Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.
статья по теме

ЩЕПКОВА НАТАЛЬЯ МИРОСЛАВОВНА

Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.

Творческое объединение «Улыбка» существует 15 лет.

С самых первых занятий ребятам открывается интересный, увлекательный, а иногда и волшебный мир – мир музыки. В творческом объединении обучается 35 детей. Заниматься в вокально-эстрадном ансамбле может любой желающий в возрасте от  6 до 18 лет. Для начала у каждого «новичка» выявляются сильные и слабые стороны, проверяется диапазон, вокальная природа, слух, чувство ритма, эмоциональная составляющая. На основании всех этих данных педагог подбирает определенный репертуар.

 "УЛЫБКА" - это большая семья, поэтому ребята не делятся на «стареньких» и «новеньких». И большие и маленькие знают репертуар друг друга наизусть.  Не мешает и то, что занятия у разных групп проходят в разное время, дети разновозрастные, но очень дружны между собой.

 Каждый ребёнок в процессе обучения осваивает технику эстрадного пения (дыхание, тембр, формирование звука, дикция), знакомится с элементами хореографии (эстрадного танца) для создания концертных номеров. В совершенстве владеет техническими атрибутами (микрофон, фонограмма).

И так, основная цель моей работы с детьми является приобщение детей и молодёжи к основам мировой музыкальной культуры,  посредством формирования у них вокально-профессиональных компетенций. Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъёму общей музыкальной культуры обучающихся.

Результат долгой и упорной работы – яркие выступления на различных площадках города, округа, участие в фестивалях, конкурсах, где дети становятся не только участниками, но и победителями.

Девиз нашего ансамбля - дарить людям праздник!

Эстрадное пение занимает особое место  в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. В  отличие от  классического  вокала,  выросшего  из  духовной  музыки,  эстрадное пение  возникло  из  бытового  фольклора  разных  культур и  отличается  многообразием  форм  и  направлений. Разные  способы  звукоизвлечения не  позволяли  долгое  время  сформироваться  какой-либо  эстрадной   вокальной  школе. Несмотря  на  существенные  различия  с   классическим   вокалом,  эстрадный   вокал  базируется  на  тех  же  физиологических  принципах  в  работе  голосового  аппарата  и  является  предметом  вокальной  педагогики.

Стоит отметить, что  предмет  «эстрадное пение» предполагает обучение   не только  правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре,  но ещё и  умение работать с микрофоном, владение  сценическим движением и  актёрскими навыками. Движение на сцене – одно из важнейших составляющих  имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем.  В свою очередь актёрское мастерство является  проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим  актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем.

Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей. Наполненное глубоким духовным содержанием,  оно расширяет кругозор учащихся, развивает музыкальные способности и художественный вкус,  способствует формированию личностных качеств.

Пение в ансамбле объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Концептуальной основой программы вокально-эстрадного ансамбля является общее развитие всех детей, независимо от природных задатков и постепенное выявление, и развитие музыкальных данных с обязательным вовлечением каждого ребёнка в насыщенную творческую деятельность коллектива.

Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Данная рабочая программа способствует освоению обучающимися универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности.

Содержание программы  направлено на:

  • формирование духовной культуры;  
  • развитие творческих способностей;
  • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.

Цель программы:  выявление и развитие творческих способностей обучающихся средствами вокального пения.

                 Данная цель реализуется при помощи разработанной мной образовательной программы «Эстрадный вокал», рассчитанной на 5-летний срок обучения для детей в возрасте от 6 до 18 лет.  

  1. задачи, направленные на обучение и развитие детей в творческом объединении:

●  освоение техники эстрадного пения;

●  формирование навыков сольного и ансамблевого исполнения;

●  обучение первоначальным основам актёрского мастерства;

●  обучение элементам эстрадного танца;

●  формирование навыков свободного ориентирования в работе

    с техническими атрибутами.  

Программа предусматривает  связь музыки с литературой,  сценическим

искусством, ритмикой и раскрывает содержание занятий, объединенных в

тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Музыкальную основу программы составляют разнообразные песни для детей

и юношества современных композиторов и исполнителей. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.

При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной

выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и

мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной

возможностью его освоения в рамках внеурочной  деятельности. Песенный

материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Задачи по формированию и развитию следующих качеств обучающихся: 

личностных: 

  • развитие личностного творческого потенциала ребёнка;
  • привить  ощущение  собственной значимости в обществе,  проявление творческой

инициативы, осознание своих возможностей и развитие целеустремлённости;

  • заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития

личности в перспективе его жизненного самоопределения;

  • приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;
  • сформировать гражданскую позицию, патриотизм;
  •  сориентировать  одарённых детей на выбор профессии в области искусства;
  • привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через эстрадное пение;
  • заложить в подростке фундаментальные основы духовно-нравственного развития

личности в перспективе его жизненного самоопределения.

метапредметных: 

  • постепенное накопление опыта творческого осмысления искусства эстрадного пения

на основе личных экспериментов;

  • приобщение ребят к современной музыке, формирование основ современного

музыкального мышления.

 предметных: 

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
  • освоить технику эстрадного пения;
  •  сформировать навыки как сольного, так и ансамблевого исполнения;
  •  научить первоначальным основам актёрского мастерства;
  •  научить элементам эстрадного танца;
  •  научить свободному ориентированию в работе с техническими атрибутами

(микрофон, фонограмма, музыкальная аппаратура).

ценностных ориентаций:

  •  иметь представления о возможных вариантах дальнейшей профессиональной

деятельности.

Развитие личностных,  регулятивных,  познавательных и коммуникативных

универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность

образовательно – воспитательного процесса как в основной школе так и в дополнительном образовании.

      В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

            Прогнозируемые результаты по программе:

  • развитие и поддержка устойчивого интереса у детей  к вокально-

эстрадному творчеству;

  • освоение техники эстрадного пения;
  • формирование навыков как сольного, так и ансамблевого исполнения;
  • приобретение навыков умения свободному ориентированию в работе с техническими атрибутами (микрофон, фонограмма, музыкальная аппаратура).
  • развитие артистических способностей в процессе обучения.
  • воспитать любовь к песенному  творчеству;
  • формирование  гражданской позиции, патриотизма, любви к родному краю;
  • ориентирование  одарённых детей на выбор профессии в области

искусства.

Одним из важных элементов работы  является отслеживание результатов. Для этого разрабатываются критерии оценивания, и дети настраиваются на анализ собственных результатов. Завершив работу или ее этап, ребенок сам дает оценку, эту же работу оценивает педагог, затем сравниваем эти оценки, обсуждаем и обосновываем их.

Целью обучения детей по данной программе ставится не просто организация досуга,  а формирование у них культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания. В этой связи существует необходимость контроля за результатами обучения. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса   разнообразны и направлены на изучение степени развития творческих способностей и личностных качеств каждого ребенка.

Особое внимание при освоении программы уделяется работе с семьей, в связи, с чем предусмотрены следующие мероприятия: знакомство с родителями, индивидуальные беседы, посещение занятий для качественной работы с детьми дома, участие родителей в праздниках.

Особенности организации занятий:

Основная цель всего курса обучения – научить детей петь технологически грамотно, эмоционально и образно. Важно научить детей петь профессионально и артистично.  

Основным средством и способом реализации программы является четкое планирование каждого занятия за счет сбалансированности поставленной конкретной цели и ожидаемого результата. Руководствуясь основным педагогическим принципом доступности, необходимо избегать постановки нереальных, заведомо сложных задач. Та или иная цель как результат, в данном случае, для каждого ребенка ставиться индивидуально. Такой подход обеспечивает постоянное, пошаговое приобретение всех знаний, умений и навыков в необходимом ритме для каждого ребенка. Организация учебной деятельности осуществляется в соответствии с возрастными психологическими особенностями. Для младшего возраста детей  характерны любознательность, восприимчивость, эмоциональность. Дети стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания.

Кроме того, учение — первый вид социальной деятельности, с которым сталкивается ребёнок. Поэтому активность в обучении представляет собой одновременно и условия, и результат, и средство формирования личности младшего возраста.

Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу и обеспечить общий жизнерадостный настрой всех участников учебного процесса, вводится установка на здоровую конкуренцию и коллективизм.

Для того чтобы занятия не были утомительными, для детей проводятся игровые и тематические перемены, на которых дети могут лучше познакомиться друг с другом, со своими сверстниками из других творческих объединений, поделиться своими впечатлениями и просто заняться подвижными играми.         

Обучение  вокалу обеспечивает личностное, регулятивное, познавательное, коммуникативное формирование УУД у обучающихся. У детей обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление; стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона. Комплекс здоровьесберегающих упражнений является профилактикой заболеваний органов дыхания.

Комплекс  упражнений, способствующих музыкальному развитию детей, формированию универсальных учебных действий (далее УУД) на занятиях вокала в которых используются  элементы здоровьесберегающих технологий:

Упражнение «На прогулке»  

Цель использования:  развитие артикуляционного аппарата, дыхательная гимнастика, развитие звуковысотного слуха.

Результат: отчетливая дикция, развитие  легких, умение различать высоту звука.

Рассказ

Упражнение

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так.

Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так.

Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки.

Поочередно высоко – низко, быстро – медленно «щелкать» языком.

Но однажды подул сильный ветер.

Активный долгий вдох через рот 4 раза.

Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?»

От нижнего звука «у» до верхнего «о». «У» - «о»? 

«Да куда же ты пойдешь? – ответила мама, - на улице сильный ветер».

От верхнего «о» к нижнему «у». «О» - «у»?

Но Лошадка не послушалась и побежала

«Щелкать» высоко.

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать.

Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а» медленно 4 раза.

Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А Лошадка поскакала дальше.

«Щелкать» высоко.

Вдруг Лошадка услыхала странный звук.

Долгий звук «ш – ш – ш».

«Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка.

«Щелкать» высоко.

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку.

Звук «ш» короткий по 4 раза.

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.

Звук «ф» по 4 раза.

Застрекотал кузнечик.

Звук «ц» по 4 раза.

Пролетел жук.

Звук «ж» продолжительный.

За ним комар.

Звук «з» продолжительный.

А ветер дул все сильнее и сильнее.

Продолжительный выдох.

Лошадка замерзла.

Звук «брр» 4 раза.

И побежала домой.

«Щелкать» высоко.

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама.

«Щелкать» низко медленно.

Она стала согревать Лошадку.

Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза.

Упражнение «Полет насекомых»

Изображаем полет комара – пищим тонким голосом, по движению руки педагога вверх или вниз произносим звук выше или ниже. Также изображаем полет мухи, жука. 

Цель использования: развитие звуковысотного слуха.

Результат: умение различать и воспроизводить звуки разной высоты.

Упражнение «Скороговорки»  

Проговаривание разнообразных скороговорок, начать в медленном темпе, далее продолжать с ускорением.

Цель использования: развитие артикуляционного аппарата.

Результат: отчетливая дикция.

  • Купилa бaбуся бусы Мapусе.
  • Селa мышкa в уголок, съелa бубликa кусок.
  • Чеpной ночью чеpный кот

           Пpыгнул в чеpный дымоход.

  • Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

  • Проворонила ворона вороненка.

  • Добры бобры идут в боры.
  • Ты, сверчок, сверчи, сверчи,

Сверчать сверчаток научи.

  • Чеpепaхa, не скучaя, чaс                                      

Сидит зa чaшкой чaя.

  • Свил паук гамак в уголке,

Чтобы мухи, просто так

покачались в гамаке.

Упражнение «Графическое пение»

На доске нарисована лесенка. Пропевание каждой ступени на звуке «лё».  

Цель использования: развитие звуковысотного слуха, разогревание певческих связок.

Результат: голосовой аппарат подготовлен к пению.

Представленный комплекс упражнений заставляет внутренние органы ребенка работать с полной отдачей:

  1. - происходит очищение и развитие легких;
  2. - разогреваются мышцы языка, массаж языка;
  3. - развивается речевой аппарат, улучшается дикция ребенка, работают мышцы лица;
  4. - развиваются певческие связки.

Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему  (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. На первом году закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Рабочая программа дополнительного образования по вокалу для детей 11-13 лет

Музыкальное воспитание включает в себя различные виды музыкальной деятельности, где вокально-хоровое пение является наиболее доступным и массовым видом музыкального исполнительства. В настоящее время ...

Рабочая программа дополнительного образования по вокалу для детей 12-14 лет

Музыкальное воспитание включает в себя различные виды музыкальной деятельности, где вокально-хоровое пение является наиболее доступным и массовым видом музыкального исполнительства.В настоящее время с...

Рабочая программа дополнительного образования по вокалу для детей 16-17 лет

Музыкальное воспитание включает в себя различные виды музыкальной деятельности, где вокально-хоровое пение является наиболее доступным и массовым видом музыкального исполнительства. В настоящее время ...

Рабочая программа дополнительного образования детей Вокально-эстрадная студии "Радуга"

Главная цель данной Программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального иск...