РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения» для обучающихся 5 классов
рабочая программа (5 класс)

Брагина Юлия Юрьевна

Аннотация

Настоящая программа курса внеурочной деятельности для 5 класса создана на с учетом требований к предметным и метапредметным результатам усвоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт направлена на развитие навыков смыслового чтения у обучающихся.

Структура программы представлена планируемыми результатами освоения курса внеурочной деятельности, содержанием программы, тематическим планированием, методическим и материально-техническим обеспечением программы, оценочной деятельностью, списком литературы.

При изучении курса используются следующие учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература 5 класс   и методическое пособие В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе 5 класс. М.А. Аристова. Литература. Диагностические работы. 5 класс

Объем программы составляет 34 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области‌‌

Отдел образования управления по социально-культурным вопросам администрации города Усолье-Сибирское‌

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1"

Рассмотрено на Заседании Научно-методического совета МБОУ «Гимназия №1»  

Протокол НМС №1 от 27.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом МБОУ «Гимназия №1»

от 28.08.2023г. № 230

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения»

для обучающихся 5 классов

город Усолье-Сибирское

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………….3

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности………….4

Содержание программы……………………………………………………………7

Тематическое планирование……………………………………………………….14

Материально-техническое обеспечение программы ……………………………17

Список литературы…………………………………………………………………17

Приложение ………………………………………………………………………..18

Аннотация

Настоящая программа курса внеурочной деятельности для 5 класса создана на с учетом требований к предметным и метапредметным результатам усвоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт направлена на развитие навыков смыслового чтения у обучающихся.

Структура программы представлена планируемыми результатами освоения курса внеурочной деятельности, содержанием программы, тематическим планированием, методическим и материально-техническим обеспечением программы, оценочной деятельностью, списком литературы.

При изучении курса используются следующие учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература 5 класс   и методическое пособие В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе 5 класс. М.А. Аристова. Литература. Диагностические работы. 5 класс

Объем программы составляет 34 часа.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения» для 5 классов составлена в соответствии с рекомендациями федеральной основной образовательной программы основного общего образования программой для образовательных учреждений «Литература» под ред. В.Я. Коровиной. - Москва: «Просвещение», 2022 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях/Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2023 и на основании следующих документов:

- Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (изменения от 01.09.2022 г.)

Одной из важных задач современного образования является повышение функциональной грамотности обучающихся. Сегодня функциональная грамотность рассматривается как базовое личностное образование, в соответствии которым ребенок должен обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку грамотности и стремление к дальнейшему образованию (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова).

Для развития функциональной грамотности в младшем школьном возрасте важное значение имеет обучение в деятельности, в соответствии с которым, ключевым подходом при построении образовательного процесса является деятельностный подход. Кроме того, важное значение имеет в образовательном процессе развитие самостоятельности обучающихся, умение решать учебные и практические задачи. С точки зрения социальной успешности необходимо осуществлять развитие навыков учебного сотрудничества, умение работать в парах и группах, развитие оценочной самостоятельности.

Одним из значимых аспектов функциональной грамотности является читательская грамотность, поскольку в основе любого учебного предмета лежит работа с разными текстовыми объектами. Читательская грамотность предполагает сформированность у обучающихся таких умений как умение находить и извлекать информацию, умение интегрировать и интерпретировать информацию, умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста, умение использовать информацию из текста. Развитие читательской грамотности более эффективно осуществляется, когда идет работа над овладением младшими школьниками смыслового чтения.

Под смысловым чтением понимают вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Целью смыслового чтения является максимально точное и полное понимание содержания текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию. Благодаря смысловому чтению художественное произведение обеспечивает включение читателя в эмоциональный настрой текста и его эстетическую составляющую. Развитие навыков смыслового чтения, безусловно, важно осуществлять как в условиях учебной деятельности, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обладает большим потенциалом для организации систематической последовательной работы в данном направлении, что определило цель и задачи программы.

Цель программы: - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 

− развивать навыки работы с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;

− способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;

− обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Хорошо развитые умения смыслового чтения необходим, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т.д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

Планируемые результаты освоения программы

Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов:

Личностные:

обучающиеся научатся

− осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

− использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные:

Регулятивные

обучающиеся научатся:

− элементарными навыками работы с книгой;

− умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/ аналитический);

− элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

обучающиеся получат возможность научиться:

− определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

− предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

−осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные

учащиеся научатся: 

− самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

− применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

− осуществлять смысловое чтение;

− устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

− определять главную тему, общую цель или назначение текста;

− предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

− находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

− находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

− выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

− понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

− выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

обучающиеся получат возможность научиться:

− выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

− объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

− сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

− интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

− задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

− прогнозировать содержание текста;

− находить скрытую информацию в тексте.

Коммуникативные

учащиеся научатся: 

− организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

− определять цели, распределять функции и роли участников;

− взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

− слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

− прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

− разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

− координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

− аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Предметные:

обучающиеся получат возможность

− использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

− обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях;

− составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

− делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

− приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

− преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

− откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

− оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

− использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

− оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Содержание рабочей программы

Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения).

Мониторинг качества чтения, анкетирование обучающихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.

Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата (создание портфолио достижений).

Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфеля достижений. Оформление первой страницы (результат работы с текстом и анкетирования).

Стартовая диагностика.

Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе библиотеки школы).

Тема 3. Учимся ставить цель чтения. («Знаю – хочу узнать – узнал».) 

Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: 

  • выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);
  • отграниченность (текст имеет начало и конец);
  • членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений);
  • связность (предложений и части текса связаны);
  • цельность (единое целое в отношении содержания и построения);
  • упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены);
  • смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности);
  • информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора).

Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Тема 7. Внимание к слову.

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем).

Объектами проверки являются умения

– отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,

– понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,

– отражать это понимание в выразительном чтении.

Контрольная работа № 1.

Тема 9. Наши друзья и помощники. (Словари и справочники)

Библиотечный урок (на базе библиотеки школы) или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru, http://ru.wikipcdia.org, http://febweb.rii/feb/slt/abc) Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.

Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)

Тема 10. Учимся читать учебный текст. (Элементы учебного текста)

Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.

Тема 11. Главное и неглавное в тексте. (Виды информации в учебном тексте.)

Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Тема 12. Учимся читать учебный текст. (Маркировка информации)

Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

Тема 13. Практикум-диагностика. (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.

Оформление результатов в портфель достижений.

Тема 14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах) 

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды:

графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности;

планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.)

Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.

Тема 15. Шифровка и дешифровка текста. (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.

Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам).

Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:

Контрольная работа № 2.

Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов»

Проводится как отчёт комиссий лексикографов о возможностях разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.

Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.

Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.

Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)

Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.

Практикум на основе комплексного анализа текста.

Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).

Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи)

Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.

Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример. Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис).
Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).

Тема 21. Воображение и прогнозирование. (Приёмы прогнозирования)

Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.

Тема 22. Воображение и прогнозирование. (Прогнозирование содержания)

Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов.

Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)

Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте.

Тема 24. Диалог с текстом. («Толстые» и «тонкие» вопросы)

Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей («Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)

Контрольная работа № 3.

Тема 25. Диалог с текстом. (Выделение главной мысли)

Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой.

Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.

Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте.

Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)

Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.

Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.

Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:

  • выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
  • выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
  • выясните значение незнакомых слов, терминов;
  • выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
  • запишите главную мысль абзаца кратко;
  • откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)

Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.

Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)

Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.

Тема 31. Когда текст прочитан? (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения (по способу передачи содержания).

Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.

Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)

Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение.
Во время рефлексивной работы с текстом используются
послетекстовые вопросы и задания:

Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?

  • Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
  • Что нового и полезного вы узнали из текста?
  • Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?
  • Возможны ли другие пути решения вопроса?
  • Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
  • Где можно применить полученные знания?
  • Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались? (при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)

Тема 33. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)

Тема 34. Чему я научился? (Подведение итогов, оформление портфолио)

Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.

Возможные варианты советов в Памятку:

  • начинайте чтение с выходных данных и заголовка;
  • ведите диалог с текстом и автором, задавайте вопросы и находите ответы, давайте свои формулировки ответов; выясняйте, что непонятно;
  • прогнозируйте содержание;
  • во время чтения маркируйте информацию, делайте выписки, составляйте таблицы, схемы;
  • составляйте план;
  • пересказывайте текст;
  • выражайте главную мысль и т.п.

Оформление (индивидуальное) портфолио достижений как результата работы и самоанализа.

Итоговый контроль. Контрольная работа. Представление портфолио «Мои достижения».

Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:

1) упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти (занятие 11);

2) диагностика умений работать с информацией и выделять главную мысль (занятие 13);

3) практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста с целью выявления и маркировки информации, отражающей строение текста-рассуждения (занятие 20);

4) диалог с текстом и выделение главной мысли (занятие 25);

5) обработка и перекодирование информации в форму несплошного текста таблицы, схемы и т.п. (занятие 30);

6) тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом (занятие 33).

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

Форма организации УПД

1

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

1

фронтальная,

индивидуальная

2

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительно). Библиотечный урок

1

фронтальная,

индивидуальная

3

Учимся ставить цель чтения

(«знаю – хочу узнать – узнал»)

1

фронтальная,

индивидуальная

4

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

1

Групповая,

фронтальная,

индивидуальная

5

С чего начинается текст?(Роль заглавия )

1

фронтальная,

индивидуальная

парная

6

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

1

фронтальная,

парная

7

Внимание к слову.

1

фронтальная,

индивидуальная, групповая

8

Тематический конкурс чтецов. Контрольная работа № 1.

1

фронтальная,

индивидуальная

9

Наши друзья и помощники. (словари и справочники)

1

индивидуальная

10

Учимся читать учебный текст. (Элементы учебного текста)

1

фронтальная,

индивидуальная,

групповая

11

Главное и неглавное в тексте.(Виды информации в учебном тексте)

1

фронтальная,

индивидуальная

12

Учимся читать учебный текст: маркировка информации.

1

фронтальная,

парная

13

Практикум - диагностика: тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль.

1

индивидуальная

14

Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошном тексте).

1

фронтальная,

индиви-дуальная

15

Шифровка и дешифрока текста: поиск и нахождение информации в несплошных текстах.

1

Групповая

индивидуальная

16

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи).

Контрольная работа № 2

1

индивидуальная

17

Ролевая игра: «Заседание учёного совета «лексикографов»

1

групповая

18

Сцепление в тексте: смысловые связи в тексте.

1

индивидуальная, фронтальная,

19

Погружение в текст: логико–смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи.

1

фронтальная,

индивидуальная

20

Погружение в текст: выделение тезисов и аргументов/примеров в тексте учебно - научного стиля речи.

1

индивидуальная ,индивидуальная

21

Воображение и прогнозирования. Приёмы прогнозирования.

1

индивидуальная фронтальная,

групповая

22

Воображение и прогнозирования: прогнозирование содержания.

1

фронтальная,

индивидуальная

23

Диалог с текстом: вопросы к тексту

1

фронтальная,

парная

24

Диалог с текстом: «толстые» и «тонкие» вопросы.

1

индивидуальная

25

Диалог с текстом: выделение главной мысли.

1

фронтальная,

индивидуальная

26

Игра – состязание «Аукцион вопросов и ответов»

1

групповая

27

Учимся читать «между строк»: скрытая информация в тексте

1

индивидуальная фронтальная,

28

Что помогает понять текст? (План текста)

1

индивидуальная

29

Что помогает понять текст.(Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

1

фронтальная,

индивидуальная

30

Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)

1

фронтальная,

групповая

31

Когда текст прочитан? (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

1

фронтальная,

индивидуальная

32

Когда текст прочитан (Оценка информации)

1

индивидуальная, парная

33

Практикум –диагностика.(Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)

1

индивидуальная

34

Чему я научился? (Подведение итогов, оформление портфолио)

2

индивидуальная

групповая

Итого

34 часа

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Раздаточный материал по темам курса
  4. Репродукции картин художников
  5. Экранные пособия.

Список литературы

  1. Белова Т. В. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературы // Вестник научных конференций. 2018.- № 9-3 (37).- С. 17-18.
  2. Григорьева А.К., Московкина И.И.  Смысловое чтение. 5 класс. Тренажер. ФГОС.  М: Экзамен, 2023. -  96 с.
  3. Дергилева Ж.И. Смысловое чтение. 5 класс. Анализ текстов разных стилей. М: Интеллект-центр, 2023. – 90 с.

  4. Кипарисова С.О. К проблеме диагностики степени развития навыков смыслового чтения // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. №11-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-diagnostiki-stepeni-razvitiya-navykov-smyslovogo-chteniya (дата обращения: 27.08.2023).
  5. Крючкова Ю. В. О роли чтения в современной образовательной парадигме // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2018.- № 2 (62).- С. 34-36.
  6. Потапенко А. Г. Смысловое чтение как общеучебное умение // Вестник научных конференций. 2017.- № 3-4 (19).- С. 82-83.
  7. Тершукова, Е. И. Структура и виды программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС / Е. И. Тершукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74555/ (дата обращения: 27.08.2023).

Приложение 1.

Контрольно-измерительные материалы для стартового контроля

Текст 1 «Бесценный дар»

С давних пор люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!

Одни доказывают, что язык – бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык – это подарок какой-то неведомой космической цивилизации.

Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остается загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.

Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем…И во всех случаях используем родной язык. Без языка общество не могло бы существовать.

Задание №1. Предположите, с какой целью автор написал этот текст

1) рассказать о свойствах языка

2) рассказать о том, как красив русский язык

3) убедить читателя в том, что современные учёные единодушны в вопросах

происхождения языка

4) задуматься над тайной, загадкой языка

Задание №2. Укажите строчку, слова и сочетания слов которой в наибольшей степени соответствуют

основной теме текста

1) увлекательные лингвистические легенды, родной язык

2) читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем

3) загадка языка, тайна происхождения языка

4) бесценный дар Бога, способность человека к речи

Задание №3. Укажите основную тему текста

1) загадка языка

2) язык – средство общения людей

3) язык – бесценный дар Бога

4) тайны лингвистики

Задание №4. Укажите, с какой целью автор рассказывает о научных предположениях происхождения языка

1)стремится донести до читателя мысль о необходимости изучать родной язык

2)стремится убедить читателя в том, что человеческий язык есть тайна, загадка, которую в будущем, возможно, предстоит тому, кто только начинает изучать язык

3)стремится убедить читателя, что только язык делает человека человеком

4)стремится показать разнообразие точек зрения на происхождение языка

Задание №5. Какое утверждение соответствует авторской позиции?

1) Автор считает, что «язык делает человека человеком» и «без языка общество не могло бы существовать».

2) Автор считает, что «язык – бесценный дар Бога».

3)Автор считает, что «способность к речи пришла к человеку сама по себе».

4) Автор считает, что «язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека».

Задание № 6. Какие фрагменты текста являются главными с точки зрения передачи основной информации текста?

1) Фрагменты, в которых содержится информация об основной теме, основной мысли текста, выражена авторская позиция.

2) Фрагменты, в которых приведены дополнительные аргументы, доказательства точки зрения автора.

3) Фрагменты, в которых автор эмоционально защищает свою точку зрения.

4) Фрагменты, в которых описываются трудности решения поставленной проблемы.

Задание №7. Прочитайте текст. Напишите, можно ли считать этот текст

текст кратким пересказом (сжатым изложением) исходного текста. Дайте краткое обоснование, например: Этот текст можно считать кратким пересказом исходного текста, потому что…

С давних пор люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. История знает на этот счёт много смелых научных предположений, но загадка происхождения языка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы исчез язык, люди бы перестали быть людьми. Язык делает человека человеком.

Во всех случаях общения мы используем родной язык. Без языка общество не могло бы существовать.

Задание № 8. Какое из предположений учёных о происхождении языка кажется вам наиболее правдоподобным? Кратко объясните свой выбор.

Задание № 9. Как вы думаете, какая из перечисленных книг сможет рассказать вам о загадках языка?

1)Л. Успенский «Слово о словах»

2) Готовые домашние задания по русскому языку

3) О.В. Никитин «Из истории обсуждения «Толкового словаря русского языка Д.Н. Ушакова»

4) «Слово о погибели земли Русской»

Приложение № 2

Контрольно-измерительные материалы для итогового контроля

Текст 2

«Святая Мария»

Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором. Двор стоял у самой реки, и по вёснам, когда спадала вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так, однажды, мы нашли туго набитую письмами сумку, а потом вода принесла и осторожно положила на берег и самого почтальона.

Сумку отобрал городовой, а письма, так как они размокли и уже никуда не годились, взяла себе тётя Даша. Но они не совсем размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась. Каждый вечер тётя Даша читала вслух по одному письму, иногда только мне, а иногда всему двору...Одно (самое интересное) из этих писем тётя Даша читала чаще других – так часто, что, в конце концов, я выучил его наизусть.

«Глубокоуважаемая Мария Васильевна!

Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды. Надеясь скоро увидеться с Вами, не буду подробно рассказывать о нашем тяжёлом путешествии на Землю Франца-Иосифа по плавучим льдам к Северному полюсу. Невероятные бедствия и лишения приходилось терпеть. Скажу только, что из нашей группы я один благополучно (если не считать отмороженных ног) добрался до мыса Флоры. «Св. Фока» экспедиции лейтенанта Седова подобрал меня и доставил в Архангельск. Я остался жив, но приходится, кажется, пожалеть об этом, так как в ближайшие дни мне предстоит операция, после которой останется только уповать на милосердие Божие, а как я буду жить без ног – не знаю. Но вот что я должен сообщить Вам: «Св. Мария» замерзла еще в Карском море и с октября 1913 года беспрестанно движется вместе с полярными льдами. Когда мы ушли, шхуна находилась на широте 82055’. Она стоит спокойно среди ледяного поля, или, вернее, стояла с осени 1913 года до моего ухода. Может быть, она освободиться и в этом году, но, по моему мнению, вероятнее, что в будущем, когда она будет приблизительно на том месте, где освободился «Фрам». Провизии у оставшихся ещё довольно, и её хватит до октября – ноября будущего года. Во всяком случае, спешу Вас уверить, что мы покинули судно не потому, что положение его безнадёжно. Конечно, я должен был выполнить предписание Ивана Львовича, но не скрою, что оно шло навстречу моему желанию. Когда я с тринадцатью матросами уходил с судна, Иван Львович вручил мне пакет на имя покойного теперь начальника Гидрографического управления, и письмо для Вас. Не рискую посылать их почтой, потому что, оставшись один, дорожу каждым свидетельством моего честного поведения. Поэтому прошу Вас прислать за ними или приехать лично в Архангельск, так как не менее трёх месяцев я должен провести в больнице. Жду Вашего ответа. С совершенным уважением, готовый к услугам штурман дальнего плавания И.Климов».

Адрес был размыт водой, но все же видно было, что он написан тем же твёрдым, прямым почерком на толстом пожелтевшем конверте.

(Валентин Каверин «Два капитана»)

Задание №1 Вы прочитали текст, в котором говорится о том, как

1) спасали экспедицию шхуны «Святая Мария»

2) осваивали неизвестные северные земли

3) проходила экспедиция шхуны «Святая Мария»

4) плохо была подготовлена экспедиция

Задание №2 Основная задача автора письма:

1) подробно рассказать о невероятных бедствиях и лишениях, которые терпели члены экспедиции

2) доказать честность своих поступков

3) сообщить о гибели экипажа и шхуны «Святая Мария»

4) сообщить важные новости Марии Васильевне о судьбе экспедиции, сообщить ей о письме, написанном Иваном Львовичем

Задание №3 Прочитав текст, вы узнали, что

1) штурман Климов лежит в больнице Архангельска

2) шхуна «Святая Мария» погибла во льдах

3) штурман Климов и команда покинули судно потому, что его положение безнадёжно

4) штурмана Климова и тринадцать человек команды подобрала экспедиция лейтенанта Седова

Задание № 4 Из текста понятно, что

1) штурман Климов покинул корабль по своему желанию, испугавшись зимовки во льдах

2) Иван Львович – капитан шхуны «Святая Мария»

3) экспедиция обречена на гибель

4) Мария Васильевна – жена штурмана Климова

Задание № 5 Прочитав текст, вы поняли, что экспедиция потерпела неудачу, потому что

1) штурман и команда покинули судно

2) шхуна застряла во льдах и сможет освободиться только через год

3) Иван Львович отправил прощальные письма

4) погиб капитан шхуны «Святая Мария»

Задание № 6 Если вы хотите полностью прочитать о судьбе шхуны «Святая Мария», упоминаемой в этом тексте, то какую книгу вам следует взять в библиотеке?

1) История географических открытий

2) В. Каверин «Два капитана»

3) И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»

4) Мемуары о войне в Северном море

Задание № 7. Получила ли письмо Мария Васильевна? Приведите не менее двух доказательств выдвинутого вами тезиса

Задание № 8 Заполните таблицу:

Шхуна «Святая Мария»

Цель экспедиции:

Местоположение во льдах:

Движение во льдах:

Задание № 9 Как вы думаете, почему письмо штурмана Климова тётя Даша читала чаще других?

Задание № 10 Почему письмо штурмана Климова вызвало такой интерес у рассказчика?

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Учащихся __________5__класса______

Коммуникативно –

речевые умения

Входной контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

1.Определять тему текста. Озаглавливать текст.

2.Определять главную мысль текста. Отношение

автора к своим персонажам.

3.Ориентироваться в структуре текста

4.Видеть и   понимать используемые в тексте языковые средства

5.Составлять план (простой и сложный)

6.Определять:

а) тип речи;

б) стиль речи

7.Самостоятельно строить высказывание (на основе творческого пересказа)

8.Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи

9.Извлекать нужную информацию из текста

10.Анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте

11. Выразительно читать

12.Пользоваться разными видами чтения

13. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

14.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

15.а) Понимать вопросы учителя;

б) давать на них ответы;

в) самим задавать вопросы

16.Распределять роли в группе, договариваться друг с

другом

17.Осуществлять информационную переработку

текста

Условные обозначения:

«-»- навык не сформирован;

«*»- сформирован частично;

«+»- сформирован;

«++»- хорошо сформирован.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по спецкурсу "Основы смыслового чтения" 5 класс. Тема "Текст как продукт речевой деятельности".

Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поста...

Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса

Данная программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...

Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)

Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом)

Программа внеурочной деятельности «Я успешный читатель» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) основана на принципах, которые определяют отношение к чтению как к средству...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) для обучающихся 5-9 классов.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность обра...

Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» для обучающихся 7-х классов

Данный курс ориентирован на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по смысловому чтению «Читаю. Понимаю. Применяю» для обучающихся 8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по смысловому чтению «Читаю. Понимаю. Применяю» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ...