Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью (с задержкой психического развития) «Театральная сцена»
учебно-методический материал

Мамина Елена Георгиевна

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью (с задержкой психического развития) «Театральная сцена»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета

протокол от 28.08.2023 №1,

утверждена приказом

от 01.09.2023 №448

 «Утверждаю»

                                                                    директор школы-интерната

 ____________О.И.Альбицкая

«____» _________________  

         Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью

(с задержкой психического развития) «Театральная сцена»

художественная направленность

Объем: 68 часов

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория: 12 – 16 лет

Программа разработана на основе адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ОВЗ и инвалидностью (с задержкой психического развития) «Открытая сцена», разработанной по заказу ФГБУК «ВЦХТ».

Разработчик программы:

Педагог дополнительного образования

ТОГБОУ «Горельская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

Мамина Елена Георгиевна

2023

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1.Учреждение

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

2.Полное название

 программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая для детей с ОВЗ и инвалидностью (с задержкой психического развития) «Театральная сцена»

программа  (стартовый уровень)

3.Сведения об авторе-составителе:

3.1.Ф.И.О., должность

Мамина Елена Георгиевна,

педагог дополнительного образования

4.Сведения о программе:

4.1.Нормативная база

 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 11.06.2022 г. № 154-ФЗ);

  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

  Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

  Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809  «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

  Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 N АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями "Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»)

Устав ТОГБОУ «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

4.2.Область применения

Дополнительное образование

4.3.Направленность

Художественная

4.4.Тип программы

Общеобразовательная

4.5.Вид программы

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

4.6.Возраст учащихся

12-16 лет

4.7.Продолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

Проблема взаимоотношения людей с ограниченными возможностями здоровья и общества сложна и многогранна. Как правило, она рассматривается только в социальном плане. Но необходимо обратить внимание на решение этой проблемы и в духовно- нравственном аспекте.

Особое место среди обучающихся с нарушениями развития занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР). Включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно.

Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении: неумение выстроить отношения со сверстниками и взрослыми. Самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация.

Решение этой проблемы возможно через занятие театральным творчеством, где главной формой организации является коллективная театрализованная игра, позволяющая ребенку наиболее полно решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе.

Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.

Опираясь на опыт работы в данном направлении можно отметить, что театральная деятельность как универсальное средство развития личностных способностей любого человека, является уникальной средой для самопознания, самораскрытия и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.

Актуальность программы

. Программа направлена на обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Программа обучения театральному искусству позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключается в применении технологий, адекватных возможностям и потребностям детей с ЗПР: здоровье сберегающих, игровой деятельности, развивающего обучения, коллективной творческой деятельности, личностно - ориентированного обучения.

В процессе реализации программы, обучаемые овладевают знаниями, умениями, навыками, средствами театральной педагогики, тем самым решаются проблемы взаимоотношений ребёнка с ЗПР и общества.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей школьного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей.

       Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Направленность программы - художественная.

Особенности реализации программы

Программа «Театральная сцена» разработана на основе  адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ОВЗ и инвалидностью (с задержкой психического развития) «Открытая сцена», разработанной по заказу ФГБУК «ВЦХТ» и  направлена на создание театрального коллектива, где каждый ребёнок с задержкой психического развития может развить в себе качества, необходимые для социализации в обществе (уверенность в себе, умение общаться, умение контролировать своё эмоциональное состояние);

  • рассчитана на совершенствование универсальных учебных действий в области художественно-эстетического образования;
  • имеет содержательно-методологические линии организации обучению театральному искусству: основы внутренней актёрской техники, техника сценической речи, ритмопластика, постановка спектакля.

Освоение этих линий идёт параллельно. Знания, умения и навыки, приобретаемые детьми, с каждым годом углубляются;

  • планирует процесс обучения театральному искусству, в результате которого театральный коллектив принимает участие в областных фестивалях художественного творчества, общешкольных мероприятиях, показах;
  • предусматривает приобщение детей с ЗПР к активной познавательной и творческой деятельности в освоении театрального искусства через постановку спектакля.

Язык обучения: русский

Целевая аудитория: дети с ЗПР, 12-16 лет.

Уровень программы - базовый

Объём - 68 часов.

Срок освоения программы - 1 год

Форма обучения - очная.

Адресат программы

Дети среднего школьного возраста с ЗПР 12-16 лет., которые характеризуются повышенной в сравнении с нормально развивающимися сверстниками частотой расстройств аффективной сферы, конфликтным отношением к окружающей среде и к самому себе. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной адаптацией и обучением. Дети с ЗПР могут разрешать конфликтные ситуации посредством неадекватной оценки, агрессии, отрицания трудностей, регрессии, бегства. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Задержка психического развития у каждого ребенка может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Для них характерна незрелость эмоционально-волевой сферы; отставания в развитии памяти и мышления. Внимание характеризуется неустойчивостью и повышенной отвлекаемостью. Часто наблюдаются проблемы речи, быстрая утомляемость, низкая работоспособность, замедленный темп переработки получаемой информации. Для детей с ЗПР характерна незрелость эмоционально-волевой сферы: отставания в развитии памяти и мышления. Данная категория детей характеризуется неуверенностью в себе, напряженностью, пассивностью, скованностью. Необходимо отметить наличие у них низкой устойчивости самооценки и низкой критичности, внушаемости, несамостоятельности, импульсивности, слабости волевых усилий. Коррекционные воздействия необходимо выстраивать так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные возрасту особенности.

Особенности организации образовательного процесса

Учащиеся изучают предмет, развивают свои таланты, приобретают навыки позитивного общения. В кружке организовано воспитание и образование детей в разновозрастной группе.

Дополнительная образовательная деятельность организована во второй половине дня, она направлена на воспитание толерантности учащихся, уважение достоинства человека с разными возможностями, развитие коммуникативных умений, культуры поведения, развитие творческих задатков и способностей учащихся. Планирование и организация обучения осуществляется в соответствии с программами обучения детей.

Количество детей в группе 10-15 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Занятия в объединении проводятся по группам.

Продолжительность занятий - 40 минут.

Театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка, является процессуальной. Следовательно, важнейшая деятельность - процесс репетиций с большим включением практических занятий.

При учёте особенностей познавательного развития, эмоционально- волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфики усвоения ими учебного материала используются различные приёмы организации образовательного процесса:

  • обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом недостатков внимания и работоспособности детей;
  • создание щадящего, комфортного, здоровье сберегающего режима;
  • обеспечение индивидуального темпа обучения.

Программа вариативна, предполагает изменение репертуара в зависимости от способностей, возможностей детей и потребностей времени.

Цель: развитие личности и раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося с задержкой психического развития через театральную деятельность для его успешной социализации.

Задачи:

обучающие:

  • прививать навыки зрительской культуры.
  • формировать понятия об основных театральных терминах и профессиях.
  • формировать умения владеть и управлять своим голосом и речевым аппаратом.
  • обучать умению ориентироваться в пространстве.
  • развивать основные познавательные характеристики: память, фантазию, воображение, внимание (общее, зрительное, слуховое, осязательное).
  • обучать умению заниматься коллективным театральным творчеством.

воспитательные:

  • формировать духовно-нравственные ценности.
  • формировать правила и нормы поведения в обществе.
  • формировать этические нормы театрального искусства.

развивающие:

  • развивать актёрские способности обучающихся.
  • развивать и закреплять коммуникативные навыки.
  • обучать социально приемлемому выражению своих чувств и желаний.

коррекционные:

  • восполнять дефицит в речевом, двигательном, коммуникативном развитии обучающихся с ЗПР и воспитывать стремление к его преодолению.
  • развивать эмоционально-волевую сферу.

Планируемые результаты обучения

В результате освоения содержания программы должны быть достигнуты результаты:

Предметные.

Обучающиеся будут знать:

  • основы зрительской культуры;
  • базовые театральные профессии;
  • основные театральные термины.

У обучающихся будут сформированы умения:

  • совершенствовать внешнюю психотехнику актёра (голос, речевой

аппарат, пластику тела);

  • совершенствовать внутреннюю психотехнику (память, внимание, фантазию, воображение);
  • активно включаться в коллективный творческий процесс создания спектакля.

Личностные.

У обучающихся будут сформированы:

  • способность к сопереживанию и уважительное отношение к другому человеку;
  • социальные нормы, правила поведения в обществе;
  • этические нормы театрального искусства.

Метапредметные.

Обучающиеся будут уметь:

  • контролировать свою деятельность при постановке этюдов и спектаклей;
  • сохранять уверенность в себе в окружении незнакомых и посторонних людей, проявлять стремление к общению;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным.

Коррекционные.

У обучающихся будут сформированы умения:

  • правильно пользоваться речевым этикетом;
  • ориентироваться в пространстве;
  • применять навыки коммуникативного общения;
  • анализировать и контролировать собственные эмоции;
  • правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека.

Учебный план

т

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Знакомство с театральным искусством

1.1.

Вводное занятие

2

1

1

Опрос

1.2.

Основы зрительской культуры

2

1

1

2.

Раздел 2. Основы внутренней актёрской техники

2.1.

Сценическое внимание. Реальная плоскость

3

1

2

Наблюдение

2.2.

Воображение

3

1

2

3.

Раздел 3. Основы внешней актёрской техники

3.1.

Дыхание и голос

2

1

1

3.2.

Дикция. Гласные звуки и их роль в звучании слова

2

1

1

Наблюдение за правильностью дыхания и правильностью артикуляции.

3.3.

Дикция. Согласные звуки и их роль в звучании слова

4

1

3

Наблюдение за правильностью произношения согласных звуков, простых и усложнённых слогов; просмотр этюдов по чистоговоркам

3.4.

Ритмопластика. Мышечная свобода

5

1

4

Просмотр пластических зарисовок

3.5.

Ритмопластика. Пластические зарисовки

4

4

4.

Раздел 4. Подготовка открытого показа упражнений по элементам актёрского мастерства и этюдов «Первые шаги на сцене. Моя Вообразилия»

4.1.

Драматургическая основа показа

5

1

4

Наблюдение;

просмотр упражнений

и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

4.2.

Актёрские репетиции показа

7

7

4.3.

Репетиции отдельных эпизодов показа

6

6

4.4.

Создание театральной декорации

6

1

5

4.5.

Создание театрального костюма

4

1

3

4.6.

Создание бутафорских предметов

2

2

4.7.

Осваивание художественно- пространственной среды

6

6

4.8.

Подготовка к первой встрече со зрителем

4

4

4.9

Итоговое занятие.

1

1

Итого

68

11

57

Содержание программы

Раздел 1. Знакомство с театральным искусством (4 часа).

Тема 1.1. Вводное занятие (2 часа).

Теория (1 час).

Цели и задачи всего курса обучения.

Практика (1 час).

Игра «Знакомство». Игра «Импровизированная сказка». Игра «Я - зритель». Моделирование правил поведения в театре.

Текущий контроль: наблюдение за умением входить в контакт с незнакомым человеком; наблюдение за степенью готовности выполнять задания.

Тема 1.2. Основы зрительской культуры (2 часа).

Теория (1 час).

Знакомство с театральными терминами. Сцена, кулисы, премьера, аплодисменты, аншлаг.

Практика (1 час).

Игра «Я - зритель». Моделирование правил поведения в театре.

Текущий контроль: опрос на понимание театральных терминов.

Раздел 2. Основы внутренней актёрской техники (6 часов).

Тема 2.1. Сценическое внимание. Реальная плоскость (3 часа).

Теория (1 час).

Сценическое внимание как один из главных элементов техники актёра. Произвольность, непрерывность и устойчивость сценического внимания. Общее внимание. Зрительное внимание. Слуховое внимание. Осязательное внимание

Практика (2 часа).

Упражнения: «Вороны - воробьи», «Один лишний». Упражнения со стульями. «Зеркало», «Зеркало с ленточками», «Изменения в одежде». Выкладывание и изменение узоров из спичек, пуговиц, мелких предметов. Упражнения: «Тише мыши», «Горячий мяч». Усложнение упражнений со стульями. Упражнения: «Звуки», «Холодно - горячо». Повтор ритма руками и ногами. Упражнения: «Слепой», «Телефон» (буквы на спине), «Предметы на ощупь», «Отгадай, кто я?» (по рукопожатию). Повтор и усложнение практических упражнений по всем видам внимания, вызвавший наибольший интерес у детей.

Текущий контроль: наблюдение за владением и устойчивостью сценического внимания.

Тема 2.2. Воображение (3 часа).

Теория (1 час).

Воображение - основа наглядно - образного мышления, позволяющее человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Фантазия - разновидность творческого воображения.

Практика (2 часа).

Упражнения: «Скульпторы», «Офантазирование предмета». Отгадывание загадок путём показа ответов по теме «Мир животных». Сочинение истории про жизнь каждого животного. Показ зарисовок из жизни каждого животного. Парное объединение животных. Выстраивание взаимоотношений в парных этюдах. Групповые этюды «Птичий двор», «В зоопарке», «Лесные жители».

Текущий контроль: просмотр сценических зарисовок упражнения «Офантазирование предмета» (критерий оценки - логичное выполнение упражнения).

Раздел 3. Основы внешней актёрской техники (17 часов).

Тема 3.1. Дыхание и голос (2 часа).

Теория (1 час).

Правильное дыхание - основа красоты и силы голоса.

Практика (1 час).

Упражнения по дыханию: «Вдох- выдох», «Свеча» (три ступени). Беззвучный и звучащий выдох. Игра «В цветочном магазине». Дыхательная гимнастика. Беззвучный и звучащий выдох. Звуковой ряд: и- э- а- о -у - ы. Произношение звукового ряда на выдохе. Игра «Звуки природы».

Текущий контроль: наблюдение за правильностью выполнения вдоха и выдоха.

Тема 3.2 Дикция. Гласные звуки и их роль в звучании слова (2 часа).

Теория (1 час).

Хорошая дикция - чёткость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого звука. Музыкальность речи. Гласные звуки и их роль в звучании слова.

Практика (1 час).

Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Назойливый комар», «Улыбка-хоботок», «Ванька - Встанька», «Часы». Гимнастика языка. Упражнения для подвижности нижней челюсти. Артикуляция гласных звуков. Тренировка произношения гласных звуков в различных сочетаниях. Игра «Новости нашего двора».

А у Или, а у Или - гости в праздник приходили.

А у Эли, а у Эли - слёзы льются две недели. А у Али, а у Али - мы слезинки не видали. А у Оли, а у Оли - лишь одни пятёрки в школе. А у Ули, а у Ули - в речке ложки утонули. А у Ыли, а у Ыли - всё лицо и руки в мыле.

Текущий контроль: наблюдение за правильностью дыхания и правильностью артикуляции.

Тема 3.3. Дикция. Согласные звуки и их роль в звучании слова (4 часа).

Теория (1 час).

Исключительная роль согласных в сценическом слове. Упругость, яркость, дальнобойность согласных звуков. Согласные и дыхание. Согласные и голос. Практика (3 часа).

Артикуляция согласных звуков. Тренировка произношения согласных звуков в различных сочетаниях.

Тренировка согласных звуков Б-П.

Слоговые упражнения:

ПЭ-ПА-ПО-ПУ-ПЫ

БЭ-БА-БО-БУ-БЫ

БЭП-БАП-БОП-БУП-БЫП

ПИ-ПЕ-ПЯ-ПЁ-ПЮБИ-БЕ-БЯ-БЁ-БЮ

БИПЬ-БЕПЬ-БЯПЬ-БЁПЬ-БЮПЬ

Игровая инсценировка стихотворения «Пошёл Ипат лопаты покупать...» (см. «Начальный курс сценической речи»)

Тренировка согласных звуков Т-Д. Слоговые упражнения для Т-Д: Тэ та то ту ты Дэ да до ду ды дэт дат дот дут дыт

Игровая инсценировка стихотворения «Дровосеки» (см. «Начальный курс сценической речи»)

Тренировка согласных звуков С-З

Слоговые упражнения:

сэ са со су сы

зэ за зо зу зы

асэ аса асо асу асы

азэ аза азо азу азы

Работа над чистоговорками:

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Не хочет косой косить косой; говорит: коса коса.

Сети у Симы, сети у Васи, сети у Сени, сети у Аси.

Тренировка согласных звуков Ш-Ж Слоговые упражнения: Ши ше ша шо шу Жи же жа жо жу Шти штэ шта што шту шты Жди ждэ жда ждо жду жды Работа над чистоговорками: Дружба дружбой, а служба службой. Держи уши пошире, а рот поуже. Что посеешь, то и пожнёшь.

Слоговые упражнения:

Чи че ча чё чу чи

Пчи пче пча пчё пчу пчи

Чик чек чак чёк чук чик

Щи ще ща щё щу щи

Работа над чистоговорками:

Четверть четвертинки гороха без червоточины.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Поезд мчится скрежеща: ж-ч---ш-щ, ж-ч---ш-щ

Текущий контроль: наблюдение за правильностью произношения согласных звуков, простых и усложнённых слогов; просмотр этюдов по чистоговоркам (критерии оценки - чистота произношения звуков; интересное сценическое решение).

Тема 3.4. Ритмопластика. Мышечная свобода (5 часов). Теория (1 час).

Общие двигательные качества. Гармония движения. Взаимосвязь всех частей тела и зависимость каждого движения от общего положения тела. Мышечная свобода - умение управлять своим телом. Практика (4 часа).

Самомассаж. Пальчиковая гимнастика. Ходьба на месте. Выпады одной ногой вперёд. Упражнения для туловища. Наклоны. Приседания. Прыжки. Упражнения на расслабление. Работа с предметами. Обруч. Двигательные упражнения. Офантазирование предмета. Работа с предметами. Лента. Повтор упражнения «Зеркало». Мяч. Двигательные упражнения. Игровое упражнение «Мой весёлый звонкий мяч...». Объединение всех предметов (обруч, лента, мяч). Игра в «Цирк». Упражнения в парах. «Тень», «Ниточка», «Слепой», «Паровозик». Чередование упражнений. Импровизационные танцы. Упражнения на расслабление.

Текущий контроль: наблюдение за умением управлять своим телом. Тема 3.5. Ритмопластика. Пластические зарисовки (4 часа).

Практика (4 часа).

Пластическая разминка. Коллективное выполнение базовых упражнений: «Гусеница», «Река», «Стая». Повтор коллективных базовых упражнений. Выбор темы пластической зарисовки: «Семечко», «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Манекены», «Кукольная мастерская» и «Кукольный магазин». Репетиции пластических зарисовок.

Текущий контроль: просмотр пластических зарисовок (критерии оценки - умение работать в группе, умение ориентироваться в пространстве).

Раздел 4. Открытый показ «Первые шаги на сцене.

«Моя Вообразилия» (41 час).

Тема 4.1. Драматургическая основа показа (5 часов).

Теория (1 час).

Определение темы показа. Определение сценарного хода.

Практика (4 часа).

Выбор упражнений и этюдов на сценическое внимание и воображение. Выбор упражнений и этюдов по сценической речи. Выбор упражнений и этюдов по ритмопластике. Объединение отобранных упражнений и этюдов в единую сценическую композицию. Просмотр «чернового варианта». Добавление в сценарий литературной составляющей (по необходимости). Это могут быть стихи, прозаические отрывки, драматургический материал несложной формы. Уточнение сценария показа в связи с индивидуальными особенностями обучающихся.

Текущий контроль: просмотр упражнений и этюдов (критерии выбора

  • правильность выполнения, проявление интереса детей; возможность перспективы развития упражнения и этюда).

Тема 4.2. Актёрские репетиции показа (7 часов).

Практика (7 часов).

Совершенствование выбранных упражнений и этюдов. Работа над упражнениями и этюдами по сценическому вниманию. Работа над упражнениями и этюдами по сценическому воображению. Работа над упражнениями и этюдами по сценической речи. Работа над пластическими упражнениями и этюдами. Работа над литературной составляющей показа. Речевая характеристика персонажа.

Текущий контроль: просмотр упражнений и этюдов (критерий оценки творческий подход к выполнению упражнений и этюдов).

Тема 4.3. Репетиции отдельных эпизодов показа (6 часов).

Практика (6 часов)

Соединение всех эпизодов и репетиция в условной выгородке. Уточнение мизансцен в упражнениях и этюдах по сценическому вниманию. Уточнение мизансцен в упражнениях и этюдах по сценическому воображению. Работа над упражнениями и этюдами по сценической речи. Мизансценическое решение пластических упражнений и этюдов.

Текущий контроль: просмотр эпизодов (критерий оценки - чёткость и логичность выполнения).

Тема 4.4. Создание театральной декорации (6 часов).

Теория (1 час).

Театральная декорация - место существования персонажей и создание атмосферы спектакля. Различные виды и способы декорационного оформления сцены. Два вида декораций - жёсткие и мягкие. Обыгрываемые декорации. Фоновые декорации. Различные виды и способы декорационного оформления сцены.

Практика (5 часов).

Создание эскиза театральной декорации. Изготовление элементов театральной декорации. (Возможно привлечение родителей или волонтёров).

Текущий контроль: просмотр эскизов декорации (критерии оценки - художественная выразительность, практическая возможность изготовления).

Тема 4.5. Создание театрального костюма (5 часов).

Теория (1 час).

Театральный костюм - яркая характеристика персонажа и помощь в создании художественного образа спектакля. Необходимое воздействие театрального костюма на зрителя.

Практика (4 часа).

Создание эскизов театрального костюма. Изготовление театрального костюма. (Возможно привлечение родителей или волонтёров) Уточнение деталей театрального костюма.

Текущий контроль: примерка театральных костюмов (критерии оценки - художественная образность, комфортность существования исполнителя).

Тема 4.6. Создание бутафорских предметов (2 часа).

Практика (2 часа).

Бутафорские предметы - незаменимые помощники актёров.

Создание эскизов бутафорских предметов. Изготовление бутафорских предметов. (Возможно привлечение родителей или волонтёров)

Текущий контроль: просмотр эскизов бутафорских предметов (критерии оценки - художественная выразительность; практическая возможность изготовления).

Тема 4.7. Осваивание художественно - пространственной среды (6 часов).

Практика (6 часов).

Репетиция в декорациях и костюмах. Репетиция показа с бутафорскими предметами и необходимым реквизитом. Подбор музыкального оформления, необходимого для показа. Уточнение музыкальной фонограммы показа. Репетиция с уточнённой фонограммой. Установка театрального света, помогающего раскрыть содержание показа. Уточнение светового решения. Создание окончательной световой партитуры показа. Репетиция показа в декорациях с уточнённой световой партитурой. Репетиция показа в декорациях и костюмах с музыкальной фонограммой и световой партитурой.

Текущий контроль: наблюдение за способом существования исполнителей на сцене.

Тема 4.8. Подготовка к первой встрече со зрителем (4 часов).

Практика (4 часов).

Театральная афиша - необходимая информация о предстоящем показе. Создание эскизов театральной афиши. Изготовление театральной афиши. (Возможно привлечение родителей или волонтёров). Прогон показа в декорациях и костюмах с музыкальной фонограммой и световой партитурой. Генеральная репетиция показа в декорациях и костюмах с музыкальной фонограммой и световой партитурой. Премьера - праздник творчества. Показ работы «Первые шаги. Моя Вообразилия» перед зрителями. Обсуждение проделанной работы. Работа над ошибками.

Текущий контроль: наблюдение за выступлением детей (анализ, общее обсуждение, что удалось сделать, а над чем ещё предстоит работать).

Итоговая аттестация (1 час):

Показ практической работы.

Планируемый результаты

Метапредметные:

  • усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
  • развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок

Личностные:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха-неуспеха, осваивать с помощью руководителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Коммуникативные:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Обучающийся должен:

знать:

  • основы зрительской культуры;
  • театральные термины (сцена, кулисы, премьера, аплодисменты, аншлаг);
  • правила выполнения пальчиковой гимнастики и самомассажа;

уметь:

  • владеть сценическим вниманием в реальной плоскости;
  • правильно выполнять упражнения на развитие воображения;
  • правильно выполнять упражнения по дыханию и дикции;
  • управлять своим телом в сценическом пространстве;
  • владеть навыком участия в коллективной театральной постановке.

Ожидаемый результат:
Сформированы знания основных театральных терминов и истории театра,
культура восприятия сценического действия, сформирован стойкий интерес к
театральному искусству.

  • Владение навыками актерского мастерства.
  •  Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и
    взрослыми.
  • Устойчивая мотивация к обучению

Блок №2 Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы»

Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Знакомство с театральным искусством (4 ч)

1

Теория

1

Вводное занятие

Театральная студия

Опрос

2

Практика

1

Вводное занятие

Театральная студия

Опрос

3

Теория

1

Основы зрительской культуры

Театральная студия

Опрос

4

Практика

1

Основы зрительской культуры

Театральная студия

Опрос

Раздел 2. Основы внутренней актёрской техники (6 ч)

5

Теория

1

Сценическое внимание. Реальная плоскость.

Театральная студия

Наблюдение

6

Практика

1

Сценическое внимание. Реальная плоскость.

Театральная студия

Наблюдение

7

Практика

1

Сценическое внимание. Реальная плоскость.

Театральная студия

Наблюдение

8

Теория

1

Воображение

Театральная студия

Наблюдение

9

Практика

1

Воображение

Театральная студия

Наблюдение

10

Практика

1

Воображение

Театральная студия

Наблюдение

Раздел 3. Основы внешней актёрской техники (17 ч)

11

Теория

1

Дыхание и голос

Театральная студия

Просмотр этюдов по чистоговоркам

12

Практика

1

Дыхание и голос

Театральная студия

Просмотр этюдов по чистоговоркам

13

Теория

1

Дикция. Гласные звуки и их роль в звучании слова

Театральная студия

Просмотр этюдов по чистоговоркам

14

Практика

1

Дикция. Гласные звуки и их роль в звучании слова

Театральная студия

Просмотр этюдов по чистоговоркам

15

Теория

1

Дикция. Согласные звуки и их роль в звучании слова

Театральная студия

Просмотр этюдов по чистоговоркам

16

Практика

1

Дикция. Согласные звуки и их роль в звучании слова

Театральная студия

Просмотр этюдов по чистоговоркам

17

Практика

1

Дикция. Согласные звуки и их роль в звучании слова

Театральная студия

Просмотр этюдов по чистоговоркам

18

Практика

1

Дикция. Согласные звуки и их роль в звучании слова

Театральная студия

Просмотр этюдов по чистоговоркам

19

Теория

1

Ритмопластика. Мышечная свобода.

Театральная студия

Просмотр пластических зарисовок

20

Практика

1

Ритмопластика. Мышечная свобода.

Театральная студия

Просмотр пластических зарисовок

21

Практика

1

Ритмопластика. Мышечная свобода.

Театральная студия

Просмотр пластических зарисовок

22

Практика

1

Ритмопластика. Мышечная свобода.

Театральная студия

Просмотр пластических зарисовок

23

Практика

1

Ритмопластика. Мышечная свобода.

Театральная студия

Просмотр пластических зарисовок

24

Практика

1

Ритмопластика. Пластические зарисовки.

Театральная студия

Просмотр пластических зарисовок

25

Практика

1

Ритмопластика. Пластические зарисовки.

Театральная студия

Просмотр пластических зарисовок

26

Практика

1

Ритмопластика. Пластические зарисовки.

Театральная студия

Просмотр пластических зарисовок

27

Практика

1

Ритмопластика. Пластические зарисовки.

Театральная студия

Просмотр пластических зарисовок

Раздел 4. Подготовка открытого показа упражнений по элементам актёрского мастерства и этюдов «Первые шаги на сцене. Моя вообразилия»

28

Теория

1

Драматургическая основа показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

29

Практика

1

Драматургическая основа показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

30

Практика

1

Драматургическая основа показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

31

Практика

1

Драматургическая основа показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

32

Практика

1

Драматургическая основа показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

33

Практика

1

Актёрские репетиции показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

34

Практика

1

Актёрские репетиции показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

35

Практика

1

Актёрские репетиции показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

36

Практика

1

Актёрские репетиции показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

37

Практика

1

Актёрские репетиции показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

38

Практика

1

Актёрские репетиции показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

39

Практика

1

Актёрские репетиции показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

40

Практика

1

Репетиции отдельных эпизодов показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

41

Практика

1

Репетиции отдельных эпизодов показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

42

Практика

1

Репетиции отдельных эпизодов показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

43

Практика

1

Репетиции отдельных эпизодов показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

44

Практика

1

Репетиции отдельных эпизодов показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

45

Практика

1

Репетиции отдельных эпизодов показа

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

46

Теория

1

Создание театральной декорации

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

47

Практика

1

Создание театральной декорации

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

48

Практика

1

Создание театральной декорации

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

49

Практика

1

Создание театральной декорации

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

50

Практика

1

Создание театральной декорации

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

51

Практика

1

Создание театральной декорации

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

52

Теория

1

Создание театрального костюма

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

53

Практика

1

Создание театрального костюма

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

54

Практика

1

Создание театрального костюма

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

55

Практика

1

Создание театрального костюма

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

56

Практика

1

Создание бутафорских предметов

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

57

Практика

1

Создание бутафорских предметов

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

58

Практика

1

Осваивание художественно-пространственной среды

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

59

Практика

1

Осваивание художественно-пространственной среды

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

60

Практика

1

Осваивание художественно-пространственной среды

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

61

Практика

1

Осваивание художественно-пространственной среды

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

62

Практика

1

Осваивание художественно-пространственной среды

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

63

Практика

1

Осваивание художественно-пространственной среды

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

64

Практика

1

Подготовка к первой встрече со зрителем

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

65

Практика

1

Подготовка к первой встрече со зрителем

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

66

Практика

1

Подготовка к первой встрече со зрителем

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

67

Практика

1

Подготовка к первой встрече со зрителем

Театральная студия

Наблюдение: просмотр упражнений и этюдов; обсуждение; просмотр эскизов декораций, костюмов, бутафорских предметов

68

практика

1

Итоговое занятие

Театральная студия

Показ спектакля

Итого

68

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Сценическая площадка и учебный класс, соответствующие санитарно- гигиеническим нормам образовательного процесса.

Оборудование: элементы театральных декораций, стол, стулья, компьютер с монитором, звуковые колонки, микшерский пульт, дистанционные микрофоны видеокамера.

Материалы: реквизит, костюмы для спектакля; музыкальные фонограммы; инвентарь для проведения тренингов и упражнений.

Информационное обеспечение:

Интернет- ресурсы:

Драматешка http://dramateshka.ru/;

Театральная библиотека Сергея Ефимова http://www.theatre-library.ru/;

Библиотека пьес Александра Чупина http://krispen.ru/;

Театральная библиотека http://biblioteka.teatr-obraz.ru/;

Домик драматургов http://www.theatre.spb.ru/newdrama/;

Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/.

Средства общения: 

• Участие в детских театральных фестивалях, мероприятиях школы.

• Посещение профессиональных и самодеятельных театров.

• Взаимное общение учащихся из различных творческих объединений.

Формы организации образовательного процесса:

 Основной формой организации образовательного процесса является

групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.

Беседы, лекции, ролевые игры, круглый стол, индивидуальные, групповые творческие задания, этюды, выступления, репетиции, показы.

Методы проведения занятий

 В процессе обучения используются следующие методы:

Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.

Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками.

Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом.

Наглядный - демонстрация наглядных пособий, просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д.

Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным.

Специальные методы:

  1. Использование словесных методов в коррекционной работе с детьми ЗПР часто требует повтора, поэтому рассказ педагога должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с ЗПР испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
  2. Наглядные методы в коррекционной работе: иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме, схемы должны быть предельно чёткими и доступными пониманию детей.
  3. Упражнения и дидактическая игра. С помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями детьми со слабой мыслительной активностью, ослабленной памятью и трудностями восприятия.

Кадровое обеспечение:

- педагог дополнительного образования, воспитатель школы-интерната.

Формы аттестации: 

Свидетельством успешного обучения являются наличие дипломов, грамот, фотографий, видео (результат участия в конкурсах, фестивалях и мероприятиях).

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно-игровых программ; участие в районных, областных конкурсах и фестивалях; проектная и социально-творческая деятельность.

Оценочные материалы:

Формой подведения итогов по образовательной программе выбран: спектакль, участие в областных, международных, всероссийских конкурсах, фестивалях.

Методические материалы:

Для реализации образовательного процесса с детьми с ЗПР необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АДОП). Методики обучения театральной деятельности в адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Открытая сцена» рекомендованы для детей с задержкой психического развития.

Основной вид деятельности совместной работы педагога и обучающихся в театральной студии - практическая творческая деятельность, основанная на театрально - игровом стиле педагогической деятельности - как взаимодействия педагога и детей.

Практическая театральная деятельность (ребенок выступает в роли актера) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт сценического мастерства) имеют творческий характер.

Обучение по программе предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства.

Обсуждение детских работ-ролей персонажей спектаклей с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей с ЗПР, формирует опыт творческого общения.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга.

Для реализации программы используются несколько видов занятий:

Вводное занятие - педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках актерского мастерства.

Занятие проверочное - помогает педагогу проверить усвоение материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие - строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Комбинированное занятие - проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие - подводит итоги работы обучающихся за учебный год. Может проходить в виде открытого занятия, театрализованного показа, спектакля.

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

В ходе реализации задач программы применяются такие методы, как: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический).

При построении учебных занятий используются методы обучения театральному искусству:

Метод ритмического воспитания - «Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Уменьшение напряжения, снятие страхов и зажимов, развитие внимания, формирование способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение других людей.

Метод техники речи, направлен на комплексную работу над дыханием, артикуляцией и звучащим словом.

В работе над драматургическим материалом и этюдами используется метод физических действий, этюдный метод работы над пьесой.

Данная категория детей по своим психофизическим характеристикам ближе всего стоит к нормотипичным детям, поэтому на занятиях используются классические театральные методы, но в их использовании есть своя специфика:

  • большее время отводится на подготовку и выполнение заданий;
  • увеличивается частота повторов упражнений, задач, действий при освоении новых тем;
  • обязательно «дробление» материала на малые части;
  • для закрепления материала необходимо выполнение домашних заданий;
  • чтобы повысить самооценку ребенка на занятии создается ситуация успеха для каждого, не должно быть беспричинного захваливания, а необходимо показать, что исправление ошибок обязательно приведет к желаемому результату, при этом ребенок должен осознавать перспективу своего развития и стремиться к ней.

Методы, формы и содержание театральных упражнений для детей преследуют три основные цели:

  • погружают детей в присущую для них стихию игры, выходя за рамки занятия;
  • развивают в детях с ЗПР столь необходимые и полезные для учебы и занятий искусством психические качества - внимание, воображение, мышление, волю, память;
  • придают учебному процессу привлекательные для детей черты интересного.

Основные этапы работы с детьми над спектаклем:

  1. этап - выбор сценического материала пьесы и обсуждение с детьми.
  2. этап - деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.
  3. этап - работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  4. этап - поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.
  5. этап - репетиция отдельных сцен спектакля в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.
  6. этап - репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.
  7. этап - премьера спектакля.
  8. этап - обсуждение постановки с обучающимися, работа над ошибками.

В основе разработки адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Театральная сцена» заложены индивидуально - дифференцированный и коммуникативный подход; в программу включены технологии, способствующие развитию творческих способностей обучающихся и формированию их общекультурных компетенций.

Педагогические технологии

Технологии

Формы

Результат

Здоровье

сберегающая

технология

Динамические паузы. Физкультминутки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Самомассаж.

Методическая разработка «Начальный курс сценической речи»

https://drive. google.com/file/d/1

mGqh1CjG9QCi7YkiEcxJG1FR

0YlXMr-g/view

Комплекс упражнений для актерского мастерства https://drive. google.com/file/d/1 0JOemN7-QnB8YJcvhZsatnk- 2WkB2-Ov/view Пальчиковая гимнастика https://friendly-

life.ru/palchikovaya- gimnastika- dlya-mozga-s-primerami- uprazhneniy-dlya-detey-i- vzroslyh/

Снятие напряжения, усталости, расслабление мышц.

Развитие координации движений.

Тренировка мелкой моторики.

Стимулирование речи, пространственного мышления, нимания, кровообращения, воображения.

Развитие быстроты реакции.

Развитие и укрепление грудной клетки.

Технология

игровой

деятельности

Игры:

  • Предметные
  • Сюжетные
  • Ролевые
  • Имитационные
  • Драматизации Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

https://drive. google.com/file/d/1

Pe29oY4nsE qNdP3giB50N6f-

azI4UAV/view

Сборник игр и упражнений по

актёрскому мастерству

http://klgr-

school.ucoz.ru/plochadka/r5/sbo

rnik igr i uprazhnenij.pdf

Доставление удовольствия, воодушевление, пробуждение интереса. Освоение диалектики общения.

Самореализация в игре. Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности. Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей.

Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Технология Развивающего обучения

Использование методических приёмов:

- необычное начало занятий;

- каждый вид деятельности начинается с постановки задачи;

- давать достаточно времени на «включение» мыслительных процессов;

- предусматривать вариативность ответов детей;

- дети обязательно должны обосновывать свои ответы;

- не оставлять без внимания неправильные ответы, учить детей находить и исправлять свои ошибки, устанавливать их причину;

- выслушивать ответы всех детей;

- развивать речь учащихся в любых формах деятельности;

- возвращаться к заданиям, выполнять их другим способом;

- создавать для детей ситуации, в которых они будут успешными

Развитие познавательной деятельности.

Развитие личности ребёнка, его способностей.

Обеспечение учащихся условиями для развития, подготовка к самостоятельному освоению знаний.

Технология коллективной творческой деятельности

«Упражнения на взаимодействие в театральной студии»

https://drive. google.com/file/d/1 Dp36cED4E2ZbxnC0asirkIAh5 DQdhA6u/view

Групповые театральные игры и упражнения для детей https: //ped-kopilka.ru/letnii- lager/teatralnye-igry-i- uprazhnenija-dlja-detei-10-12- let.html

Формирование и развитие коллектива. Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности. Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. Обучение правилам и формам совместной работы. Реализация коммуникационных потребностей детей.

Личностно-

ориентированная

технология

Беседы, наблюдения, упражнения, гимнастика, тренинги, этюды, образно- ролевые игры, конкурсы, викторины.

Методическая разработка

«Игры на развитие памяти,

логики и фантазии»

https: //pedsovet.org/article/15-

igr-na-razvitie-pamati-logiki-i-

fantazii-ot-teatralno go-

pedagoga

Викторина по театральным терминам

https: //www.maam.ru/detskij sad /blic-viktorina-teatralnaj a- azbuka.html

Развитие основных познавательных характеристик. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка. Реализация её природных потенциалов. Приоритет личностных отношений. Индивидуальный подход к обучающимся.

 Список литературы

  1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. Учебное пособие. СПб: Лань. 2022. 456 с.
  2. Инклюзивное образование: практики дополнительного образования детей: методические рекомендации / Г. О. Рощина, Н.В. Румянцева, Н.Ю. Халилова и др. /под общ. ред. А.В. Золотарёвой. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. 136 с.
  3. Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1-2 октября 2013 года, Московский городской психолого-педагогический университет, Институт философии РАН, РОО СТР «Круг») с приложением реестра «особых театров». С. 102-110.
  4. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. — М.: ГИТИС, 2021. 216 с.
  5. Комякова Г. Слово в драматическом театре и риторике // Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка. 2012. №3. 143 с.
  6. Кристи Г. В. Основы актёрского мастерства // Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка. 2012. №6. 159 с.
  7. Новицкая Л.П. Элементы психотехники актёрского мастерства. Тренинг и муштра. М.: Ленанд. 2019. 184 с.
  8. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. М.: АСТ, 2020. 480 с.
  9. Сценическая речь: Учебник / [С.А. Аристархова, И.П. Козлянинова, А.М. Кузнецова и др.; Предисл. и науч. ред. И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой]. - М.: ГИТИС, 1995. 623 с.
  10. Театральная педагогика: практики дополнительного образования детей: методическое пособие / Н.В. Румянцева, Н.Н. Баканова, Л.А. Давыдова и др.; под общ. ред. А.В. Золотарёвой. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. 169 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»

АДООП «Волшебная нить»  разработана  в  соответствии  с  Законом  РФ  «Об  образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с уч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ТМНР «Мы плаваем»

Плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека. Особенно чувствительны к физическому воздействию окружающей среды ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ «Акулята»

В рамках работы спортивной секции «Акулята» предусматривается укрепление здоровья детей с ЗПР, коррекционно-реабилитационные мероприятия, направленные на коррекцию, компенсацию и социальну...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...

Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с РАС.

Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программыдлядетей с РАС...