Статья "К ВОПРОСУ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА"
статья (9 класс) по теме

Парамзина Елена Дмитриевна

В данной статье рассматриваются причины  влияющие на на формирование межличностных отношений старших подростков с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях школы-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kiro.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки Курской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования» (КИНПО(ПКиПП)СОО)

Кафедра коррекционной педагогики и социальной работы

Современные проблемы предупреждения и коррекции отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Сборник научно-практических статей

(опыт работы, вопросы взаимодействия специалистов, участвующих в коррекционно-педагогическом процессе)

Выпуск 5

Курск 2012


К ВОПРОСУ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Парамзина £. Д.

воспитатель ОГОУ «Новопоселеновской специальной (коррекционной) школы-интерната, для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей»

Межличностные отношения – это особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений: экономических, социальных, политических и иных разновидностей. Практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. На основе индивидуальных психологических особенностей личности вводится понятие «межличностная роль» как фиксация положения человека в системе групповых связей. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, в группе возникает целая система межличностных отношений. Эти отношения имеют эмоциональную основу. Они складываются и возникают на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений. Социальная психология рассматривает чувства как основу возникновения межличностных отношений.

Подростки стремятся к общению. Межличностное общение – один из основных видов деятельности подростков. Оно в подростковом возрасте очень значимо и предельно избирательно. В процессе общения происходит формирование личности подростка. В подростковый период у детей происходят психические и физиологические изменения, связанные с половым созреванием: Эти изменения влияют на характер и уровень межличностных отношений.

У старших подростков складывается две разные системы межличностных взаимоотношений: со взрослыми; со сверстниками. Отношения со взрослыми остаются неравноправными.

Подростки считают себя взрослыми и протестуют против обращения с ними как с маленькими. В основе конфликта – расхождение в понимании подростком своих прав и обязанностей и прав и обязанностей взрослых. Подросток требует расширения своих прав, но при этом у него сохраняются в психологии и поведении чисто детские черты: недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям, отсутствие способности действовать самостоятельно. Отношения со сверстниками строятся как равно партнерские и управляются нормами равноправия. Подросток отдаляется от взрослых, так как считает, что его не могут понять и сближается со сверстниками. Отношения характеризуются как товарищеские, дружеские и деловые. На данном этапе взросления появляется интерес к противоположному полу. Это является мотивом для саморазвития, стремления стать лучше. Овладение нравственными нормами – важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. Подросток вырабатывает собственную взрослую линию поведения. Подростки открывают мир вокруг себя и свой внутренний мир. Формируется система взглядов на мир, самого себя и других людей – мировоззрение. Круг общения подростка расширяется.

У подростка с нарушением интеллекта на формирование межличностных отношений влияет умственное недоразвитие, нарушение психических процессов, а также возрастные особенности. Развитие подростка с нарушением интеллекта протекает по тем же самым законам, что и у нормального подростка. Разница заключается в замедленном психическом и личностном развитии. Одно у всех общее – стремление к общению. Чем меньше глубина дефекта тем быстрее происходит формирование личности подростка. Ценность данного вопроса состоит в том, что в процессе общения происходит формирования личности. Надо учитывать это в воспитательном процессе и использовать данный возрастной период для воспитания всех качеств личности с наибольшей результативностью. Какой вырастет ребенок как личность, зависит от воспитания, психического здоровья и социального взаимодействия.

Процесс воспитания в нашем педагогическом коллективе происходит в тесном сотрудничестве воспитателей, учителей, медицинских работников. Он носит коррекционную направленность. Воспитательная работа нашего коллектива направлена на развитие личности в целом, ее интеллектуальной, эмоциональной и волевой областей через качество знаний, связь с жизнью, творчество, труд. Рассмотрим межличностные отношения подростков в трех направлениях: отношения с малознакомыми людьми; с близким окружением /воспитатели/; отношения между собой.

Нарушения интеллекта влияют на развитие межличностного общения. Мотив общения – личный интерес. Из общения с малознакомыми людьми, дети стремятся извлечь выгоду. Дети не могут разглядеть мотивы и потребности партнеров по общению, имеют неправильное представление о людях, поэтому не могут установить полноценный контакт с ними. Общение детей характеризуется низким самоконтролем. Общение представляет собой недостаточно организованный процесс, носит импульсивный характер. Часто можно наблюдать, что дети не умеют держать дистанцию в общении с малознакомыми или незнакомыми взрослыми, общаются с ними как со своими ровесниками, легко переходят на «ты»: Несмотря на присутствие недостатков в таком общении, оно приносит свои плюсы для развития личностных качеств детей. Часто в школу-интернат приезжают гости. Дети с огромным желанием общаются с ними, мотивация такого общения – положительные эмоции, связанные с получением подарков, играми, приносящими радость общения, совместными делами, расширение круга друзей. Гости беседуют с ребятами, интересуются их проблемами, а для детей важно, когда их понимают, им сопереживают и поддерживают. Общение с малознакомыми людьми оказывает положительное влияние на развитие личностных и поведенческих качеств. Совместные дела, общие переживания, нестандартность обстановки, расширение взаимосвязей и взаимоотношений позволяют нейтрализовать отрицательную направленность ребенка, наполнить общение положительным содержанием, придать ему общественную значимость и направленность.

После общения с гостями настроение детей заметно улучшается, дети становятся более общительными, идут с желанием на сотрудничество с воспитателем.

В старшем подростковом возрасте ребята начинают ценить не только личностные качества, но и профессионализм, эрудицию, разумную требовательность взрослых. Большое значение в воспитательном процессе играет принцип единых требований. Все работающие воспитатели ответственно подходят к проблеме воспитания, формирования личности подростка.

Дети, находящиеся в школе-интернате, испытывают дефицит любви, внимания, доброжелательности, положительных эмоционально насыщенных, устойчивых контактов. Это сказывается на нравственной стороне личности. Совместные дела помогают изменить ситуацию, так как устанавливается взаимный контакт воспитателя и детей. Включаясь в общие дела, воспитатель устанавливает доверительные отношения с детьми. В основе такого взаимодействия лежит творческое дело, коллективное трудовое или учебное задание. При подготовке к конкурсу сказок, воспитатель распределяет роли, учитывая особенности и возможности каждого ребенка, учитывая желания ребят. В процессе работы над сказкой происходит переосмысление поступков, существующих нравственных ценностей детей. Они сравнивают себя и свои поступки с героями сказок. Этот момент благоприятен для формирования нравственной стороны личности. Ребята рассуждают о том, что такое добро и зло, взаимовыручка и милосердие, правда и ложь. Дети раскрываются в процессе работы, стремятся сблизиться с воспитателем, учатся правильному общению.

В группе есть дети, которым нельзя доверить самостоятельное исполнение дела, так как дети с серьезным нарушением эмоционально-волевой сферы не выполнят порученное трудовое дело. Они пойдут по легкому пути, работая на территории, поднимут несколько бумажек и скажут, что они все сделали. Дети прекрасно понимают, что поступают неправильно, но им трудно заставить себя. К каждому ребенку воспитатель подходит избирательно. Одному можно дать самостоятельность в исполнении дела, другому – нельзя, нужно находиться рядом и направлять его работу, но контроль обязателен в любом случае.

Подростки стремятся к общению, но общаться не умеют. Воспитатели учат детей слушать, понимать собеседника, помогают развить рефлексивные способности. Часто можно наблюдать разговор подростков, который из-за неумения выслушать и понять перерастает в спор или в конфликт. У детей высокая конфликтность в отношениях. По мере воспитания детей, сплочения коллектива, целенаправленной работы по нравственному воспитанию, эта проблема в подростковом возрасте отодвигается на задний план.

Подросток стремится найти близкого друга, потребность в общении, на данном этапе, становится более глубокой по своему содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения, появляется новая форма эмоционального общения – любовь. Эмоции детей ограничены, недолговременны, бедны, нет глубины привязанности, поэтому дружба, любовь чаще носит недолговременный характер. На вопрос: « За что он тебе нравится?», можно услышать ответ: «Он хороший!» При правильном воспитании сфера чувств обогащается.

Сильные эмоции у подростков вызывает внешность. Мальчики и девочки начинают следить тщательно за своим внешним видом. Они стремятся одеться по моде, быть чистыми и аккуратными, при работе парикмахеров высказывают свои пожелания. Дети подросткового периода начинают пользоваться одеколоном и духами, следят тщательно за гигиеной своего тела. Если до подросткового периода внешний вид, личная гигиена были под тщательным контролем воспитателя, то теперь воспитатель контролирует лишь результат.

Положение в системе межличностных отношений не являются чем-то застывшим. Существует динамика развития. Сегодня подросток входит в группу детей, завтра он с этими ребятами не общается. Причины этого в саморазвитии подростка, в изменении его взглядов, интересов, целей, убеждений.

Почему дети общаются с тем или иным подростком, почему дружат с тем мальчиком, а не с другим? Причины лежат в эмоциональной сфере, в наличии общих интересов, в нравственных качествах подростка.

Если ребенок честный, всегда помогает, не жадный, не курит, не дерется, аккуратный, хорошо играет в футбол, хорошо учится, следит за собой, если девочка привлекательная, тогда дети стремятся дружить с таким ребенком. Если же ребенок неопрятен, дерется, неуживчивый характер, вспыльчивый, грубый, упрямый, то такого подростка дети если и не отталкивают, то просто сторонятся. Такие дети создают отрицательную эмоциональную атмосферу в группе. В отношениях со сверстниками подростки учатся общению, проходят школу социальных отношений,' развивают навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния; Ребята стремятся объединиться по интересам. Это может быть совместная игра, просмотр спортивных передач или новостей.

В подростковом возрасте межличностные отношения очень значимы и предельно избирательны. Положение подростка в системе межличностных отношений зависит от качеств самой личности; от нравственного уровня коллектива, который предъявляет требования к личности; от общественного мнения, которое господствует в данном коллективе; от отношения воспитателя к этому подростку.

Все особенности психофизического здоровья оказывают влияние на межличностные отношения подростков со своими сверстниками.

Так нарушение речи приводит к тому, что ребенок растет малообщительным, т.к. неправильная речь вызывает насмешки у других детей, работа по исправлению дефектов речи приводит к тому, что ребенок, учась говорить, правильно произносить звуки, расширяет свой круг общения, находит друзей.

Межличностные отношения образуются и проявляются в общении. В процессе общения подросток формируется как личность. Уровень развития личности и многогранность ее сторон зависит от коррекционного воспитания, направленного на исправление недостатков характера и интеллекта. В основе возможности исправления дефекта лежит диалектическая природа развития ребенка. Степень влияния дефектов психики можно ослабить до такого уровня, что дети смогут жить в обществе среди нормальных людей и чувствовать себя полноценными гражданами. Задача воспитания будет выполнена, если сам ребенок или подросток и его окружение не будет ощущать дефекта своего характера и интеллекта в процессе общения, выйдет из стен школы-интерната достойным гражданином нашего общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева – М.: Аспект Пресс,2011. – 363 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – СПб.: «Питер», 2009. – 400 с.
  3. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг – СПб.: «Питер»,2000. – 992 с.
  4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков у детей и подростков: Учеб. пособие для студентов средних и высших учебных заведений / В.П. Кащенко – М.: «Академия», 2008. – 304 с.
  5. Лубовский В.И. Специальная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова [и др.] – М.: «Академия», 2009. – 560 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...

Доклад: Межличностные отношенияе старших подростков с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях школы-интернат

Подростки стремятся к общению. Межличностное общение – один из основных видов деятельности подростков. Оно в подростковом возрасте очень значимо и предельно избирательно. В процессе общения прои...

Доклад: «Нравственное воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы- интерната»

Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних ...