Статья по теме: " Обзор научных исследований по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science)"
статья

Шарапов Антон Александрович

Данная статья представляет собой обзор научных российских и зарубежных публикаций, посвященных аспектам развития soft skills.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzor.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Введение. В современном мире профессионалу практически в любой сфере занятости, чтобы быть востребованным на рынке труда, быстро построить карьеру и добиться личного успеха, необходимо владеть soft skills (англ. «мягкие / гибкие навыки»): умениями общаться и нестандартно, творчески мыслить, работать в команде и брать на себя ответственность, эффективно организовывать свое время и быстро адаптироваться в новых ситуациях и т. п. – т. е. нужно быть обладателем социальных качеств, которые принято называть универсальными компетенциями, помогающими находить оптимальные взвешенные решения в широком спектре ежедневных профессиональных задач. Эти навыки не поддаются количественному измерению и, как правило, не описаны в должностных инструкциях, но именно они обеспечивают высокую производительность и продуктивность труда в любой отрасли. В западных странах уже достаточно давно изучаются вопросы и стратегии формирования soft skills у разных категорий населения. В последнее время эти проблемы гораздо чаще стали привлекать внимание и российских ученых. Растущая актуальность указанной проблематики связана с переменами, происходящими в системе образования, изменениями образовательных и личностных ориентиров, требований к профессиональной деятельности. Данная статья представляет собой обзор научных российских и зарубежных публикаций, посвященных аспектам развития soft skills.

Цели предпринятого авторами исследования – обозначить основные тенденции изучения soft skills и возможностей их обретения индивидом; обнаружить точки соприкосновения и отличия отечественных и зарубежных изысканий; выявить наиболее перспективные направления научных поисков.

Методология и методы. Работа выполнена с опорой на сравнительно-исторический метод. В ходе исследования использовались контент-анализ и сопоставительный анализ содержания документов, статей и материалов статистических отчетов, размещенных в международных базах данных Scopus и Web of Science в период с 1975 г. по март 2019 г.

Результаты и научная новизна. Впервые проведенный в области отечественной педагогики ретроспективный панорамный обзор публикаций о soft skills и систематизация иной касающейся обсуждаемой темы информации указывают на сходство существующих в разных странах проблем: отсутствия должного внимания к формированию soft skills при составлении учебных программ; недостаточного привлечения работодателей к этому процессу; сложности наблюдения и оценки «гибких» навыков; несовпадения набора приобретенных выпускниками вузов во время учебы компетенций с ожиданиями и спросом на рынке труда и др. Предлагаются различные пути развития soft skills: организация специальных, преподающихся вне предметного контекста курсов (уже показавших свою неэффективность), освоение soft skills параллельно с процессом предметного обучения или посредством потенциала отдельных дисциплин. Но международное научное сообщество солидарно в том, что образовательные программы в любом случае необходимо переориентировать на формирование soft skills. Вместе с тем общей тенденцией является изложение в большинстве исследований локальных статистических результатов, довольно узкая профессиональная тематика изысканий и ограниченность их по времени (1–2 учебных года). Среди методического инструментария измерения универсальных социальных навыков как российские, так и иностранные авторы отдают предпочтение case study, classroom research и опросникам.

В целом российская педагогическая наука демонстрирует тот же вектор развития, что и зарубежная, однако проходит те же, что и другие страны, стадии с отставанием. Единственное существенное отличие установлено в части тематики исследований: ученых России, судя по публикациям, мало занимает проблема soft skills мигрантов, которая за рубежом является одной из самых актуальных. Возможно, это объясняется спецификой миграционных процессов: если в страны Евросоюза прибывает множество иноземцев с совершенно разной культурной и религиозной ментальностью, то в Россию мигрируют в основном выходцы из бывших советских республик, близких к россиянам по эмоциональному интеллекту.

Практическая значимость. Результаты аналитического обзора позволяют научно-педагогической общественности составить целостное представление об основных тенденциях изучения проблем формирования soft skills и вычленить приоритетные направления дальнейших исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное исследование как средство формирования профессиональной компетенции конкурентоспособного специалиста

В ФГОС III поколения большое внимание уделяется самостоятельной и исследовательской работе студентов. В статье рассматриваются основные направления, виды и формы организации  научно-исследователь...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях качество образования является важной характеристи­кой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом....

Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)

Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)....

Формирование soft skills в процессе исследовательской деятельности младших школьников

В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, еще не учат в российских школах. Под «...

Формирование soft skills средствами предмета «Иностранный язык»

В выступлении дается определение hard skills и soft skills, представлены технологии и формы работы на уроке иностранного языка, с помощью которых можно формировать и развивать soft skills....

Формирование Soft Skills на уроках проектной деятельности в старшей школе

Аннотация: данная статья посвящена вопросу формирования так называемых «гибких навыков» (soft skills) на уровне среднего общего образования. Приводится также их сравнение с метапредметными...