Эссе «Нам не дано предугадать…»
статья

Максимова Любовь Федоровна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nam_ne_dano_predugadat_0.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Нам не дано  предугадать…»

Нам не дано  предугадать,

Как слово наше отзовется.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Федор Тютчев

Меняется время, меняются учителя и ученики, меняются педагогические направления, а русский язык как предмет всегда остается для большинства людей трудным.

Наши ученики часто не понимают, что им говорят на уроках учителя, дома — родители, и сами учителя не всегда понимают врачей, продавцов, родителей... Речь не только детей, но и взрослых косноязычна.

Как же изменить эту ситуацию?

 Наши дети не читают. А мы и не сопротивляемся.  Направляем детей на интернет-источники. Предлагаем прочитать хотя бы  краткое содержание программного произведения,  опять же в интернете. Помогаем детям установить всевозможные  программы для компьютера. На уроках часто используем технологию тестового контроля, даже по литературе. При наполняемости 20 человек иной ребенок вообще не дождется очереди ответить на уроке в течение  длительного времени. Устная речь звучит все реже и реже.  Не учим ни говорить, ни читать. А как научить писать при неразвитой устной речи?!

Необходимо превратить  уроки Русского и Литературы в увлекающие уроки Словесности.  Я, как и многие из нас, учителей, стала искать способы изменить ситуацию в пользу Великого и Могучего. Вот тогда мне и пришла в голову мысль познакомиться с Герменевтикой и начать с ней сотрудничать.

И что бы вы думали?! Мои ученики вдруг преобразились: они почувствовали вкус и аромат читательского труда, им стало весело и интересно пускаться в «экспедицию» по тексту, но — самое поразительное — они стали грамотнее писать (и орфографически, и стилистически, и содержательно).

На уроках  Словесности работаю над формированием исследовательского интереса к художественному тексту. На уроках русского языка  вне поля зрения остается важнейшая сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко появляется в художественном тексте. Часто за правилами и точными формулировками, срезами знаний и контрольными диктантами дети не успевают увидеть в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты, того, чем может гордиться каждый русский человек. Душа ребенка непременно откликнется и почувствует красоту и гармонию родного языка. Лучше всего эстетическая ценность языка видна в художественном тексте.

Начинаю работу с анализа текстов произведений не только классиков литературы, но и русских народных сказок, обычаев, обрядов.

         Сказка «Курочка Ряба» известна детям с раннего возраста. Но уже в 5 классе ученики начинают понимать, что она хранит тайны. Возникают вопросы!  Почему дед и баба пытаются разбить яйцо, а потом, когда яйцо разбилось,  плачут? Чтобы ответить на этот вопрос, проводим исследование. Обсуждается вопрос, о чем эта сказка и что она несет нам (Какой завет предков содержится  в этом незамысловатом сюжете?). Кто, когда и почему вмешался в сказку? Проводим наблюдения над языковым материалом сказки. В результате, дети приобретают исследовательской  опыт работы и приобретают новые интересные знания.

Сказка «Колобок»  вдруг раскрывается в новом смысле. «Колобок» сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков: эта сказка является образным описанием жизненного пути человека. Колобок из родительского дома отправляется в жизнь и встречает на пути всевозможные препятствия  (страх, агрессия, эмоции, сила, богатство,  лесть, слава). Преодолев их, покатился дальше, к Солнцу. Этот конец есть в редких (старых) изданиях русских народных сказок. Таким образом, сказка «Колобок» рассказывает  о жизненных трудностях, испытаниях, встречающихся на пути  человека. Наши предки в сказках с детства раскрывали детям философию жизни

Пытаемся заглянуть  и в глубокий философский смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». В раннем детстве ребенок впитывает в себя знания, правила поведении, образ жизни из окружающего мира. И то, из какого источника он напьется, зависит, кем он станет. Испробует родниковой воды из недр матушки-земли ( впитает с молоком матери сказки, песни, любовь к родине) - станет богатырем, а напьется из болотца - станет «козленочком». И такому «козленочку» нужно пройти через трудные жизненные испытания, чтобы стать человеком. История эта о становлении личности человека.

А.С.Пушкин в произведении «Руслан и Людмила» утверждает, что «русалка на ветвях сидит». Почему? Ведь русалка, по утверждению народных поверий, водяное существо в виде женщины с рыбьим хвостом. Почему же она сидит на дубе? В результате исследования выясняем,  что  русалка – это славянская богиня-берегиня, которая русит – делает людей русскими, а также даёт орошение в прямом и переносном смыслах русской земле.

На уроке  развития речи по теме «Описание деятельности человека» обращаемся к сказке «Лягушка-царевна» и приходим к выводу, что в  этой сказке народ передал свое восхищение мастерством. Царевна-лягушка сбрасывает свою лягушечью кожу, только когда выполняет какую-либо работу. И выполняет она эту работу с большим мастерством. Народ восхищается не внешним видом человека, а творением его рук. Когда же она приезжает на пир, то и здесь в танце она прекрасна. Есть народная пословица «С лица воды не пить», которая имеет тот же смысл. В произведении Н.А.Некрасова «Мороз - красный нос» автор тоже показывает  красоту русской женщины через силу ее духа, красоту мыслей, образ жизни, самопожертвование. «Лягушка» становится прекрасной царевной, когда расцветает (сбрасывает кожу) своей духовной красотой. Когда она способна ради близкого человека на все: на труд, на подвиг, на смерть... В душе «лягушки» скрывается царевна. И в современном мире незаметный внешне человек раскрывается в поступке.

         В сказках заложена ведическая память. Из глубин веков пришли к нам следы ведической культуры. Мы являемся ее носителями. Наша задача сохранить это богатство и передать его следующим поколениям.

        Подобная работа учит ребенка чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, усваивать душой и разумом самобытность русского слова, выражать себя в слове, овладевая несметным богатством русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...