Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
проект на тему

Кораблева Елена Николаевна

Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования. Программа рассчитана на один год. Целью медико-социально-психолого-педагогического сопровождения в ОУ,  является создание  системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации, интеграции и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.). В нашем образовательном учреждении обучаются дети:

1.      Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);

2.      Дети с нарушением речи (логопаты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_soprovozhdeniyu.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Марий Эл «Семеновская специальная (коррекционная)


общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида»


Утверждаю                                         Согласованно                   Согласованно

Директор школы - интерната           ЗД по ВР                           ЗД по УР      

________________                              ___________                   ____________      

В.А. Никитин                                     Г.П. Чеснокова                  С.Б. Губарева

«__» ______2013 г.                       «__» _____ 2013г.         «__» _____ 2013г.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол____________

«__» __________2013 г.

Комплексная программа

психолого-медико-социально-педагогического сопровождения

детей  с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида

в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.

Е.Н. Кораблева,

педагог-психолог

г. Йошкар–Ола, 2013 г.

Информационная справка

Практическое медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования.

Проектирование комплексной программы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения  в условиях ГБОУ РМЭ «Семеновская специальная (коррекционная) школа-интернат» является  актуальной задачей для развития данного учреждения. Программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения рассчитана на 2013-2014 учебный год.

В нашем образовательном учреждении обучаются дети:

1.        Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);

2.        Дети с нарушением речи (логопаты);

В прошлом учебном году, часть детей из речевого класса, после коррекции всеми специалистами ОУ, перешла  в общеобразовательное учреждение. На фоне перемещения детей с  речевыми нарушениями в массовую школу, растет доля детей со сложной структурой дефекта, которые особенно нуждаются в получении медико-социально-психолого-педагогического сопровождения. Исходя из контингента нашего учреждения необходимо более структурно и методично проводить мероприятия по сопровождению обучающихся воспитанников.

Целью медико-социально-психолого-педагогического сопровождения в ОУ,  является создание  системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации, интеграции и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.

Медико-социально-психолого-педагогического сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

•        систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;

•        создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

•        создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента),

•        создание специальных медицинских условий для сопровождения и развития детей с ОВЗ.

К основным направлениям  деятельности специалистов сопровождения относятся:

- организационно-методическая деятельность;

- профилактика и просветительская работа;

- диагностическая деятельность;

- консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

- экспертная работа;

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу-интернат, специалисты   подробно изучают  данные его анамнеза  и особенностей раннего развития. Все это необходимо фиксировать в карте сопровождения.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является своевременное  отграничение легкой умственной отсталости от сходных с ней состояний.

Необходимо устанавливать своевременно причины неуспеваемости (неумение учиться, пробелы в знаниях, негативное отношение к учению, несвоевременное медикаментозное лечение и т. д.) и устранять их, развивая потенциальные возможности ребенка.

 В решение таких проблем помогает работа ПМПк ОУ.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития в картах сопровождения.

Как показала практика работы СП, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стала  положительной составляющей условий пребывания ребенка в интернате.  

Актуальность программы в том, что она направлена на создание условий для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида, повышение и рост профессионального мастерства специалистов МСПП службы.

Новизна: представленная программа не имеет аналогов.  Программа построена на основе анализа процесса обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях интернатной системы.

Цель программы: Обеспечение благоприятных психолого-медико-социально-педагогических условий для успешности максимального личностного и интеллектуального развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в ОУ.

Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении следующих задач:

1. Создать условия для успешной адаптации ребенка в ОУ интернатного типа.

2. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую безопасность.

3. Создать условия для согласованной работы всех структурных подразделений (педагогическое, медицинское, социальное, психологическое) по сопровождению в ОУ.

4. Способствовать просвещению педагогов, учащихся и их родителей и профилактике негативных ситуаций в ОУ, а также создавать благоприятный психологический  климат в ОУ.

5. Создание единой базы документации по психолого-медико-социально-педагогическому сопровождению.

Таким образом, в школе обучаются и воспитываются две категории детей: имеющие нарушения слуха и дети с нарушениями речи. Для успешного обучения и воспитания этих двух категорий детей требуется комплексная система медико-социально-психолого-педагогического сопровождения.

            Программа сопровождения детей на начальном этапе обучения в ОУ представляет собой целенаправленную, систематическую взаимную деятельность педагогов, педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников, детей, родителей.

Условия реализации программы:

  1. Партнерские отношения школы и родительской  общественности.
  2. Обеспеченность необходимыми кадрами.
  3. Согласованность всех структурных подразделений службы сопровождения (педагоги (сурдопедагоги, логопеды) медицинский персонал, социальный педагог, педагог-психолог).

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный этап (август – сентябрь 2013 г.)

        Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; оформление информационных, правовых уголков. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка.

Результаты диагностик обобщаются специалистами за «круглым столом», осуществляется планирование работы по сопровождению детей разных категорий и работы структурных подразделений ОУ (СП и ПМПк).

2. Практический этап(ноябрь 2013- апрель 2014)

         Практический этап реализации программы включает работу всех специалистов по составленным планам индивидуальной траектории развития ребенка; активное взаимодействие школы с представителями общественности (родителями), расширение социальных связей школы; обмен опытом по данной проблеме между специалистами. Повышение компетентности педагогических кадров осуществляется через работу в МО школы. 3.Заключительный этап (май - июнь 2014)

        Отслеживание динамики в уровне развития детей всеми специалистами. Определение эффективности программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида. Определение приоритетных направлений дальнейшей работы.

Прогнозируемые результаты:

  1. Успешная адаптация вновь прибывших детей в условиях интернатного обучения в ОУ.
  2. Наличие благоприятной среды для личностного и интеллектуального развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую безопасность.
  3. Отработанный механизм согласованной работы всех структурных подразделений (педагогическое, медицинское, социальное, психологическое) по сопровождению в условиях ОУ.
  4. Функционирование профилактической службы школы, способной оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддерживать хорошие показатели проведенной работы. Физиологическое и психологическое благополучие участников образовательного процесса.
  5.  Наличие единой базы документации по психолого-медико-социально-педагогическому сопровождению.

Способы отслеживания результатов:

1.        Показатели психодиагностических, педагогических, социологических и медицинских обследований.

2.        Единая база данных по сопровождению.

3.        Социальные опросы участников образовательного процесса на предмет изучения уровня удовлетворенности содержанием и организацией психолого-медико-социально-педагогического сопровождения.

Форма подведения итогов по реализации программы:

        Совещание при директоре с участием всех участников сопровождения. Выступление на педагогическом совете с «Итогами реализации программы  психолого-медико-социально-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида».


Перечень и содержание программных мероприятий:

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

Организационно методическая деятельность

1

Обновление нормативно-правовой базы:

• Договор с родителями о «ПМСП сопровождении»

• Утверждение «Карт сопровождения» для воспитанников  школы I и II вида

• Разработка «Карт сопровождения» для воспитанников школы V вида

 Утверждение «Карт учащегося группы риска»

сентябрь

август

октябрь

специалисты СП,

ПМПк

2

Методический час для педагогов:

 Документация работников школы по сопровождению детей

(индивидуальная программа сопровождения, дневник наблюдения)

октябрь

ЗД по ВР                           ЗД по УР      

3

Планирование работы на год:

•Работа СП

•Работа ПМПк

сентябрь

ЗД по ВР                           ЗД по УР

Практический этап

Просвещение и профилактика

Учащиеся

1

Психологические часы:

• Будем дружить (0 класс)

• Будем дружить (1(р) класс)

• В поисках хорошего настроения (2 г/х класс)

• Учимся снимать усталость (2 (р) класс)

• Как научиться жить без драки  (3 (II) «А» и 3 (II) «Б» классы)

• Нарисуй подарок самому себе (3 г/х класс)

• Учимся снимать усталость (5 г/х класс)

• Ты и я – такие разные (5 г/х, , 6(II) классы)

• Игра «Колючка» (5 (р), 6 (р) классы)

• Как научиться жить без драки  (5 (II) к класс)

• Ты и я – такие разные (7 г/х класс)

• Нарисуй подарок самому себе (8 г/х «А», 8 г/х «Б» классы)

• Я и мой выбор (за здоровый образ жизни) (8 (II) класс)

• Барьеры непонимания (9 (II) класс)

• Тренинг уверенности (11 г/х класс)

октябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

сентябрь

декабрь

январь

февраль

март

март

апрель

апрель

сентябрь

ноябрь

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

психолог, кл. рук.

2

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из малообеспеченных, многодетных семей и детей-инвалидов.

каникулярное время

соц. педагог

3

Правовые классные часы:

• Знаешь ли ты свои права и обязанности (0 – 4 классы)

• Что ты должен знать об УК РФ (5 – 7 классы)

• Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 – 10 классы)

соц. педагог, кл. рук.

Педагоги

1

Организация работы по профилактике профессионального выгорания

в течение года

психолог

2

Круглый стол службы ПМСП сопровождения

«Опыт, проблемы, перспективы»

декабрь

Родители

1

Оформление информационных стендов

в течение года

соц. педагог, психолог

2

Родительский лекторий:

• Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки

• Трудный возраст или советы родителям

сентябрь

по запросу

психолог

психолог

3

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

в течение года

соц. педагог,

инспектор ПДН

Диагностика

Учащиеся

1

мониторинг уровня здоровья обучающихся и целенаправленное отслеживание лечение в течение всего времени обучения в школе.

в течение года

мед. персонал

2

Сбор информации о семьях, через анкетирование, наблюдение, беседы с учителями и воспитателями.

в течение года

соц. педагог, кл. рук. психолог.

3

Исследование уровня адаптации

октябрь

психолог

4

Исследование социального статуса ребенка

сентябрь

соц. педагог, кл. кур.

5

Исследование медицинских документов

сентябрь –

октябрь

мед. персонал

6

Заполнение первичных речевых карт

сентябрь-октябрь

логопеды

7

Комплексное психолого-педагогическое обследование дошкольников

ноябрь

сурдопедагог, воспитатель, психолог

8

Исследование школьной мотивации

ноябрь

кл. рук., психолог

9

Исследование уровня тревожности

ноябрь        

кл. рук., психолог

10

Исследование социального статуса

ноябрь        

кл. рук., психолог

11

Исследование познавательной сферы

в течение года

психолог

12

Исследование уровнем удовлетворенности учебно-воспитательным процессом и комфортности в школе

апрель

воспитатель, психолог кл. руководитель

13

Проективная диагностика «Рисунок семьи»

в течение года

психолог, кл. рук.

14

Наблюдение в разных видах деятельности

в течение года

соц. педагог, психолог

15

Исследование уровня воспитанности учащихся

апрель

воспитатели

Родители

1

Опросник родительского отношения

по запросу

психолог

2

Исследование «тип семейного воспитания»

по запросу

психолог

Коррекционно-развивающая работа

1

Работа «Клуба общение» (коррекционно-развивающие занятия по плану)

в течение года

психолог

2

Проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

в течение года

пед. коллектив

Консультативная работа

1

Рекомендаций по соблюдению режима дня, приема лекарственных препаратов, особенностей медикаментозного лечения

в течение года

мед. персонал

2

Индивидуальные беседы с учителями и родителями с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании.

в течение года

специалисты СП,

ПМПк

3

Выступление на педагогических советах и родительских собраниях с результатами мониторинговых исследований.

в течение года

специалисты СП,

ПМПк

4

Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся.

в течение года

специалисты СП, ПМПк

5

Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения.

в течение года

специалисты СП, ПМПк

6

Разработка совместных  рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками.

в течение года

специалисты СП, ПМПк

Работа школьных служб

Совет профилактики

1

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов

в течение года

специалисты СП

2

Составление базы данных по социально неблагополучным, малообеспеченным семьям

сентябрь

соц. педагог

3

Составление базы данных «группы риска»

сентябрь

соц. педагог,

психолог

3

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

в течение года

специалисты СП

4

Обеспечение социальной защиты ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах

в течение года

специалисты СП

Психолого-медико-педагогический консилиум ОУ

1

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов

в течение года

специалисты ПМПк

2

Выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями

в течение года

специалисты ПМПк

3

Отслеживание периода адаптации

сентябрь-октябрь

психолог, соц. педагог

4

Составление базы данных пролеченных (по рекомендации невропатолога и психиатра) воспитанников

сентябрь

мед. персонал

5

Составление базы данных для прохождения комиссии ВТЭК

в течение года

мед. персонал

6

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка

в течение года

специалисты ПМПк

7

Анализ успешности коррекционно-развивающей работы

в течение года

специалисты ПМПк

Заключительный блок

1

Круглый стол службы ПМСП сопровождения

«Результативность, проблемы, перспективы»

май

специалисты СП,

ПМПк

2

Выступление на педагогическом совете с отчетом о работе службы ПМСП сопровождения

июнь

специалисты СП,

ПМПк



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»

Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы

Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программ...

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида....

Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"

Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...

Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе

Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...