Французские мастерские
статья

Осипова Марина Александровна

Использование технологий Французских мастерских в рамках уроков русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технология французских мастерских

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить 

А. Дистервег 

Французские мастерские – это форма организации, когда «обычный» урок можно преобразовать в благотворную среду, способствующую формированию у детей своего собственного представления о мире. Таким  образом, французские мастерские помогают учителю так построить творческий процесс, используя алгоритм, что обучающиеся самостоятельно в коллективном поиске «откроют» новые знания.

Форма мастерских обеспечивает некое равенство ученика и учителя. Так в фундаментальном труде еврейских мудрецов «Талмуде» сказано: «Многому я научился у своих наставников, еще большему - у своих товарищей, но больше всего – у  своих учеников. Это выражение очень ярко иллюстрирует рассматриваемую мной технологию мастерских, поскольку именно при данной форме работы возможно сделать так, что учитель не будет спешить отвечать на вопросы учеников, а он будет выполнять задания совместно, будет как истинный наставник подавать информацию «порциями» и когда это будет необходимо в процессе обучения. И, как следствие, «родится» сотворчество учителя и ученика. За счет этого такой процесс обучения выявляет 3 стороны коммуникации:

- информативную - обмен информации, где важен именно путь, т.е. предполагается не одно стандартное для советской педагогики направление (учитель         ученик), а разнонаправленность (учитель      ученик);

- интерактивную – предполагает взаимодействие учителя и учащегося и приспособление их друг другу в процессе достижения учебной цели;

- перцептивную -  предполагает, что в процессе восприятия возникает взаимодействие между учителем и учащимся,  а каждый участник этого процесса осознает себя через другого человека с помощью рефлексии, идентификации, эмпатии и т.д.

Следовательно, технологии французских мастерских позволяет на первое место поставить не результаты обучения, а именно сам процесс достижения новых знаний.

Все вышесказанное, безусловно, заслуживает внимания, но это общие моменты, так называемые отличительные особенности данной технологии. А хотелось бы более подробно остановиться на «мелочах».

Предположу, что со мной согласятся многие психологи в том вопросе, что особую роль играет в данной технологии безоценочная система. т.е. стандартное занятие в рамках мастерских заканчивается самооценкой. Это способствует раскованности и  в то же время принятия себя и оценивания своих знаний именно со своей точки зрения.

Что касается непосредственно самой технологии педагогических мастерских, то информации в интернете много, а вот методов и приемов, относящихся к ней описаний практически не найти. Остановлюсь на наиболее распространенных и популярных, которые используются мной в моей педагогической деятельности.

  1. Метод ассоциаций – (который достаточно легко совместить с приемом кластера) Учащимся предлагается записать к заданному слову ассоциативный ряд слов.
  2. Метод конструирования понятий – сначала происходит совместное обсуждение предложенного понятия(так называемая актуализация), а затем дается текст, где данное слово используется. Соответственно,  уже в контексте дети и формируют новое понятие.
  3. Метод вживания – с помощью образных и чувственных представлений учащийся старается  «вселиться» в тот объект, который представляет интерес. Пытается понять его изнутри.
  4. «Толстый и тонки вопрос»  -  предлагается учащимся составить вопросы к тексту. Далее обсуждают их в группах и делят их на «толстые»,т.е.  требующие развернутого размышления и «тонкие» - с однозначным ответом

Безусловно, есть огромное количество методов и приемов педагогических мастерских, но данные вышеупомянутые методы я использую в своей непосредственной деятельности. Но самое главное, что результатом любой такой  работы  должен становиться продукт коллективного творчества. Да к тому же данная технология способствует показать не только учителям,  но и самим детям, что каждый способен постигать знания и каждый способен на результат

        

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/304255-francuzskie-masterskie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

«Творческие (педагогические, французские) мастерские».

  Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или...

урок в формате "французской мастерской" для 6 класса. Тема: "кислотные дожди"

Данный файл представляет собой подробное описание хода урока и раздаточных материалов, которые могут быть изготовлены всеми желающими преподавателями с теми иллюстрациями, которые они посчитают необхо...

Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...

Теоретический материал к семинару «Технология французских мастерских»

Краткое теоретическое описание технологии французских мастерских....

Статья «Французские мастерские» на уроках производственного обучения.

    В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, выходом для получения обучающимися высокой квалификации и подде...