Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста
консультация

Ермилина Вера Михайловна

Главный вектор в развитии речи дошкольников пятого года жизни - это освоение, прежде всего, связной монологической речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Особенности речевого развития

детей среднего дошкольного возраста

Ермилина В. М.

воспитатель

Главный вектор в развитии речи дошкольников пятого года жизни – это освоение, прежде всего, связной монологической речи. На пятом году жизни активно начинается процесс словотворчества. Словарь детей среднего дошкольного возраста пополняется глаголами и именами прилагательными. Дети могут уже правильно давать определение назначению предметов, их функциональные признаки (например, мяч – игрушка, в него можно играть). Речь ребенка становится более последовательной и связной. Дети с интересом подбирают и рифмуют слова. Причем зачастую слова лишены смысла. Эти упражнения способствуют развитию речевого слуха, умению подобрать близкие по звучанию слова. Это открывает возможности для обучения детей составлению совместно с педагогом небольшие описательные повествования.

Однако в речи дошкольников встречаются и нарушения. Некоторые дети недостаточно правильно произносят шипящие и сонорные звуки, отмечается слабо развитая интонационная выразительность. В этой связи Е.А. Алябьева отмечает: «Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не могут связать предложения и отдельные части высказывания».

Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы:

1. Воспитание звуковой культуры речи. Включает в себя формирование правильного звукопроизношения, умение использовать умеренный темп речи, интонационные средства выразительности. Развивается голосовой аппарат, речевое дыхание. В этом возрасте важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков родного языка. Важно помочь детям осмыслить, что все звуки в слове бывают разные: сонорные, свистящие, твердые, мягкие и т. д. Можно предложить детям ряд заданий по подбору различных игрушек и предметов, в названиях которых есть заданный звук.

2. Словарная работа. Уделяется внимание правильному пониманию детьми значений слов и обогащению активного словаря. Постепенно вводят названия различных предметов, их свойств, качеств, действий с ними. Акцентируется внимание на обобщении понятий, таких как: животные, птицы, игрушки, мебель, одежда и т. д. Система речевой работы включает в себя упражнения на распознавание и подбор слов, близких и противоположных по смыслу (синонимы-антонимы). Так же продолжают знакомить детей с образованием некоторых слов (подснежник, подберезовик, пододеяльник и т. д.). Усложнение задач происходит постепенно: отдельные слова – словосочетания – предложения – рассказы.

3. Формирование грамматического строя речи. Идет продолжение обучения образованию формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, нет шапок и т. д.), согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. В игровой форме детям предлагается образовывать формы глаголов в повелительным наклонении, формулировать указания друзьям или игрушкам. Так же детей знакомят со способами образования глаголов (воспитатель – воспитывает, мыло – мылит, учитель – учит и т. д.).

4. Развитие связной речи. Включает в себя обучение составлению небольших связных рассказов по картинке. Детей постепенно подводят к составлению рассказов на темы из повседневной жизни. Важно научить детей включать в свое повествование элементы описания, диалоги, соблюдать временную последовательность. Очень интересен опыт использования такой формы речевого развития, как количественное составление связного высказывания. Обучение связным высказываниям совершенствует навыки составления описательных и повествовательных рассказов.

Развитие коммуникативных умений. Включает обучение детей устанавливать контакты с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.

Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....

Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».

Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....

Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста

В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации  дошкольников и ее влияние на развитие речи  и черты личности....

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

ull;Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъе...

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ .

ТРИЗ – педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задачМетоды ...