Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства
картотека

Пряникова Юлия Геннадьевна

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства.

Определи жанр картины

Цель: закрепить знания детей о жанрах живописи (портрета, натюрморта, пейзажа, признаках и особенностях изображения.

Материал: репродукция картин по разным жанрам – натюрморт: Машков И. И. «Малинка», Головин А. «Купавки», Левитан И. И. «Одуванчики»; портреты: А. А. Мыльников «Веронька», Венецианов «Захарка», А. Архипов «Девушка с кувшином»; пейзажи: Левитан И. «Весна - большая вода», Куинджи «Берёзовая роща», И. К. Рерих «Горное озеро».

Ход игры: из предложенных репродукций ребёнку предлагается отобрать заданный жанр (портрет, натюрморт, пейзаж) и объяснить свой выбор.

Найди лишнюю

Цель: Закрепить представления детей о жанрах живописи

Материал: репродукция картин по разным жанрам живописи –натюрморты: Машков И. И. «Малинка», Головин А. «Купавки», Левитан И. И. «Одуванчики»; портреты: А. А. Мыльников «Веронька», Венецианов «Захарка», А. Архипов «Девушка с кувшином»; пейзажи: Левитан И. «Весна - большая вода», Куинджи «Берёзовая роща», И. К. Рерих «Горное озеро».

Ход игры: Из четырёх предложенных репродукций убрать лишнюю (не соответствующую заданному жанру живописи).

Разрезные картинки

Цель: Развивать образное восприятие, внимательность, знакомить с жанрами картин.

Материал: репродукции с сюжетами из различных жанров живописи, разрезанные на 6 частей. Портрет: Ф. Хальс «Смеющийся мальчик»; натюрморт: Машков И. И. «Синие сливы»; книжная графика Васнецов «Богатыри»; пейзаж: Нисский Г. «Подмосковье»

Ход игры: составить картинку из отдельных разрезных частей, определить жанр картины.

Из чего состоит … натюрморт (портрет, пейзаж)

Цель: закрепить знания детей о жанрах живописи (портрет, пейзаж) и их составных элементов.

Материал: картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды; репродукции: Шишкин И. И. «Цветы на опушке» (пейзаж, Репин И. «Стрекоза» (портрет, Кончаловский «Поднос и овощи» (натюрморт).

Ход игры: отобрать предметные картинки, на которых изображены элементы, присущие определенному жанру. 

Из какой сказки герой

Цель: упражнять в умении соотносить героя иллюстрации с литературным произведением

 Материал: картинки с героями: баба Яга, Айболит и т.д.    

Ход игры: рассмотреть иллюстрацию, назвать   изображенного героя литературного произведения, объяснить свой ответ.

Вспомни потешку

Цель: упражнять в умении узнавать литературное произведение по иллюстрации

Материал: фольклор Ю. Васнецова.

Ход игры: рассмотреть иллюстрацию, прочитать потешку.

Сравни картины

Цель: упражнять в умении сравнивать по выразительным средствам схожие репродукции между собой.

Материал: Кончаловский П. «персики»; Мане Э. «Персики»; Хальс Ф. «Мальчик - рыбак»; Тропинин В. А. «Портрет А. В. Тропинина, сына художника»; Васильев Ф. «Болото в лесу»; Левитан И. «Золотая осень».

Ход игры: рассмотреть иллюстрации, найди общее и разное в предложенных репродукциях.

Где происходит действие

Цель: учить определять по рисунку картины, где происходит отображаемое действие, обосновывать свой ответ.

Материал: репродукции - портрет: Венецианов А. Г. «Спящий мальчик пастушок»; жанровая живопись: Дайнека А. «Будущие лётчики», Попова И. «Первый снег», Васнецов М. «Алёнушка»; пейзаж: Шишкин И. «Дубы», Васильев Ф. А. «Деревенская улица», Коровин К. А. «Мостик».

Ход игры: назвать место действия, изображённое на картине, объяснить свой ответ, выделяя выразительные средства (элементы рисунка).

Найди следы времён года

Цель: учить определять по цвету, его оттенкам, элементам рисунка время года; описывать его в 3-4 предложениях.

Материал: репродукции – пейзаж: Васильев Ф. «Мокрый луг», И. Левитан «Летний вечер», Нисский Г. «Подмосковье», Саврасов А. «Грачи прилетели».

Ход игры: выделять выразительные средства (цвета и оттенки, элементы рисунка) с помощью которых художник отображает то или иное время года.

 

О чем рассказывает портрет

Цель: упражнять в умении описывать героя портрета

Материал: Архипов А. «Девушка с кувшином»; Хальс Ф. «Поющие мальчики»; Хальс Ф. «Смеющийся мальчик»; Суриков И. «Смеющийся солдат»; Хальс Ф. «Цыганка»; Аргунов Н. «Портрет неизвестной в русском костюме»; Серов А. «Портрет Мики Морозова»; Рейнолдс Д. «Плутовка».

Ход игры: рассмотреть репродукцию, назвать изображенного, описать в 2-3 предложениях.

Расскажи историю

Цель: упражнять в умении анализировать картину

Материал: Шишкин И. «Дубы»; Грабарь И. Э. «Хризантемы»; Коровин К. А. «Зимой»; Айвазовский И. «Волна».

Ход игры: рассмотреть репродукцию, составить повествовательный рассказ по сюжету картины.

Палитра

Цель: развивать художественное восприятие, закрепить знания о цветах, оттенках

Материал: Левитан И. «Март»; Рерих Н. «Гималаи»; Левитан И. «Озера»; Шишкин И. «Рожь»; Шишкин И. «Сосновый сбор».

Ход игры: анализируя картины, подобрать из цветовых карточек те оттенки, которые присутствуют в ней.

Скульптура

Цель: развивать художественное восприятие, умение анализировать предметы, находя общее и различие, закрепить знания жанра искусства «Скульптура»,

Материал: образцы скульптуры малой формы

Ход игры: анализируя скульптуру, объединять их в группы по схожести отдельных признаков (материал, цвет, отображение движения, принадлежность к группе животных, людей, предметов… и т. д.)

Виды натюрморта

Цель: развивать художественное восприятие, умение анализировать картины, находя общее и различие, определять вид натюрморта.

Материал: репродукции натюрмортов

Ход игры: анализируя картины, определить вид натюрморта

Угадай форму предмета в натюрморте

Цель: развивать художественное восприятие, творческое воображение, уточнение представлений о выразительных средствах картины: рисунок.

Материал: репродукции натюрмортов.

Ход игры: определить форму названного элемента натюрморта.

Кто, что делает

Цель: развивать художественное восприятие, уточнить представления о некоторых выразительных средствах передачи движения.

Материал: иллюстрации книг, с изображением животных, людей, у которых ярко передано действие, жест, поза.

Ход игры: по рисунку определить, что делает герой иллюстрации на картине.

Консультация для родителей «Влияние искусства на         развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Наиболее благоприятными для творческого развития детей являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.

Изобразительная деятельность способствует активному познанию ребенком окружающего мира, воспитывает способность творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме. Знакомя своих воспитанников в детском саду с произведениями изобразительного искусства, мы способствуем эмоциональному и художественному развитию, стараемся научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений, и увидеть, как по-разному отображают их в своем творчестве художники. По результатам систематического контакта с миром эстетически значимых примеров и явлений. Мы отмечаем, что ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках, пластических формах. Он получает разного рода информацию, которая входит в него даже через чисто физиологические процессы – удовольствие или неудовольствие. Благодаря этому накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, и эстетические чувства. Знакомясь с произведениями искусства, дети учатся видеть его содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение, и как все это передал художник, скульптор, народный мастер.

Для успешной работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством требуется качественно изменить подход к развитию детского творчества, и, как следствие, активному внедрению в практику интегрированных занятий.

Использование нами интегрированных занятий обусловлено следующими причинами: для детей дошкольного возраста художественное творчество носит синкретический (слитный) характер, в котором не отделены и не специализированы различные виды искусства; познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения; интегрированные занятия активизируют все психические процессы, обеспечивающие успешное осуществление детской художественно – творческой деятельности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусств в разнообразной художественно творческой деятельности являются основным правилом в построении наших занятий с детьми. Уникальную возможность использования нескольких приемов одновременно предоставляют интегрированные занятия.

Для более эффективного развития творческого потенциала ребенка посредством интегрированных занятий используются как традиционные, так и инновационные методы, такие, как метод одномоментности, метод контрастности, метод” подмастерья”

Традиционные методы в совокупности с инновационными методами способствуют в большей степени развитию художественно – творческих способностей детей, развитию детского восприятия, художественно – образному мышлению и активной творческой деятельности детей.

Поэзия – богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал, который раскрывает перед детьми богатство окружающего мира, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни, формирует в ребенке собственное отношение к действительности. Активное использование на занятиях литературных произведений, особенно поэзии А.С.Пушкина, А.Фета, С.Есенина и других, помогает не только знакомить детей с поэзией, но и проводить словарно – семантическую работу с детьми, позволяет обращать внимание на орфоэпическое правильное произношение слов, на музыкальность их звучания, на образность языка стихотворения. Все это способствует развитию речи и обогащению словарного запаса детей, помогает вдумываться в смысловое содержание литературного произведения, приближает детей к творческому процессу. Знакомство с эмоционально-эстетическими терминами, с искусствоведческими терминами, с образными словами и выражениями, не только развивает речь детей, но и учит высказывать свое мнение и суждения, давать оценку увиденным произведениям.

Обязательная составляющая часть наших интегрированных занятий – музыка, которая позволяет в наибольшей степени создать эмоционально положительный настрой в соответствии с поставленной задачей, затрагивает самые сокровенные струны детской души. Знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной классики начинается на музыкальном занятии. Вместе с детьми мы учимся слушать и понимать произведения П.Чайковского, А.Вивальди, С.Рахманинова, Д.Шостаковича. Музыка продолжает звучать и в группе, способствуя творческому рождению маленьких детских шедевров. На занятиях мы с детьми не просто слушаем музыку, а учимся сравнивать, сопоставлять музыкальное произведение и произведение живописи, выделять их основные выразительные средства.

Дети даже 5-го года жизни легко усваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, между мрачными низкими звуками и темными красками. И в этом случае большое практическое значение имеет навык цветоведения, т.е. ребенку просто необходимо дать элементарные представления о смешивании красок, развить умение получать новые оттенки, пользоваться палитрой.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник: рисование пальцами, технику оттиска или печатки, кляксографии, монотипию, рисование с натуры, рисование по сырому листу, пластилиновое рисование, рисование по точкам, по трафаретам. Использование различных техник в практических занятиях позволяет раскрыть новые творческие возможности и способности, сделать занятия разнообразными и интересными. Знания об особенностях техник в живописи, умение подобрать и качественно использовать тот или иной вид техники расширяет кругозор в области использования разнообразных материалов и оборудования и способствует развитию интеллектуально – познавательных способностей детей.

Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала детям предлагается тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекать самих детей. Соответствующими вопросами побуждать их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме: "Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста"

Мастер -  класс проводился  мною на районном методическом объединении  "Игра - важнейший этап в жизни ребенка"....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками

Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данный материал  раскрывает   методы, формы и приёмы  работы по формированию  сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...

Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста

Коммуникативные игры помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, сделать его более общительным. Играйте, и получайте удовольствие!...

Театрализованные игры для детей старшего дошкольного возраста

Театрализованные игры для детей старшего дошкольного возраста...

Видеокартотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Видеокартотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста....