Статья на тему: PISA – Международное исследование в области качества образования
статья по географии по теме

Халиулова Лилия Юрьевна

Исследование в области качества образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Статья на тему: PISA – Международное исследование в области качества образования

                

Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?

На этот вопрос пытаются ответить специалисты 65 стран мира в ходе Международной программы PISA, в которой впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений. Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оценивается читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность).

Задачи программы: выяснить

1. Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

2. Что изменилось в российском образовании за последнее десятилетие?

3. В каком направлении следует совершенствовать российское образование?

Актуальность программы:

Почему российская система образования не способствует развитию у учащихся умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи.

Исследование PISA -  проводится трехлетними малыми циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений исследования. В 2000 году основным направлением исследования была «читательская грамотность», в 2003 году –«математическая грамотность», в 2006 году – «естественнонаучная грамотность». В 2009 году, в котором основным направлением являлась опять читательская грамотность, завершился первый полный цикл мониторинга сформированности читательской грамотности.

Важно отметить, что с каждым циклом проекта увеличивается количество стран-участниц (2000 год – 32 страны; 2003 год – 40 стран, 2006 год – 57 стран, 2009 год – 65 стран). Это свидетельствует о том, что все больше стран мира признают важность данного исследования для совершенствования общего образования.  

Состав российской выборки с учетом образовательных программ представлен в таблице. В выборку вошли учащиеся основной и средней школы, которым на момент тестирования исполнилось 15 лет, а также 15-летние учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. ( показано в %). ( В таблице показано количество учащихся разных параллелей в %). Учащиеся, обучавшиеся по программе основного общего образования (7-9 классы), составили 71% выборки (в 2000 году в выборку вошло 29,3% таких учащихся)4, при этом учащиеся только 9 класса составили 60,1%. Учащиеся старшей средней школы, обучавшиеся по программе общего среднего образования, составили 24% (в 2000 году – 48,4%); студенты начального и среднего профессионального образования – 4,9% (в 2000 году – 22,1%).

Для оценки сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности разрабатывались комплексные или структурированные задания, объединенные общей темой или проблемой, связанной с реальной жизнью. Каждое из заданий включало тексты, а также таблицы, или диаграммы, или графики, в которых описывалась или была представлена некоторая проблема или ситуация, и 1-6 вопросов различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивалась способность учащихся понять текст или проблему, тем или иным образом связанную с рассматриваемой в тексте ситуацией, ответить на вопросы к тексту или решить проблему, используя знания из той или иной предметной области.

В международных тестах PISA учащимся предлагались не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений.

  1. Читательская грамотность. 

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением  для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

  1. Математическая грамотность.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

  1. Естественнонаучная грамотность.

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные  знания для

распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования

основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные

особенности естествознания как формы человеческого познания.

  Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2009 года показала весьма неутешительные для России результаты. По всем параметрам наша страна не поднялась выше 37-го места среди 65 государств-участников.

Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи. Одна из причин этого явления – крайности в реализации академической направленности российской школы, перегруженность программ и учебников, ориентация учебного процесса в основном на изучение содержания отдельных предметов.

Даже первичный анализ выполнения отдельных заданий показывает, что результаты могут быть даже выше среднего международного по заданиям, в которых оцениваются предметные знания. А вот если нужно эти знания применить в конкретных ситуациях, то, к сожалению, наши школьники показывают более низкий результат. Это зафиксировано не только по итогам исследования PISA, но и всех международных исследований, которые проводили.

 Это PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста. Проводится раз в пять лет, изучаются результаты обучения в начальной школе.

TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования. В 2007 г.  наша страна впервые принимала участие. Результаты выполнения международных тестов превышают средние международные показатели.

Невысокие результаты международных тестов  PISA  можно объяснить несколькими причинами. Почти все задачи были предложены в нестандартной для российских учащихся формулировке, которая значительно отличалась от учебных заданий, типичных для большинства российских действующих учебников.

Отдельные задачи требовали либо приближенных методов решения, использование которых не практикуется при обучении математике, либо для решения задачи требовалось выполнить только простейшие непосредственные вычисления, что зачастую смущало 15-летних учащихся России. В некоторых случаях требовалось с учетом содержания задания интерпретировать полученное решение и отобрать ответ, отвечающий условию задачи. Невысокие результаты выполнения таких заданий в ряде случаев объясняются отсутствием у учащихся привычки к самоконтролю.

К сожалению, формированию практико-ориентированных знаний и умений в российской школе не уделяется должного внимания.

Как показали последние результаты PISA-2009, по владению естественнонаучными дисциплинами Эстония вышла на 2-е место среди стран Европы. Достижение таких результатов не обходится без некоторого заимствования положительного опыта соседней Финляндии.

Фины показывают достаточно высокие результаты и в академических областях и в функциональной грамотности. У них сбалансированная программа. В Финляндии работать учителем очень престижно, конкурс в университеты на педагогический факультет – шесть человек на одно место, у учителей высокая зарплата. Все школы имеют практически одинаковое хорошее материально-техническое обеспечение. И что не менее важно – проводится ранняя диагностика знаний и оказывается целевая помощь детям с самого раннего обучения. По данным финской статистики, более 40 процентов пятнадцатилетних школьников находились в процессе обучения в школе в системе коррекционного обучения, но не в классе коррекции, а просто с ними дополнительно занимались специалисты. То есть проблемы не накапливаются из класса в класс, а решаются по мере их возникновения с помощью специалистов.

В лидерах PISA-2009 - Китай, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Канада. При этом в сравнении с последним исследованием PISA-2006 результаты Южной Кореи подросли на 30 баллов, Германия, проведя реформу образования, существенно сократила разрыв между хорошо и слабо подготовленными детьми. Польша, которая в 2000 году была рядом с нами на первых местах с конца, сейчас уверенно заняла 11-е место. Чили улучшила показатели на 50 баллов. В 2006 году мы  скатились в самый конец, а сейчас вернулись на уровень 2000 года .

Результаты исследования PISA выдвигают много вопросов перед школьным естественнонаучным образованием, в котором пока слабо реализуются новые приоритеты образования: ориентация не на освоение большого объема естественнонаучных знаний, а на формирование способности применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, уметь работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию.

Сейчас в России начинают внедрять президентскую инициативу «Наша новая школа». Там прописан переход на «исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать новое, выражать собственные мысли, принимать решения».

Российской системе образования необходимо предпринять ряд усилий по созданию новых учебных пособий, переподготовке учителей, мониторингу способности применять изученные знания в учебных и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные условия обучения учащихся в школе.

Результаты исследования PISA требуют дальнейшего анализа российскими методистами, психологами, авторами учебников, разработчиками стандартов и другими специалистами в области общего образования. При разработке стандартов второго поколения и сопровождающих методических материалов, которая осуществляется в настоящее время, необходимо широкое общественное обсуждение для нахождения разумного баланса между традиционными приоритетами в области общего образования в России и приоритетами, которые проявились в исследовании PISA.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование ЭОР по математике как средство повышения качества образования по предмету"

Выступление на РМО учителей математики на тему "Использование ЭОР на уроках математики"...

Международные исследования в области естествознания: усиление прикладной направленности школьного курса химии

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Городской методический семинар «Обучение химии в современной школе: подходы и перспективы». Круглый стол: Примеры реализации со...

Статья "Технология проблемного обучения как средство достижения высокого качества образования по предметам гуманитарного цикла"

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного у...

Статья "Применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования."

Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания. В школах отказываются от тра...

Значимость международных исследований для повышения качества образования

Сравнительный анализ основных международных исследований функциональной грамотности, в которых принимают участие российские школьники....

Статья по теме: " Обзор научных исследований по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science)"

Данная статья представляет собой обзор научных российских и зарубежных публикаций, посвященных аспектам развития soft skills....

Международные исследования в области образования.

Международные исследования в области образования....