Презентация на тему "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"
презентация к уроку

Кутахова Екатерина Ивановна

-даны основные подходы в работе с одаренными детьми

-показана система уроков

-даны премены уроков и заданий по работе с одаренными детьми

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одарённые дети. Система работы с одарёнными детьми. Кутахова Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы, ШК8 ГБОУ Школа 1793

Слайд 2

Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты. Нейгауз В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат А.Сухомлинский

Слайд 3

Одарённый ребёнок Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.

Слайд 4

Выберите правдивые (с вашей точки зрения) утверждения Одарённый ребёнок: 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Выбивающийся из общего темпа. 4. Эрудированный. 5. Странный в поведении, непонятный. 6. Умеющий поддержать общее дело. 7. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 8. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 9.Занятый своими делами (индивидуалист). 10. Быстро, “на лету” схватывающий. 11. Не умеющий общаться, конфликтный. 12. Общающийся легко, приятный в общении. 13. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 14. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 15. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю .

Слайд 5

16. Развито абстрактное мышление и умение творчески решать поставленные задачи 17. Ускоренное прохождение этапов развития, характерных для этого возраста 18. Повышенная любознательность 19. Раннее мощное развитие речевых навыков 20. Удовольствие от обучения и быстрое усвоение материала 21. Отличное чувство юмора 22. Отличная память 23. Высокий уровень активности 24. Ярко выраженная реакция на шум, боль или ограничения 25. Способность длительное время удерживать внимание на предмете или занятии, представляющем интерес 26. Чувствительность и сострадание 27. Стремление к совершенству 28. Яркое воображение

Слайд 6

Таким образом, очевидно, что дети с одаренностью в той или иной области нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые не всегда вызывают только положительные эмоции в учителях и окружающих людях - Отсутствие внимания к условностям и авторитетам; - Большая независимость в суждениях; -Тонкое чувство юмора; -Отсутствие внимания к порядку и организации работы; -Яркий темперамент .

Слайд 7

Цель работы с одарёнными детьми Главной целью обучения и воспитания одаренных детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Слайд 8

Формы работы Работа на уроках: Дифференцированный подход; Проблемное обучение; Проектная деятельность; Развитие критического мышления Работа в группах Применение педагогических технологий Во внеурочной деятельности: Исследовательская деятельность; Предметные олимпиады; Творческие конкурсы;

Слайд 9

Учителя, работающие с одаренными детьми, меньше говорят , меньше дают информации , устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют .

Слайд 10

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных детей гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу , решению, оценке. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают . Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя

Слайд 11

Подобные открытые проблемные вопросы можно задавать уже и учащимся 5 класса. Вот примеры вопросов по произведению И.С. Тургенева “Муму”. 1. Почему Герасим не ушёл от барыни вместе с Муму? 2. Почему он даёт в рассказе портрет Муму как портрет человека? 3. В чём вина и в чём беда барыни?

Слайд 12

Такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения, развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление .

Слайд 13

Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий.

Слайд 14

При изучении нового материала работа с учебником можно выстраивать следующим образом. Работа с параграфом учебника: можно пригласить сильного ученика, который, опираясь на наблюдение над материалом, предваряющим работу над изучением новой темы, самостоятельно составляет опорную схему-конспект на доске. (У меня на уроках русского языка практикуется во всех классах) Такое составление с хем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы.

Слайд 15

При изучении теоретического материала можно использовать следующие приемы: для сильных учеников могут применяться элементы технологии критического мышления: например, сообщается тема, цель, задачи, круг вопросов, которые необходимо осветить (предлагается план) . Это можно дать как заранее (опережающее домашнее задание), так и на самом уроке. Здесь мы используем частично-поисковый метод.

Слайд 16

Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе . Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер) Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы в группе , они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал, а так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе высказаться по тому или иному вопросу. В дебатах (технология критического мышления) в роли спикеров, как правило, выступают более способные ученики, обладающие высоким уровнем развития монологической речи, аналитическими навыками, умеющие аргументировать свою точку зрения.

Слайд 17

Пример урока-исследования Родной язык в «реке времени» Цель: выявление современных путей развития русского языка Задачи: дать учащимся понятие о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, развивать логическое мышление, умение доказывать собственную точку зрения, прививать культуру ведения диалога Технология: дебаты, исследование «За» и «против» СМС, « Интерактивное общение в жизни современной молодежи», инсценировка из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Формы работы: групповая, индивидуальная Предварительная подготовка: Проведено анкетирование учащихся Проведено исследование « Интерактивное общение в жизни современной молодежи» Подготовлены инсценировки Подготовлены рассказы о возникновении СМС Результаты дебатов оформляются в виде коротких записей

Слайд 18

Что получилось: Против Отдаётся предпочтение фонетическому письму, часто реализуется неполный стиль произношения Употребление прописных и строчных букв, меняются функции прописных. Слитное, полуслитное, раздельное написание. Графические сокращения. Неофициальность, камерность, интимность общения обусловливают характер лексики SMS: это слова разговорного стиля, бытовой тематики, просторечные Эмоциональность, желание придать сообщению позитивный настрой ведут к намеренному изменению пунктуационного оформления текста, что отчасти заменяет использование смайлов.

Слайд 19

За Время отправления такого сообщения занимает пару секунд. SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд. Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон, адресат все равно его получит, как только появится в сети. Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором С помощью расширенного варианта SMS, называемого EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое. Особенность технологии такова, что передача SMS почти никак не нагружает сотовую сеть. Также SMS на телефоны можно отправлять из Интернет Они не требуют больших материальных затрат Благодаря возможности посылать сообщения можно спокойно общаться до глубокой ночи.

Слайд 20

Выводы Интерактивное общение играет важную роль в жизни современной молодежи Нами подмечена закономерность: учащиеся, имеющие отметки «4» и «5» по русскому языку, не замечают негативного влияния SMS-общения на свою грамотность и отмечают, что стараются следить за орфографией и пунктуацией собственных коротких текстов; ошибки в чужих текстах их раздражают. В SMS - текстах учащихся 9 - 11 класса довольно много нарушений общепринятых стандартов грамотности. Внедрение в повседневную жизнь практики обмена короткими интерактивными сообщениями через социальные сети, специальные программы и SMS приводит к снижению орфографической и синтаксической грамотности. Также мы увидели, что в интерактивном общении отражаются многие негативные процессы, произошедшие с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к чтению хорошей литературы, понижение требований к знанию русского языка и литературы. С одной стороны SMS - причина неграмотности современной молодежи, а с другой - зеркало общего уровня образованности и культуры адресанта.

Слайд 21

На основании проведенных исследований мы можем утверждать, что SMS-язык – часть массовой культуры и требует теоретического осмысления со стороны и филологов, и психологов для того, чтобы уменьшить его негативное влияние на традиционный язык и на формирование личности подростка. Необходима серьезная работа по разъяснению школьникам особенностей языка. Нужно постоянно показывать красоту слов и недопустимость их искажения. Постараться убедить подростков разграничивать общение на SMS-общение и общение в реальном мире. В противном случае нас ждут весьма нелицеприятные перспективы. На грамотность сложившегося человека повлиять не так-то просто. Гораздо легче сбить с толку ребенка, чья система ценностей, к которой, кстати, относится и уважение к родному языку, находится в процессе формирования. Кроме всего вышеперечисленного, дети, увлеченные открывающимися возможностями, перестают читать книги. Обыкновенные бумажные книги. А правильное чтение во все времена было прекрасным.

Слайд 22

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений. Диагностическая работа, психологическое сопровождение детей, вовлечение ребят в различные интеллектуальные, творческие, профориентационные мероприятия позволяют вовремя выявить мотивированных детей и спланировать дальнейшую работу по развитию этих способностей.

Слайд 23

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Выступление на районном семинаре по данной теме....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...

работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не тольк...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...