Проект по духовно-нравственному воспитанию «В жизни всегда есть место подвигу»
проект (7 класс)

Рыбкина Анна Дмитриевна

В результате реализации проекта детии их родители познакомились с подвигами блокадного Ленинграда, житием святой Нины, просветительницы Грузии и молитвенницы о блокадном Ленинграде, культурой и духовными ценностями грузинского народа как при проведении бесед-презентаций (студия "Эдельвейс", руководитель Н.А.Верьялова, методист Рыбкина А.Д.,педагоги Е.А.Крищук и Власенко К.И), так и во время подготовки и представления литературно-музыкальной композиции "Крест - знамение радости (театральная студия "Волшебная флейта", руководитель Т.В.Кицела, педагог С.А. Куликова.

   Участники проекта приобщились к духовно-нравственным ценностям, таким как: патриотизм, любовь к Родине, к своему народу, честь и достоинство, нравственный выбор и смысл жизни, самопожертвование, сострадание, трудолюбие, взаимопомощь, многообразие культур и народов, семья, уважение к родителям, представление о вере, духовности и религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА»

_____________________________________________________________

Проект по духовно-нравственному воспитанию

 «В жизни всегда есть место подвигу»

Номинация: социальное и сетевое партнерство

Возраст детей, на который рассчитан представленный материал: 7-17 лет

Руководитель проекта:

Верьялова Нина Анатольевна, педагог дополнительного образования, руководитель студии современного и бального танца «Эдельвейс»

Участники проекта:

Рыбкина Анна Дмитриевна, методист,

Кицела Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования, руководитель театральной студии «Волшебная флейта» (ДДЮТ);

Крищук Евгений Александрович, педагог дополнительного образования студии современного и бального танца «Эдельвейс» (ДДЮТ);

Власенко Ксения Ивановна, педагог дополнительного образования студии современного и бального танца «Эдельвейс» (ДДЮТ);

Куликова Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования театральной студии «Волшебная флейта» (ДДЮТ);

Михайлова Ольга Михайловна, учитель Бугровской СОШ.

г. Всеволожск

   2020


Пояснительная записка

Подвиг необходим, чтобы принуждать себя ко всякому доброму делу… и отвращать от всякого злаго дела… Сия есть славная победа, и далеко лучшая, нежели людей побеждать.

(Святитель Тихон Задонский)

Актуальность:

Блокада Ленинграда — одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной Войны. В неимоверное трудное время блокады жители боролись всеми силами не только с врагом, защищая город, увеличивая выпуск боевой техники и боеприпасов, но и не давали себе падать духом, совершая ежедневный и ежеминутный подвиг жизни. Подвиг совершила и равноапостольная Нина, совсем молодой девушкой отправившись в Грузию, чтобы просветить тогда языческий народ светом Евангелия. Подвиги в в жизни в современное время нужны не меньше, чем в военное. Без подвигов человек не может стать сильнее. Подвиг совершают и родители, стараясь воспитывать детей в добре. Подвиг могут совершать и дети, стараясь выполнять, что положено, а не делать только то, что хочется.

Практическая значимость:

Знакомство с простыми повседневными подвигами блокадных ленинградцев, главный из которых – самопожертвование и сохранение человеческого достоинства в условиях неимоверных испытаний, с подвижнической жизнью святой Нины, просветительницы Грузии, ее самоотверженным апостольским служением целому народу, главным образом, через пример крепкой веры и добродетельной жизни позволяет выйти на обсуждение смысла жизненного подвига человека вообще. Материалы, подготовленные детьми, могут использоваться на уроках ОПК, ОРКСЭ, ОДНКНР, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и/или блокаде Ленинграда, и других мероприятиях, посвященной военно-патриотической тематике, духовно-нравственным и/или культурным ценностям, а также межнациональным связям России и Грузии.

Цель:

Приобщение учащихся и их родителей к духовно-нравственным ценностям через знакомство с подвигами жителей блокадного Ленинграда, с житием святой Нины, просветительницы Грузии.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство патриотизма через приобщение к истории Великой Отечественной войны, к подвигам блокадного Ленинграда, к многонациональным духовным и культурным традициям;
  2. формировать у обучающихся осознанный выбор готовности к личному подвигу – творческому, трудовому, духовному – ради своих ближних и своей родины;
  3. развивать лучшие качества человеческой души: чувство сострадания, эмоциональную чуткость, доброту, отзывчивость, внимание к ближнему, познавая духовную глубину изучаемого материала;
  4. создать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей, расширения семейных традиций.

Развивающие:

  1. развивать у обучающихся эстетическую взыскательность, художественный вкус через знакомство с грузинской культурой (музыкой, хореографией, живописью), русским фольклором и музыкальным материалом по теме проекта;
  2. способствовать раскрытию творческой индивидуальности участников через подбор исторического, художественного, литературного и музыкального материала в процессе подготовки бесед о святой Нине и подвигах блокадного Ленинграда, через использование сценических выразительных средств в постановочной работе над подготовкой историко-литературной композиции и танцевальных этюдов;

Обучающие:

  1. познакомить обучающихся с житием святой Нины, подвигами блокадного Ленинграда, культурой грузинского народа;
  2. вовлекать в познавательную деятельность, расширяя умение обучающихся работать с документальным материалом и Интернет-ресурсами, используя информационные технологии;
  3. углублять и расширять знания обучающихся, полученные на уроках внеклассного чтения, окружающего мира, географии (природоведения), истории, литературы, музыки, хореографии, театрального творчества.

Условия реализации (ресурсы):

Участники проекта: педагоги и обучающиеся студии современного и бального танца «Эдельвейс» и театральной студии «Волшебная флейта» (ДДЮТ), их родители, педагоги Бугровской СОШ, КДЦ «Бугры», художественной школы г. Сертолово.

Материально-техническая база: компьютеры, программы для создания презентаций, мультимедийный проектор, владение детьми и родителями навыками использования информационных технологий (в том числе интернет-технологиями); техническое оснащение, реквизит, костюмы и аудио записи для театральной постановки, костюмы и аудиозаписи для постановки хореографических номеров, костюмы для чтецов и ведущих; микрофоны, оформление зала и сцены (новогодние украшения, стол для ведущих), оформление рождественского чаепития (открытки, рождественские композиции из еловых веток, елочных украшений), рождественская звезда для игры «Рождественское пожелание»

Ожидаемые результаты:

Участники проекта приобретут неоценимый опыт отбора интересного познавательного и нравственно-ценностного материала и составления презентаций к рассказам-сообщениям по истории блокадного Ленинграда и подвигах его жителей, по житию святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, в день памяти которой была снята блокада Ленинграда; опыт подбора стихов и пословиц о бережном отношении к хлебу, о почитании родителей и составления презентаций к ним.

Под руководством педагога постараются найти ответ на вопрос: чему мы можем поучиться у святой Нины и у жителей блокадного Ленинграда? Порассуждают на тему: в чем может быть подвиг современного человека? Обучающиеся, родители и педагоги получат внутренний опыт осуществления личных локальных подвигов в конкретных жизненных ситуациях, которые будут возникать на занятиях при осуществлении совместной деятельности в ходе подготовки и представления проекта.

Учащиеся обеих студий студии приобретут как положительный сценический опыт и опыт публичных выступлений с презентациями. Дети и их родители познакомятся с культурой и духовными ценностями русского и грузинского народов.

Дети и родители объединятся в совместной деятельности при подготовке проекта, приобщаясь к базовым национальным ценностям, таким как: патриотизм, любовь к Родине, к своему народу, честь и достоинство, нравственный выбор и смысл жизни, самопожертвование, милосердие и сострадание, трудолюбие, взаимопомощь, многообразие культур и народов, семья, уважение к родителям, представление о вере, духовности и религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения.

План реализации:

Этап (мероприятие)

Содержание деятельности

Сроки

Продукты ИД

Знакомство с темой, подготовка материалов о святой Нине, о подвигах блокадного Ленинграда

Первичное знакомство с жизнеописанием святой Нины, о блокадном Ленинграде просмотр фильма; отбор материалов для рассказов-сообщений по житию святой Нины и о блокадном Ленинграде, подготовка презентаций к ним, составление вопросов к к сообщениям (Верьялова Н. А. , Рыбкина А.Д. и ученики 4-го года,  выпускники студии «Эдельвейс»);

Отбор исторического и литературного  материала по теме проекта,  написание сценария для театральной постановки по теме проекта (Верьялова Н. А., , Рыбкина А.Д, Кицела Т. В.)

Октябрь-ноябрь

Рассказы-презентации о святой Нине и подвигах блокадного Ленинграда с вопросами к слушателям; посты о подготовке бесед-презентаций;

сценарий «Крест – знамение радости!», презентация к сценарию

Подготовка хореографических композиций по теме проекта

Знакомство обучающихся с грузинской культурой (музыкой, хореографией и живописью); выбор музыкального материала, отбор танцевальных элементов для грузинского этюда; подготовка хореографических композиций по теме проекта (Верьялова Н. А., Крищук Е. А., Власенко К. И.)

Октябрь-декабрь

Хореографические  композиции «Ароматы Грузии», «Молитва»

Проведение бесед о святителе святой Нине и подвигах блокадного Ленинграда в группах 1-го, 2-го, 3-го годов обучения

Дети 4-го класса и старше рассказали свои младшим друзьям по студии о святой Нине и подвигах блокадного Ленинграда по своим презентациям.

Дети рассказывали о своих предках, жителях блокадного Ленинграда или защищавших Ленинград.

Слушатели бесед, выясняя вместе с учителем, какими добрыми качествами обладает святая Нина и герои блокадного Ленинграда, отвечают на вопросы:

  1. Чему мы можем поучиться у святой Нины и жителей блокадного Ленинграда?
  2. Какой подвиг может совершать каждый из нас?

Ноябрь-декабрь

Посты о предках, жителях блокадного Ленинграда или участников прорыва блокады в группе «Эдельвейс п. Бугры» в рамках флэш-моба «Лента памяти» (совместно с проектом «Фронтовые письма»)

Посты о проведении бесед.

Проведение мини-викторин среди слушателей по итогам бесед.

Флеш-моб «Лента Памяти»

Подготовка обучающимися студии «Эдельвейс» материалов о своих предках, блокадниках и защитниках блокадного Ленинграда

Посты с заметками о предках героях в группах: «Эдельвейс, п. Бугры», ДДЮТ, «Виртуальный музей БСОШ»;

Фольклорная мастерская «Как мы понимаем пословицы»  (студия «Эдельвейс»)

Подбор пословиц о хлебе и родителях, обсуждение смысла пословиц;

размышления на темы: Как научиться бережному отношению к хлебу? В чем заключается почитание родителей?;

выбор значимой для себя пословицы, подбор иллюстраций к выбранным пословицам (Верьялова Н. А.)

Ноябрь

Подборка пословиц о бережном отношении к хлебу, о почитании родителей; подборка иллюстраций к пословицам;

Посты в группе «Эдельвейс п. Бугры» о подборке пословиц

Поэтическая мастерская «Делать добро людям»  (студия «Волшебная флейта»)

Подбор стихов о хлебе, о родителях; работа над четкостью и точностью произношения всех слов и предложений с учетом орфоэпии; работа над созданием нужного образа; работа над яркой, выразительной и эмоциональной подачей образа (Кицела Т. В.)

декабрь

Декламация подобранных стихов

Мастерская подбор цитат и высказываний о подвиге (для родителей и педагогов)

1 этап (заочный): подбор родителями и педагогами высказываний о подвиге в современной жизни;

2 этап (заочный): отбор родителями 10-ти актуальных для них или их семей высказываний;

3 этап (на родительском собрании): отбор десятки популярных высказываний

Подборка 10 самых популярных среди родителей студии высказываний.

Подготовка театральной постановки о святой Нине и о блокадном Ленинграде

(студия «Волшебная флейта»)

Чтение и обсуждение сценария; определение сверхзадачи, идеи и темы театральной постановки; беседы о святой Нине, о блокадном Ленинграде, знакомство с культурой Грузии;

анализ и осмысление учащимися материала сценария, выделение событий и фактов, которые особенно поразили воображение учащихся и заставили их серьезно задуматься;

беседа об актуальности данного материала в рамках современного исторического пространства;

беседа о важности наполнения актерской работы личными внутренними ощущениями и эмоциональными переживаниями; распределение текста между участниками композиции; работа над темпо-ритмическим построением и пластикой сценического действия, определение мизансцен, поиск выразительных форм с включением в работу различных предметов театрального реквизита; работа над точной подачей сценического образа, над интонационной  и эмоциональной выразительностью; изготовление реквизита (Кицела Т. В.);

работа над воплощением сценического образа с помощью грима (Куликова С. А.);

Подготовка хореографических этюдов на грузинскую музыку (Поликарпова М. В.)

Ноябрь-декабрь

Литературно-музыкальная композиция «Крест – знамение радости!»

Художественная мастерская

Обсуждение и обмен личными впечатлениями от знакомства с житием святой Нины (Верьялова Н. А.), выбор сюжета для работы, раскраска подготовленной заготовки (педагог Кицела П. В.)

декабрь

Фотовыставка работ в чатах групп студии «Эдельвейс»

Декоративно-прикладная мастерская

Изготовление рождественских поделок для украшения рождественского чаепития на Рождественском бале (педагог Буреева А. Г.)

декабрь

Рождественские поделки для украшения стола

Музыкальная мастерская

Обсуждение и анализ текста песни булата Окуджавы «Грузинская», разучивание песни «Грузинская» (педагог Верьялова Н.А.)

декабрь

Умение исполнять песню «Грузинская» под фонограмму

Мастерская информационных технологий

Подготовка презентаций по пословицам о хлебе и о родителях, презентаций к отобранным стихам, презентация о местах, связанных со святой Ниной в Грузии и СПб, презентации семейных девизов с фотографиями; презентации-отчета о ходе проекта

Ноябрь-декабрь

Презентации к подборке пословиц о хлебе, о родителях; игра-презентация «Продолжи пословицу»; презентация семейных фото «В жизни всегда есть место подвигу»,

Презентация «Святая Нина в живописи, иконах и храмах», презентация-отчет о ходе проекта.

Историко-литературная гостиная Рождественского бала «В жизни всегда есть место подвигу»

Показ литературно-музыкальной композиции блокадном Ленинграде и святой Нине «Крест – знамение радости»;

чтение стихов о родителях;

представление подборок пословиц с презентациями о хлебе и о родителях;

мультимедийная выставка рисунков о святой Нине;

представление мультимедийной презентации семейных фотографий с девизами «В жизни всегда есть место подвигу»;

мультимедийный фото-отчет о ходе проекта;

показ хореографических композиций «Ароматы Грузии» и «Молитва»;

проведение игры-презентации «Продолжи пословицу»;

исполнение всем залом песни «Грузинская»

19.01.20

Сценарный план гостиной;

фото-отчет, видеозаписи

выступлений; заметки для социальных сетей статьи для сайта ДДЮТ газеты «Наше все»

Проведение опроса о проекте и бале

Сбор отзывов от участников бала и их родителей через чаты в социальных сетях

(Рыбкина А.Д)

Январь-февраль

Заметки для групп ВКонтакте Бугровской СОШ, группы «Эдельвейс,п. Бугры», подборка отзывов о проекте и Рождественском бале.

Итоги проекта:

  1. Цель проекта достигнута. Дети и их родители познакомились с подвигами блокадного Ленинграда, житием святой Нины, просветительницы Грузии и молитвенницы о блокадном Ленинграде, культурой и духовными ценностями грузинского народа как  при проведении бесед-презентаций (студия «Эдельвейс», руководитель Н. А. Верьялова, методист Рыбкина А.Д, педагоги Е. А. Крищук и Власенко К. И.), так и во время подготовки и представления  литературно-музыкальной композиции «Крест – знамение радости (театральная студия «Волшебная флейта», руководитель Т. В. Кицела, педагог по гриму С. А. Куликова,  педагог-хореограф М. В. Поликарпова). Участники проекта приобщились к духовно-нравственным ценностям, таким как: патриотизм, любовь к Родине, к своему народу, честь и достоинство, нравственный выбор и смысл жизни, самопожертвование, сострадание, трудолюбие, взаимопомощь, многообразие культур и народов, семья, уважение к родителям, представление о вере, духовности и религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения. Задачи – и воспитательные, и развивающие, и образовательные – были реализованы.
  2. Участники студии «Эдельвейс» приобрели неоценимый опыт подбора интересного познавательного и нравственно-ценностного материала о подвигах жителей блокадного Ленинграда, житию святой Нины, опыт составления презентаций к рассказам-сообщениям по выбранной теме, опыт публичного выступления при проведении бесед, которые воспринимались докладчиками как акт служения своим младшим товарищам. Было подготовлены и проведены следующие беседы-презентации:
  • Детство и юность святой Нины (Вехорев К., Виноградова Т.)
  • Далекое путешествие и начало проповеди святой Нины (Соломко А., Филимонов А.)
  • Святая равноапостольная Нина, просветительница Иверии (Колчина К.)
  • Святая Нина – покровительница Грузии и блокадного Ленинграда (Давлатова М. и Буреева В.)
  • Подвиги жителей блокадного Ленинграда 1 (Козак Л., Козак М.)
  • Подвиги жителей блокадного Ленинграда 2 (Куклева К.)
  • Ледяная Дорога жизни (Войтюк П.)
  • Блокадный трамвай (Сысолятина К.)
  • Культура Блокадного Ленинграда (Пойда Н., Решетникова Е.)
  • Блокадная вера (Волнухина С., Лапина Д.)

Младшие учащиеся с интересом слушали эти рассказы из уст старших друзей по студии и отвечали на подготовленные ими вопросы. Дети, проводившие беседы, поделились своими впечатлениями от роли докладчиков, сказав, что особенно радостным было то, что слушатели удачно отвечали на вопросы мини-викторин. Вместе с учителем дети выясняли, какими важными человеческими качествами обладала святая Нина и жители блокадного Ленинграда, и ответили на вопрос: «Чему мы можем у них поучиться?» (терпению, мужеству, крепкой вере, трудолюбию, самопожертвованию, желанию помогать людям, честности, щедрости, милосердию, состраданию, скромности, умению жертвовать своими интересами в пользу других людей и интересов Родины, любви к Отечеству);

  1. Участники студии «Волшебная флейта» подготовили и представили на Рождественском бале литературно-музыкальную композицию о подвиге блокадного Ленинграда и святой Нине. Педагоги и воспитанники студии  отметили, что работа над постановкой проходила с большим энтузиазмом, творческим подъемом и духовной радостью от сознания того, что она обогащает внутреннюю и интеллектуальную жизнь не только зрителя, ради которого трудится актер, но, в первую очередь, внутреннюю жизнь самих участников композиции, которые приобрели в ней личный духовно-нравственный опыт.  Основную мысль композиции состоит в том, что Крестом являются испытания, которыми полна жизнь жителей блокадного города, и в противовес им – важность наполнения человеческой жизни  милосердием, самопожертвованием и добротой, без которых невозможно стать сильнее. Было показано, что Крест, врученный святой Нине, является  символом защиты в многотрудном деле служения апостольской проповеди. А само повествование о Грузии является кульминацией композиции, повествуя зрителю о Царствии Небесном. В завершении театральной постановки Крест  предстает, как знамение радости, символ победы над грехом. Участники композиции буквально пропустили через себя историческую эпоху, а потому и смогли донести зрителю весь спектр сложных чувств. Мультимедиа, реквизит, музыка, хореография усиливали глубину восприятия.
  2. Познакомившись с подвигами святой Нины и жителей блокадного Ленинграда, дети под руководством педагогов размышляли о том, какие подвиги можно совершать в современной жизни, как они, дети, могут служить Отечеству. Учащиеся студии «Эдельвейс» находили ответы. Оказывается, подвиг можно совершать ежечасно, когда приходиться немного забывать о себе и учиться думать о других (учиться видеть потребности ближнего, а не только свои желания); учиться прощать другим их ошибки, уважительно относиться к родителям, к учителям, к сверстникам), старательно выполнять свои обязанности по дому и школе, преодолевая усталость и лень (получать крепкие знания в школе, помогать родителям, заботиться о младших и пожилых). Ребята отметили, что важно изучать историю своей страны, ее культуру и духовные ценности, узнавать о героях Отчизны, помнить о своих корнях, своих предках, прославлять Отчизну своим творчеством, в том числе и танцевальным.
  3. Подготовлены заметки  о своих предках, блокадниках и защитниках блокадного Ленинграда. Рассказы размещались в социальной сети «ВКонтакте» в группах:  «Эдельвейс, п. Бугры», «Виртуальный музей МОУ "Бугровская СОШ"», «ДДЮТ Всеволожского района»:
  • Климчук Нина Петровна (учащаяся Бодокина М.)
  • Кобялко Никита Леонтьевич (учащаяся Волнухина С.)
  • Волнухин Николай Николаевич (учащаяся Волнухина С.)
  1. На фольклорной мастерской студии «Эдельвейс» были обсуждены смыслы пословиц о родителях, о хлебе, подобранных семьями обучающихся студии. Вместе с педагогами и родителями дети размышляли, почему важно в жизни почитание родителей и бережное отношение к хлебу. Также ответили на вопросы: В чем заключается почитание родителей, учителей и старших? (благодарности им за заботу, уважение старших, согласования своих действий со старшими, спрашивания совета, желания не огорчать, помогать и т.д.). Проведенная на балу игра-презентация «Продолжи пословицу» показала хорошее знание детьми пословиц, позволила еще раз прикоснуться к простым, но глубоким нравственным истинам, которые заложены в народной пословице.
  2. Семьи обучающихся трудились над подбором девизов: выделялось  доброе качество, актуальное для ребенка или семьи, и подбиралась соответствующая пословица (о трудолюбии, терпении, настойчивости, скоромности, смелости, честности, умение радоваться за других, умении любить, умении благодарить, целеустремленности, доброте, и т.д.). Родители и педагоги студии подготовили подборку высказываний известных людей и святых отцов о подвиге. Пословицы с семейными фотографиями и высказывания о подвиге вошли в презентацию «В жизни всегда есть место подвигу».
  3. На декоративно-прикладной мастерской, которую провела педагог Буреева А. Г. (мама обучающейся 3-го года обучения студии «Эдельвейс»), были изготовлены рождественские поделки для украшения рождественского чаепития на Рождественском бале. Это был момент объединения в совместном творчестве детей и родителей ради общего праздника.
  4. В ходе проведения художественной «Рисуем святую Нину» прошло обсуждение и обмен личными впечатлениями от знакомства с житием святой Нины; дети выбрали сюжет для работы и выполнили раскраску подготовленной заготовки, повторно пережив душой радость встречи со святой.
  5. Проведена музыкальная мастерская, на которой был проанализирован текст песни Б. Окуджавы «Грузинская». Дети с большой радостью и вдохновением ее выучили. Исполнение песни на Рождественском бале действительно объединило всех участников бала – и гостей, и родителей, и участников.
  6. Были подготовлены хореографические постановки по теме проекта:
  • «Ароматы Грузии» (Власенко К. И., исполнители – 3 год обучения);
  • «Молитва» (Крищук Е. А., исполнитель Мальцева София)
  1. Работала  мастерская информационных технологий, на которой подготовлены:
  • Презентация «Пословицы о хлебе» (Паходина, Лынько, Белая, Ковалева, Федорова, Юрченко; подбор иллюстраций: Мункуева Наталья  Сергеевна..);
  • Презентация «Пословицы о родителях» (Вехорев К., Полев К., Колесниченко К., Бухонская А., Алексеев И., Мезенцева В., подбор иллюстраций: Тиликина Яна Владимировна и Войтюк Елена Валерьевна);
  • Игра-презентация «Продолжи пословицу» (Вехорев К.,  Виноградова Т., Бухонская А., подбор иллюстраций: Верьялова Н. А.);
  • Презентация «В жизни всегда есть место подвигу», составленная из семейных фотографий с девизами и высказываниями о подвиге (Крищук Е. А.)
  • Презентация для песни «Грузинская» (Верьялова Н. А.);
  • Презентация литературно-музыкальной композиции «Крест – знамение радости» (Кицела Т. В.);
  • Презентация к историко-литературной гостиной (Власенко К. И.)
  • Презентация «Фото-отчет о ходе проекта» (Мезенцева Н. А., мама обучающейся Мезенцевой Виктории).
  • Презентация «Святая равноапостольная Нина в живописи, иконах, храмах» (Назарова О. Г., мама обучающегося Назарова Германа)
  • Презентация о грузинском художнике Нико Пиросмани (Верьялова Н. А., Крищук  Е. А.)
  1. Подготовлено стихотворение о родителях чтецом студии «Волшебная флейта».
  • Ю. Мориц. Свирель (В. Кузнецова);
  1. Продукты проекта были представлены на историко-литературной гостиной Рождественского бала «В жизни всегда есть место подвигу» (см. таблицу). (Рыбкина А.Д,методист)
  2. В каждой группе в форме круглого стола проведено обсуждение представления проекта на «Рождественском бале – 2020», во время обсуждения ребята смогли высказать свое мнение о празднике, а также выразить испытанные ими чувства. Очень впечатлила детей постановка театральной студии о блокадном Ленинграде и святой Нине. Через эмоциональное проживание текста и выразительную подачу сценического действия актерам удалось обратить зрителя к глубокому восприятию. Многие испытали глубокие эмоциональные переживания, созерцая сцены блокады Ленинграда и гордость за мужественные подвиги, проявленные жителями блокадного города. Хореографические миниатюры и постановка «Ароматы Грузии» пленили красотой культурного наследия Грузии, а постановка «Молитва» поразила силой материнской молитвы. Участники бала отметили, что страх перед выступлением на празднике был вытеснен радостью, творческой удовлетворенностью, а также благодарностью и радостью от взаимопомощи друг другу и общения в ходе всего праздника.
  3. Родители написали отзывы в общих чатах групп. Отзывы показали, что все получили истинную радость и удовлетворение от совместной деятельности по подготовке и представлению проекта, получили опыт единения не только на уровне своей семьи, студии, но и почувствовали себя частью своего героического народа. Хочется верить, что участие в проекте заложило в сердца участников желание совершения своих личных ежедневных подвигов для ближних и во благо своего Отечества.

Литература:

  1. Скоробогатько Н. В. Святая равноапостольная Нина. Для детей младшего школьного возраста.  Клин: Христианская жизнь, 2012.  96 с.: ил.;
  2. Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии/ Сборник  М.: Сибирская Благозвонница, 2012.  234 с.;
  3. Акафист святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии.  СПб.: Невская жемчужина, 2007.;
  4. Валерий Лялин. Птицы небесные.  СПб: Сатис, 2005.  432 с.;
  5. Житие святой равноапостольной Нины. Бодбийский монастырь святой Нины, 2018.  40 с.: ил.;
  6. Пословицы и поговорки о почтительном отношении детей к родителям для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: https://heaclub.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-pochtitelnom-otnoshenii-detej-k-roditelyam-dlya-detej-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta-shkoly-dou-sbornik-luchshih-poslovic-s-obyasneniem-smysla-kakie-est-i-kak-najti-poslo;
  7. Пословицы о хлебе: http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-pro-xleb/;
  8. Арсений Замостьянов. Подвиг и боль: героические 872 дня блокадного Ленинграда// Известия, 27.01.2019: https://iz.ru/838226/arsenii-zamostianov/podvig-i-bol-geroicheskie-872-dnia-blokadnogo-leningrada;
  9. Яна Хватова, умереть за свой город. Подвиги жителей блокадного Ленинграда // Аргументы и факты СПб: https://spb.aif.ru/society/people/umeret_za_svoy_gorod_podvigi_zhiteley_blokadnogo_leningrada;
  10. Арсений Замостьянов. Ленинградская симфония //Правмир,9.08.2015: https://www.pravmir.ru/leningradskaya-simfoniya/;
  11. Артем Куртов. Победившая смерть, Художница пережила блокаду и запечатлела ее на картинах// Аргументы и факты, СПб: https://spb.aif.ru/society/people/pobedivshaya_smert_hudozhnica_perezhila_blokadu_i_zapechatlela_ee_na_kartinah;
  12. Блокадная муза. Как голос Ольги Берггольц спас жизни тысячам ленинградцев// Аргументы и факты, СПб: https://spb.aif.ru/society/people/blokadnaya_muza_kak_golos_olgi_berggolc_spas_zhizni_tysyacham_leningradcev;
  13. Блокадные ласточки. Как возрожденный трамвай подарил Ленинграду надежду// Аргументы и факты СПб: https://spb.aif.ru/pobeda/pobeda_history/1490666;
  14. Тихий подвиг. Ленинградский зоопарк в годы блокады: https://www.liveinternet.ru/users/4455035/post334626304/;
  15. Википедия. Блокада Ленинграда в искусстве: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5;
  16. Подвиг художников блокадного  Ленинграда: https://kolybanov.livejournal.com/21140073.html;
  17. Художники блокадного Ленинграда: https://obiskusstve.com/548243424063522906/hudozhniki-blokadnogo-leningrada/;
  18. Почётный донор блокады. Как хрупкая женщина спасла жизни десяткам солдат// Аргументы и Факты – Петербург, 26/10/2016: https://spb.aif.ru/society/people/pochyotnyy_donor_blokady_kak_hrupkaya_zhenshchina_spasla_zhizni_desyatkam_soldat;
  19. Евгения Приемская. Ледовая Дорога жизни: подвиг водителей// Известия 22.11.2016: https://iz.ru/news/646783;
  20. Диакон Владимир Василик. Христианские смыслы Блокадной поэзии: https://pravoslavie.ru/67898.html;
  21. ПРАВОСЛАВИЕ И МИР. Новый год в блокадном Ленинграде: https://www.pravmir.ru/NOVYJ-GOD-V-BLOKADNOM-LENINGRADE/.



Предварительный просмотр:

Сценарный план историко-литературной гостиной

«В жизни всегда есть место подвигу»

  1. Дорогие друзья коллеги, родители, дети, друзья. Наступил и набирает ход Новый 2020 год. И хотя уже остались позади Святые дни Рождества Христова, у нас сегодня традиционный праздник – Рождественский бал.
  • Рождественская песня «Звездочки ярко сияли»
  1. Рождественский бал – это итог проекта «В жизни всегда есть место подвигу». И сейчас я приглашаю для общего фото наших руководителей, которые оказывают незаменимую поддержку всех наших начинаний, и всех педагогов, который принимали участие в подготовке бала:
  • заместитель директора БСОШ Бодокина Екатерина Владиславовна
  • депутат Бугровского поселения, директор КДЦ «Бугры»  Елене Викторовна Моисеева.
  • Ольга Геннадьевна Маркович, зав. ОХТ ДДЮТ
  • Анна Дмитриевна Рыбкина, методист ОХТ
  • Лариса Михайловна Алексеева, зав. НМО ДДЮТ
  • Татьяна Владимировна Кицела, рук. театральной студии «Волшебная флейта»
  • Светлана Алексеевна Куликова и Марина Витальевна Поликарпова, педагоги студии «Волшебная флейта»
  • Иван Сергеевич Блохин и Евгения Потехина, выпускники студии, незаменимые помощники на всех мероприятиях студии
  • Евгений Александрович Крищук и Ксения Ивановна Власенко, педагоги студии «Эдельвейс»
  • Нина Анатольевна Верьялова, руководитель студии «Эдельвейс»

Слово предоставляется:

  • Е. В. Бодокиной
  • Е. В. Моисеевой
  1. Дорогие друзья, историческая гостиная нашего бала – это итог проекта «В жизни всегда есть место подвигу», который посвящен блокаде Ленинграда и святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии и молитвеннике за блокадный Ленинград. Испытание блокадой стали как бы крещением города и его жителей – Огнем, Голодом и Холодом. И из этого крещения град святого Петра вышел преображенным. Ленинградцы, обессиленные от голода, но не сдавшиеся, доказали всему миру, что «Не хлебом одним будет жить человек». Очень символично, что блокада была прорвана 18 января 1943 года, в Крещенский сочельник; снята 27 января 1944 года – в день отдание праздника Крещения Господня. И бал наш пришелся сегодня, 19 января, на сам праздник Крещения Господня.
  • И сейчас театральная студия «Волшебная флейта» представит литературно-музыкальную композицию

«Крест – знамение радости!»

  1. В начале XIX века Грузия вошла в состав Российской империи. В русских семьях стали появляться Нины и Тамары, а в грузинских – Ольги, Владимиры, Борисы. Русские люди почитают святую Нину за смелость и простоту, за доброту и любовь, за пример доверия  к Богу, но особенно мы благодарны небесной жительнице за молитвы о блокадном Ленинграде.
  • Презентация «Святая равноапостольная Нина в живописи, рисунках наших детей, иконах и храмах», выполнила Назарова Ольга Геннадьевна.
  1. Проект «В жизни всегда есть место подвигу» очень разноплановый. Ребята постарше сами готовили и проводили беседы-презентации о святой Нине и блокадном Ленинграде, дети рисовали святую Нину, семьи подбирали пословицы о хлебе и родителях и иллюстрации к ним, дети готовили презентации пословиц, знакомились с грузинской хореографией, музыкой и живописью, учили песню и готовили танцевальные композиции.
  • Фото-отчет о проекте «В жизни всегда есть место подвигу», выполнила Мезенцева Надежда Анатольевна.
  1. В блокаду родители из последних сил работали на заводах, чтобы семье доставался лишний кусок хлеба. Взрослые отдавали своим детям, а кто-то – и соседским, свои дневные пайки. Наши ученики размышляли и о незаметном ежедневном подвиге своих родителей, в чем помогали пословицы. Презентацию пословиц о родителях представят ученики 1-х классов, а подготовили ее учащиеся 3-го года, авторов презентации вы увидите на последнем слайде.
  • Пословицы о родителях, приглашаются учащиеся 1 года
  1. Сердце матери оно одно,

С тобою вместе плачет и рыдает,

Но нам того понять и не дано,

Как матери за нас порой страдают.

  • Танцевальная композиция «Молитва», постановка Евгения Александровича Крищук, исполняет Мальцева София.
  1. Юнна Мориц – очень многогранный поэт нашего времени. На ее стихи написано много популярных песен для детей и взрослых.
  • Ю. Мориц.  Свирель (исполняет Варвара Кузнецова)
  1. На Руси всегда было трепетное  отношение к хлебу, выбросить недоеденную горбушку – считалось большим грехом, а хлебным караваем встречали самых дорогих гостей. Солдаты, служившие под Ленинградом и на Ладожском побережье во время ВОв, пекли хлеб из травяной муки и вспоминали, что тот  хлебушек был для них «вкусней шоколадки»
  • Итак, презентация «Пословицы о хлебе». Авторы будут представлены на последнем слайде. Слово учащимся 3-го и 2-го годов обучения.
  1. Подвиги в мирное время нужны не меньше чем в военное. Без подвигов человек не может стать сильнее. В следующем презентации вы увидите семейные девизы и цитаты известных людей о подвиге, фонами к которым  стали картины удивительной современной грузинской художницы, которая носит имя святой Нины – Нино Чакветадзе.
  • Итак, Мультимедийная выставка семейных фото «В жизни всегда есть место подвигу». 
  1. Сейчас мы проверим, как наши дети знают пословицы о родителях и о хлебе.
  • Игра «Продолжи пословицу», с авторами презентации познакомимся на последнем слайде.
  1. Нико Пиросмани – известнейший грузинский художник-самоучка, работавший в стиле примитивизма. При жизни он рисовал за кусок хлеба, а после смерти его работы продавались за миллионы. Однажды ради любви к актрисе он усыпал всю улицу перед домом возлюбленной купленными цветами. Сирень, акации, анемоны, бегонии, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую. Это было весной, розы тогда еще не цвели, но песня «Миллион алых роз»  именно о  Нико Пиросмани.
  • Презентация картин Нико Пиросмани.
  1. В грузинском танце юноши стремятся продемонстрировать свою силу, ловкость и отвагу, женский танец наоборот — плавный и грациозный. С 2010 года народные танцы являются обязательным предметом в школах Грузии. Мы тоже не смогли пройти мимо грузинской хореографии.
  • Танцевальный этюд «Грузия», постановка Ксении Ивановны Власенко, исполняет 3 год обучения
  1. И в завершении нашей историко-литературной гостиной предлагаем объединиться в исполнении песни Булата Окуджавы. Это один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни, участник Великой Отечественной войны, сценарист многих фильмов о войне.
  • Булат Окуджава «Грузинская»
  1. Сегодня мы представили отчет о проекте «В жизни всегда есть место подвигу» и сейчас передаем слово руководителю научно-методического отдела нашего Всеволожского ДДЮТ, Алексеевой Ларисе Михайловне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Краеведческая работа "В жизни всегда есть место подвигу"

Автор: Гусарова ВикторияМесто учёбы: ученица 8 класса МОУ гимназия Московской области  г. Павловского ПосадаНаучные руководители: Минаева Е. Ю.- организатор ОБЖ...

В жизни всегда есть место подвигу

Урок мужества и патриотизма. Увековечивание памяти героя России Сергея Солнечникова. Для полноценного использования презентации необходимо вставить песню группы "Любэ" "Комбат батяня". Из-за ограничен...

Классный час. В жизни всегда есть место подвигу (5-7 классы)

Классный час "В жизни всегда есть место подвигу", посвященный Дню Героя России, для 5-7 классов...

Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...

Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...

Презентация Программы по патриотическому воспитанию обучающихся 5 - 9-х классов "В жизни всегда есть место подвигу".

Цель Программы: формирование у обучающихся основ гражданственности и  патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Одна из основных задач Программы - формирование ...