Конспект воспитательского занятия на тему "ПАМЯТИ ПАВШИХ"
план-конспект занятия (9 класс)

Конспект воспитательского занятия вдля обучающихся с ОВЗ "Памяти павших"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pamyati_pavshih.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Памяти павших».

Цель повторение и закрепление пройденного материала по Великой Отечественной войне, его переосмысление и формирование на его основе базовых национальных ценностей.

Задачи
образовательные:

- систематизировать и закрепить знания об основных битвах, датах, именах, характере и особенностях Великой Отечественной войны;

- развивать навыки работы с исторической картой;

- способствовать развитию интереса к предмету.

коррекционно - развивающие:

- развивать фактические, временные и пространственные исторические представления;

- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), причинное мышление;

- развивать память;

- развивать устную речь.

воспитательные:

-формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиги своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях;

- содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности, активной жизненной позиции с учетом этических норм при оценке событий прошлого.

Оборудование:
Карта «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.», портреты, карточки с датами и названиями решающих битв войны,
карточки с заданием для самостоятельной работы, презентация, аудиозапись, выставка художественной литературы о Великой Отечественной войне.

Структура урока

  1. Организационный момент.

СЛАЙД №2

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1) Вставьте пропущенные буквы

Ф _ Ш _ З _

Н _ Ц _ С _ Ы

Г _ Т _ Л _ Р

Ф _ Ш _ С _ Ы

2) «Подбери пару».

Граница СССР - (Брест).

Операция «Тайфун» - (Москва).

«Дорога жизни» - (Ленинград).

Мамаев курган - (Сталинград).

Операция «Цитадель» - (Курск).

II. Актуализация знаний.
ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ:

Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли,
Отстаивали кровью поливая.
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали…
- О чём это стихотворение? (ответы обучающихся)
- Какие чувства оно у вас вызывает? (ответы обучающихся)

- Почему именно этим стихотворением мы начали наш урок? (ответы обучающихся)
III. Сообщение темы и целей урока.
Воспитатель:

В течение нескольких уроков мы с Вами изучаем одну из наиболее трагических и вместе с тем героических страниц в истории нашей Родины – КАКУЮ? ( Великую Отечественную войну).

- Сегодня мы заканчиваем изучение данного раздела и с новым материалом знакомиться не будем. Как вы думаете, как может называться тема последнего урока, после изучения раздела? (ответы обучающихся)
- Тема нашего занятия: «Памяти павших».

Давайте с Вами вспомним по своему составу СССР, каким был государством? (Многонациональным государством)
Приложение №1

Перед Вами лежат материалы необходимые нам сегодня назанятии.
Пожалуйста, обратитесь к
тексту приложения №1 и ответьте на вопрос:
Планируя нападение на СССР, на что рассчитывал Гитлер?

Зачитайте или ответьте своими словами.

Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалится под ударом его армий, «как карточный домик». Но этого не только не произошло. Многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более, чем 100 (СТА) ее народов.

Воспитатель:

Что же произошло на самом деле?

На фоне аудиозаписи «Священная война»:

21 июня 1941года. Стояла звездная июньская ночь – самая короткая ночь в году. Ей на смену должен был прийти самый длинный день.

В 2 часа ночи мимо станции Брест на запад прошёл длинный товарный состав. Мерно постукивали колёса. На больших тёмных вагонах белой краской было написано простое мирное слово «Хлеб». Шли последние минуты мира.

Вдруг тишину разорвал оглушительный грохот, вокруг загорелись здания, падали убитые, стонали раненые, плакали женщины и дети. Так пришлось проснуться 22 июня 1941 года людям, жившим в Брестской крепости, Минске, Киеве, Смоленска, Севастополя и других городов и посёлков на западных рубежах Советского Союза. Пронеслась команда «К оружию!»

В рядах Красной армии с первых дней войны сражались представители всех народов. В годы войны были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались воины из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей — Майкопа, Грозного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе. Герои разных национальностей стояли насмерть, защищая Одессу и Севастополь, Киев и Харьков, Новороссийск и Сталинград, Смоленск и Тулу.( показ на карте)

Кому принадлежат эти строки М. Лисянского?

« Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков.

И в сердцах будут жить двадцать восемь

Самых смелых твоих сынов»

Правильно.

( подвиг 28-героев-панфиловцев). СЛАЙД № 3

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опережающее задание – дополнение ( Сердюк А)

316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Панфилова, формировалась после начала войны в Алма-Ате (Казахстан) и Фрунзе (Бишкек, Киргизия). Дивизия была фактически ополченской, так как создавалась сверх плана. В нее призывались главным образом жители Казахстана, а также частично Киргизии. Многонациональное воинское соединение на 40% состояло из казахов, 30% бойцов – русские и столько же – представители еще 26 народов Советского Союза. Новобранцы, которым в среднем было по 30-35 лет, не имели ни боевого опыта, ни военной подготовки, но их командир Панфилов был опытным военачальником, воевавшим в Первую мировую (1914-1918), а затем и в Гражданскую войны (1917-1922).

Бой под Дубосеково вошел в историю как подвиг 28 героев-панфиловцев. Впервые о нем в общих чертах, без деталей рассказали военные корреспонденты "Комсомольской правды" в конце ноября 1941 года, когда Волоколамск находился в руках противника и побывать в районе боев было невозможно. Вскоре в "Красной звезде" появились еще две публикации о героях-панфиловцах. В статьях об участниках боя говорилось: погибли, но врага не пропустили. Панфиловцев, сражавшихся у разъезда Дубосеково, действительно считали павшими. 21 июля 1942 года, по представлению политуправления 16-й армии Западного фронта, 28 воинам батальона было присвоено звание Героя Советского Союза.

- Докажите, среди панфиловцев были не только русские солдаты?

Слайд №4

Где находится Дом Павлова?

-Вспомните, какой подвиг совершили советские разведчики сержанта Павлова?

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В обороне принимали участие 25 человек. Интересный факт, что практически все солдаты были разных национальностей (представители 11 национальностей). Среди солдат была женщина — санитарный инструктор. Во время атак с вражеской стороны Мария откладывала в сторону аптечку и брала в руки оружие.

Дороги войны... По ним шли не только солдаты – дети тоже. У каждого из наших, героев была своя дорога, но всех их объединяло одно – любовь к своей Родине и желание жить свободными на своей земле.

СЛАЙД № 5-6

Выступления обучающихся:

Лёня Голиков (портрет) (Комович А)

Воевал в партизанском отряде. В десять лет Леня в боях с оккупантами уничтожил семьдесят восемь немецких солдат и офицеров, подорвал девять автомашин с боеприпасами. Он участвовал в двадцати семи боевых операциях, взрыве двух железнодорожных и двенадцати шоссейных мостов. 15 августа 42 года юный партизан взорвал легковую машину с важным немецким генералом. Погиб Голиков весной 43 года. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Марат Казей (портрет) (Тарасова А)

В 13 лет ушёл к партизанам и стал разведчиком. Он пробирался во вражеские гарнизоны, запоминал расположение немецких постов, штабов. Его сведения помогали партизанам наносить врагу большие потери. Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 44 года он попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда осталась одна граната, он подпустил врагов поближе к себе и выдернул чеку. Посмертно стал Героем Советского Союза

Воспитатель:

Есть фраза:

«На войне детей не бывает; те, что попали на войну, должны были расстаться с детством».

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать, должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома, горят детские кроватки.

Например, на Украине, но мы к этому вопросу вернемся немного позже.

Физкультминутка.

Учащиеся стоят рядом со своими рабочими местами. Воспитатель задает детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - приседают, поставив руки на пояс

  1. Верно ли, что II мировая война началась I января 1939 г.?
  2. Верно ли, что немецкие фашисты провозглашали превосходство своей нации над другими народами?
  3. Верно ли, что Германия напала на СССР 22 июня 1941 г.?
  4. Верно ли, что одними из первых на территории СССР с фашистами столкнулись защитники Брестской крепости?
  5. Верно ли, что битва под Москвой была проиграна Красной армией?
  6. Верно ли, что блокада Ленинграда продолжалась 1 год?
  7. Верно ли, что Мамаев курган - это самое высокое место в Сталинграде?
    8. Верно ли, что грандиозное танковое сражение произошло у деревни Прохоровка
  8. Воспитатель:

Вспомните, что означает «оккупированная территория»?

(Оккупированная территория значит захваченная территория другой страны и установленный на ней военный режим управления).

Воспитатель:

- Вы знаете, что люди, которые оставались на захваченной немцами территории тоже боролись в тылу с немецкими захватчиками.

- Какие порядки устанавливали фашисты на оккупированной территории? ( На оккупированных территориях немцы устанавливали свои порядки, то есть гитлеровцы заставляли советских людей работать на немцев).

- Кто боролся в тылу врага? (В тылу врага с фашистами на оккупированной территории боролись подпольные группы и партизанские отряды).

Словарная работа:

ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД – быстрое передвижение небольших партизанских отрядов по деревням и городам оккупированной территории

- На каких территориях было наиболее сильным партизанским движение?

( Наиболее сильным партизанское движение было в Смоленской и Брянской областях). (ПОКАЗ НА КАРТЕ)

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

- На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины — более 60.

Приведите примеры героической борьбы советских людей с фашистами в тылу врага. (Заслушиваются ответы обучающихся)

Партизаны помогли многим советским людям выдержать режим оккупантов. За боевые заслуги более 130 тысяч партизан были награждены орденами и медалями. 249 партизан получили высшую награду Родины – звание Героя Советского Союза. (Слайд № 7)

Задание №1 (Индивидуальная работа) ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Миллионы советских людей проявили массовый героизм.
Давайте вспомним имена героев, выполнив следующее задание: «Назови героя и его подвиг» (соедините стрелками)
Работа по карточкам:
Герои Событие

Разведчик сержант Павлов

Больше трех лет его пытали, мучили, допрашивали, но он не предал Родину.

Генерал Карбышев

Им пришлось оборонятся 58 дней. Большинство из них погибли в неравной схватке, но дом отстояли.

Зоя Космодемьянская

Поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру

Иван Панфилов

Юная девушка, встала на защиту своей Родины. Перед смертью подбадривала сельчан, не бояться врагов, защищать свою землю.

Александр Матросов

Шесть дней под Волоколамском, 28 панфиловцев отражали непрерывные атаки и ценой собственной жизнью враг остановлен

Вывод:
- Эти люди показали бесстрашие и доблесть, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других.

- Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Благодаря самоотверженному труду советских людей на военных заводах к 1944 году наша страна превосходила Германию по количеству военной техники.

Все, кто жил и работал в тылу, оказывали помощь фронту. Рабочие на заводах писали на боеприпасах, самолетах и танках послания бойцам Красной Армии. И бойцы, получая танки и боеприпасы с такими надписями, понимали, что в тылу люди трудятся вместе с ним ради победы над врагом.

- Прочтите надписи на танках. Эти надписи вселяли уверенность бойцам в победе, они чувствовали поддержку. Слайд№8

- Расскажите, какую помощь оказывали люди фронту? Слайд № 9

Жизнь детей и подростков в годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней умерли многие тысячи ребят. В колхозах дети с 9 лет уже работали на полевых работах, собирали вместе с взрослыми посылки на фронт для бойцов Советской армии. Девочки работали в госпиталях санитарками, в школах организовывались концертные бригады для выступлений в госпиталях. Школьники собирали металлолом, чтобы на заводах из него делали оружие для защиты Родины ( слайд № 10).

Многие заводы были эвакуированы, и в заводских цехах работало много подростков. Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков. В деревообрабатывающих цехах подростки делали ящики для снарядов, мин, патронов.

Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои сипы они отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера в то, что наша Родина будет, свободной помогала ребятам в недетском труде слайд №11

Задание 2. «Великая Отечественная война и цифры» ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Воспитатель показывает табличку с цифрой, учащиеся называют, как она связана с ВОВ.:
6 лет – длилась Вторая мировая война.
1418 дней – длилась Великая Отечественная война.
900 дней – длилась блокада Ленинграда.
200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.
27 млн. чел. – погибли за время войны

Задание 3. «Третий лишний». ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Тест (задание выполняется индивидуально, учащиеся должны зачеркнуть лишнее слово; после выполнения обмениваются с соседом по парте и выполняют взаимопроверку)
1. Вторая мировая, Великая Отечественная, Гражданская. (Войны П)
2. Освободительная, справедливая, захватническая. (Черты воин О)
3. Чапаев, Жуков, Рокоссовский. (Чапаев – начдив, Маршалы Б)
4. Фашисты, белые, советские воины. (Солдаты Е)
5. Т-34, «Катюша», тачанка. (Техника Д)
6. К. И. Шульженко, А.В. Нежданова, Л. Утёсов (Певцы А)
-КАКОЕ КОДОВОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ? ПОБЕДА.
Вывод: святая вера в справедливый характер войны и в непременную победу над врагом помогали советским людям преодолевать все невзгоды и тяготы военного времени.

За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев и др. СЛАЙД № 12

Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немцы пытались поставить национальные движения в СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу военного разгрома Красной армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

Таким образом, расчеты Гитлера на распад союзного советского государства под ударами вермахта не оправдались. Единство многонационального советского парода стало важнейшим условием его победы в Великой Отечественной войне.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: (Соболев А)

И сегодня все российские военнослужащие, участвующие в боевой операции в Украине – герои. Они воюют за интересы нашей страны и нашего народа. Потому что США хотят править всем миром, ослабить и подчинить Россию. Для этого они нашли опять слабое место – Украину, и разместили на её территории огромное количество оружия. Сформировали боевые отряды из неонацистов. Заговорили уже о приобретении ядерного оружия. Жители Донецкой и Луганской республик не поддержали их. Они хотят жить в мире с Россией. Поэтому с 2014 года украинские военные терроризируют население этих республик.

Нас Америка заставляет жить по своим правилам. Вы прекрасно знаете, что наши олимпийцы выступают без флага и гимна страны. Нас лишили права называться страной. Сейчас начали запрещать культурное наследие великих композиторов, поэтов и писателей, всех творческих людей нашего Отечества. Мы как осажденная крепость. И сколько можно дрожать и ждать, когда тебя окончательно раздавят!?

Наши политики много раз старались обратить внимание мирового сообщества на эти преступления. Но, увы! Противостояние России всё больше нарастало. Поэтому было принято решение о начале спецоперации по защите интересов нашей страны, народов Донецкой и Луганской республик.

Слайд №-13

Многие российские военнослужащие погиб в ходе спецоперации. Среди них жители Тулунского района:

Обучающиеся по очереди зачитывают:

Доброволец из Тулуна Иркутской области Игорь Опенкин погиб в ходе минометного обстрела на территории ЛНР.

Младший сержант, стрелок-помощник гранатометчика мотострелкового взвода Михаил Лаптев представлен к ордену Мужества (посмертно)
Олег Скареднев отправился добровольцем на спецоперацию в составе частной военной компании "Вагнер". Погиб под Артемовском.

Рядовой Роман Горелов из Тулунского района погиб во время спецоперации на Украине

Тулун 21 января попрощался с Владимиром Комаровым, погибшим 27 декабря в зоне СВО на Украине.

Слайд №-14

Воспитатель:

Короткая фраза «Никто не забыт и ничто не забыто» вмещает всю нашу благодарную память. И пока мы помним безвозвратно ушедших защитников, они не зря отдали свои жизни, оставшись верными клятве.

Я верю, что вы, где бы не находились, всегда будете достойными гражданами нашего Отечества – нашей многострадальной России.

И заканчивая урок, предлагаю почтить память погибших минутой молчания.

Россия

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Сегодня вы меня порадовали, все очень старались. Спасибо.

«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

Литература:

1. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный - развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, с.- (Мастерская учителя).

2. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учебник для 9 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 312 с.: ил.

3. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. –метод. пособие / Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 215 с. – (Коррекционная педагогика).

Приложение:

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Миллионы советских людей проявили массовый героизм.
Давайте вспомним имена героев, выполнив следующее задание: «Назови героя и его подвиг» (соедините стрелками)
Работа по карточкам:
Герои Событие

Разведчик сержант Павлов

Больше трех лет его пытали, мучили, допрашивали, но он не предал Родину.

Генерал Карбышев

Им пришлось оборонятся 58 дней. Большинство из них погибли в неравной схватке, но дом отстояли.

Зоя Космодемьянская

Поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру

Иван Панфилов

Юная девушка, встала на защиту своей Родины. Перед смертью подбадривала сельчан, не бояться врагов, защищать свою землю.

Александр Матросов

Шесть дней под Волоколамском, 28 панфиловцев отражали непрерывные атаки и ценой собственной жизнью враг остановлен

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Воспитатель показывает табличку с цифрой, учащиеся называют, как она связана с ВОВ.:
6 лет – длилась Вторая мировая война.
1418 дней – длилась Великая Отечественная война.
900 дней – длилась блокада Ленинграда.
200 дней – длилась героическая оборона Сталинграда.
27 млн. чел. – погибли за время войны

ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Тест (задание выполняется индивидуально, учащиеся должны зачеркнуть лишнее слово; после выполнения обмениваются с соседом по парте и выполняют взаимопроверку)
1. Вторая мировая, Великая Отечественная, Гражданская. (Войны П)
2. Освободительная, справедливая, захватническая. (Черты воин О)
3. Чапаев, Жуков, Рокоссовский. (Чапаев – начдив, Маршалы Б)
4. Фашисты, белые, советские воины. (Солдаты Е)
5. Т-34, «Катюша», тачанка. (Техника Д)
6. К. И. Шульженко, А.В. Нежданова, Л. Утёсов (Певцы А)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий 9 мая "Мы будем помнить павших имена..."

Сценарий 65-летия Великой Победы. Много стихов, музыки....

"Каждый павший - живой, если в сердце живет..."

Сегодня, когда компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь,  встала проблема создания электронных пособий и учебников  для обучающихся.  Ни  для кого не секрет, что подростки...

Презентация к методической разработке "Каждый павший - живой, если в сердце живет "

Презентация, посвященная памяти беловчан, погибших в Афганской и Чеченских войнах....

Внеклассное занятие «Памяти павших будьте достойны!»

Эпиграф«Нельзя научиться любить живых,если не умеешь хранить память о павших».Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.  Ход классного часаКлассный руководитель : Давайте прочтем слова марш...

Занятие кружка «Краеведение» "Памяти павших посвящается..."

Занятие кружка "Краеведение"  посвещено изучению истории Великой Отечественной войны на примере подвигов соотечествеников, сохранению преемственностью поколений на основе исторической памяти....

занятие на тему"Памяти павших будьте достойны"

формировать основы патриотизма;- воспитывать интерес и чувство гордости за прошлое нашей страны,чувство уважения к ветеранам ВОВ, гордости за их героические подвиги; - развивать навыки ...