Методическая разработка доклада «Сетевое взаимодействие как условие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», 2024
методическая разработка

Сычева Екатерина Дмитриевна

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 19 Г.ТАЙШЕТА»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/Ж.В. Шевченко

«  __» _______________20__г

«Утверждено»

И.о. директора школы

_________________/ М.А. Чомаева

 «______»________________20___г.

приказ № ______ от ___________

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/Ж.В. Шевченко

«  __» _______________20__г

«Утверждено»

И.о. директора школы

_________________/ М.А. Чомаева

 «______»________________20___г.

приказ № ______ от ___________

Методическая разработка доклада

«Сетевое взаимодействие как условие социальной адаптации

детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                                                      Подготовила: Сычёва Е.Д., учитель

                                                                                                1 квалификационной категории

  ГОКУ «Специальная (коррекционная)

                                                                                                            школа-интернат №19 г. Тайшета»

г. Тайшет, 2023-2024

Сетевое взаимодействие как условие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

 

Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.

Социологи полагают, что современное образовательное пространство, это потенциальная среда для сближения детей, для их успешной совместной учебы, досуга, независимо от их состояния здоровья. Проведенные исследования показали, что отношение к интеграции детей с ОВЗ в обществе стало более лояльным. Большая часть людей согласны с тем, что люди с ОВЗ могут внести значительный вклад в жизнь общества. 

Устоявшееся утверждение, что все дети талантливы, имеет непосредственное отношение к детям, имеющим проблемы со здоровьем. Но обнаружить свои дарования, развить способности, мешает неравенство возможностей. Трудности такого рода для  детей с ОВЗ связаны, прежде всего, с недоступностью и ограниченностью для них социальной среды и связанная с этим бедность контактов со сверстниками и взрослыми. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий.

Как показывает практика, в учреждении дополнительного образования, где основной целью обучения является развитие творческих способностей детей, имеется потенциальный ресурс для создания инклюзивного пространства для детей с ОВЗ и их семей. В качестве основного условия включения детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования следует рассматривать разработку образовательных программ, обеспечивающих обучение детей с ОВЗ в инклюзивной группе, а также разработку программ, в основе которых индивидуальная форма организации занятий.

Рассмотрим один из вариантов сетевого взаимодействия в интересах детей и подростков с ОВЗ на примере взаимодействия ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №19 г. Тайшета» (далее Школа-интернат) и МБУ ДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета» (далее Центр), в рамках модели взаимодействия «школа - учреждение дополнительного образования».

В настоящее время в Центре функционируют различные детские творческие объединения, которые осуществляют работу по дополнительным общеразвивающим программам различной направленности. Остановимся на дополнительных общеразвивающих программах художественной направленности «Обучение игре на гитаре», Вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!».  Программа Вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!» разработана с учетом возможности обучения детей  и подростков с ОВЗ в инклюзивной  группе детей с нормой развития. Программа «Обучение игре на гитаре» предусматривает обучение игре на инструменте детей-инвалидов, детей и подростков с ОВЗ, а так же детей с нормой развития. Все занятия по данной программе проходят в  индивидуальной форме. Так же в программах гибко сочетаются индивидуальные и групповые формы работы. Обучающиеся Школы-интерната зачисляются на обучение по данным программам на общих основаниях.

Итоговым событием программы за полугодие является отчетный предновогодний концерт «В кругу друзей», а в конце учебного года проходит итоговое мероприятие «Душа моя – гитара!». На все концерты приглашаются обучающиеся, их родители, друзья, одноклассники, педагоги.

 По приглашению администрации Школы-интерната все участники вокально-инструментального ансамбля «Играй гитара!» с удовольствием принимают участие в различных школьных мероприятиях, таких как ежегодный праздник «День школы», «Новогодний переполох» и др. Так же принимают участие в школьных мероприятиях и обучающиеся по программе «Обучение игре на гитаре» (индивидуальные занятия), подготовка к выступлению на школьных мероприятиях ведется на базе Центра, подбор репертуара согласовывается с классным руководителем, родителями обучающихся.

В 2023-2024 учебном году вокально-инструментальный ансамбль «Играй, гитара!» выступил на праздничном концерте, посвященном юбилею Школы-интерната с поздравлением от выпускника 2023г. Ковалева Сергея.

Так же в 2023-2024 учебном году в рамках социального проекта «Музыкальный подарок» приказ по МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета №135 от 30.08.2022 г. в ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат №19 г. Тайшета» был проведен праздничный предновогодний концерт «От сердца к сердцу». Гитаристы показали школьникам, что свободное время можно тратить с пользой – реализовывать себя в творчестве.

После концерта участники группы пригласили всех желающих попробовать себя в роли рок-музыкантов и поиграть на музыкальных инструментах. 

Таким образом, совместное образовательное пространство обучающихся в рамках модели взаимодействия «школа - учреждение дополнительного образования»  наполнено эмоционально окрашенными событиями, различными формами взаимодействия, как сетевого, межведомственного, так и различными формами взаимодействия внутри коллектива. Данное взаимодействие в едином образовательном пространстве имеет важное значение для реализации и развития творческого потенциала детей с ОВЗ и детей с нормой развития, успешной социальной адаптации обучающихся.

             

Литература:

1. Голиков Н. А., Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 428 с. – ISBN 978-5-222-23833-

2. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / Авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. – Волгоград:Учитель, 2011. – 87 с. – ISBN 978-5-7057-2835-0.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...

Статья "К ВОПРОСУ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА"

В данной статье рассматриваются причины  влияющие на на формирование межличностных отношений старших подростков с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях школы-интерната....

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова...

Доклад: Межличностные отношенияе старших подростков с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях школы-интернат

Подростки стремятся к общению. Межличностное общение – один из основных видов деятельности подростков. Оно в подростковом возрасте очень значимо и предельно избирательно. В процессе общения прои...

Доклад: «Нравственное воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы- интерната»

Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних ...