Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Степанова Екатерина Александровна

Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Речевая характеристика как средство сатирического изображения»

( По роману Булгакова «Собачье сердце»)

Цели урока.

Образовательные: 1) рассмотреть понятие «сатира»,

             2) прояснить цели и средства булгаковской сатиры,

   3) закрепить особенности каждого стиля речи,

                        4) показать, как для характеристики персонажей автор использует языковые средства разных стилей.

Развивающие:      развивать лингвистическое чутьё.

Воспитательные: повышать культурный уровень учащихся, научить общаться с     людьми, говорить грамотно, пользоваться языковыми средствами в соответствии с речевой ситуацией.

Оборудование урока: портрет Булгакова, иллюстрации к повести «Собачье          сердце», обобщающая таблица «Стили речи», текст повести Булгакова « Собачье сердце», Х/ф «Собачье сердце», толковый словарь.

Межпредметные связи:     литература, история Отечества.

Ход урока

        Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но вряд ли найдётся в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной.

М.А.Булгаков

Вспомним, что такое сатира и каков предмет её изображения?

Доклад ученика

     Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственной категорией которой является человек.

     Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречия между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.  

     Виды сатиры

-Ирония ( смешное под маской серьёзного).

-Юмор (серьёзное под маской смешного).

-Сарказм (высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка).

     Средства сатиры

  • Гиперболизм, гротескность;
  • несоответствие между определением предмета и его состоянием;
  • контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

        Повесть Булгакова « Собачье сердце» - сатирическое произведение. Что обличает в нём автор?

  • Автор обличает пороки современного ему общества, изменения, произошедшие в России: высмеивает некультурных, необразованных людей, пришедших к власти, интеллигенцию, оказавшуюся причастной к революции и не сумевшую держать ситуацию под контролем.

     Какие средства сатиры использует Булгаков?

  • Гротескность,

несоответствие между определением предмета и его состоянием ( образ Шарикова).

     Передать своё ироничное отношение к реальной действительности, создать курьёзную ситуацию автору помогает лингвистическое чутьё, умение использовать в рамках художественного произведения языковые средства разных стилей. Какие функциональные стили вы знаете?

-Разговорный.

-Книжные:

  1. -научный,
  2. -официально-деловой,
  3. –публицистический,
  4. -художественный.                                                                                                                                                                                

Дайте краткую характеристику каждого стиля. (Ответы учащихся и составление таблицы).

Разговорный стиль

Официально-деловой стиль

Научный стиль

Публицистический стиль

Художественный стиль

Сфера употребления

беседа

документы (указы, соглашения, договоры, контракты, заявления, апелляции, резюме)

научная литература, диссертации

общественно-экономические, политические, культурные отношения, в газетах, в журналах

художественные произведения

Задачи

общение, передача информации в устной форме

сообщение, информирование

 информировать о явлениях и фактах, которые изучает наука, констатировать факты

информирование и воздействие на читателя

нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается, передать чувства, которые испытывает автор

Стилевые черты

неофициальность, непринуждённость, экспрессивность

конкретность, точность, отсутствие экспрессии

конкретность, точность отсутствие  экспрессии, логичность изложения, последовательность, лаконизм

логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность

конкретное, образное, эмоциональное высказывание

Языковые средства

общеупотребительные слова, разговорные и просторечные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, фразеологизмы, оценочная лексика

существительные, существительные в родительном падеже, книжная лексика, сложные предложения, осложнённые предложения, шаблонность

повествовательные предложения, предложения с осложнённой структурой, числительные, термины

общественно-политическая    лексика, эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, фразеологизмы, термины, побудительные и вопросительные предложения, обращения, вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции

конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, предложения с однородными членами; эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, антитеза, аллегория, олицетворение

Жанры

научная статья, диссертация, доклад

Статья, очерк, репортаж, фельетон, доклад, выступление по радио, телевидению, ораторская речь

      

     «Собачье сердце» - художественное произведение. Читая его, мы будем встречаться с особенностями художественного стиля.

     Но давайте посмотрим фрагмент из фильма «Собачье сердце». Он вызовет у вас улыбку. Кто из героев вызывает улыбку? На чём основана ситуация смеха?

     / Смотрим фрагмент или читаем соответствующий эпизод по ролям./

Анализ предложений из произведения.

1.

  • По какому делу вы пришли ко мне, говорите как можно скорее, я сейчас иду обедать.
  • Мы – управление дома,- с ненавистью заговорил Швондер,- пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома.
  • Кто на ком стоял? – крикнул Филипп Филиппович. Потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

2.

  • Тогда, профессор, ввиду вашего упорного противодействия,- сказал взволнованный Швондер,- мы подаём на вас жалобу в высшие инстанции.

3.

     Шариков отступил, вытащил из кармана три бумаги, зелёную, жёлтую и белую, и, тыча в них пальцами, заговорил:

  • Вот. Член жилищного товарищества, и жилплощадь мне полагается определённо в квартире номер пять у ответственного съёмщика Преображенского в шестнадцать квадратных аршин,- Шариков подумал и добавил слово, которое Борменталь сразу отметил в мозгу как новое:- Благоволите.

4.

  • Я без пропитания оставаться не могу ,- забормотал он ,- где ж я буду харчеваться?

Ответы учеников.

  • Улыбку вызывают такие герои как Швондер, Шариков, а именно их речь.

  • Ситуация смеха вызвана смешением стилей: во время беседы Швондер использует лексику официально-делового стиля. По мнению профессора Преображенского, это неоправданное употребление «стоял вопрос об уплотнении». Отсюда и вопрос: «Кто на ком стоял?»

     Таким образом, автор целенаправленно использует канцеляризмы.

     / Обращаемся к толковому словарю и записываем определение термина «канцеляризм»/.

Канцеляризмы- слова и выражения официально-деловой речи, употреблённые за её пределами. Канцеляризмы создают серьёзную опасность для литературного языка: обедняют, сушат речь, производят впечатление стилистического диссонанса, нередко искажают смысл. Следует отличать понятия «канцелярский язык» (сухая, казённая речь, лишённая красок, невыразительная) и «официально-деловой стиль» (разновидность литературного языка, язык договоров и законов, официальных документов).

Использование канцеляризмов, а также производных предлогов, свойственных официально-деловой, научной  речи, в художественном произведении – особый литературный приём, способствующий созданию выразительного художественного образа.

               Проанализируйте диалоги. Какими предстают перед нами герои? Подберите прилагательные.

     Швондер – недалёкий, ограниченный.

     Преображенский – умный, образованный, культурный, развитый.

                   Что особенного вы увидели в речи Шарикова?

      В речи Шарикова встречаются слова разных стилей: канцеляризмы, просторечия, слово высокого стиля «благоволите»

     

      Для чего при раскрытия именно образа Шарикова автор использует разные языковые средства?

     Автор показывает, что на сознание Шарикова влияли разные люди и факторы: улица, Швондер, Преображенский.

   

     Вывод.

     М.А.Булгаков в повести «Собачье сердце» использует канцеляризмы как яркое средство характеристики персонажей. Швондер – идеолог Шарикова, именно он формирует личность «нового пролетария», вооружает его теорией и соответствующей лексикой. Наличие канцеляризмов в речи Швондера полнее раскрывает характер героя, недалёкого и ограниченного, почувствовавшего себя хозяином жизни. В речи Шарикова смешались слова разных стилей: канцеляризмы, просторечия, даже случайное слово высокого стиля «благоволите» - всё это следы различных влияний, воздействий на «нового человека», и всё же самое заметное влияние – Швондера.

Итоги урока

Какие понятия мы вспомнили на уроке?

  • Сатира, речевая характеристика, канцеляризм.

Какой метод использует автор для речевой характеристики персонажей?

  • Смешение стилей.

Для  чего автор в своём сатирическом произведении использует такой приём, как речевая характеристика?

  • Автор устраняется, герой представляет себя сам. Это важно для сатирического произведения.

Творческое задание

Прочитайте начало произведения «Собачье сердце» и ответьте на вопрос: « Обосновано ли использование автором грубой просторечной лексики в этом фрагменте?» / Миниатюрное сочинение-рассуждение ( стиль публицистический)/

Домашнее задание

Написать отзыв о прочитанном произведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Материал предназначен для уроков литературы при изучении комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"...

Презентация способы характеристики персонажа

Материал презентации можно использовать при подготовке к сочинению-характерстике персонажа....

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа."

Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе п...

Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа"_презентация

Презентация к уроку.Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать...