Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа."
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Михайленко Владимр Георгиевич

Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.

Задачи:

- выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;

- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе прочитанного; развивать оценку и самооценку учащихся;

- корректировать умение учащихся сравнивать героев, объяснять причины и особенности их поведения;

- воспитывать лучшие человеческие качества у учащихся на примере рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_bargamot_i_garaska_mihaylenko_v.g.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Михайленко В.Г.,

учитель русского языка

и литературы

Л.Н.Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа.

Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.

Задачи:

- выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;

- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе прочитанного; развивать оценку и самооценку учащихся;

- корректировать умение учащихся сравнивать героев, объяснять причины и особенности их поведения;

- воспитывать лучшие человеческие качества у учащихся на примере рассказа.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Используемые технологии: ТРКМ (стратегии «Верные/ неверные утверждения», «Понятийное колесо», «Чтение в парах», «Тонкие и толстые вопросы», «Диаманта»)

Ход урока

I. Вызов

Добрый день. Запишите, пожалуйста, число и тему урока: «Л.Н.Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа».

Сегодня в течение урока вы будете работать в парах и оценивать себя и своего соседа по парте по 5-бальной шкале, занося оценку и самооценку в оценочный лист за каждый вид работы в течение урока, который я прошу вас оценить. В конце урока вы сможете вывести итоговую оценку своей деятельности и деятельности соседа, среднее арифметическое которых и будет вашей итоговой отметкой. Впишите в оценочные листы свои имена.

(раздаются оценочные листы)

Исходя из темы, подумайте: о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

/ответы учащихся/

1. Верные/ неверные утверждения.

Но прежде, чем мы с вами будем говорить о произведении, я хочу, чтобы вы самостоятельно выполнили проверочную работу, которая покажет, насколько хорошо вы знаете текст. Но сначала я прошу вас в оценочный лист в строчку «Проверочная работа» в колонке «Самооценка» поставить отметку, на которую, как вы считаете, вы знаете содержание рассказа.

/ставят прогнозируемую самооценку/

У каждого из вас лист с проверочной работой, в котором в пустую колонку нужно поставить «+», если утверждение верное, и «-», если неверное. Время на выполнение – 5 минут.

/учащиеся выполняют задание/

А теперь – взаимопроверка с помощью ключа на экране и нормы оценивания.

Вариант 1

Вариант 2

п/п

Ответ

п/п

Ответ

1

+

1

-

2

-

2

+

3

+

3

+

4

-

4

+

5

+

5

-

6

-

6

+

7

+

7

-

8

+

8

+

9

-

9

-

10

+

10

-

11

+

11

+

12

-

12

+

13

+

13

+

Нормы оценки

Количество правильных ответов

Отметка

0 – 6

«2»

7 – 9

«3»

10 – 11

«4»

12 – 13

«5»

2. Какие слова в теме урока вы считаете самыми важными и почему?

/Нравственные идеи рассказа/

Психологический словарь дает такое определение слову «нравственность»: «Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра».

Исходя из этого определения, уточните тему урока и поясните, на что конкретно мы сегодня сделаем основной акцент на уроке?

/ответы учащихся/

3. Прежде, чем мы перейдем к анализу рассказа «Баргамот и Гараська», послушайте одну китайскую притчу и подумайте: какова главная мысль притчи, чему она учит нас? Чтобы вам было легче ее воспринимать, я раздам вам тексты с притчей. (раздаются)

Притча «Сад Мудреца»

В одном тибетском монастыре жил молодой монах. День и ночь он прилежно следовал строгим правилам монастырской жизни. Но со временем стал замечать, что не все послушники храма были так же добросовестны и честны в служении Богу. Одни проявляли гнев, другие обманывали друг друга, третьи были ленивы, а четвертые - очень эгоистичны. Он никак не мог понять, почему братья, отдавшие себя служению Всевышнему, так беспечны? С этими мыслями юноша отправился к Мудрецу. 

Мудрец спокойно выслушал монаха и предложил ему прогуляться по саду, где было множество цветов. Старец рассказывал о чудесных растениях, как о дорогих сердцу людях.

- Посмотри на Розу, она так нежна, так красива! Посмотри, как трогательно дрожат росинки на её бархатных лепестках! Каждое утро, встречая наступающий день, Роза дарит всем своё благоухание, не ожидая восхищения.

- А здесь живёт Жасмин. Его белоснежные цветы источают тонкий аромат. Его называют Царём ночи. Жасмин - символ благородства и бесстрашия. Побудь с ним минутку, все страхи и тревоги сразу уйдут.

- Это - Лилия, любимый цветок королей. Подаренная лилия, была знаком высочайшего почитания и уважения. Она олицетворяет чистоту, мудрость, величие и целомудрие.

- Нежная Ромашка, заботлива, как матушка. Она способна излечить множество болезней. Тиха, скромна, добра, а сколько света в ней!

- Приглядись, видишь, в траве Незабудка. Как же радостно она сияет своими голубыми глазками! Крошечный цветок наполнен искренностью доброго сердца. Он, будто кусочек неба. Это цветок верности.

- Удивлён? Да, ты не ошибся, это - Кактус. И ему нашлось место в моём саду. Угрюмый, но такой нужный. Он годен на корм животным. А ещё он очень красиво цветёт. Целую ночь его цветы распространяют медовый аромат. Если захотеть, и с Кактусом можно подружиться.

Монах начинал понимать, зачем Мудрец повёл его в сад цветов. Старец, будто «услышал» его мысли.

- Цветы украшают Землю. Они, как люди: у каждого своя особенность, своя жизнь, СВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. Все люди - Цветы Жизни. И каждый из них наполнен своим, особым ароматом. У всех разные имена и формы. Только дети не всегда это чувствуют: одни послушны, а другие нет. Не суди их строго, пойми: каждый по-своему хорош и красив. Надо только это уметь разглядеть!

- Какова главная мысль притчи? Почему вы так считаете?

- Чему учит нас притча? (Все люди разные, но относиться ко всем нужно с уважением, ибо  у каждого  человека есть свои достоинства, надо их разглядеть.)

II. Осмысление

1. Итак, вернемся к теме урока. Назовите главных героев рассказа.

/называют/

2. Давайте вместе попробуем по прозвищам героев составить портрет каждого из них. (Ассоциативное колесо «Баргамот», «Гараська»).

3. А теперь давайте посмотрим, насколько наши впечатления о герое по его прозвищу оправдались.

«Чтение в парах» (7 мин.)

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. 1-вариант получает портретное описание Баргамота, а 2–й вариант – Гараськи. Сначала 1-й вариант вполголоса читает описание своего героя 2-му варианту и задает по нему 2 вопроса соседу, а затем то же самое делает 2-й вариант со своим героем.

/читают, задают вопросы/

Поставьте отметку себе и друг другу в оценочные листы.

/ставят/

Физминутка

4. Беседа.

- Как люди относятся к Гараське?

- Заслужил ли Гараська такого отношения?

«Скорее да, чем нет. Ведь он сам превратил себя в такого человека»

- Итак, Баргамот тоскует от того, что придётся тащить этого пьянчужку в участок. И в это время происходит между ним и Гараськой диалог о Пасхе. Прочтите. (стр.301)

- А что происходит дальше?

        «Гараська не успел показать предмета, который нёс с осторожностью в кармане».

- А что он нёс и для чего? (Яичко. Похристосоваться хотел)

Обычно задиристый, сквернословящий, язвительный Гараська хотел подарить крашеное яичко всегдашнему врагу Баргамоту.

- А как после этого меняется поведение Барагамота?

        «В душе Баргамота, который только что досадовал на пьяницу, просыпается стыд и жалость - чувство, которое ему самому трудно в себе осознать. Он вдруг представил, как мраморное яичко, которое он берёг для сына, разбилось, и как ему, Баргамоту, было бы жаль. Гараська был жалок ему, «как брат родной, кровно своим же братом обиженный». И уже не обижается Баргамот, а зовёт к себе домой разговляться»

- Скажите, а какое полное имя у Баргамота?

(Иван Акиндиныч Бергамотов)

- А как зовут Гараську?

(Герасим Андреевич)

- Послушайте фрагмент рассказа и ответьте на вопрос: Почему Гараська жалобно завыл?

«– Кушайте, кушайте, – потчует Марья. – Герасим… как звать вас по батюшке?

– Андреич.

– Кушайте, Герасим Андреич.

Гараська старается проглотить, давится и, бросив ложку, падает головой на стол прямо на сальное пятно, только что им произведенное. Из груди его вырывается снова тот жалобный и грубый вой, который так смутил Баргамота. Денники, уже переставшие было обращать внимание на гостя, бросают свои ложки и дискантом присоединяются к его тенору. Баргамот с растерянностью и жалкою миной смотрит па жену.

– Ну, чего вы, Герасим Андреич! Перестаньте, – успокаивает та беспокойного гостя».

(– По отчеству… Как родился, никто по отчеству… не называл…)

III. Рефлексия

1.

- Вернемся к главной мысли притчи. Какие достоинства есть у Гараськи? (Доброта, человечность)

- Считаете ли вы, что в Гараське  и в Баргамоте пробудилось хорошее? (Конечно: Баргамот пригласил пьянчужку, которого не уважал и не любил,  к себе домой. Гараська в первый раз задумался о своей жизни, и ему стало стыдно).

- Можем ли мы сказать, что в день Пасхи и Гараська, и Баргамот возродились для другой, более «человечной» жизни?

(Да)

- С каким цветком и почему вы сравнили бы Баргамота, а с каким – Гараську?

2. Диаманта

Составьте в течение 3 минут в паре диаманту «Баргамот - Гараська», опираясь на схему составления диаманты:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных к 1-й строчке)

строчка 3: действие (3 глагола/ причастия к 1-й строчке)

строчка 4: ассоциации (2 словосочетания (1-е – к 1-й строчке, 2-е – к 7-й строчке) /4 существительных (по 2 к 1-й и 7-й строчкам))

строчка 5: действие (3 глагола /причастия к 7-й строчке)

строчка 6: определение (2 прилагательных к 7-й строчке)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

/составляют/

Оцените на отметку степень участия в составлении Вашу и соседа по парте в оценочном листе.

Желающие прочтите свою диаманту.

/желающие читают/

- Поставьте на оценочном листе в строчке «Работа в течение урока» отметку себе и соседу и сдайте мне ваши листы. Отметки за сегодняшний урок я озвучу вам на следующем уроке, проанализировав ваши оценочные листы.

/ставят, сдают/

3. Д/з:

Написать эссе «Чему нас учит рассказ «Баргамот и Гараська»?»


Оценочный лист

Вид работы

Имя:

Самооценка

Оценка

Проверочная работа

Чтение в парах

Диаманта

Работа в течение урока

ИТОГ

_________________________________________________________

Оценочный лист

Вид работы

Имя:

Самооценка

Оценка

Проверочная работа

Чтение в парах

Диаманта

Работа в течение урока

ИТОГ

_________________________________________________________

Оценочный лист

Вид работы

Имя:

Самооценка

Оценка

Проверочная работа

Чтение в парах

Диаманта

Работа в течение урока

ИТОГ


Притча «Сад Мудреца»

В одном тибетском монастыре жил молодой монах. День и ночь он прилежно следовал строгим правилам монастырской жизни. Но со временем стал замечать, что не все послушники храма были так же добросовестны и честны в служении Богу. Одни проявляли гнев, другие обманывали друг друга, третьи были ленивы, а четвертые - очень эгоистичны. Он никак не мог понять, почему братья, отдавшие себя служению Всевышнему, так беспечны? С этими мыслями юноша отправился к Мудрецу. 

Мудрец спокойно выслушал монаха и предложил ему прогуляться по саду, где было множество цветов. Старец рассказывал о чудесных растениях, как о дорогих сердцу людях.

- Посмотри на Розу, она так нежна, так красива! Посмотри, как трогательно дрожат росинки на её бархатных лепестках! Каждое утро, встречая наступающий день, Роза дарит всем своё благоухание, не ожидая восхищения.

- А здесь живёт Жасмин. Его белоснежные цветы источают тонкий аромат. Его называют Царём ночи. Жасмин - символ благородства и бесстрашия. Побудь с ним минутку, все страхи и тревоги сразу уйдут.

- Это - Лилия, любимый цветок королей. Подаренная лилия, была знаком высочайшего почитания и уважения. Она олицетворяет чистоту, мудрость, величие и целомудрие.

- Нежная Ромашка, заботлива, как матушка. Она способна излечить множество болезней. Тиха, скромна, добра, а сколько света в ней!

- Приглядись, видишь, в траве Незабудка. Как же радостно она сияет своими голубыми глазками! Крошечный цветок наполнен искренностью доброго сердца. Он, будто кусочек неба. Это цветок верности.

- Удивлён? Да, ты не ошибся, это - Кактус. И ему нашлось место в моём саду. Угрюмый, но такой нужный. Он годен на корм животным. А ещё он очень красиво цветёт. Целую ночь его цветы распространяют медовый аромат. Если захотеть, и с Кактусом можно подружиться.

Монах начинал понимать, зачем Мудрец повёл его в сад цветов. Старец, будто «услышал» его мысли.

- Цветы украшают Землю. Они, как люди: у каждого своя особенность, своя жизнь, СВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. Все люди - Цветы Жизни. И каждый из них наполнен своим, особым ароматом. У всех разные имена и формы. Только дети не всегда это чувствуют: одни послушны, а другие нет. Не суди их строго, пойми: каждый по-своему хорош и красив. Надо только это уметь разглядеть!


Проверочная работа на знание текста рассказа Л. Андреева

 «Баргамот и Гараська»

Вариант 1

п/п

Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «–» –неверные.

1

Бергамотов был городовым.

2

Действие происходит в Петербурге.

3

Пушкарей называли пушкарями, потому что они жили на Пушкарной улице.

4

Бергамотов был нежным, деликатным человеком.

5

Речь идёт о Баргамоте: «Человек с возвышенными требованиями назвал бы его куском мяса, околоточные надзиратели величали его дубиной…»

6

Действие в рассказе происходит накануне Рождества.

7

Баргамот сожалел о том, что не взял с собой на службу пасху и куличи.

8

Баргамот мечтает сыну подарить мраморное яйцо.

9

Гараська был сапожником.

10

Гараська- пьяница, скандалист, буян.

11

Гараська падает и разбивает яйцо, которое нес, чтобы похристосоваться.

12

Баргамот был доволен из-за того, что обидел Гараську.

13

Баргамот приглашает Гараську в гости.

Нормы оценки

Количество правильных ответов

Отметка

0 – 6

«2»

7 – 9

«3»

10 – 11

«4»

12 – 13

«5»


Проверочная работа на знание текста рассказа Л. Андреева

 «Баргамот и Гараська»

Вариант 2

п/п

Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «–» –неверные.

1

Бергамотов был слесарем.

2

Действие разворачивается в губернском городе Орле

3

Пушкарей называли пушкарями, потому что они жили на Пушкарной улице.

4

Бергамотов высоким, толстым, сильным.

5

Речь идёт о Баргамоте: «Отрепья, делавшие вид, что они серьёзно прикрывают его тощее тело, были все в грязи, ещё не успевшей засохнуть».

6

Действие в рассказе происходит накануне Пасхи.

7

Баргамот мечтает сыну подарить пряник.

8

Баргамот сожалел о том, что не взял с собой на службу пасху и куличи.

9

Гараська был кустарем-портным.

10

Баргамот притащил Гараську в полицейский участок.

11

Баргамот испытывает чувства стыда, жалости, в нем просыпается совесть.

12

Жена Баргамота прогоняет Гараську.

13

Жена Баргамота называет Гараську Герасимом Андреичем

Нормы оценки

Количество правильных ответов

Отметка

0 – 6

«2»

7 – 9

«3»

10 – 11

«4»

12 – 13

«5»


Проверочная работа на знание текста рассказа Л. Андреева

 «Баргамот и Гараська»

Вариант 1

(ключ)

п/п

Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «–» –неверные.

1

Бергамотов был городовым.

+

2

Действие происходит в Петербурге.

-

3

Пушкарей называли пушкарями, потому что они жили на Пушкарной улице.

+

4

Бергамотов был нежным, деликатным человеком.

-

5

Речь идёт о Баргамоте: «Человек с возвышенными требованиями назвал бы его куском мяса, околоточные надзиратели величали его дубиной…»

+

6

Действие в рассказе происходит накануне Рождества.

-

7

Баргамот сожалел о том, что не взял с собой на службу пасху и куличи.

+

8

Баргамот мечтает сыну подарить мраморное яйцо.

+

9

Гараська был сапожником.

- (не известно, вор)

10

Гараська- пьяница, скандалист, буян.

+

11

Гараська падает и разбивает яйцо, которое нес, чтобы похристосоваться.

+

12

Баргамот был доволен из-за того, что обидел Гараську.

-

13

Баргамот приглашает Гараську в гости.

+

Нормы оценки

Количество правильных ответов

Отметка

0 – 6

«2»

7 – 9

«3»

10 – 11

«4»

12 – 13

«5»


Проверочная работа на знание текста рассказа Л. Андреева

 «Баргамот и Гараська»

Вариант 2

(ключ)

п/п

Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «–» –неверные.

1

Бергамотов был слесарем.

-

2

Действие разворачивается в губернском городе Орле

+

3

Пушкарей называли пушкарями, потому что они жили на Пушкарной улице.

+

4

Бергамотов высоким, толстым, сильным.

+

5

Речь идёт о Баргамоте: «Отрепья, делавшие вид, что они серьёзно прикрывают его тощее тело, были все в грязи, ещё не успевшей засохнуть».

-

(Гараська)

6

Действие в рассказе происходит накануне Пасхи.

+

7

Баргамот мечтает сыну подарить пряник.

-

(яйцо)

8

Баргамот сожалел о том, что не взял с собой на службу пасху и куличи.

+

9

Гараська был кустарем-портным.

- (не известно, вор)

10

Баргамот притащил Гараську в полицейский участок.

-

(не успел)

11

Баргамот испытывает чувства стыда, жалости, в нем просыпается совесть.

+

12

Жена Баргамота прогоняет Гараську.

+

13

Жена Баргамота называет Гараську Герасимом Андреичем

+

Нормы оценки

Количество правильных ответов

Отметка

0 – 6

«2»

7 – 9

«3»

10 – 11

«4»

12 – 13

«5»


Баргамот:

По своей внешности Баргамот скорее напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками. Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная толстыми стенами, не была погружена в богатырский сон. Внешние впечатления, проходя в душу Баргамота через его маленькие, заплывшие глазки, по дороге теряли всю свою остроту и силу и доходили до места назначения в виде слабых отзвуков и отблесков. Человек с возвышенными требованиями назвал бы его куском мяса, околоточные надзиратели величали его дубиной, хоть и исполнительной; для пушкарей же – наиболее заинтересованных в этом вопросе лиц – он был степенным, серьезным и солидным человеком, достойным всякого почета и уважения. То, что знал Баргамот, он знал твердо. Пусть это была одна инструкция для городовых, когда-то с напряжением всего громадного тела усвоенная им, но зато эта инструкция так глубоко засела в его неповоротливом мозгу, что вытравить ее оттуда нельзя было даже крепкой водкой. Не менее прочную позицию занимали в его душе немногие истины, добытые путем житейского опыта и, безусловно, господствовавшие над местностью. Чего не знал Баргамот, о том он молчал с такой несокрушимой солидностью, что людям знающим становилось как будто немного совестно за свое знание. А самое главное, – Баргамот обладал непомерной силищей, сила же на Пушкарной улице была все. Населенная сапожниками, пенькотрепальщиками, кустарями-портными и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками, все свои часы досуга Пушкарная посвящала гомерической драке, в которой принимали непосредственное участие жены, растрепанные, простоволосые, растаскивающие мужей, и маленькие ребятишки, с восторгом взиравшие на отвагу тятек. Вся эта буйная волна пьяных пушкарей, как о каменный оплот, разбивалась о непоколебимого Баргамота, забиравшего методически в свои мощные длани пару наиболее отчаянных крикунов и самолично доставлявшего их «за клин».


Гараська:

Никто ему так не досаждал на Пушкарной, как этот пьянчужка. Так посмотришь, – в чем душа держится, а скандалист первый на всей окраине. Не человек, а язва. <…> Чем промышлял Гараська, оставалось для пушкарей одной из тайн, которыми было облечено все его существование. Трезвым его не видел никто, даже та нянька, которая в детстве ушибает ребят, после чего от них слышится спиртный запах, – от Гараськи и до ушиба несло сивухой. Жил, то есть ночевал, Гараська по огородам, по берегу, под кусточками. Зимой куда-то исчезал, с первым дыханием весны появлялся. Что его привлекало на Пушкарную, где его не бил только ленивый, – было опять-таки тайной бездонной Гараськиной души, но выжить его ничем не могли. Предполагали, и не без основания, что Гараська поворовывает, но поймать его не могли и били лишь на основании косвенных улик.

На этот раз Гараське пришлось, видимо, преодолеть нелегкий путь. Отрепья, делавшие вид, что они серьезно прикрывают его тощее тело, были все в грязи, еще не успевшей засохнуть. Физиономия Гараськи, с большим отвислым красным носом, бесспорно служившим одной из причин его неустойчивости, покрытая жиденькой и неравномерно распределенной растительностью, хранила на себе вещественные знаки вещественных отношений к алкоголю и кулаку ближнего. На щеке у самого глаза виднелась царапина, видимо, недавнего происхождения. <…> Совестно своих отрепий, совестно своих грязных рук, совестно всего себя, оборванного, пьяного, скверного. <…> …невыносимо дрожат … заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями.


Имена учащихся: ___________________________________

Диаманта

Составьте в течение 3 минут в паре диаманту «Баргамот - Гараська», опираясь на схему составления диаманты:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных к 1-й строчке)

строчка 3: действие (3 глагола/ причастия к 1-й строчке)

строчка 4: ассоциации (2 словосочетания (1-е – к 1-й строчке, 2-е – к 7-й строчке) /4 существительных (по 2 к 1-й и 7-й строчкам))

строчка 5: действие (3 глагола /причастия к 7-й строчке)

строчка 6: определение (2 прилагательных к 7-й строчке)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

1. Баргамот

2. _________________________________________

3. _________________________________________

4. _________________________________________

5. _________________________________________

6. _________________________________________

7. Гараська


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Материал предназначен для уроков литературы при изучении комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"...

Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")

Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")...

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Урок литературы в 7 классе "Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С.Тургенева "Бирюк".

Урок литературы  в 7 классе  с использованием технологии развития критического мышления через чтение....

Урок литературы в 8 классе "Гринёв и Швабрин. Сопоставительная характеристика героев"

Сравнительная характеристика героев романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...