Рабочая программа коррекционной работы для детей с задержкой психического развития
рабочая программа

Крылова Тамара Викторовна

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Устьянцевская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

Принято на педсовете:

Протокол № ___ от _________________

Утверждено:

Директор школы _____________/Т.М.Наурусов/

Приказ № ____от _____________

Рабочая программа

 коррекционной работы

 для детей с задержкой психического развития

 

        Педагог –психолог

Крылова Тамара Викторовна

2017-2020 уч. год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель.
  3. Задачи:
  • Коррекционные,
  • Профилактические,
  • Развивающие.
  1. Принципы построения коррекционно-развивающей программы.
  2. Объем программы.
  3. Форма работы.
  4. Содержание коррекционной работы:
  • Основные направления коррекционной работы;
  • Основные этапы психологической коррекции:
  • Диагностический блок,
  • Установочный блок,
  • Коррекционный блок,
  • Блок оценки эффективности коррекционных воздействий,
  • Тематическое планирование.
  1. Взаимодействие специалистов.
  2. Механизмы реализации программы:
  • Кадровое обеспечение,
  • Материально-техническое обеспечение.
  1. Результаты коррекционно-развивающей работы.
  2.  Методическая литература.
  3.  Приложения

Паспорт программы

Наименование программы

Программа сопровождения и организации коррекционно-развивающих мероприятий с детьми ОВЗ в МКОУ Устьянцевская СОШ

Нормативно-правовое обоснование для разработки рабочей Программы (перечень нормативных документов):

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный  компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования;

СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;

Типовое положение об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №325-14-22;

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными 
возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
 (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ);

Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального и общего, основного и среднего общего образования»

Федеральный закон то 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Устав МКОУ Устьянцевская СОШ

Разработчик

программы

Педагог-психолог МКОУ Устьянцевская СОШ Крылова Тамара Викторовна

Условия

реализации

программы

Взаимодействие специалистов МКОУ Устьянцевская СОШ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей в особенности с ОВЗ, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей.

Ожидаемые

результаты

Сформированные личностные и интеллектуальные умения и навыки воспитанников, необходимые для перехода на следующую ступень обучения.

Разработка комплексной оценки деятельности в области создания комфортной развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание детей; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

Пояснительная записка

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом. В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

В соответствии с ФГОС НОО важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов. На основании данного документа , в начальной школе создана система комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей  с ОВЗ. Все это обусловило создание программы индивидуального сопровождения ребенка с задержкой психического развития как части адаптированной основной общеобразовательной программы.

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающейся, в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК.

Цели и задачи.

Цель: создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения образовательной программы обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи:

– своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья ЗПР;

– определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, детей- инвалидов;

– определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждогообучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

– создание условий, способствующих освоению обучающимся с ЗПР образовательной программы  и их интеграции в образовательной организации;

– осуществление индивидуально ориентировано психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и  физического развития, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии);

– организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии;

– реализация системы мероприятий по социальной адаптации добучающихся с ЗПР;

– оказание родителям (законным представителям) детей с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы построения коррекционно-развивающей программы

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательных отношений.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми с ЗПР.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ЗПР выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ЗПР в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года, 17 часов в год при 0,5 часа в неделю.

Формы занятий: индивидуальная, подгрупповая.

Время поведения групповых занятий: В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 20 - 40 минут.

Максимальное число участников: 6-8 человек. 

Группа. Возраст: I- 7-10лет;  II-11-13лет;  III-от 14 лет

Содержание коррекционной работы:

При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее принципы и определить основные направления работы:

  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Основные этапы психологической коррекции:

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

Диагностическая работа (1,5ч)

– своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

– раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

– комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

– определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ЗПР, выявление его резервных возможностей;

– изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

– изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ЗПР;

– системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

– анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа(13,5ч)

  • разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ;
  • выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;
  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
  • совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
  • социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает( 1ч)

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
  • консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями

Информационно-просветительская работа(1ч)

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей обучающихся) по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ;
  • участие в работе ПМПк по анализу рекомендаций Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
  • своевременное прохождение курсов повышения квалификации и обмен опытом с другими общеобразовательными учреждениями.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Методы и формы работы

Сроки

Диагностический блок (1,5 ч.)

Входная

0,5

Психолого-педагогическая диагностика:

Диагностика уровня развития психических процессов, мотивации, самооценки.

Диагностика уровня адаптации к школьному обучению.

Анкетирование родителей (законных представителей).

Анализ полученных данных, разработка рекомендаций родителям, педагогам.

Сентябрь

Промежуточная

0,5

Январь

Итоговая

0,5

Май

Коррекционно- развивающий блок (13,5 ч.)

Развитие общей моторики

2

Индивидуальные и групповые  занятия с психологом наразвитие познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения.

Групповые занятия по программе «Адаптация первоклассников».

Индивидуальные занятия с психологом с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащегося.

Занятия в комнате психологической разгрузки.

Октябрь

Сенсорное восприятие

2

Ноябрь

Развитие когнитивной сферы

2

Декабрь

Формирование предметной деятельности

1,5

Февраль

Формирование коммуникативных навыков

2

Март

Развитие речи

2

Апрель

Консультативный блок (1 ч.)

Работа с родителями

0,5

Психолого-педагогическое индивидуальное консультирование родителей (законных представителей), педагогов по вопросам реализации дефференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

В течение года

Работа с педагогами

0,5

В течение года

Информационный блок (1 ч.)

Тематические выступления

0,5

Родительские собрания, всеобучи, родительская гостиная, индивидуальные занятия, беседы, разработка памяток для родителей (законных представителей)

Работа на школьном сайте, сетевое взаимодействие со специалистами филиала ОЦДК.

В течение года

Сетевое взаимодействие

0,5

В течение года

Взаимодействие специалистов

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов МКОУ Устьянцевская СОШ, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие школы с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества).

Взаимодействие специалистов школы предусматривает:

  • многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ЗПР;
  • комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ЗПР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня психического развития;
  • разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ЗПР.

Социальное партнерство предусматривает:

  • сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, социализации, здоровьесбережения обучающихся с ЗПР;
  • сотрудничество со средствами массовой информации;
  • сотрудничество с родительской общественностью.

Механизмы реализации программы

Кадровое обеспечение:

 Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции  и развития недостатков их физического и  психического развития в штатном расписании МКОУ Устьянцевская  СОШ имеются ставки педагога-психолога, учитель – логопед, социального педагога. Педагогические работники школы имеют чѐткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. Комплексный и разносторонний подход всех специалистов в диагностической и коррекционной деятельности позволяет наиболее эффективно строить работу с ребёнком с ЗПР. Реализация психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ЗПР осуществляется в соответствии с листами сопровождения, разработанными педагогами и специалистами образовательного учреждения

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ОВЗ индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Для организации коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР имеется кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, кабинет музыки. Кабинеты специалистов оснащены дидактически, методически и технически для реализации программы коррекционной работы.

Информационное обеспечение

Создана система широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья ЗПР, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, в организации есть доступ к Интернету, на сайте организации систематически обновляется информация, для данной категории обучающихся и специалистов, имеются ссылки на ЭОР и сетевые ресурсы, помогающие организовать коррекционную работу.

На сайте организации есть страница педагога-психолога с рекомендациями для обучающихся, родителей (законных представителей), специалистов. Учитель-логопед размещает на сайте школы методические рекомендации, советы родителям и материалы для проведения коррекционных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и ЭОР.

В организации имеется информационно-методический фонд, предполагающий наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов для реализации коррекционной работы специалистов и учителей.

Результаты коррекционно-развивающей работы.

  • Сформировано представление о самом себе, овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.
  • Сотрудничают со взрослыми и сверстниками, овладевают навыком продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
  • Сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.
  • Сформированы перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Овладевают системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом.
  • Овладевают единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического.
  • Усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимают, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.
  • У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.
  • Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками.
  • Развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.
  • Дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками.

Методическая литература.

  1.  «Обучение детей с ЗПР: организация групповых и индивидуальных занятий коррекционно-развивающегося обучения». Пособие для учителей нач.классов и психологов, Е.В.Шамарина; Москва, 2007.
  2. «Диагностика и коррекция задержки психического развития». Под ред. С.Г.Шевченко; Москва, Аркти, 2001.
  3. «Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-развивающие аспекты», С.Г.Шевченко; Москва, Владос, 1999
  4. Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
  5. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
  6. А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».
  7. Методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», 2010.
  8. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР» Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В.Зорина; «Владос», 2009.
  9. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения». Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н— М.: Издательство "Ось-89", 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы

Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программ...

коррекционная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития «Алгебра-8класс» 2015-2016 уч. г.

Настоящая программа по математике для 8 класса, обучающихся по программе VII вида, создана на основе примерной программы основного (общего) образования по математике, М: Дрофа, 2008 год, федера...

Рабочая программа "Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования навыков чтения".

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Адаптированная рабочая программа по общей биологии с задержкой психического развития(ЗПР)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная  индивидуальная рабочая программа по биологии для обучающихся 9  класса: с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего...