Методическая разработка доклада
учебно-методический материал

Платонов Владимир Сергеевич

Методическая разработка доклада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_doklada.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской  области

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета

Рекомендована:

Методическим советом МБУДО

«ЦДО «Радуга» г. Тайшета

протокол № ____________

«   »  ________  20___ года

Утверждена:

Приказом по МБУДО

«ЦДО «Радуга» г. Тайшета

«  »  ________  20___ года  №______


Методическая разработка доклада

Предметное пространство

учебной дисциплины «Инструментальная музыка»

                                                           

Тайшет, 2023

Автор: В.С. Платонов,  преподаватель дисциплин

 «Обучение игре на гитаре»,

 «Вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!»

Платонов В.С.– педагог дополнительного образования  дисциплин «Обучение игре на гитаре», «Вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!»

Методическая разработка доклада

Предметное пространство

учебной дисциплины «Инструментальная музыка»

Предназначение

Данная методическая разработка представляет собой обобщение опыта работы по  программам «Обучение игре на гитаре», «Вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!».

Конкретный читательский адрес

Методическая разработка может быть полезна педагогам, работающим по программам, целью которых является обучение детей игре на акустической гитаре в дополнительном образовании.

Предметное пространство

учебной дисциплины «инструментальная музыка»

                Функционирование современной системы образования в РФ выстроено на базе государственных нормативов. Учитывая, что работа образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, регулируется строгими стандартами, а ФГОС дополнительного образования не существуют, все же педагоги  дополнительного образования знакомы с этим документом и ориентируются на требования, изложенные в нем.

                  Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» дополнительным признан такой вид учебной деятельности, при котором всесторонне удовлетворяются потребности человека в совершенствовании интеллектуальных, духовных, нравственных, физических или профессиональных умений. При этом не происходит повышения уровня образования, зато формируются и развиваются творческие способности, культура правильного образа жизни, укрепляется здоровье или просто организуется досуг. Именно по этой причине государственный стандарт в сфере дополнительного образования детей отсутствует.
        Все основные аспекты работы учреждений дополнительного образования раскрыты в Приказе Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

               Осуществление образовательной деятельности в образовании в целом в современных реалиях способствует гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать содержательные, организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.

«В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и её внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)» (Логинова Л.Г.).

                И тут очевидна связь требований к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ с требованиями к результатам освоения программ по ФГОС в школе (личностным, метапредметным и предметным).

В рамках предмета «Музыка» в соответствии с ФГОС в течение периода начального общего музыкального образования закладываются основы будущей музыкальной культуры личности, формируются представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества.  Эффективной формой его освоения является практическое музицирование (пение, игра на доступных музыкальных инструментах, разные формы музыкального движения). В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Дополнительное образование в свою очередь располагает особыми возможностями расширить, углубить, дополнить базовое образование обучающихся в рамках предметной области «Искусство». Важным здесь является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которое несет в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). При этом ключевым моментом является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень и соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся: через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируются эмоциональная осознанность и рефлексивная установка личности в целом. 

                  Таким образом, в МБУДО Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета в рамках дополнительных общеразвивающих программ «Обучение игре на гитаре», «Вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!» реализуется учебная дисциплина «инструментальная музыка».

В контексте темы выступления, следует заметить, что термин «предметное пространство» не является официальным, не используется в специальной литературе и подразумевает предметное пространство, как пространство учебного предмета (дисциплины), несколько выходящего за рамки предметно-пространственной развивающей среды.  

        Может возникнуть вопрос, в чем разница между пространством учебной дисциплины и предметным пространством этой же дисциплины?

Термин «предметное пространство учебной дисциплины» органично соотносится со спецификой, целью дополнительного образования: создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности и подразумевает совместную жизнедеятельность участников образовательного процесса, в котором разворачивается образование человека.

Именно организации совместной жизнедеятельности как соучастия в делах, событийности взаимодействия в предметном пространстве учебной дисциплины «инструментальная музыка» хочется уделить особое внимание.

Идея организации событийного сотрудничества возникла с появлением ДТО «Песня под гитару»; и второй год идет апробация организации взаимодействия обучающихся ДТО в ходе подготовки к мероприятиям и участия в них. Следует заметить, что с точки зрения событийного подхода   понятие «воспитательное мероприятие» теряет свою формалистическую окраску и приобретет статус события, которое планируется, организуется и проводится как психолого-педагогическое явление. Его результатом будет индивидуальная или коллективная мысль, чувство сопричастности и сопереживания; «воспитательное мероприятие» станет событием жизни личности, коллектива. Таким образом, порождать событийность означает организовывать, превращать поведение в «произведение».

Событиями взаимодействия ДТО «Аккорд», ВИА «Играй, гитара!» стали следующие коллективные дела:

  • совместная репетиционная деятельность;
  • совместная подготовка концертных номеров;
  • участие в массовых мероприятиях центра («День открытых дверей», «Посвящение в кружковцы», «Вечер русского романса»);
  • участие в конкурсах различных уровней («Радуга в ладонях»; международный многожанровый конкурс «Восхождение творческих звезд», международный фестиваль-конкурс «Ступеньки к успеху», межрайонный конкурс «Дар» в рамках проекта «Торжество милосердия» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации)
  • участие в концертах (Онлайн-концерт ко Дню защитников Отечества, отчетный Новогодний концерт «В кругу друзей», музыкальные квартирники в Тайшетском краеведческом музее);
  • совместная разработка и проведение тематических и итоговых мероприятий  (ежегодное итоговое мероприятие «Душа моя – гитара»; литературно-музыкальная гостиная, посвященная, творчеству Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце», интегрированное занятие «Музыкальное путешествие» для детей ДТО «Школа будущего первоклассника» и гитаристов).

В данное время работаем над подготовкой концертной программы в рамках социального проекта «Музыкальный подарок».

Таким образом, предметное пространство творческих объединений «Аккорд», ВИА «Играй, гитара!» наполнено эмоционально окрашенными событиями, различными формами взаимодействия, имеющими важное значение для реализации и развития творческого потенциала детей, что в целом гарантирует успех каждого ребенка, обучающегося по дополнительным общеразвивающим программам учебной дисциплины «инструментальная музыка» в едином образовательном пространстве.

  1. Бахчиева О.А. Государственная система дополнительного образования в условиях введения ФГОС общего образования нового поколения// Внешкольник .-2010.-№1.-с.27-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"

В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения.  В основу различения...

Методическая разработка. Доклад на тему: Использование ИКТ на уроках физкультуры.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в школе - процесс объективный и вполне закономерный. Ком...

Методическая разработка доклада Тема: «Народные этикетные традиции - элемент национальной культуры»

В «Концепции развития башкирского национального образования» (1999) определены основополагающие принципы башкирского национального образования, одним из которых является приобщение подрастающего покол...

Доклады, методические разработки

Доклады для классных часов, открытых уроков, для выступления на педсоветах и родительских собраниях....

Методические разработки, доклады по самообразованию,конспекты уроков.

Методические разработки, доклады по самообразованию,конспекты уроков....

Методическая разработка доклада «Сетевое взаимодействие как условие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», 2024

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792147","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792126","attributes":{"alt":"","class"...