Проект "Пословицы и поговорки"
проект

Семидоцкая Анастасия Владимировна

Развитие и активизация словарного запаса, зрительного восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poslovitsy_i_pogovorki.docx402.49 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Гагаринская школа – интернат»

Проект «Пословицы и поговорки»

     

                                          Подготовили: учитель- дефектолог Семидоцкая А. В.

                                                        2022 г

Тема проекта. «Пословицы и поговорки».

Цели: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

- уточнить значения некоторых из них;

- развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

- учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

- анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в виде плаката с рисунками;

придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

проиллюстрировать несколько пословиц;

выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации в виде собственных рисунков и плакатов.

Этап 4. Защита проекта.

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Ход урока-презентации своих плакатов.

1.Пословицы и поговорки. (слово педагогу)

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

Выступление учащихся. Презентация своих работ. (Приложение)

Рассказ учителя  - дефектолога о пословицах народов мира.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Кроссворд, викторина, игры с пословицами.

1. Вставь рисунок в пословицу.

Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда ... на горе свистнет. (Рак.)

... рубят – щепки летят. (Лес.)

Не ..., так и не мычи. (Корова.)

Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому ... – большое плавание. (Кораблю.)

2. Собери части пословицы.

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

3. Дуэль. Кто больше назовёт пословиц, где встречаются числа.

4. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

По горизонтали: Дело мастера боится.

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза ... .
2. Скучен день до вечера, коли делать ... .
3. Кончил дело – гуляй ... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать ... .
5. Поспешишь – людей ... .
6. Хочешь много знать, надо мало ... .
7. Умелые руки не знают ... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не ... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на ... .
10. Семь раз примерь – один раз ... .
11. Без труда не вынешь рыбку из ... .
12. На чужую работу глядя, сыт не ... .
13. Что посеешь, то и ... .
14. У работящего в руках дело огнем ... .
15. Труд человека кормит, а лень ... .
16. Делу время – потехе ... .
17. 
Ответы.  1. Продирает.2. Нечего.3. Смело.4. Сегодня.

5.Насмешишь.6. Спать. 7.Скуки.8. Сидится.9. Печи.10. Отрежь.11. Пруда.12. Будешь.13. Пожнешь.14. Горит.15. Портит.16. Час.17. Горячо

5.Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.

Первый клин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Куй железо, пока ... 

Приложение

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»

Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ – НАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.

Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веко...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Английские пословицы и поговорки. Этимология, русские аналоги, трудности перевода.

Статья об особенностях употребления английских пословиц и поговорок, их русских эквивалентах и о трудностях, с которыми встречаются учащиеся при переводе....

Пословицы, поговорки о труде

Пословицы, поговорки, загадки о труде можно использовать для различных внеклассных мероприятий, а также использовать и  на уроке....

Пословицы и поговорки

Презентация к уроку литературы в 7 классе. Содержит иллюстративный материал по тематике пословиц, игру "Собери пословицу"....

Шуточная викторина "Животные в пословицах и поговорках"

Материал используется для проведения викторины в начальной школе, в 5 классах....