Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)
методическая разработка на тему

Голованова Ольга Валерьевна

Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: 

•разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер, 
•включение воспитанников с ЗПР в систему социальных отношений.
•формирование у дошкольников с ЗПР различного генеза психологической готовности к обучению в школе.

Задачами психолого -педагогического сопровождения является:

- глубокое, всестороннее изучение каждого ребёнка);

- изучение динамики развития детей, уточнение их образовательных маршрутов в условиях дошкольного учреждения;

– создание уютного, комфортного пространства для всех;

– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;

- обеспечение доступного, качественно­го и эффективного развития с учетом возможностей детей;

– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;

– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс;

- раз­вития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Модель ППС обучающихся с ЗПР в ДО ГБОУ Школа № 830 включает в себя:

- Проведение комплексного психолого-педагогического обследования ребенка.

- Коррекционную работу в образовательном процессе.

- Логопедическое сопровождение развития ребенка.

- Дефектологическое сопровождение развития ребенка.

-  Психологическое сопровождение развития ребенка.

-  Медицинское сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovanova_o.v._kurmaleeva_l.r.pptx514.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения) Голованова Ольга Валерьевна учитель-дефектолог, Курмалеева Лилия Ромазанова учитель-логопед (ГБОУ школа № 830) 2016 год

Слайд 2

Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер, включение воспитанников с ЗПР в систему социальных отношений. формирование у дошкольников с ЗПР различного генеза психологической готовности к обучению в школе. Задачами психолого -педагогического сопровождения является: - глубокое, всестороннее изучение каждого ребёнка); - изучение динамики развития детей, уточнение их образовательных маршрутов в условиях дошкольного учреждения; – создание уютного, комфортного пространства для всех; – создание среды, способствующей гармоничному развитию личности; - обеспечение доступного, качественно­го и эффективного развития с учетом возможностей детей; – формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс; - раз­вития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Слайд 3

Модель ППС обучающихся с ЗПР в ДО ГБОУ Школа № 830 включает в себя: - Проведение комплексного психолого-педагогического обследования ребенка. - Коррекционную работу в образовательном процессе. - Логопедическое сопровождение развития ребенка. - Дефектологическое сопровождение развития ребенка. - Психологическое сопровождение развития ребенка. - Медицинское сопровождение.

Слайд 4

Проведение комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся нацелено на: выявление особенностей развития и социальной адаптации воспитанников дошкольного отделения; выявление актуальных и резервных возможностей развития; анализ образовательной ситуации, в которой находится воспитанник.

Слайд 5

Коррекционная работа в образовательном процессе протекает: - в ходе непосредственно образовательной деятельности, которую осуществляют все педагоги, работающие с группой воспитанников; в режимных моментах. НОД: - индивидуальные и групповые игровые коррекционно-развивающие занятия; - комплексные коррекционно-развивающие занятия с включением детей в разные виды деятельности и с участием разных специалистов; - комплексные занятия с участием детей и их родителей; индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с использованием игр с водой и песком, театрализованной игры, музыки и движения; Режимные моменты: - сопровождение свободной игры воспитанников, основанной на конструктивной, изобразительной, музыкальной, трудовой и др. деятельности детей.

Слайд 6

Логопедическое сопровождение. Цель оказания логопедического сопровождения в учреждении - создание оптимальных условий для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовки к успешному освоению программ начального школьного образования. Основными задачами логопедического сопровождения являются: - коррекция нарушений устной речи детей; - своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма; выявление структуры речевого нарушения и определение соответствующей коррекционно-развивающей программы, выстраивание индивидуального коррекционно-развивающего маршрута; - активизация познавательной деятельности детей; - выстраивание взаимодействия специалистов образовательного учреждения; - пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей); - привлечение родителей (законных представителей) ребенка к участию в коррекционно-образовательном процессе

Слайд 7

Дефектологическое сопровождение . Направление работы: Диагностика. Цель: выявление трудностей формирования умений и навыков, условий их преодоления. Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении. Коррекционно-развивающая работа с детьми. Цель: создание условий для развития эмоционально-волевой, двигательной, познавательной сферы; развитие позитивных качеств личности ребенка; подготовка детей к обучению на следующем уровне образования. Работа с родителями. Цель: создание единого образовательного пространства «детский сад-семья». Взаимодействие с УОО. Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы посредством оптимизации организационных и содержательных аспектов деятельности учителя-дефектолога и других специалистов психолого-педагогического сопровождения дошкольного отделения, воспитателей. Самообразование. Цель: расширение и углубление теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных компетенций, повышение общекультурного уровня педагога.

Слайд 8

Психологическое сопровождение. Цель психологического сопровождения: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности воспитанника и обеспечивающей условия для охраны здоровья и развития личности воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательных отношений (УОО). Задачи психологического сопровождения образовательного процесса: - мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в воспитательно -образовательном процессе в ДО; -обеспечение индивидуального этапного развития обучающегося с ЗПР в соответствии с его психоэмоциональными и интеллектуальными особенностями. - разработка и внедрение психологических программ и проектов; - содействие педагогическим работникам и родителям (законным представителям) в воспитании детей; - взаимодействие с другими подразделениями ГБОУ Школа № 830.

Слайд 9

Медицинское сопровождение представлено оздоровительной работой, включает в себя: профилактику (профилактические осмотры специалистами, наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы, соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми и содержанию помещений, в которых они находятся и пр.); оздоровление (гимнастика после сна, ходьба по оздоровительной дорожке др.).

Слайд 10

Условия реализации данной модели психолого-педагогического сопровождения. В соответствии с ФГОС ДО и ФГОС для обучающихся с ОВЗ данная модель предполагает: - кадровое обеспечение, соответствующее образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ (ЗПР); - четкое и слаженное взаимодействие всех участников образовательного процесса: администрации, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов – психологов, воспитателей, родителей и т.д. - обеспечение вариативности включения ребенка с ОВЗ в среду нейротипичных сверстников, с учетом психофизических особенностей воспитанника; - обеспечение гибкого режима дня (организация временного режима обучения) при посещении ДО; - организацию рабочего пространства с учетом здоровьесберегающих технологий; - обеспечение преемственности в сопровождении при переходе воспитанника с одного уровня образования на другой; - использование в образовательном процессе современных научно обоснованных и апробированных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР; - разработку и реализацию специалистами сопровождения программы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ; - методическую поддержку всех участников образовательного процесса.

Слайд 11

Созданные условия в нашем учреждении по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ЗПР, способствуют : - всестороннему развитию детей, - включению воспитанников с ЗПР в систему социальных отношений, - формированию у дошкольников с ЗПР различного генеза психологической готовности к обучению в школе, - усвоению АООП ДО.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы

Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программ...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

В статье" Психолого-педагическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития с гиперактивностью "освещены вопросы, касающиеся обучающихся с синдром дефицита внимания и гиперактивности ...

Презентация "Особенности педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на уроках технологии в рамках ФГОС".

Презентация была представлена в  городских педагогических чтениях «Профессиональное мастерство - на современный уровень», в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для проведения лю...

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития

В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и образовательных потребностей ребенка на уровень основного общего образования.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизиологического развития и образовательных потребностей ребенка по учебному предмету &laq...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на пути их профессионального самоопределения

Профориентация играет важную роль в жизни каждого человека, помогая определить свои интересы, способности и цели, а также выбрать подходящую профессию. Однако для обучающихся с задержкой психического ...