Особенности формирования ВСОКО в ОУ, реализующем АООП.
методическая разработка

Особенности формирования внутренней системы оценки качества образования в образовательном учреждении, реализующем адаптированные основные образовательные программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 1 имени К. К. Грота Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Иванова О.П., методист

Тиханова А.С., методист

Особенности формирования внутренней системы оценки качества образования в образовательном учреждении, реализующем адаптированные основные образовательные программы

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»[1] поставил образовательные учреждения России перед необходимостью начать интенсивный инновационный поиск внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО), отвечающих новым требованиям и ориентированных на самостоятельное установление соответствия уровня существующего качества образования требуемому федеральными государственными стандартами (ФГОС)[2].

Результаты создания и апробации школами своих ВСОКО были изучены и оценены в большинстве регионов Российской Федерации в ходе проведения конкурсов систем оценки качества образования. Конкурсы зафиксировали как позитивные результаты работы ряда инновационных школ, так и некоторые негативные моменты в действующих ВСОКО. Среди недостатков были отмечены преобладание формально-отчетного подхода к определению качества образования, в котором оценивается лишь уровень успеваемости обучаемых (процент успевающих на «4» и «5»), отсутствие использования надпредметных методик анализа и оценки качества образовательной деятельности обучающихся. Иными словами, во многих школах продолжается использование традиционной системы оценки качества обучения, которая не учитывает перспективу перехода образования на ФГОС. Поэтому вопрос создания и внедрения в школах ВСОКО, отвечающих современным требованиям, не теряет своей актуальности. Особенно важно его решение для школ, реализующих адаптированные основные образовательные программы, поскольку для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при проектировании ВСОКО следует учитывать необходимость исследования состояния здоровья обучающихся, качества коррекционной работы, проводимой с ними, уровня социализированности и т.п.

Современные требования к оценке качества образования в ГБОУ школе-интернате № 1 им. К.К.Грота были реализованы в действующей модели ВСОКО. Представляемая модель может быть использована и другими образовательными учреждениями для детей с ОВЗ.

Особенностью ВСОКО школы-интерната является то, что она изначально отличается авторским характером наполнения и реализации. Специфика контингента учащихся не позволяет в полном объеме использовать предлагаемые стандартные контрольно-оценочные материалы общеобразовательных школ, АИСУ «Параграф». Для слепых и слабовидящих детей, обучающихся в школе-интернате, разрабатываются особые контрольно-оценочные материалы, учитывающие характер физических нарушений, а пролонгированные сроки обучения требуют особого графика контроля освоения тем образовательной программы.  Все это обусловливает уникальный характер ВСОКО и путей ее реализации.

        

 ВСОКО представляет собой систематическое наблюдение за состоянием образования и динамикой изменения его результатов, условий и содержания. Целью ВСОКО являются сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования школы-интерната и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. Содержание ВСОКО определяется, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам анализа работы школы-интерната за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на следующий учебный год и отражается в соответствующем разделе годового плана.

Основными принципами функционирования ВСОКО являются объективность, точность, полнота, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность (своевременность) и технологичность.

Основными пользователями результатов ВСОКО являются органы управления образованием, администрация и педагогические работники школы-интерната, учащиеся и их родители.

Методами проведения ВСОКО являются следующие:

  • экспертное оценивание;
  • тестирование, анкетирование, ранжирование;
  • проведение контрольных и других квалификационных работ,
  • статистическая обработка информации;
  • наблюдение уроков,  внеклассных мероприятий, родительских собраний;
  • собеседования с учащимися, педагогами, родителями.

Контроль за качеством образования в Школе-интернате осуществляется по трем направлениям: соблюдение требований к условиям ведения, к содержанию и результатам образовательной деятельности. ВСОКО осуществляется по трёхступенчатой модели.

Первая ступень ВСОКО (административный контроль) предусматривает осуществление контроля по всем трем указанным направлениям и включает проведение как традиционные для школы классно-обобщающий, предметно-обобщающий и персональный виды контроля, так и новые - мониторинги качества образования.

Объекты для классно-обобщающего, предметно-обобщающего и персонального контроля определяются по результатам анализа работы школы-интерната за предыдущий учебный год в соответствии с проблемами и задачами на следующий учебный год.

   Мониторинги качества образования представляют собой систематические исследования уровня достижения заданного ФГОС уровня образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).

Перечень мониторингов качества образования, в отличие от объектов контроля, не меняется ежегодно. Мониторинги распределены между учебными месяцами в течение одного учебного года. Проводимые ежегодно мониторинги отличаются они друг от друга только содержанием. Темы и объекты для проведения мониторингов подбираются таким образом, чтобы отразить

  • все образовательные области учебного плана;
  • все категории образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные);
  • все возрастные группы учащихся;
  • преемственность между уровнями образования.

Мониторинги подразделются на

  • входные (проводятся в начале обучения на одном из уровней уровне образования);
  • промежуточные (проводятся в течение обучения на одном из уровней образования);
  • итоговые (проводятся по окончании изучения одного или нескольких предметов учебного плана или по окончании обучения на одном из уровней образования).

В течение учебного проводятся следующие мониторинги:

Месяц

Вид мониторинга

Цель

Инструментарий

Содержание контроля

Учебный предмет

Кл.

сентябрь

Входной

Диагностика

Задание стандартизированной формы

Уровень достижения планируемых результатов на предыдущем уровне образования

Русский язык

5, 11

Математика

5, 11

Закрытая таблица «Уровень сформированности предпосылок к обучению в 1 классе»

Уровень готовности к обучению в 1 классе

Нет

1

октябрь

Входной

Диагностика

Задание стандартизированной формы

Уровень достижения планируемых результатов на предыдущем уровне образования

Английский язык

11

Промежуточный

Диагностика

Закрытая таблица «Карта здоровья и индивидуального развития»

Создание индивидуальных маршрутов на текущий учебный год

Нет

1-12

Диагностика и контроль

Задание стандартизированной формы

Уровень сформированности предметных и метапредметных умений

Биология

8

ноябрь

Промежуточный

Диагностика и контроль

Задание стандартизированной формы

Уровень сформированности предметных и метапредметных умений

История

7

Физика

10

декабрь

Итоговый

Контроль

Задание стандартизированной формы

Уровень достижения планируемых результатов к моменту перехода на следующий уровень образования

Музыка

Изо

9

январь

Промежуточный

Диагностика и контроль

Практическое задание

Уровень сформированности социальных умений

СБО

3, 6

Итоговый

Контроль

Анкетирование (само- и взаимо-оценка)

Уровень достижения планируемых результатов обучения: социализированность выпускников-сирот

Нет

4, 10

февраль

Промежуточный

Диагностика и контроль

Задание стандартизированной формы

Уровень сформированности предметных и метапредметных умений

География

7

Промежуточный

Диагностика и контроль

Практическое задание

Уровень сформированности социальных умений

ПО

11

март

Промежуточный

Диагностика

Анкетирование

Уровень удовлетворенности получателей образовательных услуг

Нет

1-12

Диагностика и контроль

Задание стандартизированной формы

Уровень сформированности предметных и метапредметных умений

Обществознание

8

Практическая работа

Уровень сформированности предметных и метапредметных умений

Информатика

9

Проверка портфолио индивидуальных достижений

Соответствие достигнутых личностных результатов требованиям ФГОС к моменту перехода на следующий уровень образования

Нет

3, 7, 11

апрель

Итоговый

Контроль

Задание стандартизированной формы

Уровень достижения планируемых метапредметных результатов к моменту перехода на следующий уровень образования

Все

4, 10

май

Итоговый

Контроль

Задание стандартизированной формы

Уровень достижения планируемых предметных и метапредметных результатов к моменту перехода на следующий уровень образования

Русский язык

4

Математика

4

Химия

10

Заполнение закрытой таблицы «Уровень достижения личностных результатов слепыми и слабовидящими выпускниками 4 классов»

Уровень достижения личностных результатов к моменту перехода на следующий уровень образования

Нет

4

Промежуточный

Заполнение закрытой таблицы «Мониторинг уровня развития физических качеств слепых и слабовидящих учащихся»

Уровня развития физических качеств

Физкультура

2-12

Методисты школы-интерната под руководством администрации в лице заместителей директора по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе, коррекционной работе определяют содержание мониторингов, обеспечивая соответствие современным требованиям к содержанию контрольных и диагностических материалов, демоверсиям экзаменационных материалов, организуют проведение мониторингов, анализируют результаты, доводят их до сведения педагогов, деятельность которых связана с вопросами достижения образовательных результатов, проверяемых в ходе мониторингов, готовят проекты управленческих решений на основании результатов мониторингов. К подготовке, проведению, анализу результатов мониторингов по решению администрации могут привлекаться председатели методических объединений, учителя, воспитатели, специалисты, педагоги дополнительного образования и другие осуществляющие педагогическую деятельность работники.

Вторая ступень ВСОКО – контроль методического объединения (МО). К области контроля МО относится проведение контрольных работ по повторению в начале учебного года и на этапе промежуточной аттестации, проверка техники чтения, проверка тетрадей для контрольных работ.

Председатели МО составляют по предметам, преподавателями которых являются учителя, входящие в их МО, тексты контрольных работ по русскому языку и математике по повторению в начале и в конце года, передают их учителям-предметниками вместе с таблицами анализа результатов. Учителя русского языка и математики для своих классов готовят карточки, напечатанные рельефно-точечным шрифтом или укрупненным плоскопечатным шрифтом, и проводят контрольные работы в учебные часы, указанные в тематическом планировании. Результаты контрольных работ по повторению учителя-предметники заносят в таблицы, составленные председателем МО. Каждый учитель совместно с председателем МО анализирует результаты контрольной работы по повторению, намечает пути преодоления выявленных проблем. Председатель МО составляет сводную таблицу результатов контрольных работ по повторению и отправляет ее заместителю директора по учебно-воспитательной работе вместе со своими предложениями по совершенствованию работы учителей-предметников.

Председатели МО учителей начальных классов и русского языка и литературы осуществляют контроль за техникой чтения обучающихся 2-6 классов. Они составляют тексты для проверки техники чтения в каждом из классов, передают их учителям чтения и литературы вместе с таблицами анализа результатов. Каждый учитель чтения и литературы проверяет технику чтения своих обучающихся, заносит результаты в таблицы, составленные председателем МО, намечает пути преодоления выявленных проблем. Председатель МО составляет сводную таблицу результатов проверки техники чтения и отправляет ее заместителю директора по УВР вместе со своими предложениями по совершенствованию работы учителей чтения и литературы.

На председателя МО возлагаются обязанности по проверке тетрадей для контрольных работ, которые ведутся учащимися 2-12 классов по всем предметам. Результаты проверки тетрадей для контрольных работ председатели МО доводят до сведения заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Третья ступень - контроль учителя – включает проведение обязательных и необязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости: тематических контрольных работ, терминологических диктантов, контрольных словарных диктантов по русскому языку, внутритемных проверочных работ, устных опросов по выбранным самостоятельно материалам и выбранной самостоятельно форме.

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении контроля учителя определяются на заседании МО учителей, вносятся вместе с критериями оценки в перечень видов контрольно-оценочных материалов (КОМ), о принятии которого в протоколе заседаний МО делается соответствующая запись, а также отражаются в рабочих программах каждого учителя. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и председатель МО контролируют полноту контроля, соответствие предлагаемых учителем обучающимся форм контроля указанным в перечне КОМ, а также соответствие выставленных отметок указанным в критериях оценки.

К лицам, осуществляющим процедуры ВСОКО, относятся администрация школы-интерната, председатели методических объединений, учителя, воспитатели, специалисты, педагоги дополнительного образования и другие осуществляющие педагогическую деятельность работники.

К лицам, участвующим в процедурах ВСОКО относятся учащиеся, учителя, воспитатели, специалисты. Участие учителей, воспитателей, специалистов в повышении качества образования в ходе процедур ВСОКО изучается опосредованно: через результаты их обучающихся, воспитанников.

        По итогам анализа полученных данных ВСОКО и результатов оценки достижений педагогов и школы-интерната по обеспечению качества образования готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива школы-интерната, учредителя, родителей.

Результаты ВСОКО, оценки достижений педагогов и школы-интерната являются основанием для принятия управленческих решений.

Представленная модель ВСОКО в школе-интернате функционирует в течение 3 лет и полностью оправдывает себя, позволяя реально оценить качество образования учащихся с ОВЗ.


[1] Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках «Живой мир» в образовательной организации, реализующей АООП образования, обучающихся с ОУ.

Индивидуально-дифференцированный подход является одной из наиболее важных и сложных задач в работе учителя с детьми. Индивидуальность обучающегося выступает своеобразным условием, обеспечивающим разви...

Рабочая программа инструктора по физической культуре в группах, реализующих АООП ДО для детей со сложным дефектом (обучение плаванию)

Рабочая программа сформирована как программа психолого- педагогической поддержки социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраст...

Сборник интерактивных упражнений по естествознанию, 9 класс, для обучающихся школы, реализующей АООП.

Данный ресурс  представляет собой  сборник упражнений , для обучающихся  9 класса коррекционной школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. Задания, предло...

"Определение прожиточного минимума семьи" - конспект урока математики в 11 классе школы, реализующей АООП для умственно отсталых обучающихся

quot;Определение прожиточного минимума семьи" - конспект урока математики в 11 классе школы, реализующей АООП для умственно отсталых обучающихся...

Презентация к уроку по биологии для обучающихся 7 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями вариант 1. Тема: Голосеменные. Хвойные растения.

- Цель презентации, уточнить знания обучающихся  о строении хвои и шишек голосемянных.- В презентации показана роль голосемянных в природе и жизни человека....

Особенности формирования ВСОКО в ОУ, реализующем АООП

Современные требования к оценке качества образования в школе-интернате, реализованые в действующей модели ВСОКО....