Международные исследования в области образования.
статья

Международные исследования в области образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdunarodnye_issledovaniya_v_oblasti_obrazovaniya.docx281.02 КБ

Предварительный просмотр:

Международные исследования в области образования.

В настоящее время в России реализуется  Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования».

Программа призвана обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения.

Одним из целевых ориентиров в развитии образования является усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг, а также обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг - листа результатов международных исследований (перспективный план – войти в десятку лидеров).

Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области  образовательных услуг.

Существенную роль в оценке качества российского образования играют международные сравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить особенности подготовки российских школьников по сравнению с школьниками других стран в части овладения важными, признанными на международном уровне компетенциями: читательской, математической и естественно – научной грамотностью. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Современные технологии мониторинговых исследований качества образования позволяют  повысить объективность и педагогическую эффективность проводимых исследований на федеральном и региональном уровнях

                Международные исследования в области образования  позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. И они носят сравнительный характер.

            В настоящее время Российские школьники участвуют в нескольких международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным предметам. 3 основных исследования: PIRLS, TIMSS, PISA.

  • PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста).

http://tebyanschool.com/uploaded/images/Pirls1.png

 В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран. Исследование проводится с целью сравнения уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы

 Результативность: в последних трех исследованиях Россия входит в тройку (даже двойку) лидеров.

  • TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного школьного образования).  

https://mir-s3-cdn-cf.behance.net/projects/max_808/afb20781224547.Y3JvcCw0NzMsMzcwLDQ0NiwxOTg.png

В исследовании участвуют более 60 стран. Результативность: в последних трех исследованиях Россия уверенно входит в десятку лидеров.

https://krippo.ru/images/22_08_19-2.jpg

Как вы видите, PISA позволяет определить способность учащихся  использовать  приобретенные в школе знания в различных жизненных ситуациях.

        Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Почему для анализа выбраны знания именно 15-летних подростков? Потому что многие страны именно к этому возрасту завершают программы обязательного (среднего) образования, поэтому можно условно считать приблизительно одинаковым объем полученных учениками знаний.

        Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»

        Обратите внимание: данное исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ (т.е. не проверяется знание предмета), а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях (т.е. можете ли вы, учащиеся, справиться с жизненной ситуацией, применив опыт и знания, полученные на уроках).

        Страны мира  используют результаты международных исследований для реформирования системы образования -  вот почему более 60 государств принимают участие в сравнительном исследовании PISA. Кроме того, результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами.

                        Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом: в PISA оценивается не объем знаний, а их качество.

https://cdn-images-1.medium.com/max/1600/1*xiUfh2NJOv2GjjpgEFgsWA.jpeg

        Анализируя итоговые результаты исследований можно прийти к выводу, что имея неплохие, а зачастую даже отличные теоретические знания, учащиеся не могут применить их на практике. То есть теория далека от практики. Учащиеся сталкиваются с нестандартной формулировкой заданий, теряются в нестандартных ситуациях (при решении заданий с избыточным или недостаточным условием), им не хватает практического опыта применения полученных знаний. Также сказывается отсутствие  критического мышления, обучающиеся редко проявляют инициативу и креативность мышления. Для обучающихся  привычнее типичные, четко сформулированные задания единой направленности.

Конечно исследования не дают полную картину учебной подготовки школьников в сравнении с задачами образования, но позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования и наметить пути эффективного достижения поставленных целей.   Кроме того, исследования дают информацию о состоянии образования, позволяют соотносить планируемые и достигнутые результаты, выявлять на этой основе наиболее существенные проблемы, требующие решения.

Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия практических, прикладных  умений, то есть подготовку к реальной  жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых является  проверка предметных знаний и умений с помощью выполнения учебных заданий, практически  не связанных с реальной жизнью.

Важным условием успешности обучающихся становится  не только наличие теоретических знаний, но и умение применять их в незнакомой ситуации, при решении практико – ориентированных, метапредметных  заданий. В 2020 году  задания в формате PISA вошли в  ОГЭ по математике. Также планируется введение подобных заданий в ЕГЭ.

Таким образом,  участие в международных исследованиях позволяет решить следующие задачи: оценить влияние  мировых тенденций на развитии Российского образования; определить реальный уровень соответствия содержания  математического образования с планируемыми результатами;  понять, отвечают ли современному содержанию образования учебники, учебные планы, методические пособия, уровень подготовки учителей? житейских ситуациях. В итоге, дается ответ на вопрос: хватает ли молодым людям знаний и умений для полноценной жизни в современном обществе и могут ли они решать задачи, с которыми придется сталкиваться в разных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Показателями результатов обучения выступают не степень освоения учебных программ, а способность применять предметные знания и умения в ситуациях, требующих обобщать, размышлять, делать выводы, принимать решения и продуктивно действовать.

Хочется надеяться, что модернизация современного  образования будет опираться на опыт работы отечественной школы в прошлом и в настоящем; сохранять все позитивные традиции и достижения российской школы, заимствовать из зарубежной школы всё лучшее и применимое  в современных условиях.

Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международные исследования в области естествознания: усиление прикладной направленности школьного курса химии

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Городской методический семинар «Обучение химии в современной школе: подходы и перспективы». Круглый стол: Примеры реализации со...

Роль международных исследований в обновлении содержания математического образования. Попова Л.П.

В статье рассмотрены проблемы математического образования с точки зрения международных мсследований....

Компетентностный подход в образовании и результаты школьников в Международном исследовании PISA.

Выступление по материалам Центра оценки качества образования института содержания и методов обучения Российской Академии образования....

Компетентностный подход в образовании и результаты школьников в Международном исследовании PISA.

По материалам Центра оценки качества образования  института содержания и методов обучения  Российской Академии образования...

Значимость международных исследований для повышения качества образования

Сравнительный анализ основных международных исследований функциональной грамотности, в которых принимают участие российские школьники....

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Сборник статей по итогам 27 августа 2022 г. Стерлитамак, Российская Федерация Агентство международных исследований Agency of international research 2022 Международной научно-практической конфере

Сборник статей по итогам 27 августа 2022 г. Стерлитамак, Российская Федерация Агентство международных исследований Agency of international research 2022 Международной научно-практической конференции...