Готовность к выбору профессии: модель предпрофильной подготовки учащихся в системе воспитания школы
статья
Выбор профессии — один из самых серьезных выборов в жизни школьника. Выбирая профессию, подросток, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Человек добивается наибольших результатов, когда делает то, что он хочет и к чему имеет больше способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 312.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Лобань Иван Владимирович,
учитель МАОУ «Гимназия «Логос»
учитель МАОУ «СОШ №1 им. Н.А. Некрасова»
Готовность к выбору профессии: модель предпрофильной подготовки учащихся в системе воспитания школы.
Основные задачи, решаемые выстроенной системой:
- Формирование умения целеполагания у учащихся основной школы.
- Формирование умения нести ответственность за собственный выбор.
Пропедевтический этап – 5-7 класс
Творческая лаборатория – это средство:
- познания ребёнком себя в деятельности – «Я пробую, я могу»;
- повышения познавательной активности и учебной мотивации;
- развития навыков рефлексии, самопознания;
- развития навыков, способствующих осознанному самоопределению.
Организация творческих лабораторий строится с учётом следующих условий:
- творческие лаборатории имеют предметную, надпредметную или непредметную направленность;
- методы обучения в творческих лабораториях отличаются от методов, используемых на традиционных уроках, технология обучения ориентирована, прежде всего, на развивающие цели, на формирование положительной мотивации с учётом возрастных особенностей учащихся, а также их индивидуальных черт;
- важное место в работе творческих лабораторий уделено формированию разнообразных общеучебных, а также специфических и надпредметных умений.
К важным особенностям творческих лабораторий можно отнести следующее:
- классно-урочная система заменяется предметно-групповой;
- ученик самостоятельно (или с помощью значимых для него взрослых) выбирает из предложенного перечня лаборатории, которые он посещает в течение установленного времени;
- ученик оказывается в группе детей, пожелавших работать в лаборатории, т.е. меньше зависит от сложившихся в классе отношений;
- ученик работает с другими учителями, неработающими в классе;
- отчет осуществляется в яркой публичной форме.
Результат деятельности учащихся в творческих лабораториях к концу 7 класса:
- Сформирован познавательный интерес у 80-90% учащихся.
- 70-80% учащихся осознанно выбирают творческие лаборатории.
1 часть карты заполняется сразу после выбора лабораторий, до начала занятий (Приложение 2).
Основными критериями для определения осознанности выбора являются [1, с. 57]:
- Желание делать выбор;
- Степень конкретизации выбора;
- Самостоятельность выбора;
- Источник интереса к выбранной творческой лаборатории;
- Ответственность за совершенный выбор;
- Рассматривает ли ученик альтернативные варианты;
- Существует ли тревожность в отношении возможности реализации выбора;
- Значимость деятельности в творческой лаборатории.
- Достигнутый результат
С 8 класса начинает основной этап предпрофильной подготовки.
Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений работы:
Первое направление Информационная работа.
- сведения о возможностях продолжения образования или трудоустройства;
- знакомство с учреждениями профессионального образования, прежде всего расположенными на территории г. Перми и Пермского муниципального района;
- информация о программах профильного обучения, реализуемых школой;
- данные о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории.
Содержание информационного блока реализуется через следующие формы:
- самостоятельная работа учащихся по обработке информации;
- презентация и обсуждение результатов самостоятельной работы;
- посещение образовательных учреждений и производств, спланированное и организованное в различных формах (Ярмарка «Образование и карьера», экскурсии в ВУЗы и предприятия г. Перми и т.п.);
- информационные курсы для учащихся «Психология выбора» 8 класс, I-е полугодие и «Твоя профессиональная карьера» 9 класс;
- совместные мероприятия профильной направленности - Образовательные события:
- «Образ моего будущего», 8 класс
- «Посвящение в старшеклассники», 8-9 класс
- Неделя открытых дверей в старшую школу, 8-9 класс
- «Праздник, который придумали мы» - защита индивидуальных портфолио учащихся, 9 класс
- «Старт в будущее». Подведение итогов профессиональных проб и социальных практик. 9 класс
- Игра «Мой выбор», 8-9 класс. В ходе которой формулируется и оформляется индивидуальный образовательный заказ, который ляжет в основу индивидуальной образовательной траектории в 10-11 классе.)
Второе направление Курсы по выбору предпрофильной направленности.
- получает опыт анализа своих мотивов, определяющих выбор;
- получает опыт освоения способов деятельности, изучения и преобразования предметов и процессов, характерных для той или иной сферы человеческой деятельности;
- получает опыт осуществления ответственного выбора;
- получает опыт рефлексии своего продвижения в образовании: деятельности и ее результатов;
- получает опыт выявления и решения проблем, связанных с выбором своей образовательной траектории.
Содержание курсов по выбору должно соответствовать следующим требованиям:
- оно должно вводить учащихся в мир современных профессий не путем ориентации на конкретные профессии, а через знакомство с набором социально- профессиональных ролей;
- оно должно являться практико-ориентированным или прикладным.
- оно не должно быть связано напрямую с академическим углублением в рамках отдельного предмета;
- оно не должно являться пропедевтикой профильных курсов старшей школы;
В содержание психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки входит:
- диагностический блок, который включает в себя систему мероприятий по выявлению склонностей, направленности и мотивации учащихся к освоению того или иного вида деятельности (конец II полугодия 8 класс) (включая компьютерную психологическую диагностику – Профиль класс. Данный вид диагностики проходят все учащиеся 8 класса в рамках предпрофильного летнего лагеря);
- блок мониторинга, который включает в себя оценку личного продвижения учащегося в процессе освоения курсов по выбору;
- блок работы с учащимися, включающий организацию групповой и индивидуальной рефлексии по итогам освоения курсов по выбору и выполнения заданий по работе с информацией, индивидуальные консультации и групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д. или устранение проблем, возникающих у учащихся из-за отсутствия подготовки по этим и другим способам деятельности.
- результаты профессионально организованных процессов самопознания и самоопределения учащихся и рефлексии результатов курсов по выбору;
- рекомендации по поводу затруднений в процессе выбора предпочтительного вида деятельности.
- Более 70% учащихся уже в сентябре 9 класса осознано выбирают ИОТ (Приложение 6). Остальные выбирают ИОТ к началу третьей четверти.
- 90% выпускников 9-х классов продолжают свою ИОТ после окончания школы.
- Все учащиеся 9-х классов успешно справляются с государственной итоговой аттестацией.
- Байдина Т.Г., Федосеева Л.В. Оценка умения осуществлять осознанный выбор у учащихся 5-6 классов // Формирование и оценка регулятивных УУД в основной школе: опыт образовательных учреждений Пермского края. Сборник научно-методических, дидактических материалов. Пермь, ГАУДПО «ИРО ПК», 2016, С. 56-59
- Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии, 1995, №1. С. 97-110.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.
- Хуторской А. В. Дидактическая эвристика : теория и технология креатив.обучения. – М.: Изд-во: Моск. гос. ун-та, 2003. – 415 с. : ил., портр. – Библиогр.: с. 400–415.
1 часть карты. Заполняется сразу после выбора лабораторий, до начала занятий.
У меня всегда присутствует желание выбирать: да___, не всегда____
Сегодня я с удовольствием делаю выбор лаборатории: да___, нет____
В результате посещения занятий творческой лаборатории я:
узнаю:_____________________________________________________________
научусь____________________________________________________________
сделаю_____________________________________________________________
Я выбрал эту творческую лабораторию:
самостоятельно (не прислушиваясь к совету других)___,
посоветовал друг (одноклассник)___,
другое_____________________________________________________________
Я думаю, что мне будет интересно в этой лаборатории, т.к.:
Если я не получу желаемого результата (мне не понравится на занятиях в выбранной лаборатории), я:
Занятия в этой лаборатории очень важны для меня, т.к.:
Я сомневаюсь, что сделал правильный выбор: да ___, нет ___, немного ___.
2 часть карты. Заполняется по результатам работы в творческой лаборатории.
Мне не понравилось на занятиях лаборатории:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Таблица. Качественная оценка сформированности умения учащегося делать осознанный выбор.
Ф.И учащегося_________________________________________________
Дата заполнения:_______________
Критерии | ||||
Желание делать выбор | Сильное | В зависимости от обстоятельств | Нет желания | |
Степень конкретизации выбора | Полная конкретизация | Частичная конкретизация | Не конкретное намерение | |
Выбор осознается как собственный | Полностью | Частично | Как выбор других людей | |
Ответственность за совершенный выбор | Лежит полностью на самом учащемся | Частично перекладывается на других людей | Полностью перекладывается на других | |
Источник интереса к выбранной лаборатории | Внутренний (глубокий) интерес | Внешний (поверхностный) интерес | ||
Альтернативные варианты | Два варианта | Один вариант | Вариантов нет | |
Тревожность | Низкая | Средняя | Сильная | |
Интерес к лаборатории | Высокий | Средний | Низкий | |
Значимость деятельности в творческой лаборатории | Высокая | Частичная | Не имеет никакого значения | |
Достигнутый результат (продукт) | Высокий (высокое качество выполнения) | Средний | Низкий |
Приложение 4
Мой выбор творческих лабораторий _____ - ___ учебный год
Фамилия, Имя _____________________________ Класс _____________
Название творческой лаборатории | Я выбрал(а) эту лабораторию, потому что я узнаю (научусь) … | Результат | |||
По окончании этой лаборатории я узнал … | По окончании этой лаборатории я научился (сделал) … | Мне понравилось… | Мне не понравилось У меня не получилось… | ||
Приложение 5
Зачетный лист посещенных курсов ____ - ______ учебный год
Фамилия, Имя _____________________________ Класс _____________
Название курса | Количество часов | Ориентир на профиль | Рекомендации учителя | Подпись учителя | |
по программе | посещённых | ||||
|
|
|
|
| |
Приложение 6
Индивидуальная образовательная траектория ученика 9 класса
Ф.И.О. __________________________________________________________
Класс ________
Дата разработки траектории: ________________________
Дата защиты траектории: ___________________________
Компонент | Содержание компонента | ||||||
Прагматические характеристики моего будущего | Образ будущего: | ||||||
Уровень | Учебные заведения | I полу годие | II полу годие | Профессия | I полу годие | II полу годие | |
НПО | |||||||
СПО | |||||||
10 класс | |||||||
Условия поступления | |||||||
Диагностика | Русский язык | Математика | Предметы по выбору | ||||
Планируемый результат | |||||||
Вводный тест | |||||||
I четверть | |||||||
II четверть | |||||||
III четверть | |||||||
IV четверть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системы профессионального самоопределения через систему профильной и предпрофильной подготовки учащихся
Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников уме...
ОПРОСНИК для выявления готовности к ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ (по В.Б. Успенскому)
Определение готовности учащихся к выбору профессии....

Программа предпрофильной подготовки учащихся "Я и моя профессия"
Ориентационный курс в выборе профессии «Я и моя профессия"...

«Формула будущей профессии» Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9 классов спецшколы в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и в...
Рабочая программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
Аннотация к рабочей программе курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов Курс по выбору “Английский язык и основы страноведения” предназначен для предпрофильной подгот...

Программы по предпрофильной подготовке учащихся коррекционных школ 8 вида. 6 класс «Класс наблюдения»
Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практико...

Повар. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Ермаковой В.И. «Основы кулинарии»/ М.: Просвещение, 2002г.Данная программа ориентирована на использование у...