Статья. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках «Живой мир» в образовательной организации, реализующей АООП образования, обучающихся с ОУ.
статья на тему

Фирсова Татьяна Геннадьевна

Индивидуально-дифференцированный подход является одной из наиболее важных и сложных задач в работе учителя с детьми. Индивидуальность обучающегося выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне обучающийся либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с учителем и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фирсова Татьяна Геннадьевна (missis.firsova-tania@yandex.ru)

Казённое общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа–интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (КОУ "Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья")

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ «ЖИВОЙ МИР» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ АООП ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОУ.

Индивидуально-дифференцированный подход является одной из наиболее важных и сложных задач в работе учителя с детьми. Индивидуальность обучающегося выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне обучающийся либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с учителем и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Главным критерием такого индивидуально-дифференцированного подхода является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество».

Сегодня от учителя спецшколы требуется наличие: психологических, дефектологических знаний, умелого обращения с новыми технологиями исследования и изучения обучающихся, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания обучающихся с ОВЗ, повышать качество их обучения и воспитания.

Индивидуально-дифференцированный подход – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитывается возможности и запросы каждого обучающегося. Создание комфортной среды обучения личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Совершенствования учебной работы на уроках «Живой мир» является реализация принципа индивидуального подхода к обучающимся в целях дальнейшего усвоения предмета. При проведении урока учитель сталкивается с низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий.

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении на уроках «Живой мир» - это один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей обучения, которые существуют в сообществе или выделяются учителем по сходным индивидуальным, личностным качествам обучающихся. Проводя уроки по предмету при дифференциации необходимо учитывать следующие критерии:

  • по содержанию задания;
  • по форме организации работы на уроке;
  • по способу педагогической поддержки;
  • по способу восприятия информации.

Как строить процесс индивидуально-дифференцированного обучения?

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении — это создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей при изучении предмета «Живой мир». При этом необходимо учитывать:

Изменение организации урока:

  • снижение нагрузки;
  • облегчение исходного положения
  • учет противопоказаний.

Изменение структуры урока:

  • включение упражнений на коррекцию нарушенных функций;
  • вариации частей урока;
  • учет индивидуального маршрута ребенка.

Подбор специальных методов и оборудования:

  • нестандартность и вариативность заданий;
  • включение здоровьесберегающих технологий;
  • нестандартное оборудование.

Во время проведения урока учителю необходимо акцентировать свое внимание на индивидуальных заданиях, увеличение времени на выполнение работы (по необходимости), стимуляции вопросов со стороны обучающегося, деление заданий на дозы, рациональной системе упражнений, проговаривание, комментирование, систематическом повторении, использовании карточек-консультаций, алгоритмов действий, схемах, опор и согласование объёма домашнего задания.

Индивидуально-дифференцированный подход позволяет каждому обучающемуся работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы, способствует повышению интереса к учебе, формирует положительные мотивы учения. Является необходимой формой занятий, так как развивает волю, умственные способности, активизирует их мышление и познавательные способности, прививает интерес к предмету «Живой мир», формирует у обучающихся умения и навыки, творческий подход к изучению предмета.

Задача учителя, осуществляющего индивидуальную-дифференцированное обучение, - найти реальные возможности для учета всех физических и психологических особенностей обучаемых.

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения, учитывающей индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей обучающихся. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

-уровень обученности и обучаемости;

-уровень общих умственных способностей;

-скорость усвоения;

-индивидуальный стиль умственной деятельности;

-психофизические особенности обучающихся.

Основываясь на индивидуальных особенностях, обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Отсюда следует:

- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

- обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

- только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

Индивидуально-дифференцированный подход обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он обозначает деятельное внимание к обучающемуся, его индивидуальности системы обучения по предмету, создание индивидуальных заданий для повышения обучения и развития. Успешно развивается познавательная активность интеллектуальная деятельность с учетом его возможностей и способностей. Но успех обучения предмета возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности обучающихся и созданы оптимальные условия для овладения знаниями умениями и навыками.

Литература

1. Гришенко Л.Н. Современное дифференцированное обучение [Электронный ресурс]. Режим доступа http://nsportal.ru. (дата обращения: 10.02.18).

2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования учебного процесса. -[Текст] Волгоград: Перемена, 2008.

3. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в

современной школе - [Текст] – М.; Институт практической психологии; 2010.

4. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.

5. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. -[Текст] - М., 2009.

6. Хатькова Е.А. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении умственно отсталых обучающихся в контексте ФГОС. Доклад, 2015 – 52 с [Электронный ресурс]. Режим доступа info@intourok.ru. (дата обращения: 10.02.18).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)

Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...

Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования

Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующихпрограммы среднего общего образования / Д.А. Логинов. – Саратов : ГАУ ДП...

"Определение прожиточного минимума семьи" - конспект урока математики в 11 классе школы, реализующей АООП для умственно отсталых обучающихся

quot;Определение прожиточного минимума семьи" - конспект урока математики в 11 классе школы, реализующей АООП для умственно отсталых обучающихся...

Итоги апробации учебно-методических комплексов для специалистов, работающих в образовательных организациях, реализующих программы общего образования всех уровней с изучением русского языка в двуязычной образовательной среде с полиэтническим контингентом о

Итоги апробации учебно-методических комплексов для специалистов, работающих в образовательных организациях, реализующих программы общего образования всех уровней с изучением русского языка в двуязычно...

Презентация к уроку по биологии для обучающихся 7 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями вариант 1. Тема: Голосеменные. Хвойные растения.

- Цель презентации, уточнить знания обучающихся  о строении хвои и шишек голосемянных.- В презентации показана роль голосемянных в природе и жизни человека....