«Возрастная психология и психология развития»
учебно-методический материал (5 класс)

Лагода Инна Викторовна

 «Возрастная психология и психология развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnaya_psihologiya_i_psihologiya_razvitiya.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

 «Возрастная психология и психология развития»

Возрастная периодизация психического развития обучающегося

Автор

Краткая характеристика

Особенности взаимодействия учителя с обучающимися разного возраста и пола

Литературные источники***

Младший школьный возраст: 6-7-11 лет

Д.Б Эльконин

Социальная ситуация развития: внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя. Ведущая деятельность - учебная деятельность Общение. Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебных проблем. Психологические новообразования: • «умение учиться»; • понятийное мышление; • внутренний план действий; • рефлексия — интеллектуальная и личностная; • новый уровень произвольности поведения; • самоконтроль и самооценка; • ориентация на группу сверстников; • зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности. Кризис предподростковый • «мотивационный вакуум»; • кризис самооценки; • ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя.

Гендерный различия:

• Девочки раньше приобретают сложное вербальное умение и полагаются на вербальную коммуникацию, а мальчики склонны использовать невербальную.

• Мальчикам больше нужно времени для вхождения в урок, чем девочкам, которые после начала занятия достаточно быстро достигают оптимальной работоспособности. • Мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, чтобы не сломаться, они просто отключают слуховой канал, и информация не доходит до их сознания. 11 • Мальчики труднее переносят статическую нагрузку, больше отвлекаются на уроках. Это влечёт за собой нарушение дисциплины на уроках и перемене.

• У мальчиков развито пространственное восприятие, а у девочек сенсорное, т.е. слух и обоняние. Умственное развитие мальчиков проходит определѐнные стадии: на этапе усвоения действий им необходимо включать в образовательный процесс момент поиска, а не давать образец действия, только так они поймут и запомнят принцип решения. • Превосходство девочек наблюдается в заданиях на нумерацию и вычисление: это относительно легкие стереотипные задачи, и не удивительно, что девочки, которые в какие-то периоды опережают мальчиков в развитии, выполняют их либо лучше мальчиков, либо, по крайней мере, не уступают им. • Девочки внимательнее относятся к учителю, нежели к одноклассникам. Мальчишки больше ориентируются на других учащихся, а не на педагога. • Мальчики чаще физически демонстрируют агрессию. Однако не все таковы. Учителю необходимо обращать внимание на более чувствительных, менее соревновательных и агрессивных мальчиков в классе, поднимать их авторитет в глазах ребят. • У мальчишек незрелое отношение к обучению: они не чувствуют ответственности, мало переживают или не переживают вовсе из-за плохих отметок и недовольства учителя и родителей. • В целом мальчики в начальной школе проявляют себя как дети меньшего возраста.

Сравнительно спокойно протекает рост организма, становление психической, физиологической систем. В это время возникают наилучшие условия для накопления нравственных, гигиенических, трудовых, физкультурных привычек, регулирующих отношения между мальчиками и девочками.

Для реализации воспитательного процесса нужно включать

классные часы, беседы, проведение спортивных мероприятий, уроков нравственности, уроков здоровья.

Формы работы классного руководителя:

Беседы: «Уход за волосами», «Уход за телом», « Уход за телом», «Уход за волосами», «Красивые ногти», «Культура одежда», «Уход за кожей лица», «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «Вредные привычки». 2. Веселые старты «Мама, папа, я – вместе дружная семья». 3. Уроки нравственности и классные часы: «Уважительное отношение к пожилым людям, маме, папе, учителям, медицинским работникам», «Значение дружной семьи, дружного класса», «Помощь дома по хозяйству», «О дружбе и откровенности с родителями», «правила поведения за столом», «Умение вести себя дома, в школе, на улице, в общественных местах», «Мужчина должен защищать Родину», «На плечах отца держится мир», «женщина – хранительница домашнего очага», «Дружба девочек и мальчиков». 4. Операция «Мойдодыр».

1.Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология, конспект лекций. - Изд-во Эксмо, 2008.- 128с 2.Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации.- СПб.: Речь, 2006.-144 с. 2. 3.Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. 4.Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012.

5.Виноградов Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие.- ТЦ Сфера, 2012. 5. 6.Черникова Т.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия. – Улан-Уде, 2006.- 186 с.

7.Данилова Елена Евгеньевна, «Представления школьных учителей о психологических особенностях учащихся разного пола»

ФГБНУ «Психологический институт РАО», г. Москва https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-shkolnyh-uchiteley-o-psihologicheskih-osobennostyah-uchaschihsya-raznogo-pola/viewer 

8.Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Е70 Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.

9.ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(Психология развития)

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

Автор-составитель:

Кагермазова Л.Ц., д.психол.н.,

профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ

https://www.phantastike.com/age_psychology/devel_psy_k/html/?page=4 

Подростковый, отроческий возраст 11-14-15 лет

Д.Б. Эльконин

Социальная ситуация развития:  Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензитивность) для проявления индивидуальности.

  Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков.

Ведущая деятельность - интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин.). Общение в общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) Общение: 

 Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.

 Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке. Психологические новообразования:

 Чувство взрослости — новый уровень самосознания.  Стремление к самоутверждению.  Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей.

 «Я-концепция».

 Формально-логическое (рассуждающее) мышление.

  Рефлексия. Ключевые понятия:  «гормональная буря», пубертатный период, половое созревание,

 идентичность,

  акцентуации характера (личностных особенностей),

 референтная группа, лидерство, кодекс товарищества,  «личный миф»,

  «воображаемая аудитория»,

 подростковый эгоцентризм,

  стратегии преодоления трудностей,

 конфликты,

 стержневые интересы.

Кризис перехода к юности (15-18 лет) – становление человека как субъекта собственного развития.

Гендерные различия:

  Анатомо-физиологические особенности: бурный физический рост организма (изменение роста, веса, пропорций тела); появляются вторичные половые признаки (у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице); могут возникать трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, что вызывает быструю смену физического состояния и соответственно настроения.

  Когнитивные особенности: подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

 В рассуждениях, вычислительных способностях, математических достижениях при прямом определении математических способностей по специальным тестам мальчики превосходят девочек, начиная с 12 лет и вплоть до 21 года.

 «Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированны, и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. У девочек же художественно-гуманитарные интересы превалируют над естественнонаучными. Что же касается мечтательности, то она связана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологическими особенностями» (И. С. Кон).

  В этом возрасте появляется немалое число безразличных, скучающих юношей и девушек, которым учеба кажется совершенно неинтересной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью. Подобное явление отчасти может быть объяснено рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того, вероятно, некоторым ребятам не под силу сложная учебная программа, они не хотят учиться, а лишь формально «отсиживают» уроки.

 При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка (Якобсон П. М.).

 С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям. Такие переживания подросток всячески старается скрыть от значимых взрослых и попытка жесткого контроля или насмешки в данном направлении глубоко ранят ребенка. Формирующаяся сексуально-эротическая сфера у подростка – это еще один фактор, усиливающий критическое отношение по отношению к самому себе и снижению самооценки.

 Резкие перепады настроения и эмоций. Эмоции меняются от безудержного веселья до выраженного уныния. Противоположные эмоции сменяют друг друга безо всякой видимой причины. «Чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием» (подростковый 14 психиатр А.Е. Личко). Подросток уже не может относить себя к миру детства и, в то же время, еще не относится к взрослым. Подросток, находясь между этими двумя мирами, выражает свои эмоции в одних и тех же ситуациях совершенно по-разному.

 Склонность к снижению настроения и депрессиям. Повышенная самоуверенность и недооценка собственных сил часто ведет к тому, что подросток терпит фиаско или выполняет взятое на себя обязательство хуже, чем он себе представлял. Такие ситуации больно бьют по самолюбию подростка. В случае, когда в подобных ситуациях подросток не получает поддержки от значимых взрослых, выслушивает многочисленные критические замечания либо получает реакцию «ну что? а ведь тебя предупреждали!», происходит еще большее осознание своей неполноценности, которая переживается крайне тяжело. В таких случаях нередки случаи развития подростковой депрессии.

 Критика к окружающим и к себе. Поскольку в данный возрастной период внешность подростка очень быстро меняется по мере полового созревания и быстрого роста, дети (особенно девочки) становятся угловатыми, на коже появляются подростковые прыщи, происходит ломка голоса у мальчиков. Изменение своей внешности подростки воспринимают весьма болезненно. Поэтому любое критическое замечание, насмешки в адрес неловкого поведения, сорвавшегося в неподходящий момент голоса или внешнего вида, накладываясь на заниженную самооценку и подростковую ранимость, могут вызвать бурную эмоциональную реакцию

Происходит качественный скачок в развитии организма и психики: бурное половое созревание, социальное самоосознание, обострение противоречий, связанных с отношениями полов. Этот процесс сопровождается у них повышенной общей и сексуальной возбудимостью, озабоченностью, смятением мыслей и чувств, тревожностью. Ребята отроческого возраста требуют в отношениях с ними большой осторожности, внимания, разъяснения того, что происходит в них и с ними, а главное, переключения их собственного внимания, мыслей, чувств, переживаний и энергии с сексуальных проблем в русло общественной деятельности, технического и художественного творчества, полезного труда, физкультуры и спорта.

Для реализации воспитательного процесса необходимо включать проведение отдельных бесед для мальчиков и для девочек, встречи с психологами и медицинскими работниками, посещение тематических выставок, классные часы, уроки нравственности, уроки здоровья, беседы-консультации компетентных специалистов.

Формы работы классного руководителя:

Беседы для девочек: «Выносливость девичьего организма к физическим нагрузкам», «О развитии девочки (девушки)», «Гигиена тела, о значении специфической гигиены для здоровья девочки, девушки, женщины», «Ранние половые связи и их последствия», «Венерические заболевания». 2. Беседы для мальчиков: «Развитие мальчика (юноши)», «Гигиена тела», «Понятие о половой зрелости», «Ранние половые связи и их последствия», «Венерические заболевания». 3. Книжная выставка «Поговорим о любви». 4. Классные часы: «О дружбе, о любви»», «Мама. Милая мама», «Как трактует слово «любовь» классическая литература», «Этика и психология семейной жизни», «первая любовь это навсегда?», «Семья – это семь «я»». 5. Кадетский час: «Мужское достоинство и благородство» 6. Беседы-консультации врача: «О взаимоотношениях между юношами и девушками», «Гинекологические и урологические заболевания», «Биологические различия в строении мальчика и девочки в соответствии с физиологическими функциями материнства и отцовства в будущем», «Развитие мальчиков и девочек в переходном возрасте» 7. Уроки нравственности: «Доблесть мальчика, юноши, мужчины – в мужественной доброте, а не во власти, жестокости», «Девичья прелесть – не в подражании поведению мальчиков, а в скромном достоинстве, мягкой вежливости, чистоплотности и аккуратности», «Зрелость физическая. Душевная. Социальная». 8. Беседы-консультации учителя физической культуры: «Закаливание организма».

Старший школьный  15-17 лет..

Д.Б. Эльконин

Социальная ситуация развития • Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития

Ведущая деятельность 

• Учебно - профессиональная деятельность.

• Профессиональное самоопределение Общение • Потребность в неформальном, доверительном общении со старшими. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь. 15 Психологические новообразования:

 Потребность в самоопределении.

 Готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

 Жизненные планы.  Устойчивое самосознание.

 Идентичность.

  Ценностные ориентации.

 Мировоззрение.

 Внутренняя позиция мужчины или женщины Ключевые понятия:

 взрослость, жизненные задачи,

  социальные роли, модель типичного жизненного пути, ролевое смешение, диффузия идентичности,

 психосоциальный мораторий,

 абстрактное мышление,

 философская рефлексия,

 осознание собственной уникальности,

 смысл жизни,

 юношеский максимализм.

Кризис перехода к взрослости (18-20 лет) - «отрыв от родительских корней».

Гендерные различия:

 При переходе от младшего подросткового возраста к юношеству уменьшается эмоциональная напряженность. Появляется потребность выделиться среди сверстников - внешностью, манерами поведения, своими знаниями, умениями, хобби. Вместе с тем появляется серьезный интерес к собственной личности во всех ее проявлениях, появляются рассуждения на темы смысла жизни и устройства своего будущего. Подросток старшего возраста уже может больше контролировать свои эмоции и поведение.

 Юноши отличаются повышенной вспыльчивостью.

 Интенсивность эмоций и повышенная чувствительность к событиям. Юношество характеризуют повышенная чувствительность к происходящим событиям, яркие, пылкие эмоции, склонность обобщать переживаемые события: «если плохо в данный момент, то все плохо вообще», «если хорошо сейчас, то мир прекрасен всегда и во всем» и т.п. Подростку старшего возраста свойственно часто ощущать чувство одиночества только потому, что в какой-то момент он был обойден вниманием, или у него появилось ощущение, что его отвергли или не поддержали. Глубокие переживания, которые испытывает подросток в этот период, формирует эмоциональность, с которой он пойдет по жизни в дальнейшем.

 Дружба и любовь в юношеском возрасте. Дружба в юношестве приобретает глубокий смысл. Дружба со сверстниками одного пола способствует обмену информации об отношении к различным явлениям и способствует пониманию сложных личностных чувств. Например, подростки одного 16 пола в дружбе могут доверительно рассказывать друг другу об испытываемых чувствах к представителям противоположного пола. В это же время формируется развитие половой идентичности и чувство принадлежности к мужскому или женскому полу под влиянием биологических, социальных и культуральных факторов. В этом возрасте подросткам характерно идеализировать своих друзей, «придумывая и приписывая» им качества, которые бы они хотели в своих друзьях видеть.

  Юношеская любовь отличается яркими эмоциями, появлением символов взрослости – в отношениях появляются ухаживания, обмен знаками внимания, романтические отношения. У юношей влюбленность и сексуальное влечение не всегда проявляются по отношению к одному и тому же объекту. Юношеская влюбленность характеризуется больше трепетным, бережным отношением, собственные фантазии по отношению к объекту влюбленности не всегда реализуются. Потеря друга или возлюбленного (возлюбленной) переживается как трагедия и оставляет глубокий след и воспоминания в душе формирующейся личности. Тем не менее, взлеты и падения необходимы в жизни каждого подростка для формирования личного опыта и дальнейшей устойчивости к жизненным потрясениям.

 Юноши больше философствуют и отдают предпочтение логике. Девушкам больше нравится психология, литература, изучение тем, выходящих на личность, на семью, бытовые ситуации.

 Девушки более устойчивы в своей «женской роли». Юноши лучше реагируют на изменение окружающей среды благодаря активности и практическим действиям.

Вступают в период половой зрелости, стабилизации физиологических и психических процессов. Для них сохраняет значение необходимость переключения сексуальной энергии в русло общественной деятельности, занятий физкультурой и спортом. Однако на первый план их полового воспитания выходят нравственно-эстетические, психологические проблемы. Особое значение приобретает формирование нравственно-эстетических идеалов мужской и женской красоты, выбора объекта любви, форм поведения и внешнего облика, сознание долга и ответственности в половых отношениях, знания из области этики и

психологии семейной жизни.

Для реализации воспитательного процесса необходимо включать проведение экскурсий в медицинские учреждения, работа с медико-психологической службой, социально-психологической службой, лекции с просмотром учебных фильмов, проведение дискуссий и диспутов на темы нравственности, морали, ответственности за свои поступки, проблем взаимоотношений между полами.

Формы работы классного руководителя:

Классный час: «Нравственные основы семьи», «этика и психология семейной жизни», «Валеология семьи. Здоровье семьи», «Гармония тела», «Азбука СПИДа». 2. Час психолога: «Влияние алкоголизма и наркомании на потомство», «Браки и разводы», «Двое друг с другом. Беседа о браке». 3. Уроки нравственности: «Откровенный разговор», «Физиология человека», «У порога самостоятельной жизни», «Дружба юношей и девушек», «Счастье материнства». 4. Беседы-консультации врача: «Взаимоотношения юношей и девушек: методы контрацепции», «Пути профилактики СПИДа», «Нежелательная беременность», «Профилактика гинекологических заболеваний», «Общая и специфическая гигиена». 5. Рубрика «Откровенный разговор» (беседы для одного пола): «Девичья честь», «Девочка. Девушка Женщина», «Взаимоотношения юношей и девушек».

** Возможно использовать другие источники

Литература для изучения:

  1. Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология, конспект лекций. - Изд-во Эксмо, 2008.- 128с.
  2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека, учебное пособие. - Изд-во Аспект Пресс, 2005.- 460с.
  3. Смирнова, Е.О. Детская психология, учебник. Изд-во КНОРУС, 2016.- 280с.
  4. Маракушина И.Г. Психолого-педагогические аспекты взросления современных детей: управление и взаимодействие//Герценовские чтения. - 2019.- № 1 (10).- С.67-71.
  5. Олейникова Е.Ю. К проблеме исследования гендерной идентичности//Вопросы науки и образования. - 2018.- № 8 (20).- С.176-178.
  6. Реан А.А. Трудный мир взросления современного подростка//Мир психологии. - 2019.- № 4 (100).- С.36-46.
  7. Шилова Н.П. Этапы взросления в российской современной культуре//Сибирский психологический журнал. - 2021.- №82.- С.37-53.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастная психология. Отрочество

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). В этот период подросток проходит еще один путь в своем развитии: через внутренние конфликты с сам...

Методическая разработка на тему: "Возрастная и педагогическая психология".

Департамент культуры, молодежной политики и спорта администрации города Сургута. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. ...

Основные положения и концепции детской возрастной психологии

Основные положения и концепции детской возрастной психологии (применительно к работе психолога и службы сопровождения школы V вида)...

Исследование возрастной психологии

Исследование восрастной психологии у подростков 16-21 года по методической работе Тареевой А.Ю....

А.В.Акрушенко, О.А.Ларина, Т.В.Каратьян Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций

А.В.Акрушенко, О.А.Ларина, Т.В.КаратьянПсихология развития и возрастная психология. Конспектлекций...

Отзыв на книгу И. Ю. Кулагиной "Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет".

Отзыв на книгу И. Ю. Кулагиной«Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет.»       Ирина Юрьевна Кулагина закончила факультет психологи...