Доклад на семинар для педагогических работников Челябинской области
учебно-методический материал
Доклад на семинар для педагогических работников Челябинской области «Формирование представлений детей и подростков о национально-культурных ценностях, формирующих навыки разрешения межличностных противоречий» (аспект коммуникативной направленности приобщения личности обучающихся к повседневной культуре взаимопонимания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на семинар для педагогических работников Челябинской области «Формирование представлений детей и подростков о национально-культурных ценностях, формирующих навыки разрешения межличностных противоречий» (аспект коммуникативной направленности приобщения личности обучающихся к повседневной культуре взаимопонимания).
Коммуникативная направленность приобщения личности обучающихся к повседневной культуре взаимопонимания
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный (инклюзивный) подход к обучению.
Развитие инклюзивного образования – актуальное направление развития, что вызвано социальной значимостью данного вопроса. Современное общество ставит важнейшей задачей формирование особого образовательного пространства, которое будет входить в рамки инклюзивной культуры, потому как главнейшим принципом современного общества является толерантное отношение к окружающим независимо от пола, расы, национальности, религиозных взглядов и, самое главное, особенностей здоровья. Каждый человек должен принять ценности различия между людьми и доброжелательно относиться к стремлениям, желаниям и успехам обучающихся, несмотря на особенности его развития [2].
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребёнка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), которая разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учётом примерной адаптированной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
Цель АОП:
- Содействие получению учащимися с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения.
- Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) в освоении программы.
- Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
- Формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
При проектировании адаптированной образовательной программы необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности детей и помочь ребёнку в период адаптации.
Рассмотрим какие возрастные и индивидуально-психологические особенности детей необходимо учитывать.
Для детей младшего школьного возраста характерны ещё несформированная координация движений, способность удерживать внимание на короткий срок (порядка 10-15 минут), подвижность, высокий уровень активности, такие дети не сидят долго на одном месте, с другой стороны в этот период память находится на пике своего развития, дети легко запоминают большого объёма информацию, а вожатого или воспитателя воспринимают как безоговорочного авторитета. Маленькие дети открыты эмоционально, любое проявление чувств сразу отражается на лице, это удобно использовать при взаимодействии с ними. Для данного возраста еще характерна игровая сюжетная деятельность, несмотря на то, что в школе уже доминирует учебная. Они охотно участвуют в лагерных мероприятиях и играют между собой в отряде (Таблица 1).
Таблица 1
Характерные черты детей младшего школьного возраста
Возрастные группы детей | Общие черты поведения детей | Характерные черты поведения со взрослыми |
6-8 лет | Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо | В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей |
9-10 лет | Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам | Весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облечённых определёнными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность |
Школьники среднего подросткового возраста 11-14 лет (табл. 2). В этом возрасте у детей дифференцируются представления о себе, появляются разнообразные увлечения, ребята занимаются танцами, спортом, рукоделием, шахматами.
Таблица 2
Характерные черты детей среднего школьного возраста
Возрастные группы детей | Общие черты поведения детей | Характерные черты поведения с взрослыми |
11-12 лет | В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение | Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением |
13-15 лет | Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. | Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старшего уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. |
Старший школьный возраст ‒ это уже самостоятельные взрослые люди, которым не нужна опека (табл. 3). Поэтому и подход к старшим школьникам должен отличатся.
Таблица 3
Характерные черты детей старшего школьного возраста
Возрастные группы детей | Общие черты поведения детей | Характерные черты поведения с взрослыми |
16-17 лет | Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы. | Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе. Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции. Устремлённость в будущее, построение жизненных планов. Растёт желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости, откровенности, и тайнах, секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне. |
Дети 16-17 лет хотят принимать собственные решения, хотя не всегда к ним готовы. Таким ребятам можно поручить самостоятельную подготовку мероприятий, можно привлекать их к подготовке младших классов. У них накоплен опыт самостоятельной организации и отточены навыки танцев, пения и других творческих видов деятельности. Но не стоит забывать о том, что даже в таком возрасте они остаются детьми и за ними нужен постоянный контроль.
Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
Но проблема состоит в том, что не все представители родительского общества психологически готовы принять в коллектив нормотипичных детей ребёнка с психофизическими особенностями развития. Большинство случаев подобного неприятия регулируются устоявшимися в сознании родителей стереотипами и заблуждениями.
С уверенностью можем сказать, что формирование положительного отношения представителей родительской среды к инклюзивному образованию заслуживает особенного внимания, потому как, в свою очередь, влияет как на нравственное и культурное воспитание условно здоровых детей, так и на успешную социализацию детей с психофизическими особенностями развития. Родители должны понять, что качество знаний всех обучающихся класса будет контролироваться согласно программе, потому как в интегрированных классах работают только обученные компетентные учителя с тьюторами, помощниками и воспитателями. Ход урока имеет свою специфику, что никаким образом не сказывается на качестве знаний, получаемых учениками как вместе, так и каждым в отдельности. В противном случае отсутствие положительной установки в отношении родителей к инклюзивному образованию затрудняет и замедляет процедуру его внедрения в образовательный процесс, что влечёт за собой проблемы в более успешной социализации детей с ОВЗ.
Мир стремительно меняется. Будущее уже сегодня предъявляет новые требования к образованию через переход на новую образовательную парадигму, что вызвало внедрение обновленного ФГОС-2021, который начал действовать с 1 сентября 2022 г. Он зафиксировал качества и умения, навыки и способности, необходимые человеку в текущем столетии, которые включают инновационные и учебные, жизненные и профессиональные, информационные, медийные и компьютерные навыки, критическое и системное мышление, социальную ответственность, творчество и страсть к знаниям и т.д. Это событие актуализировало наше исследование и позволило провести анализ особенностей проектирования адаптированной образовательной программы в общеобразовательных организациях и мониторинга внедряемых технологий в рамках программы и социализации как нормативно-правового документа.
Стратегия направлена на создание условий, обеспечивающих обучение подрастающего и будущего поколений на основе учета особенностей современных детей, разработку и реализацию в воспитательном процессе социального и психологического контекста их развития, консолидацию семьи, общества и государства. Ее цель – выявление приоритетов государственной политики в области обучения, воспитания и социализации детей, базирующихся на консолидации гражданского общества и ведомств на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном). Поставленные задачи – создать условия для консолидации; обеспечить поддержку семейного воспитания и повысить педагогическую компетентность родителей; повысить эффективность воспитательной деятельности и социализации детей в системе образования; ресурсно, организационно, методически и результативно поддержать воспитательную деятельность; сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую эффективной социализации детей и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процедура аттестации педагогических работников Воронежской области в 2016-2017 учебном году
Процедура аттестации педагогических работников Воронежской области в 2016-2017 учебном году предоставляется в качестве информации в помощь аттестующимся соискателям....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/07/picture-65429.jpg)
Актуальные требования к профессиональным компетенциям педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС
Модель базовых профессиональных компетенций педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-268727-1371735143.jpg)
Разъяснения основных изменений в документообороте педагогических работников Московской области.
В данном документе приводятся изменения при аттестации учителей Московской области....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/07/picture-1185154-1573108506.jpg)
ПОРТФОЛИО профессиональных достижений педагогического работника Амурской области
Данный раздел включает в себя следующую информацию: Ф.И.О. Коломеец Елена Петровна Год и дата рождения: 03.09.1950 г....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522103-1415640691.jpg)
Экспертное заключение при аттестации на квалификационные категории педагогических работников Брянской области по должности «учитель»
Здесь предоставлено эксперное заключение при аттестации на квалификационные категории педработников Брянской области по должности "учитель" (актуально в 2019 году)....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/26/picture-1099719-1577356794.jpg)
2.2. Качественные результаты деятельности педагогического работника в области социализации* и/или формирования жизненных компетенций** обучающихся/воспитанников (в зависимости от специфики учреждения)
2.2. Качественные результаты деятельности педагогического работника в области социализации* и/или формирования жизненных компетенций** обучающихся/воспитанников(в зависимости от специфики учреждения)...
Приказ № 88 Об участии общеобразовательных организаций в мониторинге системы обеспечения профессионального развития педагогических работников Смоленской области
Приказ № 88 Об участии общеобразовательных организаций в мониторинге системы обеспечения профессионального развития педагогических работников Смоленской области...