Статья «Французские мастерские» на уроках производственного обучения.
статья на тему

Курындина Нина Александровна

        В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, выходом для получения обучающимися высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является освоение новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого.       
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_praktike.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Раменский политехнический техникум

Статья

«Французские мастерские»

на уроках производственного обучения.

                                   Курындина Нина Александровна

                                               Преподаватель, зав.отделением по специальности  

«Технология продукции общественного питания»

 «Французские мастерские»

на уроках производственного обучения.

        В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, выходом для получения обучающимися высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является освоение новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого.        
               Другими словами, по мнению специалистов, система профессионального образования нуждается в смещении акцентов со знаниевого подхода к образованию на компетентностный, в котором результаты образования принимаются не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

            Педагогическая технология «французские мастерские» является такой формой обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.                                                                      

               Мастерская — это иная форма организации учебного процесса. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle), которая возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских.

               В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге. В самом общем виде ЖФЕН ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка.

             Одна из основных задач обучения во французской мастерской – сформировать у обучаемого профессиональные умения самостоятельной работы со знаниями.        
              Это значит: обучающиеся должны уметь точно формулировать проблемы; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему;  придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем.

В профессиональном образовании акцент сейчас смещается на развитие базовых компетентностей современного человека, таких как информационная, коммуникативная, самоорганизации и самообразования.

                Основными целями  обучения во французских мастерских, наряду с обучением профессиональным знаниям и умениям, как раз и является  развитие этих базовых компетентностей обучающихся.

              Развитие этих компетентностей, которые социальны по своей природе, позволит подготовить обучаемых к самостоятельному решению жизненных проблем. Одним из механизмов, который поможет развить умение работать с информацией, умение общаться, вести диалоги, представлять себя в реальных жизненных ситуациях, с которыми выпускник столкнется – это  алгоритм инновационной технологии «французские мастерские».

             Сущность данной педагогической технологии –  последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания.

              При применении технологии  французской мастерской можно  работать над темой или разделом полностью, распределив работу на любое необходимое количество уроков-мастерских. Но, на мой взгляд, основной единицей образовательного процесса на современном этапе все-таки остается урок.

              Для того чтобы увидеть, как современные научные подходы реализуются во французских мастерских рассмотрим структуру этой технологии на примере плана урока.

              При применении любой педагогической технологии необходимо в начале проектирования урока выделить цели, которые определят всю логику урока.

              При разработке урока-мастерской по определенной теме конкретизируется образовательная цель урока, а развивающая и воспитывающая объединяются в развитие познавательной деятельности, поисковой активности, творческой самостоятельности, креативности.

1.  Образовательные:

  • ознакомиться и изучить  информацию по теме (а не получить);
  • научиться выполнять задание по теме (самостоятельно).
  1. Развивающие и  воспитательные:
  • усвоить учебную информацию при помощи активной самостоятельной познавательной деятельности;
  •  применить теоретические знания на практике самостоятельно;
  • проявить творческий подход к работе, креативность, уверенность в своих творческих способностях.

             После определения целей мы должны определиться с методами, с помощью которых собираемся достичь этих целей.

             При выборе словесных методов обучения в мастерской предпочтение имеет диалог во всех его аспектах, как внутренний, так и внешний:

• диалоги участников мастерской, включая Мастера;                                                                                                          • диалоги отдельных групп;                                                                                                         • диалог с самим собой;                                                                                                              • диалог с информационным источником.

           При использовании практических методов приоритет имеют проблемный метод, метод творческого поиска, метод применения полученных знаний и умений. Широко можно использовать наглядные методы.

Методы обучения:                                                                                                                             

  • словесные (диалоговый);
  • наглядные (метод демонстраций);
  •   практические (проблемный метод, метод творческого поиска, метод   применения полученных знаний и умений).

Форма организации учебного процесса – французская мастерская, в которой происходит чередование  фронтальной, индивидуальной, групповой деятельности.

     Педагогическая мастерская состоит из взаимосвязанных этапов:

Этапы деятельности в мастерской (используется терминология группы ЖФЕН)

  • «Индукция» («наведение»)
  • «Самоконструкция»
  • «Социоконструкция».
  • «Социализация»
  • «Афиширование»
  • «Разрыв»
  • «Рефлексия»                                                                                                                                                                                        

       Рассмотрим особенности взаимодействия обучающего и обучаемых на каждом этапе деятельности в мастерской, интегрируя их в план урока.

Вводный инструктаж:                                                                                                       «Индукция» («наведение») – мотивационно-целеполагающий этап (формируется мотивация и организуется целеполагание), первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания:

  • во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого;
  • во-вторых, задание должно предоставить выбор    участнику. 

            На данном этапе происходит развитие таких компетентностей как информационная и коммуникативная, при этом, в контексте личностно-деятельностного подхода, так как актуализируется личный опыт каждого и каждому предоставляется выбор.                                                         Постановка целей на уроке происходит на данном этапе совместно с обучающимися, при помощи наводящих вопросов. А затем на слайде представляются цели, определенные педагогом на этот урок и проводится сверка, насколько они совпадают. Педагог должен помочь обучающимся определиться с целями так, чтобы они совпадали с целями, определенными им при подготовке данного урока.

Деятельность обучающего

Деятельность обучающихся

  • объявляет тему урока;
  • подводит обучающихся наводящими вопросами к определению целей урока;
  • делает сообщение для создания эмоционального настроя, создания личного отношения к предмету обсуждения;
  • одновременно проводит беседу по теме урока, актуализируя знания и опыт обучающихся.
  • определяют цели урока совместно с педагогом;
  • слушают сообщение;
  • задают вопросы по предмету обсуждения;
  • участвуют в беседе.

 

 

              Хороший эффект для повышения интереса к теме урока и повышения мотивации обучающихся дает использование во время сообщения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – это могут быть слайд-презентации и видеоролики, электронные образовательные ресурсы с дидактическим материалом.

После сообщения и беседы с обучающимися – педагог подводит обучающихся к определению проблемы данного урока.

Деятельность обучающего

Деятельность обучающихся

  • Актуализирует тему урока;
  • подводит к формулированию проблемы;
  • по просьбе дает методические рекомендации, учебные пособия, дополнительную литературу;
  • предлагает выполнить задание.
  • Участвуют в диалоге;
  • формулируют проблему: нет конкретного задания, отсутствие необходимых знаний и  информации по данной теме;
  • выбирают в контексте общей цели индивидуальное задание.
  • делают запрос необходимых учебных пособий, литературы;

 

              Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов. Вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и  мыслительный поиск. Должны быть продуманы возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы.

             Текущий инструктаж  урока делится в мастерской на следующие этапы:

            Самоконструкция индивидуальная работа с источниками информации, самостоятельное создание гипотезы, решения, текста, творческого проекта и т. д.

Деятельность обучающего

Деятельность обучающихся

  • Наблюдает, консультирует;
  • активизирует поиск информации наводящими вопросами.
  • помогает найти ответы на возникающие  вопросы.

 

  • Анализируют предложенную информацию;
  • разрабатывают гипотезу, проект и т. п.
  • находят информацию в  учебных и дидактических  материалах.
  • задают возникающие вопросы обучающему, и вместе находят ответы.

Социоконструкция – групповая работа с источниками информации и  работа по дополнению и взаимообмену информацией.

Деятельность обучающего

Деятельность обучающихся

  • наблюдает, консультирует;
  • акцентирует внимание на определенных аспектах  темы урока.
  • взаимодействуют в небольшой группе;
  • обмениваются мнениями.

              Социоконструкция и самоконструкция могут быть использованы в алгоритме последовательно или только один из элементов.                         При проведении Мастерской отсутствует подавляющее всякую мыслительную активность «правильное мнение», «истинное знание» педагога. Для ученика возникает возможность осуществлять личностное действие: высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, рефлексировать. При этом ценится не только тот, кто понял, но также и тот, кто не понял нового материала и свое непонимание (с рефлексией его оснований) представил и обосновал.                                        Социализация – объявление выбранной работы (проекта)

Деятельность обучающего

Деятельность обучающихся

  • Предлагает объявить выбранные конкретные задания (проекты) и обосновать выбор.
  • Объявляют выбранные конкретные задания (проекты) и обосновывают выбор.

       На этих этапах деятельности мастерской происходит развитие таких базовых компетентностей как самоорганизация и самообразование, также в контексте личностно-деятельностного подхода. Каждый участник мастерской работает над индивидуально выбранным заданием, в своем рабочем темпе, получает индивидуальную консультацию при необходимости. Формируются такие компетентности как информационная (умение искать, отбирать и анализировать информацию) и коммуникативная (умение общаться, умение аргументировать свою позицию, умение представить свою работу).

      Наряду с этим, выполняются поставленные цели урока:

  • усвоить учебную информацию при помощи активной самостоятельной познавательной деятельности;
  • формировать творческий подход к работе, креативность, уверенность в своих творческих способностях.

           Самостоятельная проблемно-поисковая деятельность, организованная в мастерской,  когда учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, проблему и решают ее под наблюдением и с консультациями  преподавателя, обеспечивает продуктивную деятельность, творчество и наиболее эффективные и прочные знания.

        Поскольку в профессиональном образовании большая часть времени отводится развитию именно профессиональных компетенций, то после подготовки и разработки проекта теоретически, обучаемые выполняют задание практически.

              Выполнение задания проводится индивидуально или группой по выбору участников мастерской  под наблюдением и консультированием педагога. При этом достигается выполнении еще одной цели урока – применить теоретические знания на практике самостоятельно.

             Для жизни, деятельности личности важно не только наличие у нее знаний, накопленных впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, но и возможность использовать то, что есть. Реально имеют важность функциональные качества личности – ее способности к оперативной деятельности в реальных условиях, то есть, к проявлению определенных профессиональных компетентностей.

        После выполнения задания (проекта) проводится следующий этап Мастерской – представление работ.

Афиширование  –  презентация выполненной работы.

Деятельность обучающего

Деятельность обучающихся

  • Проводит «афиширование» в обстановке взаимного уважения и заинтересованного сотрудничества.
  • Представляют выполненное задание;
  • обмениваются мнениями.

              На данном этапе происходит развитие осознания обучаемыми себя  как личности и оценивания своих профессиональных возможностей и перспектив.

        Заключительный инструктаж: рефлексивно-оценочный этап.                 Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают критический анализ деятельности и её  результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока,  но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Обучающиеся должны не просто уйти с урока с зафиксированным результатом. Они должны выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими способами и методами, должны также самостоятельно оценить собственную деятельность на уроке и ее результаты.        Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  2. Рефлексия деятельности.
  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексивно-оценочный этап мастерской можно разделить на  части: Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, необходимости  поиска ответов.

Деятельность обучающего

Деятельность обучающихся

  • Подводит наводящими вопросами учащихся к осознанию недостаточности  базовых знаний и необходимости расширять профессиональные знания самообразованием.
  • Отвечают на вопросы, делая для себя вывод о необходимости самообразования.

       На данном этапе эффективны приемы, используемые в технологии развития критического мышления (ТРКМ):

  • незаконченного предложения;
  • подбора афоризма;
  • оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю… Я не умел… - Теперь я умею…);
  • прием синквейна,

      Эти приемы помогают выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской.

           Способом выведения ученика в рефлексию является уход учителя от извечной роли судьи, оценщика и эксперта и организация собственной рефлексии учащихся над качеством того, что они сделали.

Деятельность обучающего

Деятельность обучающихся

  • Предлагает:
  • вспомнить алгоритм работы в мастерской;
  • ответить на вопросы анкеты письменно.

  • Вспоминают алгоритм    работы.
  • Отвечают на вопросы анкеты   письменно.            
  • Делятся мнениями.                                                                                      

           Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель. Это развитие очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

   Для рефлексии обучаемых можно использовать различные приемы:

  • анкета по рефлексии деятельности, настроения и эмоционального состояния;
  • тест на выявление уровня осознания пройденного материала;
  • упражнение «плюс-минус-интересно».

И заканчивается мастерская, как и любой другой урок, подведением итогов.

Этап подведения итогов учебно-производственной работы

На данном этапе Мастер:

  • сообщает о достижении целей урока на основе краткого анализа результатов выполненной работы, тестирования и анкетирования;
  • обобщает результаты работы со словесным поощрением самостоятельного творческого поиска;
  • обращается к обучающимся с пожеланием об активизации творческого подхода к обучению по профессии.

      Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент»:

  • комплимент-похвала;
  • комплимент деловым качествам;
  • комплимент в чувствах.

             Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого, создается ситуация успеха.

Заключение

            Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи развития определенных умений, способствующих формированию ключевых компетентностей личности и профессиональных компетенций специалиста.  Особенно выделим следующие:

  • личностного саморазвития;
  • образовательной мотивации, активного восприятия учебного материала;
  • навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания, креативности;
  • культуры речи, коммуникативных навыков.

В заключение хотелось бы назвать определенные принципы и правила ведения мастерской.

Принципы и правила ведения мастерской

  1. Ценностно-смысловое равенство всех участников. 
  2. Безоценочная деятельность.  Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией и взаимооценкой. 
  3. Право выбора на разных этапах.
  4. Диалоговость, как главный принцип взаимодействия, где рождается истинная коммуникативная культура.

        Технология проектирования учебных занятий – французских мастерских – это эффективный метод личностно-ориентированного обучения, повышающий уровень самостоятельности учащихся, их творческой активности. Технология  является средством, способствующим существенной дифференциации и индивидуализации процесса обучения.                    

 

Источники информации

  1. http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=1923&i_id=22
  2. http://uchebauchenyh.narod.ru/books/urok/analiz.htm
  3. http://schools.keldysh.ru/
  4. http://schools.keldysh.ru/sch1008/uroki.htm
  5. http://slovesnikland.narod.ru/simple.Vernisaz3
  6. http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps13.html 
  7. http://lib.rus.ec/b/203913/read

Приложение № 1

Образец таблицы (ингредиенты сладких блюд)

основные

дополнительные

орехи  

пряности

пряные травы

алкоголь

разное

Фрукты

Арахис

Корица

Мята

Коньяк

Желатин

Ягоды

Кешью

Имбирь

Тимьян

Ликер

Красители

Мороженое

Фундук

Шафран

Шалфей

Ром

Кислоты

Сливки

Грецкие

Тмин

Мелисса

Вино

Лимон. сок

Шоколад

Фисташки

Ваниль

сухофрукты

Какао

Творог

Кедровые

Кардамон

Изюм

Кофе

Сахар

Миндаль

Гвоздика

Чернослив

Разрыхлители

Мука

Кокос

Бадьян

Инжир

Йогурты

Яйца

Кунжут

Финики

Мед

Сметана

Курага

Приложение № 3

Прием «Написание синквейна».

В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается  одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, с помощью которой ученик высказывает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме одним словом (существительным)

Приложение № 2

.Прием незаконченного предложения:                                        Обучаемые по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Приложение № 3

Упражнение «Плюс. Минус. Интересно»                                                   Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.                                                                                                           - В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению студента, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.                                                                                                                          - В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.                                 - В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.                                                                                       Это упражнение позволяет педагогу взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Приложение № 4

Тест групповой работы                                                                        Чтобы показать студентам, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

  • делало её более эффективной
  • тормозило выполнение задания
  • не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной

    Приложение № 5

    В конце занятия можно дать обучаемым небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить студентов аргументировать свой ответ.

Выходная анкета

Ответьте на вопросы 

 

  • Самая важная мысль занятия        

  • Самая спорная мысль занятия

  • Мне понравилось

  • Мне было непонятно

  • Идея, которую захотелось попробовать на практике

Приложение № 6

Лист самооценки  работы в мастерской

 Ф.И.______________________________________________________________

Ответьте на  вопросы, возле каждого пункта  поставьте балл от 1 до 5.

Я               ___      (Как работал? Допускал ли ошибки?)

Мы           ___      (Насколько мне помогли товарищи в группе?)

Преподаватель   ___      (Насколько мне помогал?)  

Дело        ___       (Понял ли я материал? Узнал ли больше?)

 

ИТОГО _________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок производственного обучения "Применение графического редактора Paint для решения прикладных задач"

На уроке производственного обучения уч-ся 1 курса с помощью инструментов графического редактора Paint изготовить раздаточный (дидактический) материал для уроков физики по теме: "Параллельное и по...

Урок производственного обучения

Оформление урока производственного обучения в слесарных мастерских- практическая работа по изготовлению садовой тяпки....

Особенности целеполагания уроков производственного обучения

В статье раскрывается сущность процесса обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание производственного об...

Урок производственного обучения по теме "Приготовление борщей"

Урок по теме "Приготовление борщей", главной целью которого является сформировать у обучающихся  профессиональные умения  по приготовлению  и подаче борщей, закрепить профессиональные у...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Организация продажи чая и чайных напитков».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10770418","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 339px; height: 480px; float: left;"}}]]МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока производст...

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп". Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петельной машиной полуавтоматического действия».

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

План урока производственного обучения по профессии "Токарь- универсал" «Выполнение производственных работ 2-3 разряда. Изготовление детали «Ключ для трехкулачкового патрона»

План урока производственного обучения по профессии "Токарь - универсал". Урок - игра. Мотивация -  после окончания училища учащиеся должны уметь изготавливать на токарном станке отдельные детали,...