Главные вкладки

    Особенности целеполагания уроков производственного обучения
    статья по теме

    В статье раскрывается сущность процесса обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание производственного обучения необходимо рассматривать с разных сторон.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья

    Особенности целеполагания уроков производственного обучения.

    Сущность процесса обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание производственного обучения необходимо рассматривать с разных сторон.

    Прежде всего, производственное обучение реализует общие цели начального профессионального образования, которые можно сформулировать следующим образом.

    1. Создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации для включения человека в общественнополезный труд в соответствии с его интересами и способностями. Для каждого человека его профессиональное образование выступает в двух значениях:

    - как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку человек раскрывает свои способности в труде, и в первую очередь в профессиональном труде;

    - как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики; как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться как субъект на рынке труда.

    2. Воспитание граждан - социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, участию в управлении; обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своего труда, деятельности предприятия, фирмы, учреждения, где они работают, за охрану природы, за судьбу страны и мира.

    3. Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в экономической, социальной, культурной в других сферах в квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям гуманитарного, социального и научно-технического прогресса, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором.

    В таком толковании целей профессионального образования актуальным является вопрос о приоритетности цели профессионального образования как средства самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики (гуманизация профессионального образования) и цели профессионального образования, направленной на удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в квалифицированных специалистах (технократизация профессионального образования), выражающейся в формировании у учащихся прочных профессиональных умений и навыков.

    Не отрицая важности и своевременности усиления внимания к разностороннему развитию личности будущего квалифицированного рабочего, специалиста, тем не менее следует сказать, что вооружение их прочными, разносторонними знаниями, умениями и навыками для качественного выполнения работ по осваиваемой профессии является не менее важной задачей, определяющей их место в современных условиях и требованиях рынка труда.

    Общие цели начального профессионального образования конкретизируются в общих требованиях к выпускнику профессионального учебного заведения - своеобразной его «модели», которыми необходимо руководствоваться при проектировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса:

    - владение знаниями и умениями в соответствии со стандартом профессионального образования, необходимыми для успешного выполнения деятельности по полученной профессии, специальности, для адаптации в современных условиях жизни и производства;

    - сформированный умственный потенциал, развитый интеллект и волевые качества, развитая память, способность разумно действовать, справляться с производственными и жизненными обстоятельствами; пособность творчески мыслить, анализировать возникающие производственные и жизненные ситуации, оперативно принимать самостоятельные решения, делать выводы, предвидеть последствия своих действий;

    - развитые личностные качества: реалистичные представления и способность к самооценке и адекватной оценке по отношению к себе и другим людям; сформированные высокие морально-нравственные, этические и эстетические ценности; уважительное отношение к окружающим, способность к сочувствию и сопереживанию; настойчивость в учебе и работе; умение отстаивать свои убеждения; независимость в мышлении и поведении; уверенность в своих силах и способностях;

    - развитая потребность в самосовершенствовании и саморазвитии;

    - способность к рефлексии собственной деятельности: умение анализировать, контролировать и оценивать свои действия, понимать причины своих ошибок и затруднений, намечать пути и способы их устранения и предупреждения; способность «учиться на ошибках», находить пути и способы повышения качества эффективности учебно-познавательной и профессиональной деятельности.

    В этих целях-требованиях отражены в единстве и гуманитарная, личностная, и технократическая направленность профессионального образования.

    Другой аспект целеполагания производственного обучения – производительный труд и обучение учащихся. Как уже отмечалось, формирование трудовых умений и навыков в процессе производственного обучения осуществляется в основном в процессе выполнения учащимися учебно-производственных работ, в процессе производительного труда (в широком смысле этого понятия), выпуска реальной продукции. Такая взаимосвязь обучения с производительным трудом предопределяет разделение целей производственного обучения на цель учебную - научить и цель производственную - сделать, обработать, пошить, обслужить, построить, вспахать и т.п.

    При обучении учащихся в процессе производительного труда зачастую создается впечатление, что если учащиеся что-то делают, выпускают продукцию - значит, они учатся, у них формируются необходимые умения и навыки. Такое мнение в определенной степени оправданно, но далеко не абсолютно. Производственная цель - выполнить работу закрывает и мастерам, и учащимся учебную цель - научить, научиться работать.

    Производственное обучение потому и называется обучением, что это прежде всего учебный процесс. Производительный труд учащихся является не целью, а только средством обучения, хотя в последние годы, в связи с ограниченным финансированием учебных заведений и необходимостью «выживания», производительный труд учащихся приобретает зачастую первостепенное значение. Это можно понять, но трудно оправдать. Ведь правильно организованный, методически обоснованный процесс научения обеспечит и качество, и количество продукции, и необходимую «отдачу» затрат на обучение.

    С разделением целей производственного обучения на цели производственные и цели учебные связан еще один аспект целеполагания процесса производственного обучения: целей педагога – мастера производственного обучения и целей учащихся. Цели учебные и цели производственные неравноприменимы для деятельности мастера и деятельности учащихся. Если для мастера учебные цели трудовой деятельности учащихся первостепенны (по крайней мере так должно быть), то для учащихся первостепенными, как правило, являются цели производственные, для них главное - как правильно, качественно, производительно выполнить задание.

    Педагогическое искусство мастера производственного обучения как организатора и руководителя учебного процесса заключается именно в том, чтобы на каждом этапе производственного обучения, на каждом уроке, занятии превратить производительный труд учащихся в труд учебный.

    Урок производственного обучения отличает от урока теоретического обучения то, что комплексная цель урока (занятия) п/о заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии (специальности). В результате трудовой деятельности учащиеся на уроке (занятии) производится какой - либо материальный продукт труда. Его изготовление предъявляет к учащимся совершенно новые требования. Учащимся не достаточно просто запомнить или заучить учебный материал, они должны его понять, переработать мысленно, воспроизвести при выполнении производственного задания. Следовательно, одним из главных умений, формируемых на уроке п/о, является умение применить технологические знания на практике.

    Литература

    1. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся профтехучилищ, М.: Высшая школа 2000г.
    2. Библиотека мастера производственного обучения №1, 2, 3, - М Высшая школа 2001г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок производственного обучения "Применение графического редактора Paint для решения прикладных задач"

    На уроке производственного обучения уч-ся 1 курса с помощью инструментов графического редактора Paint изготовить раздаточный (дидактический) материал для уроков физики по теме: "Параллельное и по...

    Урок производственного обучения

    Оформление урока производственного обучения в слесарных мастерских- практическая работа по изготовлению садовой тяпки....

    Особенности работы мастера производственного обучения

    Особенности работы мастера производственного обучения Саркисян Л.Г., мастер производственногообучения ГБОУ НПО ПЛЖТ, Санкт – Петербург.Воспитательная работа  - это часть учебно-воспита...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Организация продажи чая и чайных напитков».

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10770418","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 339px; height: 480px; float: left;"}}]]МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока производст...

    Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп". Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петельной машиной полуавтоматического действия».

    Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

    План урока производственного обучения по профессии "Токарь- универсал" «Выполнение производственных работ 2-3 разряда. Изготовление детали «Ключ для трехкулачкового патрона»

    План урока производственного обучения по профессии "Токарь - универсал". Урок - игра. Мотивация -  после окончания училища учащиеся должны уметь изготавливать на токарном станке отдельные детали,...

    Особенности работы мастера производственного обучения с подростками.

    Данная статья напрвлена на воспитание подростков в условиях учебного заведения, выхода из конфликтной ситуации....