Целевая программа региональной инновационной площадки
рабочая программа
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки».
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Напряженной педагогическую деятельность делают:
- ситуации взаимодействия педагога с детьми (поведенческие, эмоциональные нарушения у детей, психологические особенности детей, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);
- ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (расхождения во мнениях, контроль за учебно-воспитательной работой, перегруженность поручениями и др.);
- ситуации взаимодействия педагога с родителями воспитанников (невнимательность со стороны родителей к воспитанию детей, расхождение в оценке ребенка педагогом и родителями и т.д.);
- ситуации, связанные с подготовкой и прохождением аттестации.
Поэтому организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Опыт работы многих исследователей показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения профессионального выгорания является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для педагогических работников.
Программа по профилактике психоэмоционального выгорания педагогов в МОУ «Ушаковская СОШ» работает второй год и направлена на оказание помощи педагогам в адаптации к напряженным факторам деятельности, обучение способам саморегуляции эмоциональных состояний (приемы релаксации, специальные дыхательные упражнения, методы самоконтроля внешних проявлений эмоциональных состояний), развитие коммуникативных навыков, терпимости и сплоченности в педагогическом коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 476 КБ |
Предварительный просмотр:
Целевая программа региональной инновационной площадки
муниципального общеобразовательного учреждения
«Ушаковская средняя общеобразовательная школа»»
на период 2022 - 2023 учебный года
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Профилактика психоэмоционального выгорания педагогов |
Дата утверждения | 24 июня 2022 г. |
Заказчик программы | Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР) |
Основные разработчики программы | Блинова Марина Геннадьевна – и. о. директора школы Зубова Юлия Николаевна – заместитель директора по УВР Новичкова Ольга Алексеевна – заместитель директора по ВР Краюшкина Ольга Владимировна – педагог-психолог |
Основные исполнители программы | Краюшкина Ольга Владимировна – педагог-психолог Педагогический коллектив школы: педагоги-предметники, классные руководители. |
Основная цель программы | формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов через развитие эмоциональной устойчивости и профилактику профессионального выгорания педагогов. |
Основные задачи программы |
|
Сроки и этапы реализации программы | Сентябрь 2022 года – май 2023 года |
Перечень подпрограмм или основных мероприятий программы | - Тренинговое занятие «Ресурсный подход к профилактике выгорания» в режиме on-line – 27.10.2022 - Тренинговое занятие «Способы и приемы для регулирования эмоционального состояния» в режиме on-line – 23.11.2022 - Тренинговое занятие «Слагаемые педагогического имиджа и работа над ним» в режиме on-line – 21.12.2022 - Тренинговое занятие «Наполним жизнь радостью» в режиме on-line – 25.01.2023 |
Объемы и источники финансирования программы | Вне бюджета: 10 000 рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Пакет диагностических методик для изучения уровня психо-эмоционального выгорания педагогов; Методичка с материалами по обучению социальным (коммуникативным) умениям педагогов; навыкам самоуправления и самообладания; освоению конструктивных копинг-технологий; восстановления психоэнергетического потенциала; актуализации личностных ресурсов и обретения смысла профессиональной деятельности. |
Система контроля за исполнением программы | В рамках внутренней системы оценки качества образования. |
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Оно возникает в результате накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки».
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Напряженной педагогическую деятельность делают:
- ситуации взаимодействия педагога с детьми (поведенческие, эмоциональные нарушения у детей, психологические особенности детей, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);
- ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (расхождения во мнениях, контроль за учебно-воспитательной работой, перегруженность поручениями и др.);
- ситуации взаимодействия педагога с родителями воспитанников (невнимательность со стороны родителей к воспитанию детей, расхождение в оценке ребенка педагогом и родителями и т.д.);
- ситуации, связанные с подготовкой и прохождением аттестации.
Поэтому организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Опыт работы многих исследователей показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения профессионального выгорания является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для педагогических работников.
Программа по профилактике психоэмоционального выгорания педагогов в МОУ «Ушаковская СОШ» работает второй год и направлена на оказание помощи педагогам в адаптации к напряженным факторам деятельности, обучение способам саморегуляции эмоциональных состояний (приемы релаксации, специальные дыхательные упражнения, методы самоконтроля внешних проявлений эмоциональных состояний), развитие коммуникативных навыков, терпимости и сплоченности в педагогическом коллективе.
- Цели и задачи Программы
Цель программы: формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов через развитие эмоциональной устойчивости и профилактику профессионального выгорания педагогов.
Задачи программы:
- Изучить уровень психо-эмоционального выгорания педагогов с помощью методики В. В. Бойко.
- Осветить для педагогов ресурсный подход к профилактике выгорания.
- Обучить способам и приемам для регулирования эмоционального состояния.
- Развить у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности.
- Разработать цикл тренингов и вебинаров по профилактике психо-эмоционального выгорания.
- Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации: сентябрь 2022 года – май 2023 года.
Этапы реализации Программы (содержание см. п.7):
- Организационный – сентябрь 2022
- Информационный – сентябрь 2022 – май – 2023
- Диагностические – сентябрь 2022 – октябрь 2022, апрель 2023 – май 2023
- Аналитический – май 2023
- Ожидаемые результаты реализации Программы
- Пакет диагностических методик для изучения уровня психо-эмоционального выгорания педагогов.
- Методичка с материалами по обучению социальным (коммуникативным) умениям педагогов; навыкам самоуправления и самообладания; освоению конструктивных копинг-технологий, восстановления психоэнергетического потенциала; актуализации личностных ресурсов и обретения смысла профессиональной деятельности.
- Система программных мероприятий
Ведущими направлениями деятельности РИП являются:
-Информационно-методическое;
-Учебно-методическое;
-Научно-методическое.
Мероприятие | Формат | Место проведения | Спикер | Цель | Дата проведения |
Зональное тренинговое занятие «Ресурсный подход к профилактике выгорания» в режиме on-line | Онлайн | г.о. Лотошино; г.о. Волоколамск; г.о. Шаховская; г.о. Истра; г.о. Руза; г.о. Нарофоминск; г.о. Можайск | Краюшкина Ольга Владимировна | Анализ негативных аспектов профессионального выгорания с целью перехода к развитию у педагогов ресурсов устойчивости к выгоранию. | 27.10. 2022 г. |
Зональное тренинговое занятие «Способы и приемы для регулирования эмоционального состояния» в режиме on-line | Онлайн | г.о. Лотошино; г.о. Волоколамск; г.о. Шаховская; г.о. Истра; г.о. Руза; г.о. Нарофоминск; г.о. Можайск | Краюшкина Ольга Владимировна | Овладение приемами профилактики стресса | 23.11. 2022г. |
Зональное тренинговое занятие «Слагаемые педагогического имиджа и работа над ним» в режиме on-line | Онлайн | г.о. Лотошино; г.о. Волоколамск; г.о. Шаховская; г.о. Истра; г.о. Руза; г.о. Нарофоминск; г.о. Можайск | Краюшкина Ольга Владимировна | Развить умение педагогов управлять своим имиджем, создавать свой стиль. | 21.12.2022г. |
Зональное тренинговое занятие «Наполним жизнь радостью» в режиме on-line | Онлайн | г.о. Лотошино; г.о. Волоколамск; г.о. Шаховская; г.о. Истра; г.о. Руза; г.о. Нарофоминск; г.о. Можайск | Краюшкина Ольга Владимировна | Освоение компетенций по позитивному мышлению. | 25.01.2023г. |
- Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение выполнения Программы
Выполнение программы будет осуществляться следующим педагогическим составом (всего 16 человек):
- Директор
- Заместитель директора по УВР
- Заместители директора по ВР
- Заместитель директора по УИР
- Педагог-психолог
- Социальный педагог
- Педагоги-предметники
- Классные руководители с 1 по 11 классы.
Педагоги школы системно повышают свою квалификацию на курсах, участвуют в семинарах, мастер-классах, конкурсах различного уровня.
Научно-методическое обеспечение выполнения Программы
Используемые методы и методики
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
- Опросник выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Водопьяновой Н. Е.).
- Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора
- Метод наблюдения.
Литература и Интернет-источники
- Глазырина Л. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя» [Электронный ресурс] – 2012 г. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/profilaktika-sindroma-yemocionalnogo- vygoranija-trening-dlja-pedagogov-lyubi-sebja.html
- Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения. / Практическая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
- Егорова М. В. Тренинг профилактики эмоционального выгорания для педагогов «Гореть или жить». – [Электронный ресурс] – Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений. – 2012 г. – Режим доступа: http://www.resobr.ru/materials/46/38491/
- Зарубина Н. И. Профилактика эмоционального выгорания педагогов. [Электронный ресурс] – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2012 г. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/578061/ Комко Ю. О. Методическая разработка семинарско-практического занятия для преподавателей «Профессиональное «выгорание» преподавателя: причины и профилактика». – [Электронный ресурс] – Ю. О. Комко – 2012 г. – Режим доступа: http://5psy.ru/raznoe/professionalnoe-vigoranie-prepodavatelya-prichini-i-sposobi-profilaktiki.html
- Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 76 с.
- Макарова Г. Статья «Синдром эмоционального выгорания» / Институт консультировния ППЛ.
- Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. – СПб: Питер, 2006. – 607 с.
- Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7
Материально-техническое обеспечение выполнения Программы
Технические средства обучения:
- ноутбуки - 11 шт.,
- проектор – 1 шт.;
- лазерный принтер - 1 шт.;
- струйный цветной принтер – 1 шт.;
- фотоаппарат – 1 шт.;
- просторное помещение 25 м2 – кабинет педагога-психолога;
- модульные столы – 12 штук;
- доска маркерная – 3 шт.;
- пуфики – 7 шт.;
- бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки.
Финансовые ресурсы: внебюджетные средства в размере 10 000 рублей.
7. Механизм реализации Программы
Этапы | Содержание работы стажировочной площадки | Формы участия | Период | Конечный результат |
Организационный модуль | 1.1.Установочное совещание Цели и задачи площадки. Виды работы в рамках площадки. 1.2.Разработка методологии сопровождения профилактики психо-эмоционального сопровождения 1.3. Утверждение программы площадки | Совещание Педагогический совет | Сентябрь 2022 | Знакомство участников СП с дорожной картой по профилактике психо-эмоционального выгорания. Предложения по методологии и структуре Программы по профилактике психо-эмоционального выгорания |
Информационный модуль | Зональное тренинговое занятие «Ресурсный подход к профилактике выгорания» | On-line | 27.10 2022 | Анализ негативных аспектов профессионального выгорания с целью перехода к развитию у педагогов ресурсов устойчивости к выгоранию. |
Зональное тренинговое занятие «Способы и приемы для регулирования эмоционального состояния» | On-line | 23.11. 2022 | Психологическое просвещение педагогов по вопросу овладения приемами профилактики стресса. | |
Зональное тренинговое занятие «Слагаемые педагогического имиджа и работа над ним» | On-line | 21.12. 2022 | Развитие умения педагогов управлять своим имиджем, создавать свой стиль. | |
Зональное тренинговое занятие «Наполним жизнь радостью» | On-line | 25.01. 2023 | Освоение компетенций по позитивному мышлению. | |
Психологическое просвещение педагогических работников «Причины возникновения конфликтов. Внутриличностный конфликт и его преодоление». | Семинарское занятие с педагогическими работниками | 22.02. 2023 | Обучение педагогов технике бесконфликтного поведения. | |
Тренинговое занятие «Способы упреждения конфликтных ситуаций» | Психологический тренинг с педагогами МОУ «Ушаковская СОШ» | 22.03. 2023 | Обучение способам решения конфликтных ситуаций в педагогической среде | |
Тренинговое занятие «Практические рекомендации по поведению в конфликтной ситуации» | Психологический тренинг с педагогами МОУ «Ушаковская СОШ» | 26.04. 2023 | Овладение приемами понимания других людей и донесения своей точки зрения | |
Диагностический модуль | 3.1.Первичная диагностика педагогов школы с целью определения уровня профессионального выгорания 3.2. Консультации по результатам проведенного психологического обследования педагогов на предмет психо-эмоционального выгорания 3.3.Вторичная диагностика педагогов школы с целью определения уровня профессионального выгорания. | Групповые и индивидуальные диагностические и консультативные занятия | Сентябрь – октябрь 2022 Сентябрь – октябрь 2022 г. Апрель – май 2023 Апрель – май 2023 | Выявление уровня психо-эмоционального выгорания педагогов |
Модуль обобщения результатов | 4.1.Анализ работы стажировочной площадки, подведение итогов, подготовка публикаций и рекомендаций по вопросам организационного, методического обеспечения профилактики психо-эмоционального выгорания педагогов 4.2.Итоговое совещание презультатам работы региональной инновационной площадки 4.3.Подготовка итогового отчета по выполнению работы в рамках региональной инновационной площадки | Аналитическая деятельность Педсовет | Май 2023 | Итоговый отчет по выполнению работ ЭП Обобщение результатов деятельности в Публичном докладе |
8. Управление Программой и контроль за ее реализацией осуществляет Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР), а также директор школы.
И.о. директора школы М. Г. Блинова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-48999-1447983366.jpg)
Рабочая программа учебного предмета Музыка 1-4 класс включающий модули «Коллективное хоровое музицирование» и «Коллективное инструментальное музицирование» 1-4 класс в рамках деятельности региональной инновационной площадки
Рабочая программа учебного предмета музыка разработана в рамках региональной инновационой площадки по апробации программы учебного предмета «Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-680531-1444145933.jpg)
Региональная инновационная площадка
Являюсь членом региональной инновационной площадки «Центр профессионального самоопределения» ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж». Осуществляю инновационнную деятельность по теме: «Форми...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/22/picture-809781-1666425559.jpg)
Региональная инновационная площадка входящая в инновационную инфраструктуру системы образования ХМАО - Югры
В рамках работы региональной инновационной площадки по созданию системы лидерских площадок в пространстве школы как инструмента расширения возможностей Общероссийской общественно-государст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-558710-1420368973.jpg)
Программа региональной инновационной площадки «Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся по предметам естественнонаучного цикла»
Разработка механизмов и инструментов реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся по предметам естественнонаучного цикла....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/03/picture-716915-1585909342.jpg)
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/05/picture-556300-1473094000.jpg)
Календарный план реализации программы деятельности региональной инновационной площадки на 2020-2021 учебный год
Календарный план реализации программы деятельности региональной инновационной площадки на 2020-2021 учебный год«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, сам...