Характеристика
материал

Верба Алексей Алексеевич

Характеристика на Вербу Алексей Алексеевича

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Ленинск-Кузнецкого муниципального округа

МБОУ «Демьяновская СОШ»

C:\Users\Наталья\Desktop\Учитель года\эмблема.jpg

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ:

«Краеведение на уроках истории в школе и формирование патриотизма у обучающихся»

Составитель:

Учитель истории и  обществознания

МБОУ «Демьяновская СОШ»

Верба Алексей Алексеевия

Ленинск-Кузнецкий МО, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3-4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ        5-7

1.1. Понятия краеведение и патриотизм        5-6

1.2. Сущность и значение использования краеведческого материала в обучении истории в средней общеобразовательной школе        6-8

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ        8-9

2.1. Методика использования краеведческого материала по истории для воспитания патриотизма у обучающихся        ...8-9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        11

ВВЕДЕНИЕ

  1. В период обучения в школе у обучающихся идет интенсивный процесс нравственного и духовного развития. Появляются значительные возможности для развития у школьников чувства патриотизма, так как именно школьный возраст, характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Знание истории и культуры родины играет важную роль, поэтому целью данной работы является определение важности краеведения в процессе патриотизма.

Важную роль в возникновении краеведения в России сыграл М. В. Ломоносов [6]. Он составил первый в России географический атлас и разослал во все провинции специальные анкеты с вопросами о природных богатствах, истории и жизни населения.

Важную роль в развитии школьных исследований краеведения в России сыграл К. Д. Ушинский, который теоретически обосновал «родиноведческий принцип» на уроках в ряде своих работ, продемонстрировав высокую педагогическую ценность и образовательную ценность изучения своей страны [10].

Академик Д. С. Лихачев, говоря о важности местной истории для образования граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине следует бережно развивать и одухотворять, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле [13].

В учебном процессе необходимо уделять особое внимание познанию родины, «малой родины». Без этого формирование истинного патриотизма невозможно [13].

Цель исследования: изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников.

Объект исследования: краеведение как система знаний.

Предмет исследования: организация урочной и внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию, средствами краеведения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.

2. Выявить особенности методов, которые можно использовать при преподавании данного курса.

3. Обобщить опыт организации патриотической работы средствами краеведения в МБОУ «Демьяновская СОШ».

В качестве методов исследования использовались: теоретические – анализ соответствующей литературы; эмпирические – изучение и обобщение современного педагогического опыта, изучение документов и продуктов творческой деятельности обучающихся.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Демьяновская СОШ».

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материала учителями средней школы при организации учебно-воспитательного процесса.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

1.1. Понятия краеведение и патриотизм

Изучение краеведения как знания о местной истории восходит к далекому прошлому. Эти знания основывались на любопытстве, и необходимости использовать природные ресурсы. Такая информация собиралась и передавалась веками из поколения в поколение  — сначала в устной форме, затем в письменных источниках. Однако эти знания были прикладного характера, не систематизировались и не давали исчерпывающего описания региона.

В XVIII веке в России начала формироваться научная краеведческая история. Началось комплексное изучение разных регионов государства. Эти цели были достигнуты благодаря экспедициям Академии наук. В XIX веке с появлением ряда научных обществ краеведение в России продолжало расширяться. Особого внимания заслуживает роль Географического общества, которое выпустило много краеведческих исторических материалов активно занимались изучением местных традиций в своем регионе.

В 1960-х годах многое было сделано для изучения страны. Для названия этого вида деятельности возник термин «отечествоведение» и по отношению к небольшой территории - «родиноведение» (маленькая родина, место рождения человека). В школах стали преподавать предметы с таким же названием [4]. Необходимо было уточнить терминологию, в связи, с чем на рубеже XIX-XX веков появился термин «краеведение». Он был признан более точным, более научным и быстро распространенным [8].

На сегодняшний день становится всё более актуальным для человечества восстанавливать свои культурно-исторические связи с родным краем и малой родиной. Очень важно с юных лет приучать к навыкам бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотизма следует начинать посредством понимания ребенком причастности ко всем процессам, которые происходят в родном его крае.

Одно из основных направлений работы школы, которое передает подрастающим поколениям все наиболее ценные, стабильные знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, и воспитывать граждан, способных к дальнейшему развитию общества является краеведение [29].

Краеведение изучает природу, население, экономику, историю и культуру страны» [1]. Можно рассматривать краеведение как предмет школьного курса, и поэтому ее определение таково: краеведение в школе, изучение учащимися экономики, истории и культуры своей местности — школьный округ, город, село, район, область. Краеведение тесно взаимосвязано с патриотизмом. Патриотизм — любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к защите Родины.

Таким образом, зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целые этапы на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к Отечеству. Патриотическое воспитание невозможно без краеведения.


1.2. Сущность и значение использования краеведческого материала в обучении истории в средней общеобразовательной школе

Краеведение – знание о своих родных местах. Академик Д. С. Лихачев рассказал о важности краеведения и истории для образования граждан страны и отметил, что чувство любви к Родине следует бережно воспитывать и приводить к духовной оседлости, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле [7].

В работе А. С. Целовальникова были сформулированы и методически разработаны рекомендации по организации краеведческого труда [2].

Не случайно в образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что конечная цель образования – быть высоконравственным, творческим и компетентным гражданином России, который считает судьбу родины своей личной ответственностью за настоящее и будущее, укоренен в духовных и культурных традициях русского народа [12].

Очевидно, выделяется обособленная линия – любовь к родине и своему краю. Эта любовь должна развиваться и воспитываться с первых минут школьной жизни. Использование краеведческого материала в преподавании истории актуально и перспективно и имеет практическое значение для повышения качества образовательного процесса. Краеведческая работа может быть как систематической, так и эпизодической по своей природе, но все виды деятельности объединены одной вещью – сильным акцентом на развитие психического и нравственного потенциала ребенка. Краеведческие исследования, как и другие виды научной деятельности, требуют подготовки и выполнения  конкретных требований. В некоторых школах они ограничиваются изучением того, что уже известно в газетах, на радио и телевидении. Такая работа вряд ли может считаться краеведческой или, более того, научной.

Первым основным требованием к краеведческому принципу изучения материала является поисково-научный характер. Необходимо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а реальную научную проблему. Краеведение предоставляет такие возможности довольно обширно. При организации краеведческой работы учитель должен исходить из особенностей своего региона. Подготовка к школьным занятиям также требует некоторых практических навыков. Сегодня именно краеведение может глубже понять ситуацию: история – это история людей; корни человека лежат в истории и традициях его семьи, его народа, в прошлом его родины и его страны.

Краеведение помогает решить проблемы социальной адаптации обучающихся школы, формирования у них готовности жить и работать в родном селе, районе или регионе с целью участия в их развитии, социально-экономического и культурного обновления. Это одна из актуальных социально-воспитательных задач патриотического воспитания подрастающего поколения.


ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

2.1. Методика использования краеведческого материала по истории для воспитания патриотизма у обучающихся

Понятие «краеведческий подход» является одним из конкретных случаев проявления принципа краеведения в преподавании. Если принцип краеведения как один из общепедагогических принципов предполагает всестороннее использование информации и источников местной традиции в организации учебно-воспитательной работы, то краеведческий подход как специфический методологический прием краеведческого принципа подразумевает научные концепции с конкретными фактами реальности и практического осуществления обучения в неразрывной связи с жизнью и практикой.

Очень часто термины «краеведческий подход» и «краеведческий принцип» взаимозаменяемо используются в методической литературе и педагогической работе.

На уроках истории в общеобразовательной школе используются различные методы и приемы краеведческого подхода.

Основная задача учителя при организации изучения работы по краеведческим знаниям – определить в каждом конкретном случае наиболее подходящие методы и приемы для реализации данного подхода.

Метод пояснительной иллюстрации, который сочетает в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с местной исторической литературой) с представлением различных местных исторических источников (карт, диаграмм, диаграмм, природных объектов и т. д.).

Метод частичного поиска, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и учебного опыта обучающихся. [5].

Работа с краеведческой литературой и источниками: библиография местных традиций, печатные источники, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры, наблюдаемые объекты и процессы природы. Местные источники знаний, местная научная литература (научная и художественная), а также иллюстративные материалы с содержанием местных знаний (карты, диаграммы, таблицы и т. д.) могут использоваться при подготовке обучающихся к преподаванию, непосредственном обучении в классе и выполнении домашних заданий, при составлении индивидуальных или групповых заданий для описания природных явлений и объектов, характерных для родины [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период обучения в средней школе происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития бережного отношения к родной истории в дальнейшем, в последующие годы. Формируются основы личности, ребенок начинает осознавать свое «Я» и объективно себя оценивать.

В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особо отмечено, что высшая цель образования – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа [11].

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой патриотического воспитания в школе. Краеведческие наблюдения позволяют не только познакомить учеников с многообразными явлениями и процессами, происходящими в природе, но и показать взаимную связь человеческой деятельности и природных явлений, подвести к пониманию природы как единого, непрерывно развивающегося целого, где все связано и взаимообусловлено [9].

Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969 – 1978.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М:. 2005. – 671с.
  3. Гниловской, В.Г. Занимательное краеведение [Текст] / В.Г. Гниловской. –2-е изд., доп. – Ставрополь : Кн. изд-во, 1974. – 430 с.
  4. Головчинер, Е. Истоки Пушкинского краеведения [Текст] / Е. Головчинер. – М.:Гостехиздат,2019. – 592c.
  5. Дорофеев, М.В. Историческое краеведение[Текст] :учеб.для студентов учреждений высш. образования / М.В. Дорофеев. – М.: Академия, 2014. – 810c.
  6. Калуцков, В. Н. Концепция атласа "Михаил Васильевич Ломоносов" [Текст] / В. Н. Калуцков – М:. Форум, 2011. – 50.
  7. Лихачев Д. С. Краеведение. Мысли о жизни, истории, культуре [Текст] / Д. С. Лихачев. – М.: Рос. фонд культуры, 2006. – 85 с.
  8. Любушкина, С.Г. Естествознание: землеведение и краеведение[Текст] / С.Г. Любушкина. – М.: Книга по Требованию, 2015. – 456 c.
  9. Селиванов, А.М. Историческое краеведение. Накопление и развитие краеведческих знаний в России (XVIII-XX вв.)[Текст] : учеб.пособие / А.М. Селиванов. – М.: Форум, Инфра-М, 2014. – 320 c.
  10. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании [Текст] / К. Д. Ушинский. – М:.1998. - 647 с.
  11. Фальк, И. П. Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академией Наук, по предложению её президента[Текст] / И. П. Фальк. – Москва, 1824. – 459 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] – Москва, 2010. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование характеристик электрического тока

Конспект урока в 10 классе по теме "Законы постоянного тока"...

Презентация "США. Общая характеристика. Практическая работа: "Характеристика экономического района США" 10 класс

Презентация предназначена для обеспечения наглядности и организации деятельности обучающихся на 2-х уроках географии в 10 классе по изучению США. На первом уроке после общей характеристики страны...

Характеристика нормативной документальной базы в формировании компетентностных характеристик по истории выпускника школы.

Современному человеку теперь недостаточны только предметные знания, им необходимы метапредметные знания и умения. Человек, обладающий способностями осуществлять сложные культуросообразные виды действи...

Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа."

Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе п...