Реализация системы наставничества в дополнительном образовании
методическая разработка

Основная цель наставничества – создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего специалиста. Прежде всего, пара «наставник-наставляемый» подбирается так, чтобы в ней сложились доверительные отношения, комфортные психологические условия. Кроме того, и наставник и наставляемый должны работать в одном творческом направлении, чтобы передавать не только организационно-методические знания, но и профессиональный опыт. Только в этом случае молодой специалист сможет быстро и комфортно адаптироваться в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_sistemy_nastavnichestva.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Реализация системы наставничества

в дополнительном образовании

Реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка» во многом зависит от профессионального мастерства педагогических кадров, поэтому огромное значение приобретает вопрос формирования кадрового потенциала и особенно остро встает задача привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях дополнительного образования.

Как правило, нынешним выпускникам педагогических университетов и педагогам, пришедшим из учреждений общего образования, других областей деятельности, не хватает специальных теоретических знаний и практических умений для работы в системе дополнительного образования.

Именно поэтому необходимо развивать в коллективе систему наставничества, которая бы помогла «начинающему» педагогу избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию.

С этой целью в ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» уже несколько лет ведется работа по реализации системы наставничества педагогических работников в форме

«педагог – педагог», где наставник это участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого, а наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Основные направления деятельности наставника:

•        Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм организации обучения и воспитания и оказание необходимой помощи на основе анализа выявленных потребностей;

•        Посещение занятий молодого педагога и определение способов повышения их эффективности;

•        Ознакомление молодого педагога с основными направлениями и формами активизации познавательного процесса;

•     Демонстрация молодому педагогу опыта успешной педагогической деятельности;

•        Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.

Основная цель наставничества – создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего специалиста. Прежде всего, пара «наставник-наставляемый» подбирается так, чтобы в ней сложились доверительные отношения, комфортные психологические условия. Кроме того, и наставник и наставляемый должны работать в одном творческом направлении, чтобы передавать не только организационно-методические знания, но и профессиональный опыт. Только в этом случае молодой специалист сможет быстро и комфортно адаптироваться в коллективе.

Формирование наставнических пар и наставническая работа в 2022-2023 учебном году строились в двух направлениях:

  • Определение и корректировка профессиональных  дефицитов наставляемых;
  • Построение наставнической работы с учетом направления творческих объединений наставляемых.

 Система наставничества в 2022-2023 учебном году охватила большинство творческих направлений дополнительного образования детей:

  • Вокал;
  • Современная хореография;
  • Декоративно-прикладное искусство;
  • Изобразительное искусство;
  • Русская народная культура.

Работа по оказанию профессиональной поддержки наставляемому начиналась на этапе разработки и оформления дополнительной общеразвивающей программы, затем – при построении и подготовке учебного занятия с учетом особенностей творческой направленности. Далее наставники помогали молодым специалистам принимать участие в массовых мероприятиях, готовить учащихся к конкурсам, проводить мастер-классы для учащихся и родителей, принимать участие в конкурсах профессионального мастерства.

Мониторинг профессиональных дефицитов путем анкетирования и доверительных бесед с наставляемыми обозначил следующие трудности молодых педагогов:

  • Оформление документации;
  • Построение работы с родителями;
  • Адаптация в новом коллективе;
  • Организация воспитательной работы с учащимися.

Анализ мониторинга позволил наставникам под руководством куратора системы наставничества вести плодотворную работу по устранению профессиональных дефицитов наставляемых, этапы и направления которой отражены в персонализированных программах наставничества.

На формирование профессиональных компетенций наставляемых оказали влияние следующие факторы:

  • Педагогический коллектив как благоприятная психологическая среда;
  • Поэтапное включение наставляемых в систему профессиональной деятельности с учетом его личностных особенностей;
  • Психолого-педагогическое и обязательное методическое сопровождение, направленное на формирование у наставляемого профессиональных умений и навыков, оказание помощи в выборе решения образовательных и воспитательных задач;
  • Формирование профессиональных компетенций с учетом психологических особенностей наставляемого;
  • Практико-стажировочная деятельность. Практико-ориентированный подход к организации наставнической работы во всех направлениях деятельности. Данный фактор характеризуется  формированием у начинающих педагогов профессионального опыта при погружении их в профессиональную среду;
  • Принцип поэтапного включения молодых коллег в совместную деятельность с учётом их специфики и направления деятельности.

Результаты работы

О результатах работы системы наставничества можно судить по результатам профессиональной деятельности молодых педагогов, которые отражаются, во-первых, в стабильности педагогического коллектива, во-вторых, в результатах молодых специалистов и их обучаемых. Это представлено на стенде дипломами побед в творческих конкурсах, сертификатами участия в педагогических конференциях, мастер-классах, результатами анкетирования удовлетворенности обучающихся и их родителей.

Объективной оценкой работы системы наставничества и ее долгосрочной целью является аттестация наставляемого педагога, так как аттестация подтверждает высокий уровень педагогического профессионализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.

Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу....

Обобщение опыта по реализации авторизованной программы дополнительного образования "Интеллектуальная игра"

Представлено описание опыта по реализации программы дополнительного образования "Интеллектуальная игра"...

Педсовет на тему "Реализация Концепции развития дополнительного образования детей"

Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования  как системного интегратора открытого вариативного образования, обесп...

Иванова Н.В. Реализация общеобразовательной программы дополнительного образования «Проект «Тележурналист»

Достижение успеха во многом зависит от способности человека организовывать свою жизнь. Он должен уметь определить перспективу развития, намечать план действий, которые предстоит осуществить и, осущест...

Приказ "Об организации работы по реализации системы наставничества".

Приказ "Об организации работы по реализации системы наставничества"....

ПРОТОКОЛ педагогического совета от 20.03.2023г. "Внедрение и реализация системы наставничества в МАОУ СОШ №1".

ПРОТОКОЛ от 20.03.2023г.  № 2 заседания педагогического совета ТЕМА:  Внедрение и реализация системы наставничества в МАОУ СОШ №1....