Рабочая программа коррекционной работы для детей с задержкой психического развития
рабочая программа
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_korrektsionnoy_raboty_dlya_detey_s_zpr.docx | 48.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Устьянцевская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
Принято на педсовете: Протокол № ___ от _________________ | Утверждено: Директор школы _____________/Т.М.Наурусов/ Приказ № ____от _____________ |
Рабочая программа
коррекционной работы
для детей с задержкой психического развития
Педагог –психолог
Крылова Тамара Викторовна
2017-2020 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Цель.
- Задачи:
- Коррекционные,
- Профилактические,
- Развивающие.
- Принципы построения коррекционно-развивающей программы.
- Объем программы.
- Форма работы.
- Содержание коррекционной работы:
- Основные направления коррекционной работы;
- Основные этапы психологической коррекции:
- Диагностический блок,
- Установочный блок,
- Коррекционный блок,
- Блок оценки эффективности коррекционных воздействий,
- Тематическое планирование.
- Взаимодействие специалистов.
- Механизмы реализации программы:
- Кадровое обеспечение,
- Материально-техническое обеспечение.
- Результаты коррекционно-развивающей работы.
- Методическая литература.
- Приложения
Паспорт программы
Наименование программы | Программа сопровождения и организации коррекционно-развивающих мероприятий с детьми ОВЗ в МКОУ Устьянцевская СОШ |
Нормативно-правовое обоснование для разработки рабочей Программы (перечень нормативных документов): | Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования; СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.; Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №325-14-22; О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002); Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.); О создании условий для получения образования детьми с ограниченными Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ); Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального и общего, основного и среднего общего образования» Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Устав МКОУ Устьянцевская СОШ |
Разработчик программы | Педагог-психолог МКОУ Устьянцевская СОШ Крылова Тамара Викторовна |
Условия реализации программы | Взаимодействие специалистов МКОУ Устьянцевская СОШ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей в особенности с ОВЗ, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей. |
Ожидаемые результаты | Сформированные личностные и интеллектуальные умения и навыки воспитанников, необходимые для перехода на следующую ступень обучения. Разработка комплексной оценки деятельности в области создания комфортной развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание детей; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам. |
Пояснительная записка
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом. В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
В соответствии с ФГОС НОО важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов. На основании данного документа , в начальной школе создана система комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Все это обусловило создание программы индивидуального сопровождения ребенка с задержкой психического развития как части адаптированной основной общеобразовательной программы.
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающейся, в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК.
Цели и задачи.
Цель: создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения образовательной программы обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи:
– своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья ЗПР;
– определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, детей- инвалидов;
– определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждогообучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
– создание условий, способствующих освоению обучающимся с ЗПР образовательной программы и их интеграции в образовательной организации;
– осуществление индивидуально ориентировано психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии);
– организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии;
– реализация системы мероприятий по социальной адаптации добучающихся с ЗПР;
– оказание родителям (законным представителям) детей с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы построения коррекционно-развивающей программы
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательных отношений.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми с ЗПР.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ЗПР выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ЗПР в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года, 17 часов в год при 0,5 часа в неделю.
Формы занятий: индивидуальная, подгрупповая.
Время поведения групповых занятий: В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 20 - 40 минут.
Максимальное число участников: 6-8 человек.
Группа. Возраст: I- 7-10лет; II-11-13лет; III-от 14 лет
Содержание коррекционной работы:
При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее принципы и определить основные направления работы:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Основные этапы психологической коррекции:
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
Диагностическая работа (1,5ч)
– своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
– раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
– комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
– определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ЗПР, выявление его резервных возможностей;
– изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
– изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ЗПР;
– системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
– анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа(13,5ч)
- разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ;
- выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
- совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает( 1ч)
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
- консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями
Информационно-просветительская работа(1ч)
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей обучающихся) по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ;
- участие в работе ПМПк по анализу рекомендаций Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
- своевременное прохождение курсов повышения квалификации и обмен опытом с другими общеобразовательными учреждениями.
Тематическое планирование
Тема занятия | Кол-во часов | Методы и формы работы | Сроки |
Диагностический блок (1,5 ч.) | |||
Входная | 0,5 | Психолого-педагогическая диагностика: Диагностика уровня развития психических процессов, мотивации, самооценки. Диагностика уровня адаптации к школьному обучению. Анкетирование родителей (законных представителей). Анализ полученных данных, разработка рекомендаций родителям, педагогам. | Сентябрь |
Промежуточная | 0,5 | Январь | |
Итоговая | 0,5 | Май | |
Коррекционно- развивающий блок (13,5 ч.) | |||
Развитие общей моторики | 2 | Индивидуальные и групповые занятия с психологом наразвитие познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения. Групповые занятия по программе «Адаптация первоклассников». Индивидуальные занятия с психологом с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащегося. Занятия в комнате психологической разгрузки. | Октябрь |
Сенсорное восприятие | 2 | Ноябрь | |
Развитие когнитивной сферы | 2 | Декабрь | |
Формирование предметной деятельности | 1,5 | Февраль | |
Формирование коммуникативных навыков | 2 | Март | |
Развитие речи | 2 | Апрель | |
Консультативный блок (1 ч.) | |||
Работа с родителями | 0,5 | Психолого-педагогическое индивидуальное консультирование родителей (законных представителей), педагогов по вопросам реализации дефференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации. | В течение года |
Работа с педагогами | 0,5 | В течение года | |
Информационный блок (1 ч.) | |||
Тематические выступления | 0,5 | Родительские собрания, всеобучи, родительская гостиная, индивидуальные занятия, беседы, разработка памяток для родителей (законных представителей) Работа на школьном сайте, сетевое взаимодействие со специалистами филиала ОЦДК. | В течение года |
Сетевое взаимодействие | 0,5 | В течение года |
Взаимодействие специалистов
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов МКОУ Устьянцевская СОШ, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие школы с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества).
Взаимодействие специалистов школы предусматривает:
- многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ЗПР;
- комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ЗПР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического развития;
- разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ЗПР.
Социальное партнерство предусматривает:
- сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, социализации, здоровьесбережения обучающихся с ЗПР;
- сотрудничество со средствами массовой информации;
- сотрудничество с родительской общественностью.
Механизмы реализации программы
Кадровое обеспечение:
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции и развития недостатков их физического и психического развития в штатном расписании МКОУ Устьянцевская СОШ имеются ставки педагога-психолога, учитель – логопед, социального педагога. Педагогические работники школы имеют чѐткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. Комплексный и разносторонний подход всех специалистов в диагностической и коррекционной деятельности позволяет наиболее эффективно строить работу с ребёнком с ЗПР. Реализация психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ЗПР осуществляется в соответствии с листами сопровождения, разработанными педагогами и специалистами образовательного учреждения
Материально-техническое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ОВЗ индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).
Для организации коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР имеется кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, кабинет музыки. Кабинеты специалистов оснащены дидактически, методически и технически для реализации программы коррекционной работы.
Информационное обеспечение
Создана система широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья ЗПР, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, в организации есть доступ к Интернету, на сайте организации систематически обновляется информация, для данной категории обучающихся и специалистов, имеются ссылки на ЭОР и сетевые ресурсы, помогающие организовать коррекционную работу.
На сайте организации есть страница педагога-психолога с рекомендациями для обучающихся, родителей (законных представителей), специалистов. Учитель-логопед размещает на сайте школы методические рекомендации, советы родителям и материалы для проведения коррекционных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и ЭОР.
В организации имеется информационно-методический фонд, предполагающий наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов для реализации коррекционной работы специалистов и учителей.
Результаты коррекционно-развивающей работы.
- Сформировано представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.
- Сотрудничают со взрослыми и сверстниками, овладевают навыком продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
- Сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.
- Сформированы перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Овладевают системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом.
- Овладевают единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического.
- Усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимают, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.
- У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.
- Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками.
- Развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.
- Дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками.
Методическая литература.
- «Обучение детей с ЗПР: организация групповых и индивидуальных занятий коррекционно-развивающегося обучения». Пособие для учителей нач.классов и психологов, Е.В.Шамарина; Москва, 2007.
- «Диагностика и коррекция задержки психического развития». Под ред. С.Г.Шевченко; Москва, Аркти, 2001.
- «Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-развивающие аспекты», С.Г.Шевченко; Москва, Владос, 1999
- Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
- Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
- А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».
- Методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», 2010.
- «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР» Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В.Зорина; «Владос», 2009.
- «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения». Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н— М.: Издательство "Ось-89", 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы
Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программ...
коррекционная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития «Алгебра-8класс» 2015-2016 уч. г.
Настоящая программа по математике для 8 класса, обучающихся по программе VII вида, создана на основе примерной программы основного (общего) образования по математике, М: Дрофа, 2008 год, федера...
Рабочая программа "Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования навыков чтения".
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...
Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Адаптированная рабочая программа по общей биологии с задержкой психического развития(ЗПР)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная индивидуальная рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класса: с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего...