Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы
рабочая программа по психологии по теме

Шульгина Евгения Владимировна

 

Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программы VII  и VIII  вида, которые существовали в районе на протяжении 20 лет. Цель данного слияния предполагала совершенствование существующей системы специального образования в районе и развитие новых интегрированных форм обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. В настоящее время, в школе обучается 80 детей с диагнозом - умственная отсталость и 220 детей с задержкой психического развития, 35 детей со сложной структурой дефекта.  Проектирование  комплексной программы медико-психолого-педагогического сопровождения (Приложение №1) в условиях СКОШ №10 является  актуальной задачей для развития данного учреждения.

         Программа имеет педагогическую направленность, предназначена для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недостатками интеллекта.

Общество изменяется, изменяется и система образования. Данные изменения нашли свое отражение в следующих нормативно – правовых документах: Конституции Российско Федерации, Конвенции о правах ребенка, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

для воспитанников, обучающихся с отклонениями в развитии

«Специальная (коррекционная)

_______________общеобразовательная школа № 10________________

Утверждаю                                  Согласовано                                    Рассмотрено на

Директор школы                  ЗДНМР                                              заседании МО

____Л.Ф. Чаленко                ____О.В. Девяткина                 протокол _____

                                                                                                 ___Н.И.Бандуркина

«__»________2011г          «__»_________2011г               «___» ________2011г                        

Комплексная программа

психолого-медико-социально-педагогического сопровождения

детей с задержкой психического развития

 и недоразвитием интеллекта

  в условиях специальной        

коррекционной общеобразовательной школы.

 

Возраст детей 7 – 14 лет

Срок реализации 5 лет

                                                                                Автор программы:

                                                                            Е.В. Шульгина,                                                                       педагог-психолог

                                                                     

 

г. Краснокаменск, 2010 г.

Информационная карта

образовательной программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и детей с недостатками интеллекта

  в условиях специальной        

коррекционной общеобразовательной школы

 

Учреждение

МКС (к) ОУ С(к)ОШ № 10

По направлению деятельности

сопровождение

По приоритетам образовательной деятельности

Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения

По образовательным областям

Русский язык

Природоведение

Окружающий мир

Математика

чтение

По уровню содержания

Профессионально – ориентированная

По целевой направленности

Образовательная

По способу реализации

Групповые и индивидуальные занятия

По широте охвата содержания деятельности

Интегрированная

По возрасту обучающихся

Разновозрастная

По половому признаку

Комбинированная

По временным параметрам

Долгосрочная

По типу

Адаптированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программы VII  и VIII  вида, которые существовали в районе на протяжении 20 лет. Цель данного слияния предполагала совершенствование существующей системы специального образования в районе и развитие новых интегрированных форм обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. В настоящее время, в школе обучается 80 детей с диагнозом - умственная отсталость и 220 детей с задержкой психического развития, 35 детей со сложной структурой дефекта.  Проектирование  комплексной программы медико-психолого-педагогического сопровождения (Приложение №1)  в условиях СКОШ №10 является  актуальной задачей для развития данного учреждения.

        Программа имеет педагогическую направленность, предназначена для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недостатками интеллекта.

Общество изменяется, изменяется и система образования. Данные изменения нашли свое отражение в следующих нормативно – правовых документах: Конституции Российско Федерации, Конвенции о правах ребенка, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности.

В 2007 и 2008  гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же фактор развития, как политическая и экономическая стабильность … и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные и национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневно жизни».  

В настоящее время в России более 1,5 млн. (4,5% от общего числа детей) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 359 тыс. обучается в дошкольных учреждениях компенсирующего вида; 277 тыс. в специальных образовательных учреждениях; 216 тыс. – в общеобразовательных учреждениях; 34 тыс. обучается на дому; и лишь 2% интегрированы в общеобразовательную среду.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

      По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

         В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка,  (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с  комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

 Часть детей после коррекции всеми специалистами СКОШ № 10 переходит   из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

 На фоне перемещения детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении  специальной психолого-педагогической помощи, например, дети с нарушением интеллекта.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ образования детей в образовательных учреждениях Забайкальского края.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых  понятий и т.д.).

 Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

 Целью медико-психолого-педагогического  сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание  системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.

Медико – социально – психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

•        систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;

•        создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

•        создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента),

•        создание специальных медицинских условий для сопровождения и развития детей с ОВЗ.

К основным направлениям  деятельности специалистов СКОШ относятся:

- диагностическая деятельность;

-  консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

-  экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

 

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу специалисты   подробно изучают  данные его анамнеза  и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения сопровождают процесс адаптации вновь прибывших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую  не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать).  У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

 Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

   Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

 В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно.  Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

  С  диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся  все участники образовательного процесса  для координации совместных усилий.

  Как показала практика обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

 Практическое  медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Специалисты МСПП сопровождения специальной (коррекционной) школы   находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости - это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе.

Необходимо установить причины неуспеваемости (неумение учиться, пробелы в знаниях, негативное отношение к учению, конфликтные ситуации в школе, в семье и т. д.) и устранить их, развивая потенциальные возможности ребенка.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.

Актуальность программы в том, что она направлена на создание условий для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, культурного самоопределения, творческой самореализации личности каждого ребенка,  повышение и рост профессионального мастерства специалистов МСПП службы.

Новизна: представленная программа не имеет аналогов.  Программа построена на основе качественного анализа процесса обучения детей с ЗПР в специальной коррекционной школе VII и VIII вида в условиях интеграции   г. Краснокаменска,  их динамики развития (переход из  С(к)ОШ в ОУ и наоборот).  

        Цель программы:

 Обеспечение благоприятных психолого-медико-социально-педагогических  условий для успешности максимального личностного и интеллектуального развития детей с ОВЗ    в ОУ. Систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса ребенка и динамика его развития процессе школьного обучения являются важными компонентами сопровождения учащихся с ОВЗ.

        Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении следующих задач.

     

Задачи программы:

  1. Создать условия для успешной адаптации ребенка в условиях интегрированного образования ОУ.
  2. Создать условия для сохранения психологического здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса в условиях школы VII и VIII видов.
  3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата в ОУ, а также содействовать в овладении психологической грамотой участников образовательного процесса.
  4. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию учащихся с ОВЗ  в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую безопасность.
  5. В системе психологической помощи детям с ОВЗ на первое место ставить не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством педагогов на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что она экспериментальная. В рамках эксперимента апробируются: интегрированная область психотехнических игр и занятий для детей с ОВЗ; соответствие содержания и количества часов, отведенных для реализации программы.

Краткая характеристика младшего школьника с ЗПР

У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, как правило, сохраняются стойкие проявления органического инфантилизма, последствием чего становится недостаточная готовность к обучению в школе, отсутствие интереса к учебе, школьная неуспеваемость и дезадаптация.  У дезадаптированных к учебной среде детей с ЗПР часто встречается синдром гиперактивности (называемый также гипердинамическим), для которого характерны общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, импульсивность, повышенная возбудимость. Такие дети плохо подчиняются дисциплинарным требованиям, у них возникают проблемы в общении со сверстниками из-за агрессивного поведения. Все это приводит к выраженной школьной дезадаптации.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности и т. д.

Разрабатывая программу психологического сопровождения детей с ЗПР и детей с недостатками интеллекта, учитывалось то, что адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшей социализации в обществе. Именно на таком представлении о сути школьной адаптации была разработана программа для работы с конкретным ребенком и ученическим коллективом.

Вместе с тем исследователи подчеркивают,  что нарушения у детей с задержкой в развитии имеют парциальный характер и могут поддаваться психолого - педагогической коррекции.

Краткая характеристика умственно отсталого  школьника

Нарушения психической деятельности при умственно отсталости составляют основу дефекта. Клиническая картина психических нарушений при разных формах умственной отсталости неодинакова и зависит от ряда моментов: степени тяжести поражения центральной нервной системы, вредных влияний, действующих на дальнейших этапах развития ребёнка в период активного формирования психических функций (частые заболевания, неблагоприятные условия в семье).

Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления.

Умственно отсталые дети в большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Пониженная реактивность коры головного мозга приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечётки и мало дифференцированы.

Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева отмечают у олигофренов нарушения волевой сферы. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании движений и действий непроизвольного характера. Кроме того, у них нередко наблюдается стойкое проявление негативизма. Слабость воли у многих детей выражается ещё и в том, что они легко подчиняются чужому влиянию, не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение носит импульсивный характер.

Одним из видов волевой сферы является внимание, состояние которого влияет на развитие детей, приобретение ими знаний. Непроизвольное внимание, в основу которого лежит врождённый ориентировочный рефлекс «что такое?» (по И.П. Павлову), наблюдается у большинства умственно отсталых детей. Произвольное же внимание у большинства из них отличается неустойчивостью - дети легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель.

Им трудно сосредоточить внимание на каком- то определённом предмете, что очень осложняет их обучение. В процессе обучения и воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объём.

Неоднородность состава учащихся с отклонениями в умственном развитии, наличие в нем как умственно отсталых, так и детей с задержкой психического развития, ставит задачу отграничения их друг от друга. Эта проблема определяется не только важностью диагностики и коррекции недостатков психического развития школьников, но и необходимостью реализации их потенциальных возможностей к приобретению знаний. Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению, может быть ограничен определением актуального уровня развития, потенциальных возможностей учащихся к приобретению знаний, специфичностью их познавательной сферы.

        Таким образом, в школе обучаются и воспитываются две категории детей: имеющие недостатки интеллекта и дети с задержкой психического развития.  Для успешного интегрированного образования этих двух категорий детей требуется комплексная система медико-социально –психологического сопровождения.

            Программа психологического сопровождения детей на начальном этапе обучения в специальной коррекционной школе   представляет собой целенаправленную, систематическую взаимную деятельность педагога, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, детей, родителей и состоит из следующих блоков:

  1. Методический;
  2. Психолого-педагогический;
  3. Медико-социальный;
  4. Логопедический.

 

Условия реализации программы:

  1. Наличие кабинета социально-психологической службы, специализированные логопедические кабинеты.
  2. Обеспеченность необходимыми кадрами.
  3. Партнерские отношения школы и родительской  общественности.
  4.  Взаимодействие школы с лечебно-профилактическими учреждениями.

Практическая значимость:

        Программа может использоваться в специальных   коррекционных школах, школах-интернатах,  детских домах, социальных, реабилитационных центрах, носит рекомендательный характер для родителей, методический – для работников ОУ.

Методологическая основа:

        Качественный (Н.И. Сахаров, А.Р Шевченко, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже), генетический (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже), возрастной (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже), культурно-исторический (Л.С.Выготский), личностный (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) и деятельностный (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов)  подходы.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный (август  2011 –   ноябрь 2011)

        Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; обновление материально-технической базы; оформление информационных, правовых уголков; обучение молодых специалистов. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка,  ведущих мотивов деятельности, взаимоотношений с окружающими в процессе интегрированного обучения, разработка критериев для формирования классов интегрированного обучения. Первичный диагностический срез психолога на данном этапе проводится с целью выявления психолого - педагогического статуса. Результаты диагностик обобщаются специалистами за «круглым столом», в соответствии с чем осуществляется планирование работы по сопровождению детей данной категории.

2. Практический (декабрь 2011 –  февраль 2016)

         Практический этап реализации программы включает работу психолога  по составленным планам индивидуальной траектории развития ребенка; активное взаимодействие школы с представителями общественности (родителями), расширение социальных связей школы; обмен опытом по данной проблеме между специалистами. Повышение компетентности педагогических кадров осуществляется через семинары-практикумы; дискуссии, деловые игры. Осуществление коррекционной работы педагогов с детьми с ОВЗ, основанной на составленных индивидуальных программ  развития.  Второй диагностический срез психолога с целью корректировки образовательного маршрута.

3.Заключительный (март  -  август  2016)

        Завершение непосредственной  коррекционной работы на начальном этапе обучения. Отслеживание динамики в уровне развития детей специалистами. Психодиагностическое обследование детей и родителей. Определение эффективности программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с  ОВЗ. Определение приоритетных направлений дальнейшей работы.

Срок реализации программы – 5 лет (2011-2016г.)

Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет.

Продолжительность практических занятий:  25-30 мин

Наполняемость групп не менее 5 человек. Наполняемость учебных групп и продолжительность учебных занятий выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях».

Прогнозируемые результаты:

1. Рост показателей в индивидуальном развитии учащихся с ОВЗ.

2.        Толерантное отношение всех участников образовательного процесса к детям с ОВЗ.

3.        Устойчивость эмоционально-волевой сферы школьников.

4.        Физиологическое и психологическое благополучие участников образовательного процесса.

5.        Сформированность общей просветительской культуры родителей и учащихся по отношению к детям с ОВЗ.

6.        Функционирование профилактической службы школы, способной оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддерживать стабильно высокие показатели проведенной работы.

 

Способы отслеживания результатов:

1.        Показатели психодиагностических, педагогических, социологических и медицинских обследований.

2.        Активность родителей в классных, школьных  мероприятиях.

3.        Участие детей в классных, школьных, районных конкурсах (творческих, спортивных).

4.        Анализ занятости детей во внеурочное время, трудового воспитания.

5.        Социальные опросы участников образовательного процесса на предмет изучения уровня удовлетворенности содержанием и организацией психологического сопровождения.

Форма подведения итогов реализации программы:

        Педагогический совет с участием родителей детей с ОВЗ «Итоги реализации программы  психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психологического развития   в условия школы VII и VIII вида».

         

Перечень и содержание программных мероприятий

Тема

Содержание

Количество часов

Сроки

Теоретические

Практические

Всего

I этап – подготовительный ( сентябрь 2012 –  ноябрь 2012 )

Методический блок

1

Обновление нормативно-правовой базы

  1. Правила поведения учащихся в школе            
  2.  Положение о психолого-педагогической службе
  3. Положение о социальной службе
  4. Положение о работе ПМПК
  5. Положение о логопедической службе.
  6. Положение о школьной службе примирения

Сентябрь  –октябрь

2

Обновление материально-технической базы

1. Оборудование кабинета социально-психологической поддержки и  логопедического сопровождения

2. Компьютеризация рабочих мест педагогов

3. Обновление методической базы, пополнение фонда библиотеки новой литературой

 Сентябрь  - ноябрь

3

Методический час для педагогов

1. Рекомендации педагогам по составлению индивидуальных образовательных маршрутов

2. Индивидуальные карты развития учащихся, ИПР

3. Тетрадь учета и содержания индивидуальных встреч с родителями

4. Таблица внеурочной занятости учащихся

  1. Документация работников школы по  сопровождению детей с ОВЗ

1

2

3

 Сентябрь  - декабрь

4

Обновление положения о работе социально-психологической службы школы

Корректировка целей и задач, форм и методов работы, усиление блока «Сопровождение детей с ОВЗ»

Сентябрь

5

Семинар

«Психофизиология детей с ЗПР»

«Психофизиология детей с УО»

1

1

1

1

2

2

Октябрь

6

Круглый стол для социально-психологической службы

«Сопровождение детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы»

1

1

Ноябрь

7

СД

«Взаимодействие классного руководителя и учащихся в формировании толерантного отношения детей друг к другу»

1

1

2

Ноябрь

8

Выпуск методического сборника

  1. «Работа с детьми с СДВГ» (сборник для педагогов);
  2.  «Работа с гиперактивным ребенком в школе VIII вида»,
  3. «Работа с подростком в школе VIII вида».
  4. Дисграфия. Дислексия – технологии коррекционной работы на современном этапе развития образования.

1

1

1

1

Октябрь

9

ПМПК

Определение уровня актуального развития вновь прибывших детей

1

1

Октябрь - ноябрь

Психолого-педагогический блок

1

Индивидуальная диагностика  учащихся с ОВЗ

  1. Изучение познавательной сферы
  2. Исследование типа личности
  3. Исследование эмоционально-волевой сферы учащихся

 Сентябрь - ноябрь

2

Диагностика родителей детей с ОВЗ  

  1. Анкета «Типы семейного воспитания»;
  2. Анкета «характер взаимоотношений родителей и детей»,
  3. Проективная диагностика «Рисунок семьи»,
  4. Проективная диагностика «Несуществующее животное»

Сентябрь - ноябрь

3

Исследование уровня тревожности, агрессивности, мотивации учения   учащихся

  1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Спилбергер),
  2. Социологическая анкета «Особенности учебной деятельности».

 

Сентябрь - ноябрь  

4

Изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками

1. Проективная методика «Социометрия»

2. Проективная методика «Мой друг»

3. Методика Лускановой

 Сентябрь - ноябрь

5

Изучение позиции «Педагог-ученик»

1. Анкетирование

2. Опрос

3. Наблюдение

4. Социологическая анкета «Характер взаимоотношений с ученическим коллективом».

Сентябрь - ноябрь

Медико - социальный блок

1

Исследование социального паспорта школы

  1. Изучение неблагополучных семей
  2. Изучение неполных семей, семей с отчимом
  3. Изучение многодетных семей
  4. Изучение семей, имеющих других детей с ОВЗ

 Сентябрь - ноябрь

2

Работа школьных служб

  1. Совет профилактики
  2. Служба примирения
  3. Кабинет  социально-психологической службы
  4. Кабинет медицинского сопровождения

Ежедневно

3

Медико-социальное просвещение

  1. Индивидуальные беседы с родителями
  2. Индивидуальные беседы с детьми
  3. Индивидуальные беседы с педагогами

Ежедневно

4

Медицинские обследования

  1. Изучение медицинских карт
  2. Оценка уровня физического развития
  3. Медицинское обследование детей

 Сентябрь - ноябрь

Логопедический блок

1

Индивидуальная диагностика  учащихся с ОВЗ

- Сбор информации о вновь прибывших учащихся.

- Беседы с родителями учащихся, с учителями и воспитателями.

-работа с личными делами, протоколами ПМПК, медицинской документацией.

- Диагностика учащихся 1 классов, вновь прибывших. Заполнение речевых карт, ИПР.

-Мониторинг индивидуальных достижений учащихся с 1-4 классов.

Сентябрь - ноябрь

2

Логопедическое просвещение

-Составление рекомендаций по развитию и коррекции, а так же по разработке и реализации индивидуального маршрута учащегося для педагогов и родителей.

3

Изучение особенностей речевого развития

.

Составление речевого профиля (методика Т.А Фотековой)

Сентябрь

Апрель

II этап – практический (декабрь 2012 –  декабрь 2014)

Методический блок

1.

Совещания при директоре (СД)

  1. Классный руководитель как информатор школьников в вопросе толерантности и эмпатии по отношению к окружающим
  2. Внеурочная занятость школьников как регулятор мотивов и установок школьников
  3. Особенности подбора видеофильмов для использования их на уроках как активного средства воспитания школьников

1

1

2

 В течение срока реализации

2.

Круглый стол

Взаимодействие школьных служб и приоритетные направления работы с семьей

1

1

2

Январь 2013

3.

Дискуссия с педагогами

Общечеловеческие ценности и их влияние на подрастающее поколение детей с ОВЗ

1

1

2

Февраль 2013

4.

Мастер-класс

Формирование культуры общения через школьную газету (пресс-центр)

1

1

Октябрь 2014

5.

Выпуск сборников

  1. Общение взрослого и ребенка – путь к здоровому обществу,
  1. Методические рекомендации к проведению внеклассных занятий в школе VIII вида,
  2. Школа и семья – пути и формы взаимодействия,
  3. Психологические особенности ребенка с ЗПР и УО.

В течение срока реализации

6.

Оформление пристендовых материалов

1. Права и обязанности школьников,

2. Мир глазами ребенка с УО,

3. Информационный уголок для родителей,

4. Это интересно (сменная информация).

В течение срока реализации

7.

Оформление выставочных материалов

Буклеты, сборники, газеты

В течение срока реализации

8.

Работа метод. объединения классных руководителей

1. Смотр-конкурс методических копилок по теме «Сопровождение детей с ЗПР и УО»,

2. Документация классного руководителя по сопровождению детей с ЗПР и УО.

3

3

В течение срока реализации

9.

Работа с родителями

1. Заседание управляющего Совета школы,

2. Работа опекунского совета

3

3

В течение срока реализации

10.

Консультирование

Оказание консультативной помощи работниками школы и другим  участникам образовательного процесса

В течение срока реализации

11.

Работа школьной библиотеки

1. Выставка литературы:

- Закон и порядок,

- Воспитать человека,

- Героические поступки,

- Моя семья – мое богатство,

- Нормативные документы РФ о коррекционном образовании,

- Психологические новинки по самовоспитанию и самосовершенствованию личности,

-Дополнительное образование: кружки и секции,

- Фотовыставка «Я – гражданин страны», «Лучшие школьные достижения»,

- Человек и общество: нормы, идеи, принципы.

В течение срока реализации

12.

ПМПК

Корректировка дальнейшего образовательного маршрута

Январь

Психолого-педагогический блок

1.

Психологический семинар

1. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР и УО,

2. Организация благоприятного психологического климата в классе,

3. Дифференцированный подход к детям с ОВЗ,

4. Конфликт в классе. Пути решения.

5. Стресс. Его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом,

6. Как помочь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?

7. Решение конфликтных ситуаций, способы решения конфликтов.

8. Способы конструктивного взаимодействия педагога, родителя, ученика.

9. Школьные неврозы и как с ними бороться.

10. Скорая помощь при работе с гиперактивным ребенком.

11. Взаимодействие педагога, родителя и учащегося.

12. Не хочу учиться, хочу…..Повышение школьной мотивации ребенка с ОВЗ.

2

3

3

2012-2014

2.

Диагностический срез

1. Определение уровня актуального развития вновь прибывших,

2.Корректировка дальнейшего образовательного маршрута,

3. Отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.

Декабрь - январь

3.

Психологический тренинг с родителями детей с ОВЗ

1.  «Любовь и уважение в семье»,

2. Детско-родительский тренинг «Мы вместе».

4

4

2012-2013

4.

Месячники

1. Месячник правовых знаний,

2. День инвалида.

Апрель, октябрь

5.

Психологические игры с детьми

1. Взаимоотношения одноклассников

2. Если бы я был на месте моих родителей?

3. Совесть за проступки. Просто ли излечить душу?

4. Тренинг личностного развития

5. Тренинг, направленный на формирование собственного мнения

6. Тренинг развития положительных качеств личности

7. Тренинг на сплочение «Ковер мира»

8. Большая психологическая игра «Это моя школа!»

9. Тренинг толерантности

10. Тренинг развития мотивации к деятельности

11. Тренинг сплочения «Я и ты = МЫ»

22

22

В течение срока реализации

6

Коррекционная работа

Психокоррекционные занятия с детьми, зачисленными на психокоррекцию по результатам диагностик

Медико-социальный блок

1.

Работа службы по социальным вопросам

1.  Совет профилактики

2. Участие в родительских лекториях

3. Индивидуальные беседы с родителями, детьми и педагогами

4. Исследование социального паспорта школы

5. Работа службы примирения

6. работа Опекунского совета.

В течение срока реализации

2.

Родительские собрания

1. Нервно-психические заболевания как следствие физиологических нарушений организма

2. Последствия телесных повреждения для человека

3. Режим дня школьника

4. Правильное питание – залог здорового будущего

4

4

4

В течение срока реализации

Логопедический блок

1

Коррекционная работа

- формирование групп для логопедических коррекционных занятий с учетом речевой типологии.-Составление индивидуальных программ и общей коррекционно-развивающей программы для индивидуальных и групповых занятий.

-Проведение индивидуальных и групповых занятий, соответственно тематическому планированию

III этап – заключительный  (январь -   декабрь 2015)

Методический блок

1

СД

1. Результативность реализации программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения

2. Дальнейшие пути в работе по  сопровождению детей с ОВЗ в СКОШ

Август,

Октябрь

2

Круглый стол

«Сопровождение детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы»

Ноябрь

3

Сборник

«Сопровождение детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы»

Ноябрь

4

Разработка памяток

«Правила общения»

«На пути к толерантному обществу»

Сентябрь-октябрь

5

Анализ занятости детей во внеурочное время

  1. Беседы
  2. Классные часы
  3. Работа с родителями
  4. Организация полезного досуга
  5. Планирование работы с учащимися в каникулярное время

В течение срока реализации

Психолого-педагогический блок

1

Индивидуальная диагностика  учащихся

 1. Изучение познавательной сферы

 2. Исследование типа личности

 3. Исследование эмоционально-волевой сферы учащихся

Март - апрель

2

Диагностика родителей детей с ОВЗ

1. Анкета «Типы семейного воспитания»

2. Проективная диагностика «Рисунок семьи»

3. Проективная диагностика «Несуществующее животное»

Март - апрель

3

Исследование уровня тревожности, агрессивности, мотивации учения и познавательной активности учащихся

 1.Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Спилбергер),

2.Социологическая анкета «Особенности учебной мотивации»,

3.Социологическя анкета «Особенности режима труда им отдыха».

Март - апрель

4

Изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками

1. Проективная методика «Социометрия»

2. Проективная методика «Мой друг»

3. Методика Лускановой

4. Социологическая анкета «Характер взаимоотношений с ученическим коллективом».

Март - апрель

5

Изучение позиции «Педагог-ученик»

1. Анкетирование

2. Опрос

3. Наблюдение

Март - апрель

Медико-социальный блок

1

Исследование социального паспорта школы

 1. Изучение неблагополучных семей

2. Изучение неполных семей, семей с отчимом

 3. Изучение многодетных семей

  Август-ноябрь

2

Работа школьных служб

 1. Совет профилактики

2. Служба примирения

3.  Кабинет социально-психологической службы

Ежедневно

3

Медико-социальное просвещение

1. Индивидуальные беседы с родителями

2. Индивидуальные беседы с детьми

3. Индивидуальные беседы с педагогами

Ежедневно

4

Медицинские обследования

 1. Изучение медицинских карт

2. Оценка уровня физического развития

3. Медицинское обследование детей

 Август-ноябрь

Логопедический блок

1

Индивидуальная диагностика  учащихся с ОВЗ

- Сбор информации о вновь прибывших учащихся.

- Беседы с родителями учащихся, с учителями и воспитателями.

-работа с личными делами, протоколами ПМПК, медицинской документацией.

 

-Мониторинг индивидуальных достижений учащихся в развитии речи с 1-4 классов.

Функциональные обязанности участников эксперимента:

Администрация ОУ  выполняет следующие функции в осуществлении данной программы:

     1. информационно–аналитическая  - сбор данных о состоянии коррекционно–развивающего процесса в школе, мониторинг СКРО, аналитическая деятельность;

     2. мотивационно–целевая функция   –   выработка стратегии коррекционно – развивающего процесса в школе;

     3. планово–прогностическая функция –  планирование коррекционно–развивающего обучения на год, выбор способа организации КРО;

    4. организационно– исполнительская  -  комплектование групп, расписания на занятиях со специалистами КРО, организация всех необходимых мероприятий, касающихся сопровождения развития ребенка;

    5. контрольно–диагностическая функция  -  информация о совместной работе педагогов по вопросам коррекции на педагогических советах, совещаниях, родительских собраниях, ПМПк по выпуску детей в массовые школы, подведение итогов и отчет работы за учебный год, вносит коррективы в ИПР;

6. коррективно–регулятивная функция  -   корректировка хода  коррекционно – развивающего процесса в СКОШ№10.

 Учителя-логопеды:

  1. осуществляют составление и разработку индивидуальных программ развития;
  2. проводят обследование речевого развития учащихся;
  3. составляют психолого–педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах речевого развития учащихся;
  4. определяют факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;
  1. проводят индивидуальную и подгрупповую коррекционно–развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию речи учащихся с ОВЗ.

Педагоги-психологи:

  1. принимают участие в составлении индивидуальных программ развития;
  2. проводят психологическое обследование;
  3. составляют психолого-педагогические  заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах  личностного и социального развития учащихся;
  4. определяют факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;
  5. проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно –развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию учащихся с ОВЗ.

 Социальный педагог:

  1. участвует в изучении воспитанников и составлении ИПР;
  2. осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся;
  3. изучает психолого- медико –педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни;
  4. организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
  5. способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения предметных коррекционно –развивающих программ;
  6. обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
  7. проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и по восполнению пробелов в знаниях.  

 Дефектолог –тьютор:

  1. осуществляют составление и разработку индивидуальных программ развития;
  2. проводят обследование  познавательной сферы развития учащихся, определяет уровень обученности;
  3. составляют психолого–педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах  успеваемости;
  4. определяют факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;
  5. осуществляет сопровождение  учащихся в классах интегрированного обучения.
  6. проводят индивидуальную и подгрупповую коррекционно–развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию  по восполнению пробелов в знаниях.

Профилактическое, консультативное и медицинское сопровождение программы:

  1. Ежегодное пролечивание учащихся, витаминизация.
  2. Профилактика вторичных отклонений в развитии.
  3. Организация пропедевтических занятий.
  4. Организация систематического повторения.
  5. Систематические консультации с родителями.
  6. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению детей с ЗПР.

Методическое сопровождение программы:

  1. организует активное участие членов педагогического коллектива в планировании, разработке и анализе инновационных коррекционно-развивающих технологий в обучении детей с ЗПР;
  2. способствует повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала учителя – дефектолога, направленного на оптимальное развитие школьника с ЗПР;
  3. создает единое информационное пространство и регулирует единые информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует единый педагогический опыт в системе коррекционно-развивающего обучения;
  4. обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях организации и диагностики коррекционно-развивающего процесса;
  5. организует работу по созданию нормативно- правовой  базы функционирования и развития СКРО;
  6. способствует созданию программно – методического и опытно – экспериментального обеспечения СКРО, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно- исследовательской и других видов творческой педагогической деятельности;
  7. обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов стимулирования педагогического творчества;
  8. осуществляет контроль за выполнением государственного стандарта, образовательных коррекционно-развивающих программ; индивидуальных программ развития с учетом типологии задержки;
  9. управляет процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов в области  общей и коррекционной педагогики и психологии.
  10. оценка развития учащихся на основе сравнения с его результатами на предыдущем этапе развития.

Основные методы организации занятий:

- Индивидуальные – выбраны в связи с необходимостью выявления индивидуальных личностных особенностей участников программы, для реализации входного обследования, для соблюдения принципа конфиденциальности информации (беседа, консультация, диагностическое обследование);

- Групповые  - являются главными методами коррекционно-развивающей  и профилактической работы, так как ребенок развивается в процессе межличностного общения (деятельностный подход) игра, тренинг, экскурсия, конференция, лекторий, гостиная, диагностическое обследование);

- Практические – применяются в непосредственной работе с детьми, а так же при проведении детско-родительских мероприятий (диагностическое обследование, игра, тренинг, экскурсия)

- Теоретические – являются консультативными, просветительскими видами работ с родителями (беседа, консультация, конференция, лекторий, гостиная).

 Инструментарий, средства осуществления программы:

Кадры 

О.В. Девяткина  – председатель школьного ПМПк.

Е.В. Шульгина  - педагог-психолог; председатель службы Примирения в         ОУ.

О.А. Подойницына – педагог – психолог.

М.И Баранова - социальный педагог, председатель Совета профилактики, Опекунского совета.

Н.И. Бандуркина  - учитель –логопед.

С.А. Вишнякова - учитель –логопед.

В.А. Фирсова - учитель –логопед.

К.В. Косых - учитель –логопед.

М.А. Марьясова - учитель –логопед.

А.А. Шипелова –дефектолог –тьютор.

М.М. Шаронова – фельдшер.

 - Л.И. Грицай -  библиотекарь.

          Непосредственное участие в реализации программы принимают администрация школы, классные руководители, учителя – предметники.

Психолого-педагогический инструментарий

- Анкета «Типы семейного воспитания»

- Проективная диагностика «Рисунок семьи»

- Проективная диагностика «Несуществующее животное»

-  Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилбергер)

-  Проективная методика «Социометрия»

-  Проективная методика «Мой друг»

  1. Методика Лускановой
  2. Анкета «Школа глазами родителей»
  3. Методика «Незаконченные предложения»
  4. Опросник «Распределение ролей в семье»
  5. Тест-опросник «Измерение мотивации аффиляции»
  6. Методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток)
  7. Тест Рене Жиля
  8. Методика «Мой круг общения» (Андрущенко Т.Ю.)

-  Диагностика сформированности произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации – «Домик», «Узнай фигуры» - автор Н.И. Гуткина.

- Диагностика умения работать по образцу, пространственной ориентировки и регуляции деятельности:

  1. Методика «Графический диктант» - Д.Б.Эльконин.
  2. Тест Пьерона-Рузена «Корректурные пробы».
  3. Исследование процессов восприятия – методика «Сравни картинки».

- Диагностика кратковременной зрительной и слуховой памяти.

  1. «10 картинок»
  2. «10 слов»

- Диагностика развития мыслительных процессов.

  1. Выявление степени овладения зрительным анализом и синтезом

 -  Наглядно-действенный уровень мышления –«Мозайка». В основу положена методика «Кубики Кооса».

  1. Задачи на простую аналогию – «Матричные задачи Равена».
  2. Диагностика способности к обобщению и абстрагированию – «Исключение лишнего», автор Л.А. Венгер.
  3. Выявление уровня развития наглядно – образного мышления – «Лабиринт» автор Л.А. Венгер.
  4. Диагностика понимания логических отношений – «Аналитические задачи», автор Н.В. Бабкина.

- Диагностика знаний и представлений об окружающем мире:

  1. Экспериментальная беседа по выявлению уровня общей осведомленности.

- Диагностика сформированности учебной мотивации и уровня эмоционального благополучия:

  1. Сформированность «внутренней позиции школьника» - Л.И. Божович.
  2. Опросник для свободной беседы «Интервью», автор Н.И. Гуткина.
  3. Детский личностный вопросник Р. Кеттела (в модификации Э.М. Александровской).
  4. Анкета для определения уровня агрессивности, авторы Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титоренко.
  5. Определение уровня самооценки – методика «Лесенка».
  6. Определение уровня интеллектуального развития – Д.Векслер.

Социологические анкеты

  1. Анкета, направленная на изучение  социального благополучия семей;
  2. Анкета на выявление уровня трудновоспитуемости.
  3. Изучение неблагополучных семей.
  4. Изучение неполных семей, семей с отчимом.
  5. Изучение многодетных семей.
  6. Карта ребенка «группы риска».
  7. Анкета «Организация режима труда и отдыха».
  8. Анкета «Особенности учебной деятельности».
  9. Анкета «Отношение к общественной деятельности».
  10. Анкета «Характер взаимоотношений родителей с ребенком».
  11. Анкета «Характер взаимоотношений с ученическим коллективом».

Логопедический инструментарий

1. Методика Т.А. Фотековой, предусматривает

- уточнение структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получение речевого профиля),

- построение системы индивидуальной коррекционной работы,

- отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

    Цель: Диагностика речевого развития учащихся с ЗПР.

    Задачи:

     1.Исследование сенсомоторного уровня речи;

     2. Исследование грамматического строя речи;

     3. Исследование словаря и навыков словообразования;

     4. Исследование связной речи;

     5. Исследование письменной речи.        

    Диагностическое обследование по речевой карте проводится индивидуально в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) у первоклассников и в течение учебного года  вновь поступивших.

    Углубленное обследование всех учащихся с 1 по 4 класс с помощью тестовой методики диагностики устной и письменной речи  Т.А. Фотековой проводится в конце учебного года с 21 апреля, с последующим занесением результатов в индивидуальные программы развития.                                                                                                                                                                                                                                                                

Способы медицинского обследования

-  Журналы здоровья;

-  Карты развития детей;

-  Медицинские истории развития ребенка;

        - Металлический ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента, тонометр, водяной спирометр, динамометр.

 

 Кабинеты

- Кабинет социально-психологической службы

- Кабинет педагога – психолога для работы с детьми УО

- Кабинет педагога – психолога для работы с детьми ЗПР

- Кабинет социального педагога

- Кабинет логопедического сопровождения

- Кабинет дефектолога – тьютора

Список литературы

Нормативно – правовые источники

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 г.».
  2.  Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.П.1989 г.).
  3. Конституция РФ (от 12.12.1993 г.).
  4. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения (2009 г.).
  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена президентом РФ Д. А. Медведевым от 04.02.2010 г.).

Методическая литература

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /под ред. К.С. Лебединской-М.: Педагогика, 1982.-125с.

2. Аксёнова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: Дис.канд. психол. наук. - Н.Новгород, 1992 - 192с.

3. Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения /Советская педагогика. 1957.- №7.- С. 12-24.

4. Анастази А. Психологическое тестирование; Книга 1; Пер. с англ. /Под ред. K.M. Гуревича, В.И. Лубовского.-М.: Педагогика, 1982. -320с.

5. Бгажнокова И.М. Особенности мыслительных операций у умственно отсталых школьников //Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей,- М., 1984.- С. 101 -110.

6. Блонский П.П. Развитие мышления школьников. М.: Учпедгиз, 1985.-128 с.

7. Венгер A.A. и др. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 1972. 143с.

8. Венгер Л.А., Мухина B.C. Развитие мышления дошкольника //Дошкольное воспитание. 1974. - №7.- С.30-32.

9. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонением в развитии. М.: Просвещение, 1967. - 207с.

10. Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Автореф. дис. . докт.психол.наук-М., 1972.-56с.

11. Выгодская Г.Л. О соотношении слова и действия у умственно отсталых школьников //Специальная школа, вып. 6, 1959. С.13-19.

12. Выготский JI.C. Проблемы умственной отсталости // Умственно отсталый ребёнок /Под ред. JI.C. Выготского и И.И. Данюшевского. М., 1935.-С. 6-34.

13. Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1935. - 133с.

14. Вопросы психологии способностей школьников. /Под редакцией В.А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1964. 258с.

15. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. / Послесловие к книге Дж. Флейвела «Генетическая психология Жана Пиаже». М.: Просвещение, 1967. - С. 526 - 621.

16. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. 1983. - №6. - С. 3 - 16.

17. Замский Х.С. История воспитания и обучения умственно отсталых детей. -М.: Просвещение, 1986. 159с.

18. Занков Л.В. Об исследовании умственно отсталого ребёнка. М.: Учпедгиз, 1934.-44с.

19. Запорожец A.B., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. // Развития познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964— 352с.

20. Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как принцип оценки умственного развития детей. // Психологические исследования. М.: МГУ, 1976.-97с.

21. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. / Под ред. В.Г. Петровой. М., 1980. - 81с.

22. Лебединский В.В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте. /В кн.: О диагностике психического развития личности.-Таллин, 1974.- С. 48 54.

23. Лебединская К.С., Марковская И.Ф., Ростягайлова Л.И. Клинико -нейропсихологическое исследование задержки психического развития. / В кн.: Проблемы медицинской психологии. М.: Медицина, 1976. - 217с.

24. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: МГУ, 1972575с.

25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304с.

26. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. - 10с.

27. Лунге А. О связи способности к рассуждению с успеваемостью. /В кн.: 28. Вопросы педагогической психодиагностики. Таллин, 1976. - С.55-70.

Малахова А.М. Программа игротерапии для дошкольников. «Небесное путешествие». СПб. Речь, 2008.

29. Основы общей психологии. Теория личности. Юнита 4. Москва 1999.

30. Основы общей психологии. Психология ощущений. Юнита 7. Москва 2000.

31.Основы общей психологии. Память. Юнита 9. Москва 2000.

Интернет – ресурсы

  1. Президент России – гражданам школьного возраста – http://www.uznay-prezidenta.ru/
  2. Российский общеобразовательный портал т- http://www.school.edu.ru/
  3. Сайт Министерства образования и науки РФ – http://www.mon.gov.ru/
  4. Уполномоченный по правам человека в РФ: официальный сайт – http://ombudsman.gov.ru/