Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития
статья

Сорокина Ксения Михайловна

В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сорокина К.М.

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы

 у обучающихся с задержкой психического развития.

Коррекция слухового, зрительного, тактильного восприятия

1.Дифференцировка различных видов звуков (шумовые и речевые) (Игра: «Угадай звук»), а также  музыкальных инструментов. Задача поставленная перед детьми: угадать звук, определить динамику. Педагог поочередно берет различные музыкальные инструменты (хорошо знакомые детям), использует элементы звукоподражания (голоса животных) и просит определить услышанный звук. Для проверки правильности выполнения задания предъявляется музыкальный инструмент либо картинка. Также возможно вариативность выполнения игрового задания - дополнить данные упражнения динамическим компонентом (громко-тихо). При использовании музыкальных фрагментов – грустная-веселая музыка, быстрая – медленная и т.д.

2.На закрепление формы и цвета предмета. Задача: дифференциация по одному или двум признакам. В таких играх ребенок учится различать, группировать предметы по форме, цвету вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

На закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Сравни», «Найди такой же» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

3.Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Игра «Определи, что в мешочке?». В мешочек складываются различные предметы, хорошо знакомые ребенку. Задача: наощупь определить, что в руке

Восприятие поверхности на ощупь (тактильные дорожки и поверхности. С закрытыми глазами определить поверхность и дать основную характеристику: гладкий, пушистый, мягкий, твердый и т.д.

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

Игры с сюжетной мозаикой.

Коррекция произвольного внимания

«Расскажи про школу, про класс, про друзей и т.д.». Цель: развитие произвольного внимания, развитие связной речи.

Ребенку предлагается закрыть глаза и дать описание месту, где он находиться либо человеку рядом с которым он сидит..

«Нос, пол, потолок». Цель: развитие произвольного слухового внимания, координации движений. 

Дети выполняют различные инструкции, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» — дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» — показать вытянутой рукой на пол, «потолок» — показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.

«4 стихии». Цель: развитие произвольного слухового внимания, координации движений.

Дети выполняют различные инструкции, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «Вода» — дети показывают волнообразные горизонтальные движения рук возле груди. «Огонь» — дети показывают волнообразные вертикальные движения рук возле груди. «Воздух» — показать рукой на потолок. «Земля» — показать рукой на пол. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.

Коррекция мнестической деятельности

Игра «Я положил в мешок …». Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.п.). Попросить ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрыть эту фигуру и попросить повторить, сложить такую же.

Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

«Кот в мешке». Взрослый предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).

Коррекция наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления

Наглядно-действенное мышление

1.  Игры - упражнения на развитие представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.

«Покорми Мишку». Дети догадываются, что для кормления нужна ложка, он достает ее из буфета и дает ребенку.

Затем педагог говорит, что мишка просит пить. Предлагает детям кувшин с водой и спрашивает детей: «Куда налить воду?» При затруднении просит детей достать чашку из буфета и напоить мишку. После выполнения игровых действий педагог фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; поить надо из чашки». 

2.Игры - упражнения на развитие представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.

«Достань игрушку». Заводная  игрушка в прозрачном пакете висит высоко. Ребенок должен достать ее, использовав в качестве вспомогательного средства табуретку. Педагог предлагает достать заводную игрушку и поиграть с ней. В случае затруднения педагог помогает ребенку проанализировать ситуацию: «Ты можешь достать рукой игрушку? Почему? Ты маленький, а игрушка высоко. Давай поищем, на что можно встать, чтобы достать игрушку. Вот, давай возьмем эту табуретку, ты на нее встанешь и попробуешь достать». После того, как ребенок достанет игрушку, педагог помогает завести ее ключиком. Ребенок заводит игрушку несколько раз, вместе радуемся. Затем педагог уточняет действия: Если игрушка находится высоко, надо искать, на что можно встать, чтобы стать выше и достать игрушку».

3.Игры - упражнения на развитие метода проб как основного способа решения наглядно - действенных задач.

«Напои птичку». Педагог приглашает ребенка поиграть и сажает его за стол. Перед ним на столе ставится птичка, к ноге которой привязана тесьма. Рядом, несколько наискось от прикрепленной тесьмы, располагаются «ложные» тесемки. Концы тесемок находятся в зоне досягаемости руки ребенка, птичка - нет. Ребенок должен догадаться использовать прикрепленную тесьму для достижения цели (птички). Педагог предлагает ребенку достать птичку и напоить ее из тарелочки. Предварительно он объясняет, что вставать со стула нельзя. В случае затруднения педагог указывает на тесемки и просит потянуть за одну ив них. Если ребенок тянет за «ложную» тесьму, педагог говорит: «Попробуй, потяни за другую». После того как ребенок потянет за прикрепленную тесьму, он помогает ребенку обобщить его действия: «Видишь, эта привязанная тесьма, а эти не привязанные. За какую тесьму можно достать птичку?» Игра повторяется. 

4.  Игры - упражнения на определение причинно-следственных зависимостей.

«Почему шарик не упал». Педагог ставит на стол перед ребенком два набора - шарик на кубике. Один шарик совершенно незаметно для ребенка прикреплен гвоздиком к кубику. Педагог говорит: «будем играть с этими игрушками» - и толкает кубик, на котором незакрепленный шарик. Затем спрашивает ребенка: «Почему упал шарик?» Выслушав ответ ребенка, педагог спрашивает: «Упадет ли второй шарик, если сделать то же самое?» Педагог толкает другой кубик. Шарик, закрепленный на гвоздике, не падает. Педагог спрашивает: «Почему на этот раз шарик не падает?» Ребенку дается возможность исследовать кубик и обнаружить причину, которая удержала шарик от падения, и объяснить, почему шарик не упал. Игра повторяется несколько раз.

Наглядно-образное мышление

«Найди лишнее слово». Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложим детям определить слово, которое является лишним.

СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Детям со слабой слуховой памятью педагог предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.

«Говори наоборот». Предложим детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только

наоборот.

ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ  КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ  ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

«Назови одним словом». Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например: стол, стул, диван, кровать (мебель), волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные), вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда).

Словесно-логическое мышление

«Продолжи ряд». Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:

Слива, яблоко …

Береза, сосна …

Кукла, мишка …

Илья, Маша …

Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала дети должны расположить предложенные картинки в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими задержку психического развития

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими задержку психического развития.Инклюзивное образование предполагает адаптацию образовательной системы к потребностям обучающегося с ЗПР. Особые образоват...

Основные направления коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИС ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ                ...

Рабочая программа коррекционной работы для детей с задержкой психического развития

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дет...

Программа коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития на ступени начального общего образования, вариант 7.1 – 7.2

Программа коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развитияна ступени начального общего образования, вариант 7.1 – 7.2 ...

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими задержку психического развития

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими задержку психического развития...

Семинар "«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

laquo;ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИС ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»...