Готовность к выбору профессии: модель предпрофильной подготовки учащихся в системе воспитания школы
статья

Выбор профессии — один из самых серьезных выборов в жизни школьника. Выбирая профессию, подросток, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Человек добивается наибольших результатов, когда делает то, что он хочет и к чему имеет больше способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лобань Иван Владимирович,

учитель МАОУ «Гимназия «Логос»

Лобань Татьяна Анатольевна

учитель МАОУ «СОШ №1 им. Н.А. Некрасова»

Готовность к выбору профессии: модель предпрофильной подготовки учащихся в системе воспитания школы.

Выбор профессии — один из самых серьезных выборов в жизни школьника. Выбирая профессию, подросток, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Человек добивается наибольших результатов, когда делает то, что он хочет и к чему имеет больше способностей.

С 2008 года в МАОУ «Усть-Качкинская средняя школа» Пермского муниципального района Пермского края действует модель организации образовательного процесса на уровне ООО «Основная школа – пространство выбора».

Процесс образования в основной школе педагогический коллектив представляет как процесс поиска, узнавания и формирования образа «Я». Необходимо создание дифференцированной образовательной среды, обеспечивающей детям возможность пробы себя и своих возможностей в различных видах деятельности. Главным направлением должно стать формирование способности личности к самоопределению. Эта способность выражается в умении и желании личности управлять собой, выращивать себя, отвечать за себя.

Осознанный выбор - это тот выбор, в котором индивид может отдать себе отчет и который он сознательно, последовательно и целеустремленно реализует [2, с.98].

Известно, что научить ребенка делать осознанный выбор чего-либо, можно лишь тогда, когда на протяжении достаточно длительного промежутка времени учащемуся постоянно приходится сталкиваться с выбором. [3, с.167]

Основная идея: формирование у учащихся на уровне основного общего образования умение делать выбор, целеполагать и рефлексировать, заключается в осуществлении многократных выборов в учебном пространстве в отношении изучения различных курсов и модулей, а также выборе различных видов своей деятельности.

Для решения указанной выше проблемы создано образовательное пространство выбора для учащихся 5-9 классов, основными элементами которого являются:

  1. Предметно-поточный метод обучения.
  2. Система предпрофильной подготовки.

Основные задачи, решаемые выстроенной системой:

  1. Формирование умения целеполагания у учащихся основной школы.
  2. Формирование умения нести ответственность за собственный выбор.

Предметно-поточная организация обучения — это организация обучения, позволяющая учащимся одной параллели выбирать уровень обучения по одной или нескольким учебным программам. При этом вся параллель при изучении данного предмета делится на группы, в каждой из которых занятия ведет один учитель-предметник.

Предметно-поточный метод обучения вводится в 7-9 классе по русскому языку, математике и литературе, в 9 классе добавляется по физике. Вся классная параллель перегруппируется, образуются три временные группы, три потока: «А», «В» и «С», по физике две группы: «В» и «С».

Каждый ученик, опираясь на свои склонности, интересы, ценностные ориентации, субъектный опыт выбирает уровень обучения, по которому он хотел бы изучать предмет. Группы формируются после 6-го класса на основе испытания, в которое входят: тест, контрольная и творческая работы по предмету. Каждый вид испытания оценивается в 30 баллов, таким образом, максимальная оценка – 90 баллов. Определяется рейтинг каждого ученика и уровень обучения в соответствующем потоке. Родитель, законный представитель ребёнка может выбрать другой уровень обучения, взяв на себя дополнительные обязательства по его освоению.

Состав основных сформированных с первых лет обучения классных коллективов остаётся неизменным. При изучении предметов, вынесенных на поток, учащиеся распределяются по группам. Занятия в группах одновременно ведут три учителя по программам разного уровня. По остальным предметам занятия ведутся по единым программам базового стандарта.

Для параллели разрабатывается три варианта учебных программ разного уровня: для потока «А» - уровень базового владения, уровень «В» - общий, выше обязательного и уровень «С» - повышенный. Для каждого уровня определяется стандарт (не ниже федерального), поурочное планирование, подбирается адекватная технология обучения. Контрольные измерительные материалы составляются как для каждой группы, так и единые - для всего потока.

Чтобы оценить качество усвоения материала и динамику развития каждого ребёнка разрабатывается единая шкала оценки знаний учащихся. Система оценивания включает единую, общую для всех потоков, и внутренние шкалы оценивания.

Выбор уровня сложности учащимися и их родителями подвижен и делается не «навсегда». В течение года состав групп может меняться от успехов учеников. Каждый ребёнок, в ходе единого тематического контроля, набирает количество баллов, на основе которых устанавливается его рейтинг. Система рейтинговой оценки позволяет ребёнку переходить с уровня на уровень, из одного потока в другой. Три уровня позволяют охватить всех детей, организовать учебный процесс посильный для всех, адаптированный к способностям ученика.

Модель предпрофильной подготовки (Приложение 1) состоит из нескольких этапов: пропедевтического и основного, каждый из них сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами.

Пропедевтический этап – 5-7 класс

Работа по созданию условий для самоопределения школьников в отношении своей образовательной траектории начинается с 5-го класса. Самореализация ребёнка возможна, прежде всего, за счёт свободного выбора творческих лаборатории, смены видов деятельности.

Творческая лаборатория – это средство:

Цель творческих лабораторий – развитие познавательного интереса учащихся, формирование у них навыков осознанного выбора собственной образовательной траектории.

Введение творческих лабораторий в учебный план 5-7 классов обеспечивается за счёт часов части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.

Организация творческих лабораторий строится с учётом следующих условий:

Творческие лаборатории носят практическую направленность. Содержание их может углублять знания ученика, а может расширять их. Всё это способствует усилению личностной ориентации обучения: ученик делает самостоятельный выбор, сам определяет то предметное направление, в котором он будет обогащать свои знания; выбранное им содержание тесно связано с его интересами, склонностями, предпочтениями, личным опытом.

К важным особенностям творческих лабораторий можно отнести следующее:

Ведут занятия учителя школы. Все программы творческих лабораторий или авторские, или адаптированные к условиям школы, села.

Каждый ученик 6-7 класса в течение года выбирает восемь творческих лабораторий (по две в четверть), ученики 5-х классов начинают выбирать творческие лаборатории со второго полугодия. В список творческих лабораторий входят лаборатории, организованные в соответствии с запросом ребят и возможностями школы. Перед тем, как сделать выбор, учащимся 4 раза презентуются творческие лаборатории: в начале года – учителями – руководителями творческих лабораторий, по окончанию каждой четверти проходит публичная презентация учащимися опыта собственной деятельности в творческих лабораториях, здесь же происходит выбор на новую четверть.

В расписании занятий два дня в неделю в каждой параллели отводится для проведения лабораторий. В эти дни каждый ребёнок работает в одной лаборатории в один день, итого 2 лаборатории в неделю. Работа каждой лаборатории длится два академических часа.

Содержание лаборатории представляет модуль, рассчитанный на 8 занятий (четверть). В работе лаборатории принимает участие от 10 до 15 человек.

Занятия носят практико-ориентированный характер. Руководитель лаборатории использует различные формы организации деятельности: лабораторный практикум, исследование, работу над проектом, подготовка к олимпиадам, сочинение стихов, сценариев для школьных праздников, съемка видеороликов и т.д.

Завершается работа в творческой лаборатории праздником-отчётом. Школьники делают ещё один выбор: выбирают одну творческую лабораторию, за которую хотят отчитаться и получают сертификат участника творческой лаборатории с качественной оценкой своей деятельности. Этот выбор является своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей, какие творческие лаборатории наиболее интересны ребятам. Оформляется стенд «Выставка достижений».

Результат деятельности учащихся в творческих лабораториях к концу 7 класса:

  1. Сформирован познавательный интерес у 80-90% учащихся.
  2. 70-80% учащихся осознанно выбирают творческие лаборатории.

Осознанный выбор происходит, когда человек осознает свои цели, осознает основания предпочтения выбранной альтернативы, прогнозирует последствия выбора, когда выбор, совершается самостоятельно, ответственность за него человек несет сам, прежде всего, перед собой [2, с.98].

Оценить "качество" выбора можно по тому, насколько ответственно он был сделан, и насколько выбор понимается как сделанный самостоятельно.

Существенным для определения "качества выбора" является то, рассчитывает ли учащийся в будущей деятельности на занятии лаборатории в основном на свои собственные силы или на внешние обстоятельства, видит ли он себя в ходе творческой лаборатории самостоятельным или зависимым.

Так же существенным является то, как выступает для учащегося деятельность в творческой лаборатории – то ли как деятельность, позволяющая развить свои способности, реализовать себя и принести пользу себе и окружающим, то ли всего лишь как средство, позволяющее удовлетворить иные потребности.

Для оценивания "качества" выбора классными руководителями анализируются карты наблюдений, которые заполняет учащийся на каждую из выбранных творческих лабораторий, которые затем помещаются в его ученическое портфолио.

1 часть карты заполняется сразу после выбора лабораторий, до начала занятий (Приложение 2).

Основными критериями для определения осознанности выбора являются [1, с. 57]:

  1. Желание делать выбор;
  2. Степень конкретизации выбора;
  3. Самостоятельность выбора;
  4. Источник интереса к выбранной творческой лаборатории;
  5. Ответственность за совершенный выбор;
  6. Рассматривает ли ученик альтернативные варианты;
  7. Существует ли тревожность в отношении возможности реализации выбора;
  8. Значимость деятельности в творческой лаборатории.
  9. Достигнутый результат

Каждый шаг-выбор предполагает открытие для ребенка, получение им нового опыта. В большинстве случаев процесс осмысления этого опыта нуждается в специально организованной рефлексии. Помочь ребенку в осмыслении опыта, в овладении практикой такого осмысления - важнейшая задача педагога.

2 часть карты заполняется по результатам работы в творческой лаборатории на последнем занятии. (Приложение 2)

Классным руководителем проводится анализ карт наблюдений учащихся, результаты отражаются в таблице (выделяются цветом) «Качественная оценка сформированности умения учащегося делать осознанный выбор» (Приложение 3). Общий результат оценки формулирует классный руководитель.

Таким образом, за время обучения в 5-7 классе каждый учащийся посещает 20 различных творческих лабораторий, получая богатый опыт свободного выбора и рефлексии собственной деятельности (Приложение 4).

С 8 класса начинает основной этап предпрофильной подготовки.

Целью данного этапа является предварительное самоопределение учащихся со способами и местом продолжения образования, выбор профиля.

Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений работы:

Первое направление Информационная работа.

В результате реализации данного направления, учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такими ресурсами, а именно:

Содержание информационного блока реализуется через следующие формы:

  1. «Образ моего будущего», 8 класс
  2. «Посвящение в старшеклассники», 8-9 класс
  3. Неделя открытых дверей в старшую школу, 8-9 класс
  4. «Праздник, который придумали мы» - защита индивидуальных портфолио учащихся, 9 класс
  5. «Старт в будущее». Подведение итогов профессиональных проб и социальных практик. 9 класс
  6. Игра «Мой выбор», 8-9 класс. В ходе которой формулируется и оформляется индивидуальный образовательный заказ, который ляжет в основу индивидуальной образовательной траектории в 10-11 классе.)

Индивидуальная образовательная траектория (далее ИОТ) - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании [4, с. 296].

Второе направление Курсы по выбору предпрофильной направленности.

Главная задача предпрофильных курсов: познакомить учащихся с определённым типом профессиональной деятельности, дать возможность попробовать себя в определённых социально-профессиональных ролях, обеспечить деятельность учащегося, в которой он:

Содержание курсов по выбору должно соответствовать следующим требованиям:

Содержание курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки определяется тем, насколько оно позволяет учащимся осознать свои предпочтения для будущей деятельности и совершить в дальнейшем ответственный выбор либо варианта продолжения образования (включая профиль), либо рода занятий. Требования к программе предпрофильных курсов задают объём каждого курса 16 часов. Школа предоставляет учащемуся для выбора избыточный набор курсов, который охватывает все реализуемые в школе профили обучения на старшей ступени.

Каждый учащийся 8 класса в течение учебного года обязан освоить 8 курсов по выбору, по 2 курса каждого профиля обучения, реализуемого школой на старшей ступени обучения. Курсы по выбору делятся на межпредметные и предметные и могут реализовываться в различных формах: урок, практикум, экскурсии и др. В 9 классе учащиеся выбирают один из предпрофильных курсов, предложенных им на выбор в каждой четверти. Это могут быть курсы как одного профиля, так и разных.

На первом занятии каждого курса по выбору педагог ставит перед учащимся вопросы о цели посещения данного курса, планируемых результатах обучения, способах достижения цели. На последнем занятии организуется рефлексивный анализ проделанной работы. Заполняется зачетный лист посещенных курсов (Приложение 5). Данные фиксируются в портфолио учащихся.

Образовательным результатом реализации данного направления является умение учащегося делать выводы по поводу своего продвижения в образовании на основе рефлексии и анализа.

Третьим направлением является психолого-педагогическое сопровождение учащихся, которое выступает связующим звеном по отношению к первым двум направлениям и между этими направлениями предпрофильной подготовки и предпочтениями учащегося.

Целью психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащегося является организация специальных условий для получения опыта выбора, проблематизации и рефлексии учащимся своей образовательной деятельности.

В содержание психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки входит:

В результате реализации данного направления учащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем профессиональном или общем образовании или трудовой деятельности. Основой этого решения являются:

По результатам психолого-педагогического сопровождения учащемуся и его родителям предоставляется качественный, профессиональный анализ его деятельности в рамках предпрофильной подготовки.

Важнейшей частью предпрофильной подготовки выступают социальные практики и профессиональные пробы. Организация данного вида деятельности возможна как в стенах школы, так и за её пределами, совместно с партнерами школы. Социальные практики и профессиональные пробы организуются в рамках летнего предпрофильного лагеря «Как стать здоровым и успешным» для учащихся 8 класса. Школой совместно с партнерами заключаются договора о сотрудничестве, разрабатываются программы практик, составляется график проведения занятий. Контроль за посещением практик возлагается на классных руководителей.

Учащиеся под руководством классного руководителя и руководителя практики заполняют Дневник практики, содержащий информацию о виде выполняемой работы, теме занятий, вывод учащегося по окончании практики и отзыв о пройденной практике, который заполняет руководитель практики.

Эффективность функционирующей модели образовательной деятельности подтверждается следующими результатами:

  1. Более 70% учащихся уже в сентябре 9 класса осознано выбирают ИОТ (Приложение 6). Остальные выбирают ИОТ к началу третьей четверти.
  2. 90% выпускников 9-х классов продолжают свою ИОТ после окончания школы.
  3. Все учащиеся 9-х классов успешно справляются с государственной итоговой аттестацией.

Список литературы:

  1. Байдина Т.Г., Федосеева Л.В. Оценка умения осуществлять осознанный выбор у учащихся 5-6 классов // Формирование и оценка регулятивных УУД в основной школе: опыт образовательных учреждений Пермского края. Сборник научно-методических, дидактических материалов. Пермь, ГАУДПО «ИРО ПК», 2016, С. 56-59
  2. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии, 1995, №1. С. 97-110.
  3. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.
  4. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика : теория и технология креатив.обучения. – М.: Изд-во: Моск. гос. ун-та, 2003. – 415 с. : ил., портр. – Библиогр.: с. 400–415.

Приложение 1

Приложение 2

Карта наблюдения

Уважаемый пятиклассник! Сегодня тебе предоставлена возможность самому выбрать творческую лабораторию, которую необходимо посещать в течение целой учебной четверти. От твоего выбора зависит, будут ли занятия полезны для тебя, получишь ли удовольствие от результата своей деятельности. Ход твоих рассуждений, при осуществлении выбора творческой лаборатории, твоё отношение к полученному результату останутся в твоём портфолио в виде этой карты наблюдений. Желаем, чтобы с каждым разом твой выбор был более обдуманным. Спасибо за сотрудничество!

1 часть карты. Заполняется сразу после выбора лабораторий, до начала занятий.

У меня всегда присутствует желание выбирать: да___, не всегда____

Сегодня я с удовольствием делаю выбор лаборатории: да___, нет____

Я выбрал (а) на ____ учебную четверть творческую лабораторию: «___________________________________________________________»

В результате посещения занятий творческой лаборатории я:

узнаю:_____________________________________________________________

научусь____________________________________________________________

сделаю_____________________________________________________________

Я выбрал эту творческую лабораторию:

самостоятельно (не прислушиваясь к совету других)___,

посоветовал друг (одноклассник)___,

порекомендовал учитель ___,

посоветовали родители ____,

другое_____________________________________________________________

Я думаю, что мне будет интересно в этой лаборатории, т.к.:

меня привлекает название___, понравилась реклама лаборатории___, мне нравится учитель___, я собираюсь в дальнейшем серьёзно заниматься по этому направлению знаний___, я не знаком с этой областью знаний (привлекает неизвестное)___, мне кажется, что на занятиях будет легко и просто___, отзывы одноклассников о лаборатории только хорошие ___.

Если я не получу желаемого результата (мне не понравится на занятиях в выбранной лаборатории), я:

в любом случае доведу начатую работу до конца (получу продукт, заработаю сертификат и т.п)___, останусь просто пассивным слушателем ____.

Если бы занятий в этой лаборатории не было (по каким-то причинам), я бы выбрал другую (другие): ___________________________________________ _________________________________________________________________.

Занятия в этой лаборатории очень важны для меня, т.к.:

я хочу попробовать свои силы в этой деятельности ___, хочу получить сертификат и отличный отзыв в портфолио ___, хочу порадовать родителей ____, хочу получить приз на общешкольном празднике «За честь школы» ___, другое _______________________________________________, занятия не имеют для меня никакого значения ____.

Я сомневаюсь, что сделал правильный выбор: да ___, нет ___, немного ___.

Я сомневаюсь, что смогу получить качественный продукт (ожидаемый результат): да ___, нет ___, немного ____.

2 часть карты. Заполняется по результатам работы в творческой лаборатории.

Мне понравилось на занятиях лаборатории: полученный продукт ___, сама деятельность (работа на занятиях)___, интересная информация ___, то, как учитель проводил занятия ___, другое _____________________________.

Мне не понравилось на занятиях лаборатории:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


Приложение 3.

Таблица. Качественная оценка сформированности умения учащегося делать осознанный выбор.

Ф.И учащегося_________________________________________________

Дата заполнения:_______________

Критерии

Желание делать выбор

Сильное

В зависимости от обстоятельств

Нет желания

Степень конкретизации выбора

Полная конкретизация

Частичная конкретизация

Не конкретное намерение

Выбор осознается как собственный

Полностью

Частично

Как выбор других людей

Ответственность за совершенный выбор

Лежит полностью на самом учащемся

Частично перекладывается на других людей

Полностью перекладывается на других

Источник интереса к выбранной лаборатории

Внутренний (глубокий) интерес

Внешний (поверхностный) интерес

Альтернативные варианты

Два варианта

Один вариант

Вариантов нет

Тревожность

Низкая

Средняя

Сильная

Интерес к лаборатории

Высокий

Средний

Низкий

Значимость деятельности в творческой лаборатории

Высокая

Частичная

Не имеет никакого значения

Достигнутый результат (продукт)

Высокий (высокое качество выполнения)

Средний

Низкий

Приложение 4

Мой выбор творческих лабораторий _____ - ___ учебный год

Фамилия, Имя _____________________________ Класс _____________

Название творческой лаборатории

Я выбрал(а) эту лабораторию, потому что я узнаю (научусь) …

Результат

По окончании этой лаборатории я узнал …

По окончании этой лаборатории я научился (сделал) …

Мне понравилось…

Мне не понравилось

У меня не получилось…

Приложение 5

Зачетный лист посещенных курсов ____ - ______ учебный год

Фамилия, Имя _____________________________ Класс _____________

Название курса

Количество часов

Ориентир на профиль

Рекомендации учителя

Подпись учителя

по программе

посещённых

Приложение 6

Индивидуальная образовательная траектория ученика 9 класса

Ф.И.О. __________________________________________________________

Класс ________

Дата разработки траектории: ________________________

Дата защиты траектории: ___________________________

Компонент

Содержание компонента

Прагматические характеристики моего будущего

Образ будущего:

Уровень

Учебные заведения

I полу

годие

II полу

годие

Профессия

I полу

годие

II полу

годие

НПО

СПО

10 класс

Условия поступления

Диагностика

Русский язык

Математика

Предметы по выбору

Планируемый результат

Вводный тест

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системы профессионального самоопределения через систему профильной и предпрофильной подготовки учащихся

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников уме...

ОПРОСНИК для выявления готовности к ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ (по В.Б. Успенскому)

Определение готовности учащихся к выбору профессии....

Программа предпрофильной подготовки учащихся "Я и моя профессия"

Ориентационный курс в выборе профессии «Я и моя профессия"...

«Формула будущей профессии» Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9 классов спецшколы в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и в...

Рабочая программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

Аннотация к рабочей программе курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов Курс по выбору “Английский язык и основы страноведения”  предназначен для предпрофильной подгот...

Программы по предпрофильной подготовке учащихся коррекционных школ 8 вида. 6 класс «Класс наблюдения»

Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практико...

Готовность к выбору профессии. Анкета

Готовность к выбору профессии. Анкета...