Особенности работы социального педагога – руководитель волонтерской группы
занимательные факты

Рязанова Надежда Александровна

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.

Волонтерство – важная часть жизни современного общества. В основе любого волонтерского движения лежит принцип: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому».

Поэтому, не маловажную роль играет организация волонтерских отрядов в школе, для развития чувства эмпатии, уважения, взаимопомощи, командного духа у школьников.

Конечно, данный вид деятельности невозможен без руководства взрослого наставника. И здесь, на эту роль идеально подходит социальный педагог, который в курсе проблемных детей, семей, занимается профилактикой асоциального образа жизни, привлекает детей к общественно полезной деятельности. Тем самым, его деятельность как социального педагога пересекается с волонтерским направлением.

В данной работе мы рассмотрим особенности работы социального педагога как руководителя волонтерской группы

Объектом исследования курсовой работы является организация волонтерского движения в образовательном учреждении.

Предметом исследования являются особенности работы социального педагога как руководителя волонтерской группы.

Цель работы: изучение специфики работы социального педагога как руководителя волонтерской группы в условиях средней общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать сущность волонтерского движения.

2. Рассмотреть развитие волонтерского движения в молодежной среде.

3.Выделить особенности работы социального педагога как руководителя волонтерской группы.

4.Составить план работы школьного волонтерского отряда на учебный год.

Методы исследования:

- теоретические (анализ  и синтез литературы по представленной теме);

- эмпирические (беседа со школьниками, наблюдение).

Методологическую основу исследования составили труды по  определению компонентов социокультурно-ориентированной среды, способствующей формированию у школьников  профессиональных компетенций, высокой нравственности и культуры (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.); постановка педагогического взаимодействия, основанного на конструктивном диалоге, рефлексии (O.A. Абдулина, Б.С. Гершунский, A.B. Мудрик); исследования, посвященные становлению и развитию волонтерской деятельности в Российской Федерации (H.A. Агеева, А.В.Гололобова, JIM. Семенюк, Т.А. Юдина).

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы в работе социальных педагогов общеобразовательных учреждений, педагогов-организаторов, руководителей волонтерских групп.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерацииlogo-vsgaki-3

ФГБОУ ВО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

Особенности работы социального педагога – руководитель волонтерской группы

Курсовая работа по дисциплине «Психология развития»


Исполнитель: Рязанова Н.А.

Номер учебной группы: 06БЗ-17

Направление подготовки:

«Психолого-педагогическое образование»

Направленность (профиль)/специализация:

психология и социальная педагогика

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная

Год начала подготовки: 2017 г.

Научный руководитель

Орешкина Е.В., к.психол.н., доцент

Заведующий кафедрой

Андреева Л.А., к.психол.н., доцент

Допущена к защите:

«____»_______________2021г.

Дата защиты:

«____»_______________2021г.

Защищена с оценкой:

«______________________»

Члены комиссии:

________________________

________________________

Улан-Удэ

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Волонтерство, нормативные основы волонтерства и его значение для воспитания и формирования полезных навыков молодежи…...5

#1042;олонтерство и волонтерское движение: основные характеристики……………….………………………………………….……....5

Организация волонтерского движения в молодежной сфере…...13

ГЛАВА II. Организация работы социального педагога-руководителя волонтерской группы………………………………………………...………….18

Роль социального педагога как руководителя волонтерской группы……………………………………………………………………………18

Программа работы социального педагога – руководителя волонтерской группы……………………………….………………………..….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..….35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Волонтерство – важная часть жизни современного общества. В основе любого волонтерского движения лежит принцип: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому».

Поэтому, не маловажную роль играет организация волонтерских отрядов в школе, для развития чувства эмпатии, уважения, взаимопомощи, командного духа у школьников.

Конечно, данный вид деятельности невозможен без руководства взрослого наставника. И здесь, на эту роль идеально подходит социальный педагог, который в курсе проблемных детей, семей, занимается профилактикой асоциального образа жизни, привлекает детей к общественно полезной деятельности. Тем самым, его деятельность как социального педагога пересекается с волонтерским направлением.

В данной работе мы рассмотрим особенности работы социального педагога как руководителя волонтерской группы

Объектом исследования курсовой работы является организация волонтерского движения в образовательном учреждении.

Предметом исследования являются особенности работы социального педагога как руководителя волонтерской группы.

Цель работы: изучение специфики работы социального педагога как руководителя волонтерской группы в условиях средней общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать сущность волонтерского движения.

2. Рассмотреть развитие волонтерского движения в молодежной среде.

#1042;ыделить особенности работы социального педагога как руководителя волонтерской группы.

4. Составить план работы школьного волонтерского отряда на учебный год.

Методы исследования:

- теоретические (анализ и синтез литературы по представленной теме);

- эмпирические (беседа со школьниками, наблюдение).

Методологическую основу исследования составили труды по определению компонентов социокультурно-ориентированной среды, способствующей формированию у школьников профессиональных компетенций, высокой нравственности и культуры (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.); постановка педагогического взаимодействия, основанного на конструктивном диалоге, рефлексии ( Абдулина, Б.С. Гершунский, Мудрик); исследования, посвященные становлению и развитию волонтерской деятельности в Российской Федерации ( Агеева, А.В.Гололобова, JIM. Семенюк, Т.А. Юдина).

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы в работе социальных педагогов общеобразовательных учреждений, педагогов-организаторов, руководителей волонтерских групп.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы

Глава I. Волонтерство, нормативные основы волонтерства и его значение для воспитания и формирования полезных навыков молодежи

  1. Волонтерство и волонтерское движение: основные характеристики

«В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий (например, в Великобритании до первой мировой войны 1914-1918). В XVIII - первой половине XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине девятнадцатого века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах» [17; с. 56].

Абсолютно достоверно, что во всех доисторических обществах, обоюдная помощь была необходимым условием выживания в сельской местности. Люди вместе собирали урожай, строили дома, чинили дороги. Возможно, в XIX веке индустриализация, повышение роли денег, и, как следствие, аутичность и анонимность, сопутствующие урбанизации, подорвали такие ценности как солидарность и взаимопомощь.

«В 1920 году эти ценности возродились в качестве противоядия от ненависти, которую породила Первая мировая война. Тем летом группа волонтёров из Австрии, Англии, Германии и Швеции - некоторые из них бывшие солдаты, то есть бывшие враги, - собралась с целью восстановить деревню возле Вердуна, которая была разрушена в битве, унесшей более миллиона жизней.

С этого первого за всю историю человечества международного волонтёрского лагеря возникло первое волонтёрское движение, которое существует и по сей день. Оно носит французское название Service Civil International (Международная Гражданская Помощь), кратко ; [17; с.60-62].

«Волонтёрская помощь быстро распространялась и в 1920-х и 1930-х годах у уже появилось много младших братьев и сестёр. В то время такие организации расценивались как способ установления дружеских отношений между молодыми людьми различных европейских стран. Во время сурового экономического кризиса 1929 года многие страны, от США до Болгарии, организовывали волонтёрскую работу для того, чтобы занять безработных молодых людей чем-нибудь социально полезным, и вдобавок предоставить им постель и еду. К сожалению, эти международные мирные идеи были извращены и повёрнуты в иное русло немецкими рабочими бригадами Hitlerjugend Arbeitsdienst (гитлерюгенд «Трудовая повинность» - организация в фашистской Германии), а также другими организациями в тоталитарных странах» [17; с. 67].

«В 1934 году направило четверых волонтёров-европейцев в Индию для помощи бедным. Эта команда стала предшественником таких организаций как British Volunteer Programme, US Peace Corps, Deutsche Entwiklungsdienst и других групп, предпринимающих длительные волонтёрские акции. Эти организации, в свою очередь, предшествовали волонтёрской программе ООН. В конце Второй мировой войны молодые волонтёры принимали важное участие в воссоздании Европы. Их деятельность в таких проектах, как строительство центра Варшавы, восстановление разрушенных городов западной Европы, сооружение автомагистрали Bratsvo-Edinstvo (Братство-Единство) в Югославии, способствовала установлению дружеских международных отношений» [17; с.63].

«Во время Холодной Войны возникла угроза «обморожения» сердец и разума людей. Опасность заключалась в том, что люди охладеют к волонтёрской помощи, и волонтёрство превратится в мощное оружие в руках конкуренции. Однако, благодаря ЮНЕСКО и её Координационному Комитету Международных Волонтёрских Организаций, созданному в 1948 году, восточные и западные волонтёрские организации не заржавели под Железным Занавесом. В начале 1960-х гг. американцы принимали участие в международных волонтёрских рабочих лагерях в СССР, ГДР и Венгрии, там происходил настоящий человеческий обмен, рождалась истинная дружба» [17; с.64].

«Национальные волонтёрские движения в Азии, Африке и Латинской Америке возникли благодаря освобождению от колониального правления. Одни организации были крохотными и очень хрупкими: в Нигерии Lagos Voluntary Workcamps Organization была настолько бедна, что не могла позволить себе почтовые марки. Её члены доставляли приглашения потенциальным волонтёрам пешком. Другие операции были огромными: в 1960 году ученики школ в возрасте от 15 до 18 лет составили костяк волонтёрской силы, почти без остатка искоренившей безграмотность на Кубе» [17; с.65].

«В 1960-х стартовали многолетние программы помощи развивающимся странам. Именно тогда начались призывы к их деполитизации. Чтобы предотвратить использование волонтёров в качестве солдат в Холодной Войне, ООН учредил корпус волонтёров. Уже в 1950-х годах от ЮНЕСКО в региональных центрах успешно работали небольшие команды волонтёров из США и Иордании. Целью являлось образование взрослого населения в арабских странах (Сирс эль Лайан, Египет) и Латинской Америке (Патцкуаро, Мексика). Рассвет движения волонтёров 1970-х пришёлся на создание Волонтёрской Программы ООН» [17; с.66].

«Последняя часть этой краткой истории волонтёрства затрагивает два аспекта из конца прошлого века. Первый аспект – это возрождение волонтёрства в бывших социалистических государствах. Как говорилось ранее, в советскую эпоху волонтёрство существовало, и оно не было ни обязательным, ни мучительным. Некоторые люди, сейчас уже весьма пожилые, с приятной ностальгией вспоминают свою волонтёрскую деятельность в СССР. С распадом СССР возник новый вид волонтёрства. Он укоренился в некоторых странах, в основном в северо-восточной Европе, где главным знаменателем является сеть Восточные Связи (EASTLINKS Network), поддерживаемая ЮНЕСКО и Евросоюзом. Программа Волонтёров ООН, которая носит название Азербайджанский Проект, предлагает многообещающий путь к инновациям на Кавказе» [17; с.66].

Второй аспект имеет отношение к возрасту: с увеличением продолжительности жизни и улучшением состояния здоровья жителей развитых стран, всё больше квалифицированных профессионалов пенсионного возраста получают удовлетворение и обогащение в предложении своих услуг не только у себя на родине, но и за границей.

«Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становиться субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. История до профессионального развития социальной работы содержит свойственные российскому менталитету обычаи и традиции добровольной взаимопомощи. Эти традиции составляют основу развития волонтерского движения среди молодежи сегодня» [1; с. 16].

Волонтерство – деятельность по своей природе просоциальная в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше. Молодежь – традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения [1; с. 12-17].

Вопрос о потенциале использования молодежной волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на конкретно – историческую ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние волонтерства на саму личность молодого человека, включающегося в данную деятельность.

По мнению М. Олчман, П. Джордан, волонтерство стремиться к достижению нескольких результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны – дополняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом – когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу) [1; с.12-17].

Понятие «волонтер» раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Волонтеры - это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя.

В словаре Ожегова С. И. волонтерство трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях [18; с. 94].

По мнению Е. И. Холостовой, волонтеры – это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций.

Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разноплановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления.

Прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

«Волонтерство может быть организованным и неорганизованным, осуществляться в группе и индивидуально, в общественных и частных организациях.

Неорганизованное волонтерство – это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.

Организованное волонтерство, как правило, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе и более систематично и регулярно.

Волонтерство может осуществляться с различной степенью участия – от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности» [7; с.35-36].

По целевой ориентированности волонтерство направлено:

- на взаимопомощь, когда люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или общества;

- на благотворительность, когда объектом помощи является участник группы, в которую не входит сам волонтер;

- на участие в местном самоуправлении, когда член какого-либо сообщества на добровольной основе включается в деятельность по управлению им (например, в деятельность территориальных органов самоуправления) [15; с. 45].

Волонтерство уходит своими корнями еще в начало XX века.

«Тогда в Европе после окончания Первой мировой войны появились люди, готовые оказать помощь пострадавшим в войне, и были созданы первые волонтерские организации» [17; с.43].

Волонтерство сегодня - это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда. Волонтерство, как показывает международный опыт, развивается в рамках так называемого третьего сектора, или некоммерческих организаций.

«Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем» [20; с.83].

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории России. За это время российский добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодежные добровольческие программы.

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах. Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

- социальная защита;

- экология;

- благоустройство;

- профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни;

- правозащитная деятельность;

- сохранение исторического и культурного наследия;

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

-содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Ежегодно во всем мире проводится несколько знаковых для молодежного волонтерского движения мероприятий, в рамках которых объединяется множество локальных акций. В первую очередь это Международный день добровольцев (МДД) и Всемирный день молодежного служения.

«Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г. Программа «Добровольцы ООН» рассылает письма в страны-участницы с приглашением начать широкую подготовку к МДД во всех странах и свои рекомендации в связи с его подготовкой.

Наряду с программой «Добровольцы ООН» одной из самых активных в проведении Всемирного дня добровольцев организаций является Международная ассоциация добровольческих усилий (IАVЕ), объединяющая в международное добровольческое движение около ста стран мира» [22; с.102].

Общероссийская программа добровольческих действий формируется на основе планируемых региональных, локальных мероприятий, конкретное содержание которых определяется на местах с учетом нужд и потребностей каждого региона, каждого территориального сообщества или организации.

Результатом ежегодного проведения акции в целом по всей стране является множество общественно полезных мероприятий и проектов, осуществленных на добровольной основе гражданами и организациями в дни проведения акций, включающих: благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку школьных территорий, скверов и парков, проведение уроков добра в учебных учреждениях, организацию семинаров, форумов, благотворительных концертов, спектаклей, проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, др. Публичное представление и признание итогов добровольческих действий в дни празднования Международного дня добровольцев [7; с.231].

В Весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы из разных уголков России, которые осуществляют множество социально значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают свои микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и парки, проводят Уроки добра. Они организуют семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других общественно полезных дел.

В результате проведения таких крупных и значимых мероприятий, а также повседневной работы молодежных объединений и организаций по всему миру миллионы молодых людей приносят пользу обществу, реализуя программы добровольческой деятельности. Молодежное добровольчество является одним из наиболее эффективных способов оптимизации социальной ситуации в обществе.

Таким образом, волонтеры – это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

Организация волонтерского движения в молодежной сфере

Организация и развитие молодежного добровольческого движения возможны только на основе и при учете объективной информации об интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтеров.

Волонтеры - не только альтруисты. Они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность - это прямой путь к оплачиваемой работе, всегда - проявить и зарекомендовать себя.

Обычно участие в добровольном труде аргументируется ощущением потребности в общении с другими, желанием быть кому-то нужным, своеобразным бегством от одиночества. Для многих это еще и самореализация, самоутверждение.

Добровольный труд может удовлетворять и сопутствующие интересы: получение образования, знакомства, приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

Данная деятельность позволяет молодому человеку, не «ломая» свою жизнь, дополнить ее очень значимой частью - реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее.

Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста. Некоторые волонтеры со временем начинают реализовывать свои авторские социальные проекты.

Н. А. Тернова среди мотивов, на основании которых личность включается в волонтерскую деятельность, называет следующее: желание помочь другим людям; знакомство с новыми людьми; получение новых знаний и новых навыков в работе; гражданские чувства; желание «попробовать» другую специальность; сострадание нуждающимся; желание узнать о проблемах других людей; интерес к предложенной новой работе; групповая работа с друзьями; чувство обязанности вернуть людям то, что получил сам; религиозные соображения; желание почувствовать свою необходимость; приобретение нового опыта; отсутствие другого способа применить имеющийся опыт работы; стремление приобрести новых друзей, развеять скуку; отсутствие общения; получение признания в обществе [20; с.56].

Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1) потребность в признании - люди хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими;

2) потребность в достижении - людям нравится ощущать, что они выполнили что-то важное;

3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;

4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать одно и тоже;

5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

6) потребность в общении - потребность человека принадлежать к какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые задания;

7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее всех остальных;

8) потребность быть единственным – это потребность человека чувствовать себя особенным и значимым [23; с. 56].

«На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить некоторые тенденции: молодежь стремится получить какие-либо нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо организованной группе, а старшего поколения - получить эмоционально-психологический комфорт.

Таким образом, для того чтобы привлечь молодого человека к участию в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов, связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии, используя при этом групповые и коммуникативно-насыщенные формы работы» [12; с.341].

Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и достаточно более или менее длительное участие в волонтерской деятельности. По этому основанию выделяются волонтеры на долгий срок и на короткий срок.

Мотивация добровольца на долгий срок - достижение цели и сопричастность. Лучшее признание для него выражается в предоставлении большей возможности участия в решении проблемы. Ключевым моментом в работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности, а стилем взаимоотношений равноправное партнерство. Характерные черты добровольца на долгий срок: преданность идее или организации, которая позволяет ему испытывать чувство сопричастности, такой волонтер, как правило, находит работу сам, либо «растет» внутри организации; стремится самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы, приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в решении проблемы; он предпочитает проблемы «глобального» характера [23, с. 58].

Мотивация добровольца на короткий срок - признание личного достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с таким добровольцем - подготовка для него четкого задания, поддержание в нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко определенную работу в ограниченном отрезке времени [23; с.60].

Молодежь как наиболее активная социально демографическая группа может стать основой развития волонтерского движения в нашей стране.

Опыт деятельности по созданию добровольческих групп, существующих на сегодняшний день, стал основой выявления некоторых технологических основ развития волонтерского движения среди молодежи.

Молодежное волонтерское движение, как правило, организуется на базе образовательных учреждений (общего или профессионального образования), учреждений молодежной сферы (например, молодежного центра), молодежных общественных объединений и организаций.

Таким образом, для развития молодежного волонтерского движения необходим ряд условий:

- наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;

- наличие институциональной «принадлежности» волонтерского движения (учреждения, организации, поддерживающих волонтерскую деятельность);

- учет специфики мотивационной структуры молодежной группы по отношению к участию в волонтерской деятельности;

-стремление избежать администрирования и бюрократизации волонтерского движения;

- обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское движение в молодежной среде (это возможно, прежде всего в среде образовательных учреждений);

- использование значимой для молодых людей деятельности как основы волонтерства;

- использование волонтерства как способа повышения социального статуса молодого человека.

Глава II. Организация работы социального педагога-руководителя волонтерской группы

Роль социального педагога как руководителя волонтерской группы

«В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.), специфика учреждения, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др.)» [20; с.57].

«Объектом, деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества и помощи. Поэтому, социальные педагоги знают, кто нуждается в поддержке, помощи, заботе» [20; с.58].

«Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети» [20; с.58].

«Содержательно задачу деятельности социального педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами – помощь в социализации ребенка. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо» [21, с.60].

Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

В стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога [8; с.60]:

гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);

психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).

В первой части «Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку. К ним относятся [15; с.65]:

  • социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
  • социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
  • социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
  • социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;
  • социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;
  • медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;
  • социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
  • социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска. Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно.

Выводы.

Занимаясь волонтерской деятельностью, социальный педагог приобретает следующие возможности: [21; с.61]

  1. Профессиональный рост. Волонтером движет желание применять свой житейский или профессиональный опыт. Педагоги, логопеды, дефектологи, чтобы применить свой опыт на благо других, узнали много нового о нюансах своей профессии, освоили новые навыки, получили ценную информацию и опыт.
  2. Развитие личностных качеств: инициативности, гражданственности, ответственности и готовности творить добро ради других. Это благоприятная почва для самосовершенствования и поиска новых смыслов нашей жизни.
  3. Навык общественной деятельности, который и в работе бывает крайне полезен для педагога. Сплочение коллектива: общие заботы, общие подопечные, добрые дела, которые вы сделали вместе, превращают педагогический коллектив в сплоченную и неравнодушную команду.
  4. Благоприятный педагогический фон. За волонтерской работой педагогов наблюдают дети — они перенимают положительный опыт, видят в себе силы тоже быть полезными; их личность формируется под воздействием личной инициативы педагогов.

Волонтерская деятельность не может быть навязана или провозглашена администрацией. Это всегда ответ на внутренний личностный запрос людей, на их потребность быть полезными.

Поэтому, роль социального педагога в работе с волонтерской группой огромна и ценна. Социальный педагог при работе с детьми волонтерами помогает:

  1. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
  2. Пропагандировать здоровый образ жизни с помощью различных видов деятельности.
  3. Создать условия, позволяющие учащимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.
  4. Формировать позитивные установки учащихся на добровольческую деятельность.

Программа работы социального педагога-руководителя волонтерской группы

Волонтерская организация или группа — это всегда сообщество, чей основной ресурс — люди, их силы, время, навыки и профессиональные возможности.

«Как правило, на начальном этапе волонтерскими группами движет сильный эмоциональный отклик на трагические судьбы подопечных, с которыми пришлось встретиться. Все силы и ресурсы бросаются на организацию как можно более масштабной и всеохватывающей помощи; привлекаются любые люди, а порой и любые средства; будущее оценивается через призму сильного эмоционального переживания и первых ярких успехов по организации помощи; кажется, так будет всегда. Но если на этом этапе область ответственности не осознана, границы не очерчены, все это не проговорено с другими волонтерами и подопечными, то дело быстро иссякнет. Во-первых, сработает простой психологический закон опустошения и привыкания — люди, как говорят, выгорают. Во-вторых, не будет транслироваться профессиональный опыт в той или иной предметной области. В-третьих, велик шанс сделать ошибку, способную разрушить все дело. В-четвертых, начатые долгосрочные дела и проекты останутся незавершенными» [6; с.91].

«Организаторы волонтерской группы должны находить золотую середину между эмоциональным откликом на проблемы подопечных и ответственностью за волонтерскую группу и, конечно, за подопечных, за их будущее. Лучше сосредоточить свои силы на чем-то скромном и понятном, обеспечив высокую степень стабильности и достаточную эффективность труда волонтеров. К примеру, организация досуга детей в социальных и медицинских учреждениях; помощь медперсоналу в уходе за больными; организация программ и мероприятий, содействующих развитию и социализации детей из детских домов — вполне конкретные и выполнимые цели, чтобы достичь системности, постоянства и развития» [6; с.92].

«Один из важнейших принципов организации волонтерского движения (группы) состоит в том, что неполезно и даже вредно подгонять людей под идеи, под «мероприятия» и тем более под «отчеты». Волонтерство жизнеспособно только в пространстве доверия, в том числе и профессионального. Не должно быть «вертикали власти», должно быть партнерство, сотрудничество» [6; с.92].

«Часто волонтеры — это люди, стремящиеся к самореализации, к общению с единомышленниками, к профессиональному росту; они ищут среду поддержки, понимания и досуга. Это те, кто нашел некий тонкий баланс между своим запросом на заработок, карьерой и т.д. и стремлением послужить ближним, сделать что-то доброе. Волонтерский труд таких людей может быть организован только благодаря большой гибкости системы управления и несопротивлению их инициативам (при условии, что инициативы не противоречат миссии организации и установленным правилам). Нельзя или почти невозможно донести до волонтеров-исполнителей сразу и задачу и ожидаемое руководством решение» [6; с.94].

Начать следует с простого, но очень важного тезиса: полноценная волонтерская группа — это команда.

Есть много разных групп людей. Например, для проведения совместного досуга люди могут объединяться вокруг общих интересов: шахматный клуб, любители серфинга, группа по изучению китайского языка. Это все полноценные группы. Командой же группа становится только тогда, когда она имеет общую цель, объединяется вокруг лидера и для достижения поставленной цели действует слаженно во времени и пространстве.

Особенность волонтерской группы в том, что волонтеры никому ничем не обязаны. Конечно, они имеют общий интерес, но этого недостаточно. Во всяком случае, костяк группы — это люди, объединенные глубокой внутренней мотивацией, так или иначе согласующейся с целью существования группы. И именно эта мотивация гораздо сильнее каких бы то ни было внешних стимулов — денег, страха, карьеры и т.д.

Глубокая личная мотивация — это именно то, что помогает волонтеру вставать в 7 утра в субботу и ехать в детский дом или, несмотря на усталость, после работы идти в больницу [24; с.68].

Иными словами, личный мотив человека, если он созвучен тому, что и зачем делает волонтерская группа, и есть та основа, благодаря которой волонтер будет не только участником группы, но и участником неравнодушным, активным, ответственным, ресурсным. И созвучность таких мотивов — это то, что делает группу единым целым.

С формальной же точки зрения, в основе волонтерской группы лежит свободный договор между равными. Он касается как распределения ролей и ресурсов внутри группы, так и отношений между волонтерами и координатором. По любому вопросу любой волонтер может спросить: «А на каком основании?» И единственное, что можно ответить, что таков взаимный договор и таково изначально оговоренное распределение ролей и обязанностей.

«В нашем случае, ответственность за группу, полномочия и ресурсы делегируется руководителем волонтерской группы, а волонтеры делегируют ему ответственность за управление собой как группой, за распределение ресурсов, обязанностей и за представление интересов группы вовне. Координатор группы берет на себя всю еженедельную работу с направлением. Привезти коробки, заказать экскурсии, позвать фотографа, написать отчет, созвать волонтеров на встречу — все это и многое другое — в сфере его ответственности. Но это не значит, что все это он должен делать своими руками. У любого координатора есть волонтеры, которым он может и должен передавать часть своих обязанностей» [24; с.67].

«Дело в том, что базовое право волонтера — перестать им быть в любой момент по собственному желанию. Поэтому каждый волонтер сам по себе не может нести полную ответственность за большое и серьезное дело, такое, к примеру, как еженедельная работа в больнице или приюте на протяжении многих лет. Регулярная, долгосрочная и ответственная работа под силу только группе. К тому же, только в группе есть взаимная поддержка, безопасность, преемственность и обмен опытом, досуг, общение и дружба в среде единомышленников, опыт группового взаимодействия, распределение обязанностей и многое другое, что так часто ищут волонтеры» [24; с.68].

«Работа координатора: материальное обеспечение работы волонтерской группы, и общая координация, и планирование. Главное беспокойство координатора — придут ли волонтеры. Координатор отвечает за работу группы в больнице, за то, чтобы каждое посещение состоялось, чтобы ожидания детей не были обмануты. Каждый раз координатор отвечает за то, что не может обеспечить, что не до конца в его силах» [24; с.69].

Как правило, итоги деятельности волонтеров подводятся в конце года. Если работа отрядов была организована правильно, был грамотный координатор, то успех проекта обеспечен. Главными результатами должны стать: увеличение количества участников волонтерского движения; создание секций и кружков для большого числа детей; участие в городских, районных мероприятиях (соревнованиях, фестивалях и пр.); популяризация и развитие волонтерского движения. В школе учителям необходимо заниматься не только обучением, но и воспитанием подростков. В выполнении второй задачи и будет способствовать волонтерское движение. Участие в нем помогает детям меняться не только внутренне, но и внешне. Учащиеся приобретают уверенность в себе, становятся чуткими, внимательными к проблемам других. В конце каждого года составляется отчет по волонтерскому движению. В школе целесообразно сделать специальный стенд, на котором будут отражаться результаты добровольческой работы [7; с.70].

«Для этого необходимо структурировать их и закрепить в Положении о волонтерском движении. В школе может работать несколько добровольческих отрядов по разным направлениям. Например, это могут быть отряды: «Милосердие». Ребята, входящие в состав такого отряда, оказывают помощь инвалидам, престарелым, ветеранам, проводят акции «Георгиевская ленточка», «Добрые дела учителям» [7; с. 71].

«Здоровье». Члены этого отряда участвуют в организации соревнований, создании спортплощадок в городе, пропагандируют преимущества занятий в спортивных секциях. Старшеклассники могут проявлять инициативу и формировать школьную команду по волейболу, баскетболу и пр.

«Творчество». Участники этого отряда организуют праздники и вечера, концерты к памятным датам. Можно создать ансамбль самодеятельности, театральную студию.

«Экология». Добровольцы этого отряда участвуют в благоустройстве территории. При этом ухаживать можно не только за участком, прилегающим к школе, но и за парком, сквером, набережной и т. д. Особенно много работы у экологического отряда осенью и в конце зимы.

Планируется, что участвуя в волонтерской работе, у учащихся будет сформировано:

- внутренняя позиция человека, ориентированного на ЗОЖ;

- толерантное отношение к различным слоям населения;

- эмпатичное отношение к людям с ОВЗ, пожилым людям и животным;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к теоретическим и практическим знаниям по курсу программы.

Учащиеся должны научиться:

- самостоятельно выявлять и формулировать проблему;

- определить план выполнения заданий;

- под контролем педагога выполнять поисковые действия;

- использовать в своей деятельности приемы коммуникации, убеждения;

-оценивать собственные успехи в добровольческой деятельности.

Таким образом, мы видим, что участие в волонтерской группе положительно сказывается как на самом педагоге, так и, конечно, на детях.

Программа волонтерского отряда «Доброе сердце»

Целью создания школьного волонтерского отряда является:

- необходимость оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;

-апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни;

-развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи школьного волонтерского отряда:

- Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

-Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.).

-Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

-Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.

-Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, в подростковой среде.

-Предоставлять подросткам информацию о здоровом образе жизни; снизить количество учащихся, состоящих на внутри школьном учете и учете в ПДН.

Таблица 1

План работы школьного волонтерского отряда на учебный год

N_

Наименования мероприятия

Ответственный

Дата проведения

1

Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений

Руководитель группы

сентябрь

2

Составление плана работы на год

Руководитель группы

Сентябрь-октябрь

3

Оформление уголка волонтерского отряда

Волонтерский отряд

До конца первой четверти

4

Акция «Учителями славится Россия» (помощь учителям-пенсионерам, восстановление заброшенных захоронений первых учителей)

Волонтерский отряд

Руководитель группы

октябрь

5

Проведение классных часов «Влияние алкоголя на здоровье человека»

Волонтерский отряд

ноябрь

6

Обновление «Стены памяти»

Волонтерский отряд

Руководитель группы

ноябрь

7

Конкурс рисунков, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом

Волонтерский отряд

1 декабря

8

«Веселые переменки»

Волонтерский отряд

декабрь

9

Показ презентаций «Жизнь дается один раз»

Волонтерский отряд

январь

10

Спортивные соревнования «Мы за здоровый образ жизни»

Учитель физкультуры

февраль

11

Неделя «Только здоровые привычки»

Волонтерский отряд

март

12

Экологическая акция «День Земли»

Волонтерский отряд

март

13

Конкурс плакатов «Мы и наше здоровье»

Волонтерский отряд

апрель

14

Туристическая поездка

15

Ведение дневника волонтерской команды

Руководитель группы

систематически

16

Посещение ветеранов ВОВ, поздравление с праздником Победы.

Волонтерский отряд

май

17

Акция «Ветеран живет рядом»

(оказание помощи ветеранам ВОВ и труда)

Волонтерский отряд

май

18

Организация шествия «Бессмертного полка»

Волонтерский отряд

май

19

Подведение итогов работы за год

Руководитель группы

май

Формы работы с волонтерами:

-Беседы со специалистами

-Групповые занятия волонтеров для учащихся

-Изготовление плакатов

-Выпуск газеты

-Оформление информационного стенда

-Акции волонтеров

-Листовки

-Игры

-Викторины

-Неделя «Только здоровые привычки»

-Спортивные мероприятия

Ожидаемые результаты:

#1054;сновной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

#1042;ладеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму.

#1059;величение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий.

#1055;ривлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутри школьном учете.

#1057;оздание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее.

#1059;меть общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

Для организации волонтерского движения в школе необходимо выполнение следующих условий:

Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).

Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.

Несомненно, волонтерская деятельность помогает в социализации детей, положительно влияет на их воспитание.

Данный план работы был опробован в волонтерском отряде средней общеобразовательной школы №40 г.Улан-Удэ. Участие принимали 20 детей, в возрасте 10-13 лет. Дети проявляли интерес к заданиям, пытались проявить себя, активно взаимодействовали друг с другом, с руководителем группы, ждали новых занятий. Участие в волонтерском отряде способствует формированию таких качеств как эмпатии, отлично формируется командный дух, у детей есть ощущение, что они вместе создают что-то важное и полезное.

Участие детей в волонтерских группах помогает развивать у школьников лидерские и организаторские качества, учит оказанию помощи другим людям, оказывают реальную волонтерскую помощь.

Полученные знания и опыт школьники отражают в своих докладах, информационных стендах. Показывают путь волонтера и его развитие.

К тому же, по результатам опроса и наблюдениям преподавателей, школьники, которые участвуют в волонтерской деятельности отличаются толерантностью, эмпатией, коммуникабельностью, адаптивностью в любой ситуации, позитивным настроем, гибкостью мышления, творческим подходами т.д.

Родители так же отмечают у своих детей, которые стали волонтерами, наличие активной деятельности, раскрепощение, уверенность в собственных силах, желание помогать людям.

Таким образом, в волонтерской деятельности происходит учет потребностей, мотивов школьников, соблюдается преемственность в практической работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волонтерство вносит существенный вклад в педагогическую науку и практику, оказывает реальную помощь в воспитании и развитии детей. Участие в волонтерской деятельности и выполнение практических заданий не только в учебный период способствует формированию важных человеческих качеств, практических умений и навыков.

Волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся. Сложность этапа социализации обусловлена разнообразными системами ценностей и взглядами на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, учителя, сверстники и т.д., а также желанием добиться определенного статуса и играть свою социальную роль. Именно волонтерская деятельность способна удовлетворить способности обучающихся: готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтерской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, само развиваться и совершенствоваться.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа внеурочной деятельности «Я - волонтер» является актуальной.

Социальные педагоги привлекают детей для работы волонтерами. И здесь очень важна роль самого педагога: его авторитет, знания, подход к детям, умение заинтересовать школьников такой работой.

К сожалению, существует немало стереотипов, мешающих широкому распространению волонтерского движения. В школах, детских садах, других учебных заведениях необходимо проводить разъяснительную работу.

Волонтерство должно одобряться большинством населения. Одна из главных задач современных благотворительных организаций – популяризация добровольной помощи. Сегодня крайне важно пропагандировать идеи бескорыстной помощи. Только так можно создать позитивный имидж волонтера. Поэтому, начинать нужно с самых маленьких – с детей: учить их безвозмездной помощи, эмпатии, прививать здоровый образ жизни и здоровый отдых и досуг.

Толерантность, сострадание, доброта, понимание, поддержка несмотря ни на что, сердечность – это то, что делает нас людьми. Только так, мы сможем воспитать здоровое духовно и физически поколение граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акутина, С. П. Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения студентов [Текст] /С.П. Акутина// Современные исследования социальных проблем, № 9. — С.12–17.

#1041;одренкова, Г. И. Добровольчество [Текст ]/ Г. И. Бодренкова// Социальная работа. – 2006. №1. – С. 52-56.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

#1044;имухаметов, Р.С. Фасилитационный подход в подготовке социальных педагогов: учеб.пособие [Текст] / Р.С.Димухаметов.- Челябинск, с. 126.

#1045;всеева, А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания [Текст] / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. - С. 10-13.

#1045;горычев, Национальное образование как основной фактор социального развития России: традиции и современность [Текст] /А.М.Егорычев // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. - 2009. - № 4. - С. 78-89.

#1045;ршова, Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде [Текст] / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.

#1050;обякова, Т. Г. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения [Текст ]/Т.Г.Кобякова, О.А.Смердов. - Москва: Издательство «ЭКСМО», 2000. – 64 с.

9. Лысакова, В. И. Привлечение волонтеров к профилактике домашнего насилия [Текст] / В. И. Лысакова // Работник социальной службы. – 2007. - №3. – С. 14-16.

10. Левдер, И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания [Текст] /И.А.Левдер// Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.

#1052;ардахаев, Л.В. К вопросу о развитии методологии социальной педагогики [Текст] /Л.В.Мардахаев // ЦИТИСЭ. - 2016. - № 1(5). - С. 24.

#1052;ардахаев, Л.В. Педагогика среды жизнедеятельности в социальном формировании человека [Текст] /Л.В.Мардахаев // ЦИТИСЭ: Электр.науч. журнал. - 2016. - № 4(8). - С. 5.

13. Моров, А. В. Опыт привлечения студентов – волонтеров г. Йошкар-Олы к профилактике подростковой девиации в рамках международной программы [Текст] / А. В. Моров // Вестник. – 2006. - №2. – С. 45-48.

14. Соколова, О. Д. Памятка для волонтеров [Текст] / О. Д. Соколова //.- Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. - С. 3-20.

#1054;городник, С. И. Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов помогающих профессий [Текст] / С. И. Огородник// Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 532-535.

#1054;городник, С. И. Развитие профессионально — важных качеств личности студентов посредством волонтерской деятельности в ВУЗе [Текст] /С.И.Огородник // Организация и содержание современного обучения в России. Теория и практика коррекционной педагогики и психологии в современной системе образования России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. (17 июня 2014 г., Чебоксары) / Гл. ред Нечаев М. П. — Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. — 422 с.

17. Основы социальной работы [Текст] / Под. Ред. Павленок // 1999. – С 27-30.

18. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] /С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – Москва: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. – С. 94.

19. Перцовский, А. Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты [Текст] / А. Н. Перцовский // Работник социальной службы. 2004. – №5. – С. 45-49.

#1058;етерский, С. В. Непрофессиональный уровень социальной работы [Текст] / С. В. Тетерский // Введение в социальную работу. – 2000. – С. 44 - 55.

21. Хулин, А. А. Добровольчество как вид благотворительности [Текст] /А. А. Хулин// Социальная работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.

22. Шульга, Т. И. Международный год добровольцев [Текст] /Шульга Т. И.// Работник социальной службы. – 2006. №6. - С. 10-12.

#1065;елина, Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов [Текст] / Т. Т. Щелина // Вестник. – 2006. № С. 6-9.

24. Циткилов, П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами [Текст] / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.

25. Циткилов, П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов [Текст] /П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Работа социального педагога с детьми группы риска

В презентации указаны все направления в работе с деть группы риска....

"Профилактическая работа социального педагога с семьей "группы риска"

Презентация опыта работы социального педагога с семьями "группы риска"....

Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования.

Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся  к саморазвитию, мотивации к обучению и...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Работа социального педагога с семьей "группы риска"

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей....

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...