги-наставники.

Нашей общей задачей я считаю повышение мотивации молодых педагогов к участию в конкурсах, слетах, фестивалях различного уровня. Мы всегда говорим нашей молодежи – если вам предлагают какую-то идею и первая ваша реакция «Нет», надо брать и делать. Тот момент, когда наш организм сопротивляется, является точкой роста для нас. Чтобы не погрязнуть в рутине, нужно заставлять себя выходить из зоны комфорта. Это определенно требует много времени и усилий, но результат стоит того.

Процесс подготовки к конкурсам подразумевает под собой непрерывный профессиональный рост. В течение всего учебного года мы стараемся участвовать сами и  привлекать молодых специалистов к участию в работе семинаров, конференций, круглого стола различных уровней. Особенно ценными мы считаем встречи с абсолютными победителями Всероссийского конкурса Учитель года различных лет, которые были организованы Институтом развития образования и отделом образования Советского района. Так, представителям делегации нашей школы  посчастливилось побывать на мастер-классах Андрея Иоффе, Артура Заруба, Олега Парамонова и Александра Демахина. В Степном такие мероприятия проходят ежегодно в рамках Международного форума «Образование без границ», и организованы они так, что в первой половине дня проходят уроки и мастер-классы звезд Российской педагогики, а во второй части дня у учителей есть возможность принять участие в работе секций и выступить со своими методическими изысканиями. Таким образом мы набираемся опыта, вдохновляемся и выступаем сами, и это, безусловно, помогает нашим молодым педагогам в дальнейшем при подготовке к конкурсам. В рамках работы клуба молодых педагогов мы также организуем просмотр видеороликов, опубликованных на сайте УГ России, где лучшие из лучших транслируют свой опыт и делятся интересными находками.

Освоение технологии участия, знание содержания каждого этапа,

помощь эффективного ментора – вот те ключики, которые помогут быть успешным и

получить истинное удовольствие от участия в конкурсе. За несколько лет работы клуба нам удалось разработать определенный алгоритм действий, позволяющий сделать процесс подготовки молодых специалистов к конкурсам последовательным и эффективным.

1. Внимательно изучаем положения о конкурсе, требования к материалам и сроки проведения.

2. Разрабатываем перспективный план участия в конкурсных мероприятиях на ближайший учебный год (кого можно «вырастить», подготовить?) Прежде чем выдвинуть кандидатуру для участия в конкурсе, мы, наставники, тщательно продумываем этот вопрос. На наш взгляд, не каждый молодой педагог является «конкурсным человеком». Я думаю, вы согласитесь со мной, что в каждой школе найдутся грамотные, высококвалифицированные и горячо любимые детьми учителя, которые прекрасно справляются со своими обязанностями, но не в достаточной мере обладают качествами, которые необходимы именно конкурсантам. Такие педагоги успешно занимаются научной, проектной деятельностью, и привлекать их к таким конкурсам, где нужно выступать на публику, мы считаем нецелесообразным. Если же у молодого специалиста есть потенциал, он, как правило, становится участником конкурсного движения.

3. Продумываем, в чем «фишки» нашего учреждения, педагога, чем мы можем выгодно отличаться от других.

4. Составление методических рекомендаций по подготовке к каждому этапу конкурса. К примеру, основной совет, который мы даем участнику на этапе подготовки урока - Когда вы будете планировать урок, старайтесь делать это так, чтобы у вас в запасе были разные варианты. Согласитесь, что один и тот невозможно провести одинаково в разных классах, на конкурсе это усложняется тем, что вы не знаете детей, на каком уровне они владеют вашим предметом, их темперамент, интересы и увлечения. Поэтому составляйте не сценарий урока, а конструктор, вилку, где будет от 2 до 4 вариантов заданий и способов их решения.

5. Подготовка конкурсного материала.

6. Отработка навыков публичного выступления

7. Репетиция урока на своих и незнакомых детях

8. Обсуждение и внесение корректировок

9. Присутствие наставников на всех этапах конкурса.

Особенно важно для молодых специалистов ощутить психологическую поддержку в этот сложный для них период. Мы стараемся формировать у педагога позитивную установку на участие в конкурсе и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Результатом нашей совместной деятельности мы считаем следующие достижения молодых педагогов школы п. Дубки:

Победа учителя английского и немецкого языков Вишнякова А.С. в региональном этапе конкурса Педагогический дебют-2018 в номинации «Молодые учителя». Андрей Сергеевич также стал участником финального этапа конкурса, который проходил в Москве в марте 2019 года.

Учитель начальных классов Козлова Анна Владимировна:

1)Участник регионального этапа конкурса "Педагогический дебют 2018" в номинации "Молодые учителя»

2)Победитель регионального этапа конкурса "Педагогический дебют 2019" в номинации "Молодые классные руководители

3)Председатель совета молодых педагогов Гагаринского района

4) Лауреат регионального этапа Всероссийского  конкурса "Учитель года - 2021"

5) Участник областного форума молодых педагогов и студентов «Мы вместе» (с 2017 по 2022 год). В 2022 году была организатором.

6) участник всероссийского форума «Педагог:профессия,призвание,искусство» (2021 год)

7) участник Всероссийского профсоюзного тренинг- лагеря (2021 год)

8) В 2021 году была одним из спикеров на областном детском форуме «Мы вместе».

Покотило Александр Сергеевич стал победителем в региональном этапе конкурса Педагогический дебют-2021 в номинации «Молодые учителя». Александр Сергеевич также стал участником финального этапа конкурса в марте следующего года.

Александр Сергеевич также в 2002 году был участником межрегионального педагогического форума в Санкт-Петербурге и прошел обучение во Всероссийской профсоюзной школе.

2022-й год также был результативным для нашей школы, учитель начальных классов Авдеева Екатерина Евгеньевна заняла на Педдебюте почетное третье место.

Также команда МАОУ «СОШ п. Дубки» неоднократно была призером регионального конкурса «Созвездие молодых талантов».

Мы очень гордимся достижениями молодых коллег. Передавая им свой опыт, мы, наставники, многое получаем взамен – свежие идеи, полезные лайфхаки и эмоциональную подзарядку.

Закончить свое выступление мне хочется притчей, которая, на мой взгляд, иллюстрирует принципы работы нашего клуба.

Как-то ехал король по своему королевству, осматривал, так сказать, владения. И вдруг, проезжая одну из деревень, он увидел нечто, что заставило его сильно поразиться: вокруг было нарисовано множество мишеней (на стене мельницы, на мешках, на деревьях) и каждая из них, поражена была точно в яблочко. Король позвал старосту деревни и повелел привести к нему такого необыкновенно- меткого стрелка.
Им оказался 10-летний мальчик. Король сильно удивился. 

"Как же так, как тебе удается так точно бить прямо в цель? " 
"Все просто"- ответил мальчик, кусая яблоко:
"Я сначала стреляю — а потом рисую мишень"

Мы, наставники, учим молодое поколение метко стрелять, а они, в свою очередь, учат нас правильно рисовать мишени. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль конкурсов профессионального мастерства в технологической подготовке школьников

На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели - люди умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни....

Презентация опыта участия в конкурсе профессионального мастерства молодых учителей "Педагогический дебют"

Эссе содержит краткий отчет об участии в муниципальном и региональном этапах конкурса профессионального мастерства молодых специалистов "Педагогический дебют" (2019г.), осмысление итогов уча...

II (второй) Всероссийский конкурс профессионального мастерства специалистов (должностных лиц) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Участвовала по дополнительной специальности (социальный педагог) во II Всероссийском конкурсе  профессионального мастерства специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несов...

Организация индивидуальной подготовки обучающегося к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills (Молодые профессионалы) Russia juniors.

Миссия соревнования "Молодые профессионалы" заключается в демонстрации возможностей того как обучающиеся, обладающие навыками и компетентностью, могут способствовать собственной самореализац...

Методические рекомендации для педагогов при подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства

Зачем педагогу принямать участие в конкурсах профессионального мастерства?Профессиональные состяязания для учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов, психологов, имеют ...

ОТ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДО УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА. Из опыта наствнической деятельности.

ОТ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДО УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.Из опыта наствнической деятельности....

План работы педагога - наставника Аюповой Л.Б. с молодым специалистом

План работы педагога - наставника Аюповой Л.Б. с молодым специалистом...