Формирование Soft Skills на уроках проектной деятельности в старшей школе
статья

Аннотация: данная статья посвящена вопросу формирования так называемых «гибких навыков» (soft skills) на уровне среднего общего образования. Приводится также их сравнение с метапредметными компетенциями, которые являются частью учебного процесса. Рассматривается проект как метод формирования soft skills.

Ключевые слова: soft skills, метапредметные навыки и умения, проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f-e_soft_skills_na_ip.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Н. Таистова ГБОУ СОШ №321, Санкт-Петербург, Россия ФОРМИРОВАНИЕ «SOFT SKILLS» И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

Аннотация: данная статья посвящена вопросу формирования так называемых «гибких навыков» (soft skills) на уровне среднего общего образования. Приводится также их сравнение с метапредметными компетенциями, которые являются частью учебного процесса. Рассматривается проект как метод формирования soft skills.

Ключевые слова: soft skills, метапредметные навыки и умения, проект.

Вопросы профессиональной реализации — одни из наиболее важных в нашей жизни, поэтому действующая система образования в России ставит перед собой цель формирования не только технических, узкоспециализированных профессиональных навыков и компетенций, но и так называемых «soft skills» (гибкие навыки) через метапредметные результаты. Под термином «soft skills» мы имеем ввиду широкий спектр умений, который включает в себя умение организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, а также креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. Это навыки, которые помогают людям находить оптимальные решения в широком спектре задач. Именно эти навыки, не описанные ни в пошаговых, ни в должностных инструкциях, сотрудник применяет в большей части рабочего времени. Сара Снелл дает следующее определение этому понятию: это навыки, способности и черты характера личности, а также поведение человека, а не формальные или технические знания [4]. Профессиональное сообщество менеджеров по персоналу электронного ресурса «HR-elearning» выделяет самые популярные и востребованные работодателями навыки категории «soft skills», представленные ниже. 1. Коммуникационные навыки заключаются в связанной конструктивной речи, четком изложении мыслей, активном слушании, презентации, а также высоком уровне навыков деловой переписки. Немаловажным умением является способность передавать информацию, содержащую в себе специализированную лексику, партнерам, клиентам и сотрудникам, которые не имеют технологических знаний в этой области.

2. Компьютерная и техническая грамотность также необходимы, поскольку большинство рабочих мест в настоящее время требуют продвинутых компетенций в компьютерном программном обеспечении. Тем не менее, определенное количество соискателей не умеют работать с ПК и со специализированным ПО.

3. Ценный актив на рабочем месте составляют межличностные навыки. В эту категорию входят способность работать в команде, умение общаться с людьми и управление конфликтами.

4. Не стоит недооценивать способность адаптироваться к изменениям на рабочем месте и управлять сразу несколькими задачами. В современной технологической и быстро развивающейся деловой среде крайне важна способность подбирать новые технологии и приспосабливаться к изменяющимся условиям на рабочем месте. 5. Навыки исследования предполагают умение искать, оценивать и анализировать уникальную информацию. 6. Навыки управления проектами (организация, планирование и эффективное выполнение проектов и задач) являются неотъемлемой частью работы профессионала. В настоящее время российские компании еще не нанимают менеджеров по проектам, потому что работодатели ожидают от всех сотрудников обладания этим навыком. 12 7. Умение решать проблемы, используя креативность, анализ ситуации, перспективное видение исходов, прошлый опыт, информацию и доступные ресурсы для решения проблем. Данный навык особенно привлекателен для работодателей тем, что его наличие экономит деньги и ресурсы в организации. 8. Эмоциональный интеллект – это навык, который относится к социальным навыкам, социальной осведомленности и способностям самоуправления. Эмоциональный интеллект обычно является тем, что проявляется в реальных взаимодействиях с коллегами, клиентами, с руководителем, чувством такта и своевременности реакции. Главное здесь то, что вы управляете эмоциями, а не они вами [1]. Для осуществления успешной учебной и профессиональной деятельности у выпускников школ быть сформированы как специализированные навыки конкретных предметных областей («Hard skills»), так и навыки, которые позволяют им применять свои знания непосредственно в рабочих условиях. Такие навыки еще называют «мягкими» или «гибкими». Тем не менее, в большинстве отчетов и аналитической литературы существует консенсус относительно низкого уровня квалификации принятых на работу выпускников колледжей и вузов, в частности, навыков коммуникации. Очевидно, что отсутствие навыков межличностного общения влияют на производительность труда, результативность и эффективность. В контексте российского образования существует иное название для «гибких» навыков: метапредметные результаты. Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. Измеряя качество системы образования, на одно из первых мест вышла проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях. Данный подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности в Федеральном государственном образовательном стандарте [3]. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся. Они заключаются в освоении универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Во ФГОС указаны основные критерии, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой, куда также входит предметная дисциплина «Индивидуальный проект», так как проектная и исследовательская деятельность является составной частью образовательной деятельности обучающихся: 1. Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

 самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;

 проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;

 сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;

 самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;

 способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;

 рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;

 оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;

 оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;

 уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности. 2. Умение работать в коллективе:

 организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;

 эффективно работать и в группе, и самостоятельно;

 согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;

 находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;

 проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;

 выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение. 3. Умение осуществлять познавательные действия:

 определять суть понятий, обобщать объекты;

 находить аналогии;

 самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;

 создавать, использовать и изменять символы, знаки;

6  создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;

 осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

4. Умение использовать компьютерные технологии:

 использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;

 определять надежность и достоверность источника;

 уметь выбирать нужную информацию;

 знать способы передачи, копирования информации;

 использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

5. Наличие коммуникативных умений:

 полноценное владение устной и письменной речью;

 уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;

 владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;

 с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;

 поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;

 иметь высокую культуру речи.

Согласно приведенным критериям, применение метода проектов имеет внушительные преимущества, поскольку способствует успешной социализации учащихся за счет создания адекватной информационной среды, в рамках которой они учатся ориентироваться самостоятельно. Выход за рамки учебных программ заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к электронным источникам, в том числе Интернет-ресурсам, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом и компьютерной грамотности. Развитие творческих способностей обучающихся происходит в процессе работы на уроках и непосредственно при подготовке проекта, Помимо вышеперечисленного, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы: 1) выявление проблемы исследования; 2) постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; 3) формулировка гипотез исследования; 4) определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез; 5) сбор информации; 6) аналитическая работа; 7) корректировка поставленных задач и хода исследования; 8) дальнейший поиск информации; 9) анализ новых фактов; 10) обобщение-рассуждение — получение новых данных; 11) оформление результатов исследования; 12) обсуждение и транслирование полученных результатов. Работа над решением значимой проблемы формирует личность, способную осуществлять целеполагание и планирование, распределять задачи, роли и ответственность между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять подведение итогов. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Ниже приведена таблица соотношения навыков «soft» и метапредметных компетенций учащихся, реализация которых в большой степени осуществляется в рамках школьного предмета «Индивидуальный проект» [2]. Таблица 1. Соотношение компетенций Навыки и компетенции Soft skills Метапредметные результаты коммуникати вные комуникационные навыки; межличностные навыки умение работать в коллективе; наличие коммуникативных умений компьютерна я грамотность компьютерная и техническая грамотность умение использовать компьютерные технологии информацион ная навыки исследования умение осуществлять познавательные действия планирование деятельности управления проектами; решение проблем умение планировать и осуществлять свою деятельность адаптация эмоциональный интеллект Анализ соотношения навыков, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности, и компетенций, формируемых на уроках проектной деятельности позволяет сделать вывод: формирование «гибких навыков» осуществляется в общеобразовательных учреждениях, так как результатами реализации проектной деятельности, согласно положению о проектной деятельности, являются: обученность планированию; сформированнность навыков работы с информацией; креативность и критическое мышление; сформированость навыков публичного выступления, а также позитивное отношение к деятельности.

Список использованных источников

1. Блог профессионального сообщества менеджеров по персоналу. [Электронный ресурс] // HR, 2014. URL: https://hr-elearning.ru/top10-soft-skills-navykov-vostrebovannykh-rabotodatelyami/ (дата обращения: 23.09.2021)

2. Положение об индивидуальном учебном проекте обучающихся в ГБОУ школа № 32 Центрального района Санкт-Петербурга: СанктПетербург, 2020 – 27 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 год М.: Эксмо, 2013 – 208 с. – (Актуальное законодательство)

4. Snell S. Soft or Hard Boiled: Relevance of Soft Skills for IS Professionals / Snell. S. // Universal College of Learning Palmerston North. – New Zealand. – 2002

E.N. Taistova FORMING «SOFT SKILLS» AND META-SUBJECT SKILLS IN SENIOR EDUCATION ON INDIVIDUAL PROJECT LESSONS Abstract: This article is devoted to the formation of so-called «soft skills» in senior education. They are also compared with metasubject competencies that are part of the educational process. The project is considered as a method for the formation of soft skills. Keywords:soft skills, meta-subject skills, project.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей школе

В нашей школе информатика – один из инновационных и востребованных предметов школьной подготовки,  делающих ее современной и приближающей к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она явля...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих...

Проектная деятельность в старшей школе. Проблемы и пути решения. Этапы работы над проектом.

В данной статье представлен материал по работе с проектами в старшей школе. Актуальность данной темы связана с введением индивидуальных проектов в 10, 11 классах в связи с переходом на ФГОС СОО. Данна...

Статья по теме: " Обзор научных исследований по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science)"

Данная статья представляет собой обзор научных российских и зарубежных публикаций, посвященных аспектам развития soft skills....

Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)

Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)....

Формирование soft skills в процессе исследовательской деятельности младших школьников

В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, еще не учат в российских школах. Под «...

Формирование soft skills средствами предмета «Иностранный язык»

В выступлении дается определение hard skills и soft skills, представлены технологии и формы работы на уроке иностранного языка, с помощью которых можно формировать и развивать soft skills....